Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты экономических категорий налогообложения

1.1 Налоговый кодекс как основа действующей системы налогообложения банков

1.2 Общие характеристики системы налогообложения

Глава 2. Функции и роль коммерческих банков как участников налоговых отношений

2.1. Банки как налогоплательщики и налоговые агенты

2.2. Обязанности коммерческих банков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах

2.3. Ответственность коммерческих банков за совершение нарушений своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах

Глава 3. Налоги выплачиваемые банками

3.1 Налогообложение коммерческих банков налогом на добавленную стоимость

3.2. Налогообложение коммерческих банков налогом на прибыль организаций

3.3. Налогообложение коммерческих банков налогом на имущество организаций

Заключение

Библиография

Статья 5. ФЗ 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» Банковские операции и другие сделки кредитной организации

К банковским операциям относятся:

Б.А.Федосимов пишет: «Законодательство по налогам запутано, у налогов существует большое количество льгот, различных ставок, методов расчета налоговой базы».[30]

Свою оценку налоговой системы РФ дает А.А. Керимова в своей диссертации: «Действующая российская система налогообложения финансово-кредитных учреждений еще далека от совершенства и требует дальнейшего развития в соответствии с развитием банковской системы государства».[31]

«Налоговое законодательство банков на современном этапе является сложным и динамичным…неоднозначность его требований, норм, правил… отражаются на финансовом состоянии банков... необходимо разработать новые или усовершенствовать действующие методы идентификации, систему формирования налоговой базы…пересмотра методики налогового учета в России »[32] - пишет С.А.Литвинова.

Еще одной общей характеристикой системы налогообложения является ее инерционность. «Развитие системы происходит, скачкообразно»[33], рывками, от Закона до очередного Закона. Это обусловлено сложностями процедур принятия законодательных документов, актов. «В итогe создается временной интервал, зазор между обратной связью, поступившей от системы (налогоплательщиков и налоговых органов) и реакцией на нее законодательной системы, имеющей цель корректировку нормативно-законодательной базы, которая регулирует действующую налоговую систему».[34]

Но с другой стороны – инерционность налоговой системы - благо, она делает систему предсказуемой, в определенном временном интервале без неожиданностей и сюрпризов. Налогоплательщикам и фискальным органам требуется определенное время для изучения изменений, разработки при необходимости новой документации…Необходим разумный временной интервал для вступления в силу нововведений.

Б.А.Федосимов обращает внимание еще на одну важную черту действующей системы налогообложения: «Наличие «законных лазеек», вызванных не оптимальностью налогового законодательства и самостоятельного применения налоговых льгот, позволяет «оптимизировать» налоговые отчисления, приводя к необоснованной налоговой выгоде налогоплательщика и ущербу для государственного бюджета»[35].

В этом же ключе оценивают систему и Я.С.Глущенко с М.С.Егоровой: «…все еще велика доля теневой экономики и распространены уклонения от налогообложения».[36] Одной констатации фактов наличия «законных лазеек», теневой экономики и уклонения от налогов – мало. Эти явления необходимо изучить с помощью понятий Институциональной экономики – трансакционных издержек, оппортунистического поведения и др. Интереснейшие умозаключения могут получиться. Уклонение от налогообложения не всегда является итогом особенностей налогового законодательства и налоговой политики государства. Есть индивиды, которые пользуются общественными благами, но не платят налоги. Нобелевский лауреат О.Уильямсон пишет: «… оппортунизм есть следование своим интересам, в том числе обманным путем…представление неполной или искаженной информации,…преднамеренный обман,…сокрытие истины…»[37].


Вместе с тем, необходимо отметить, что ряд «способов» уменьшить налоги вполне официальны – можно воспользоваться регистрацией компании в другой стране, обладающей льготными условиями для иностранных фирм.

Л.И.Гончаренко пишет «Стремление налогоплательшика снизить величину уплачиваемых им налогов объяснимо и объективно… Воплощение этого стремления нарушает экономический интерес государства».[38]

Как справедливо замечает С.Д.Шаталов: «…бесплатных льгот не бывает: за льготы одним неизбежно более высокие налоги платят другие».[39] По подсчетам Минфина России, в 2014 г. льготы съели бюджетных денег порядка 1,7 трлн. руб. Об этой цифре надо помнить, когда появляются предложения по повышению налоговых ставок, чтобы пополнить бюджет.

Нормы налогового регулирования, определяющие основания, условия и порядок применения льгот, не должны носить индивидуальный характер. «Это противоречило бы принципу равенства налогообложения»[40] - принципу изложенному еще А.Смитом в 18 веке.

Главной целью осуществления налоговой политики должно быть «…достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной функциями налогов».[41] Налоговая политика – вообще краеугольный камень всей налоговой системы. Ее правильная выработка должна стать одной из основных задач на пути реализации задач поставленных Президентом РФ В.В.Путиным в декабре 2016 года.

Основная функция системы налогообложения – фискальная. «Фискальная функция налогов состоит в том, что посредством налогов формируются доходы бюджета».[42]

С помощью налогов государство осуществляет финансирование важнейших институтов – национальной экономики, обороны, безопасности и правоохранительной деятельности, образования и культуры, здравоохранения и др. Налоги должны быть нацелены на ограничение высоких доходов и поддержку малоимущих граждан путем предоставления льгот. Налоги выступают элементом механизма, оказывающего существенное влияние на демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления. Налоговая ставка – важный инструмент регулирования хозяйственной деятельности.

Регулирующая и фискальная функции налогов находятся в тесной, неразрывной связи. «Стремясь к достижению максимального фискального эффекта, государство должно активно использовать с этой целью регулирующее влияние налогов на экономику, добиваясь повышения предпринимательской активности, рационального и эффективного использования ресурсов и основанного на этом экономического роста».[43]
М.А.Кацаев в диссертации пишет, что: «Действующая налоговая система является одним из факторов сдерживающим рост объемов кредитования коммерческими банками реального сектора экономики».[44] Цитата специально взята из «старого» источника, чтобы показать, что ситуация мало изменилась. Сравним с цитатой: «…действующая налоговая система…в малой степени рассматривает привлечение долгосрочных ресурсов и реализацию их на финансирование экономики страны…банки направляют свою деятельность на краткосрочное кредитование, тем самым снизив интересы экономики»[45]. Написано в 2015 году.


Язык изложения, четкость формулировок НК РФ. Необходимо добиваться однозначности прочтения текста. Может быть непосредственно систему налогообложения не характеризует, но свой след оставляет. Статья 12 п.1: «В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные». И тут же - ст.12 п.5: «Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом». Понятно, что законодатель имел в виду, что при необходимости только он имеет право отменить тот или иной налог, но сказал то, что сказал. Глагол «отменяются» использовано в настоящем времени, а должно было быть в будущем времени. Надо добавить в текст, как вариант – после слова …сборы – «при необходимости отменяются…». Или с перестановкой слов – «Настоящим Кодексом может быть отменен ». Текст статьи требует будущее время, его надо дать.

Большой интерес представляет оценка налогового законодательства РФ со стороны функционирующих в стране иностранных банков. Цитата взята из Годового отчета за 2015 год «Райффайзенбанк»: «Российское налоговое законодательство часто подвергается изменениям и, несмотря на то, что качество налогового законодательства постепенно улучшается, в некоторых случаях имеет место различное толкование и непоследовательное применение действующего налогового законодательства. Нет полной уверенности в том, что в будущем в налоговое законодательство России не будут внесены изменения, которые могут негативно отразиться на предсказуемости и стабильности налоговой системы России. Изменения норм налогового законодательства РФ могут касаться установления новых налогов, новых обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, повышения налоговых ставок, установления или отягчения ответственности, какого-либо иного ухудшения положения налогоплательщиков, налоговых агентов, иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах»[46].

Может быть в каких-то наблюдениях они и правы, но в целом замечания голословны, по-крайней мере в Годовом отчете Банка таким замечаниям места не должно быть. Особенно неудачны прогнозы на будущее. Тем более что в части налогообложения за 2016 год, «Райффайзенбанк» представил полную информацию.

В Годовом отчете «Райффайзенбанк» за 2014 год, также как и в Годовом отчете за 2013 год эта цитата повторяется слово в слово, что говорит о формальном подходе банка к составлению отчета. Меняются только цифры. Хотелось бы верить, что хотя бы в них банк не придерживается формального подхода.


Выводы по главе 1

Осуществленное исследование литературных источников, работ российских и иностранных авторов, практиков и теоретиков экономической науки, посвященных понятию и сущности, формированию налоговых отношений, а также анализ практического материала, позволяет сделать некоторые выводы:

Действующая в РФ система налогообложения, в том числе и банков такова, каков Налоговый кодекс страны. Научные труды либо толкуют те или иные положения Кодекса, либо высказывают предложения, пожелания и рекомендации, которые со временем могут стать статьями НК РФ при соответствующей их проработке и принятии в качестве законодательных актов. Некоторые статьи Кодекса неоправданно долго редактируются.

Общая характеристика действующей в стране системы налогообложения, сложившаяся в научной литературе такова – система сложна, запутана, допускает «законные лазейки» для ухода от налога, сдерживает рост объемов кредитования коммерческими банками реального сектора экономики.

Глава 2. Функции и роль коммерческих банков как участников налоговых отношений

2.1. Банки как налогоплательщики и налоговые агенты

В соответствии с ФЗ-395-1 банк - это «кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц»[47].

Статья 11 п.2 Налогового кодекса трактует банк как – «коммерческие и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ».[48]

Можно только сожалеть о таком «не глубоком», поверхностном определении банка, как это дано в НК РФ. Как налогоплательщики банки не первые и не последние, и какое-либо их выделение в НК РФ не обязательно и не выделены. Налогоплательщиков много. Также много и налоговых агентов и в этом вопросе банки не единственные и не уникальные.


Но когда банкам уготованы те серьезные обязанности в области налогов и сборов, которые прописаны в НК РФ, и которые должны работать с полной отдачей, безвозмездно, быть опорой ФНС в практических вопросах перечисления денег на счета Федерального бюджета, выполнять требования Налоговых служб с учетом сжатых сроков исполнения, ограничиваться требованием наличия одной лишь лицензии ЦБ не совсем коллегиально.

Налоговым органам в качестве помощников нужны не просто коммерческие организации, имеющие лицензию ЦБ, им нужны организации с разветвленной структурной сетью с высококвалифицированными сотрудниками, четко и в срок выполняющие нужные банковские операции. Вместо моральной поддержки банков как помощников налоговых органов – четкие формулировки Главы 18 НК РФ – «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение»[49].

С.А.Литвинова пишет, что: «Главной особенностью банков во взаимоотношениях с налоговой системой РФ является их неоднородный характер. Банк выступает в качестве: плательщика налогов; посредника между налоговой системой и другими налогоплательщиками; налогового агента, осуществляющего исчисление и удержание налогов и перечисления их в бюджет».[50]

В соответствии со ст.24 - Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. В соответствии с п.3 ст.24 НК «налоговые агенты обязаны»[51]- правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщиком; сообщать о невозможности удержать налог; вести учет данных по каждому налогоплательщику; представлять документы; документы хранить 4 года; нести ответственность за налоговые проступки.

Налоговый агент. Данный институт налогового права отражает способ уплаты налогов, который в теории налогов традиционно называется уплатой налога у источника выплаты дохода.[52]

«В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные».[53] Их уплачивают и коммерческие банки как и все другие налогоплательщики, кому положено.

Из перечня федеральных налогов, обязательных к уплате на всей территории РФ, приведенных в ст.13 НК РФ, банки уплачивают только налог на прибыль организаций Гл.25, НДС Гл.21 и НДФЛ Гл.23.