Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты экономических категорий налогообложения

1.1 Налоговый кодекс как основа действующей системы налогообложения банков

1.2 Общие характеристики системы налогообложения

Глава 2. Функции и роль коммерческих банков как участников налоговых отношений

2.1. Банки как налогоплательщики и налоговые агенты

2.2. Обязанности коммерческих банков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах

2.3. Ответственность коммерческих банков за совершение нарушений своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах

Глава 3. Налоги выплачиваемые банками

3.1 Налогообложение коммерческих банков налогом на добавленную стоимость

3.2. Налогообложение коммерческих банков налогом на прибыль организаций

3.3. Налогообложение коммерческих банков налогом на имущество организаций

Заключение

Библиография

Статья 5. ФЗ 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» Банковские операции и другие сделки кредитной организации

К банковским операциям относятся:

Из региональных налогов, установленных ст.14 НК РФ, банки уплачивают налог на имущество организаций Гл.30 и транспортный налог Гл.28.

Из местных налогов, установленных ст.15 НК РФ банки уплачивают лишь земельный налог. Гл.31.

Согласно ст.17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае когда «определены налогоплательщики и следующие основные обязательные элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога»,[54] факультативные элементы необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам, порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правонарушения, налоговые льготы.

Банки как налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговых органах; вести учет своих доходов и расходов; представлять налоговые декларации; представлять документы, необходимые для исчисления налогов; выполнять требования налогового органа; хранить данные бухгалтерского учета 4 года;

«Принудительный характер изъятия налогов служит основой для возникновения противоречия между налогоплательщиком как субъектом налога, с одной стороны, и государственной властью, с другой стороны».[55]

2.2. Обязанности коммерческих банков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах

«Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика… а также поручение налогового органа…».[56] Суть поручения - перечисление налога в бюджет РФ на счет Федерального казначейства из денежных средств налогового агента или налогоплательщика.

Такое поручение должно быть исполнено коммерческим банком в течение одного операционного дня, на второй день после получения поручения. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается п.2, т.е. коммерческая организация выполняет банковские операции безвозмездно. Интересна правовая сторона вопроса – насколько правильно - наказывать материально организацию (банк), которая помогает ФНС безвозмездно.


Если на счету налогоплательщика или налогового агента имеются в наличии денежные средства, то банки не имеют права задерживать перечисление налогов.

Эта обязанность банков вытекает из нормы НК РФ, которая устанавливает, что обязанность налогоплательщика (он же клиент банка) на уплату налога будет считаться исполненной с момента представления в банк поручения на оплату соответствующего налога, при условии достаточных денежных средств на его счету ст.45 п.п.3.1. Но самый важный фактор это тот, что назначение коммерческого банка - именно выполнение посреднической роли в платежах.

Кроме того, обязанность банка возникает лишь при наличии двух факторов одновременно – он получил поручение и у налогоплательщика есть деньги на счету.

Но возможен и такой вариант, что денег не будет у самого банка  на его корреспондентском счету.

В случае срыва установленных сроков по уплате налога или сбора налоговые органы могут приостановить операции налогоплательщика по счетам в банке. Для этого необходимо направить соответствующее решение налогового органа в банк. Ст. 76.1.

Коммерческий банк в безусловном порядке приостанавливает операции по счету налогоплательщика до отмены им (налоговым органом) своего решения.

Банк не несёт ответственность за возможные убытки, которые может понести налогоплательщик - организация из-за приостановления его операций в банке. Ст. 76.10. Это же положение действует и в отношении счетов налоговых агентов, а коммерческий банк не имеет права открыть им другие счета.

Допустим, налогоплательщик в текущем месяце «финансово провалился». Вместо того чтобы дать ему шанс встать на ноги, чтобы он стал платежеспособным в следующем месяце, через месяц, Налоговый орган требует приостановления операций в банке, налогоплательщик несет невосполнимые убытки. Банк успокаивает себя тем, что он не отвечает за эти убытки.

Ведь этих денег в бюджете нет, и уже точно не будет. Приостанавливая операции по счетам, добивая организацию, мы теряем прописанные бюджетные поступления и в другие месяцы. Думается, что такое положение вещей должно более детально обсуждаться при работе над новым налоговым законодательством. Радикальные меры удушения налогоплательщика должны быть переосмыслены. Надо изыскать другие методы принуждения налогоплательщика к выплате налогов. Вернее не принуждения – ему надо дать кредит, чтобы он расплатился с бюджетом.

С целью обеспечения эффективного контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогоплательщиками установленных законодательством налогов и сборов на налоговые органы возложена обязанность по ведению учёта налогоплательщиков, и коммерческий банк наделен такими же обязанностями.


Индивидуальный предприниматель сперва встает на учет в налоговом органе и только после предъявления соответствующего свидетельства банк вправе открыть ему счет п.1. ст.86 НК РФ. А при открытии или закрытии счета в банке индивидуальным предпринимателем, банк обязан сообщить об этом в соответствующий налоговый орган по месту учета.

Если налоговый орган направил в банк мотивированный запрос, то в течение 5 дней банк обязан выдать соответствующие справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей с соблюдением режима банковской тайны ст.855 ГК РФ[57] и ст.26 ФЗ №359-1.[58]

Коммерческий банк сам выбирает форму предоставления требуемой информации.

Если уплата не производится в добровольном порядке, налоговые органы могут взыскать требуемую сумму в принудительном порядке, со счетов налогового агента или налогоплательщика в банках, для этого выписывается инкассовое поручение на списание и перечисление в бюджет денежных средств налогоплательщика или налогового агента.

Инкассовое поручение исполняется банком в установленной очередности не позднее 1 операционного дня после дня получения поручения с рублевых счетов или 2 операционных дней с валютных счетов.

В случае отсутствия денег или недостаточного их количества поручение исполняется по мере поступления денег. А в соответствии со ст.47 НК РФ, налоговый орган может взыскать налог за счет иного имущества.

Банк обязан также перечислять пени за несвоевременность уплаты налога или сбора.

Несмотря на «особую налоговую» роль банков, в специфические самостоятельные участники налоговых отношений банки прямо не выделены. В то же время отдельные статьи НК РФ устанавливают статус, права и обязанности, что фактически определяет их особую и важнейшую роль в налоговой системе.[59] 

Есть ограничения и на права налогового органа. Статья 80 НК устанавливает ряд ограничений для налогового органа «…налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, не вправе требовать включения в нее сведений, не связанных с исчислением и уплатой налога».[60]


2.3. Ответственность коммерческих банков за совершение нарушений своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах

Если коммерческие банки нарушат свои обязанности, возложенные на них Кодексом, то законодательство о налогах и сборах и законодательство об административных правонарушениях РФ предусматривает для них административную ответственность. С них могут взыскать штрафы и пени за каждый просроченный день исполнения обязанности.

Налоговые органы могут обратиться в ЦБ с ходатайством об отзыве лицензии у коммерческого банка не должным образом исполняющего свои обязанности, по законодательству о налогах и сборах.

Штраф, коммерческий банк должен заплатить добровольно, в противном случае взыскать с него принудительно можно лишь в судебном порядке.

Прежде чем обратиться в суд налоговый орган обязан предложить коммерческому банку добровольно уплатить сумму штрафа в бюджет. И только в случае отказа банка или пропуска срока уплаты, налоговый орган вносит в арбитражный суд исковое заявление о взыскании штрафа, в размере установленном НК РФ за соответствующее налоговое правонарушение. К заявлению прилагаются материалы налоговой проверки, решение налогового органа и другие материалы.

Зато взыскание пени с коммерческих банков осуществляется в бесспорном порядке ст.136 п.2 НК РФ.

Здесь уместно будет сослаться на С.Д.Шаталова, который пишет, что: «Законодатель не верит в разумность Минфина России и Федеральной налоговой службы, …настало время дополнить НК РФ правовыми презумпциями, которые позволили бы, не доводить до абсурда ситуации, когда … налоговый орган и налогоплательщик могут решить спор только в суде».[61] Думается, что нарушать установившуюся систему решения спорных вопросов через суд не разумно менять, даже если дело «копеечное». И кто должен решить подлежит ли вопрос судебному разбирательству или его можно урегулировать обоюдным согласием. Появятся новые причины для трений налоговых органов с налогоплательщиками.

За нарушение своих обязанностей, в отношении коммерческих банков предусмотрены различные виды и размеры ответственности.

За нарушение срока перечисления налога или сбора предусмотрена ответственность в виде взыскания пени в размере не более 0,2 процента от суммы налога не перечисленного своевременно за каждый день просрочки. На должностных лиц банка могут быть наложены административные штрафы от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.


Если коммерческий банк не приостановил операции по счетам клиента банка, перечислил средства другому лицу, что не было связано с исполнением банком обязанностей по уплате налога или сбора либо другого платежного поручения, а другое лицо не имело преимущества в очередности перед платежом в бюджет или внебюджетный фонд, то это влечет штраф в размере 20 процентов от перечисленной суммы, но не более суммы задолженности.

Если же коммерческий банк открыл счет организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, или открыл счет в то время как коммерческий банк имел решение налогового органа о приостановлении операций по счетам этого клиента, то это влечет штраф в размере 10 тысяч рублей, а с должностных лиц могут взыскать от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Если же коммерческий банк открыл счёт организации или индивидуальному предпринимателю в то время как у него было решение налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица – то это влечёт штраф на должностных лиц банка в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Штраф в размере 20 тысяч рублей предусмотрен за несообщение или несвоевременное сообщение налоговому органу со стороны банка информации об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем, а на должностных лиц банка накладывается штраф от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Может быть правовое понятие о несвоевременном сообщении об открытии и закрытии счета идентичны, но не сообщение о «закрытии» счета представляется менее тяжелым проступком, чем не сообщение об «открытии». И наказания надо разделить. Не правильно ориентироваться только на рифмование слов «открытие-закрытие».

Штраф в размере 10 тысяч рублей взыскивается в случае непредставления в установленные сроки по мотивированному запросу налогового органа информации по операциям и счетам граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Повторное непредставление информации по тому же запросу влечет штраф в размере 20 тысяч рублей. Это конечно приучит к дисциплине, но порядок цифр шокирует.

Нарушение срока представления или отказ от представления в налоговые органы документов, оформленных в установленном порядке для проведения налогового контроля или представление в искаженном виде или неполном объеме документов и других сведений, - влечёт наложение штрафа на граждан до трёх минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц – от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда.