Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты экономических категорий налогообложения

1.1 Налоговый кодекс как основа действующей системы налогообложения банков

1.2 Общие характеристики системы налогообложения

Глава 2. Функции и роль коммерческих банков как участников налоговых отношений

2.1. Банки как налогоплательщики и налоговые агенты

2.2. Обязанности коммерческих банков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах

2.3. Ответственность коммерческих банков за совершение нарушений своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах

Глава 3. Налоги выплачиваемые банками

3.1 Налогообложение коммерческих банков налогом на добавленную стоимость

3.2. Налогообложение коммерческих банков налогом на прибыль организаций

3.3. Налогообложение коммерческих банков налогом на имущество организаций

Заключение

Библиография

Статья 5. ФЗ 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» Банковские операции и другие сделки кредитной организации

К банковским операциям относятся:

Если коммерческий банк нарушит срок решения налогового органа о взыскании налога, сбора или пени, то коммерческий банк привлекается к ответственности с взысканием пени в размере не более 0,2 процента от суммы указанной в решении налогового органа за каждый день просрочки.

Если же банк создал ситуацию отсутствия денежных средств на счете такого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, на которого в банке лежит инкассовое поручение налогового органа, то это влечет штраф в размере 30 процентов от не поступившей суммы.

В Кодексе четко прописаны права и обязанности банка как налогоплательщика и налогового агента. Ст.22 НК гарантирует административную и судебную защиту их прав и законных интересов. Защита прав налогоплательщика (и налогового агента) обеспечивается соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

В той же ст.22 сказано, что неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей со стороны должностных лиц налогового органа влечет ответственность, предусмотренную ФЗ. Большей конкретики законодатель не счел нужным изложить.

Также четко прописаны обязанности банка как лица, выполняющего обязанности в сфере налогового администрирования. Еще более четко прописана ответственность банка за соответствующие нарушения в этой области.

В ст.31, ст.32, 33, ст.35 НК РФ сформулированы права, обязанности налоговых органов и обязанности должностных лиц налоговых органов. Предусмотрена и их ответственность. Самое главное - причиненные налогоплательщикам… и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК и иными федеральными законами. Если сравним это положение с ответственностью банков и их должностных лиц, то это не идет ни в какое сравнение, где должностное лицо банка может быть оштрафовано 40 - 50 минимальными размерами оплаты труда, своими кровными. А там бюджет расплачивается.

Не удалось найти в Кодексе права банка как лица, выполняющего обязанности в сфере налогового администрирования. Наличие обязанностей предполагает автоматическое возникновение прав. Считать, что у банка в этом случае те же права, что и у банка - налогоплательщика, на наш взгляд, в корне неверно. Вряд ли ст.21 и ст.22 покроют и эту область деятельности банков. Вопрос требует тщательного изучения.

Выводы по главе 2

Из двух определений банка по ФЗ 395-1 и ст.11.п.2. НК РФ, последнее поверхностное, «не глубокое». Банки не только налогоплательщики и налоговые агенты. На них возложены важные задачи в сфере налогового администрирования, для выполнения которых качественно, в срок, безвозмездно, наличия одной лишь лицензии ЦБ недостаточно. Банки выполняют поручения налогоплательщиков и налоговых органов и несут при этом административную ответственность за ненадлежащее их исполнение. С них могут взыскать штрафы и пени, и даже отозвать лицензию ЦБ РФ. Это уже не просто административная ответственность.


Серьезной проблемой являются соотношения прав и обязанностей банков, с одной стороны и прав и обязанностей налоговых органов с другой стороны и степень их ответственности. И если обязанности банков обеспечиваются их ответственностью, то вопрос обеспечения их прав как и наличие самих прав остается открытым, необходимы меры, гарантирующие соблюдение прав банков как органов, выполняющих обязанности в сфере налогового администрирования.

Глава 3. Налоги выплачиваемые банками

3.1 Налогообложение коммерческих банков налогом на добавленную стоимость

НДС является косвенным налогом, и влияет на процесс ценообразования и структуру потребления, так как конечным его плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг) и имеет основную функцию – фискальную.

« …от введения НДС воздержались такие страны как США, Япония и Австралия… НДС приводит к росту цен на товары, работы и услуги на всех стадиях продвижения товаров до конечного потребителя…».[62]

Законодательство о налогах и сборах имеет специфические особенности, которые предусмотрены в отношении налогообложения банковской деятельности налогом на добавленную стоимость.

Функции кредитной организации – основные направления ее банковской деятельности. Эти функции осуществляются посредством банковских операций и сделок, их перечень приведен в ст.5 ФЗ 359-1 «О банках и банковской деятельности» - 9 операций и 7 сделок (услуг). (Приложение 1).

Но НК РФ нигде не ссылается на ФЗ-359-1, нигде не пишет, что пользуется перечнем операций и сделок, приведенных в этом законе, и которые НК РФ освобождает от налогообложения в соответствии со ст.149 п.п.3.3, в чем и состоит отличительная особенность налогообложения банков.

Формулировки ст.149 п.п.3 НК РФ самым поразительным образом совпадают с формулировками не существенного для НК РФ закона «О банках и банковской деятельности».

Проанализируем оба перечня внимательно. Статья Кодекса, из 9 банковских операций освобождает от налогообложения 7 операций, причем п.п.5 разбит на две части – первая часть «инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов» не освобождена от налогообложения, а вторая часть той же статьи – « кассовое обслуживание физических и юридических лиц» - освобождена.


А п.п. 7 банковская операция «привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов» осталась в неопределенном состоянии. Но освободив от налогообложения п.п.4 сделки «осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ» законодатель, видимо посчитал, что это одно и то же – сделку освободил, а операция под прикрытием сделки просто выпала из поля рассмотрения. По крайней мере ее в тексте НК нет.

Если это действительно одно и то же, т.е. операция п.п.7 совпадает со сделкой п.п. 4, то давно пора внести изменения в закон 395-1-ФЗ. А если это все-таки разные вещи (в одном привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, в другом - осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, то уточнения потребуются от НК РФ. В приложении 1 и приложении 2 приведены перечень банковских операций по ФЗ №359-1 и перечень освобожденных банковских операций из ст.149 п.п.3 НК для сравнения.

Освобождены от налогообложения еще одна сделка п.п.1 «выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме» и сделка «оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент-банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала».

Может быть, это наше замечание не существенно, можно было и не обращать внимания, но учитывая с какой скрупулезностью, законодатель уточняет абзацы, сочетания слов, отдельные слова, порядок слов в предложении в других статьях Кодекса, приведение п.п.7 и п.п.4 к общему знаменателю – дело архи важное.

В параграфе 1.2. данной курсовой работы мы приводили оценку системы налогообложения банков РФ со стороны «Райффайзенбанка», являющегося юридическим лицом, зарегистрированным на территории Российской Федерации и внесен в Единый государственный реестр юридических лиц. Банк завершил 2016 год со следующими финансовыми результатами в области уплаты налогов.

Прибыль до налогообложения составила 30 919 352 тыс.руб. Прибыль после налогообложения 23 577 908 тыс.руб. Сумма налогов составила 7 341 444 тыс.руб., которая перераспределилась по видам налогов следующим образом.

НДС уплачен в размере 140 130 тыс.руб. Налог на имущество – 17 9357 тыс.руб. Транспортный налог 802 тыс.руб. Земельный налог 1 578 тыс.руб. Прочие налоги (не расшифровано) 21 118 тыс.руб. Но самый существенный налог, уплаченный банком за 2016 год это налог на прибыль – 6 998 459 тыс.руб. Расчет производился по ставке налога на прибыль 20%.[63] Сравнивая с результатами работы за 2015 год, необходимо отметить, что показатели возросли на 1,1%. (Приложение 3).


3.2. Налогообложение коммерческих банков налогом на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций является основным элементом налоговой системы России, оказывает существенное влияние на стабильную работу банковской системы, оказывает содействие в перераспределении национального дохода. Это федеральный, прямой налог, устанавливающийся НК РФ, взимается на всей территории России. Плательщиком налога на прибыль является организация, получившая прибыль. Налоговая ставка установлена в размере 20%.[64] Ст.53 НК определяет налоговую ставку как величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.[65]

Налогообложение прибыли организаций осуществляется в соответствии с требованиями главы 25 второй части НК РФ, вступившей в силу 1 января 2002 года.

Объектом обложения является прибыль полученная налогоплательщиком.[66]

Ст.246 Кодекса устанавливает плательщиков этого налога. К ним относятся российские организации и иностранные организации, функционирующие в России через постоянные представительства, или имеющие доходы от источников, работающих в РФ. Для нас эти положения НК означают, что плательщиками налога на прибыль являются российские и иностранные банки, действующие через свои филиалы и имеющие лицензии от ЦБ России.

Ст. 247 НК РФ прибылью называет доход, уменьшенный на сумму произведенных расходов. Это идентично и для российских коммерческих банков и для иностранных банков. У иностранных банков речь идет о доходах и расходах их постоянных представительств.

Самым важным в этих действиях является то, что НК РФ устанавливает четко какие банковские операции приносят доход, а какие вызывают расходы.

Налоговая база.  Пункт 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой признает денежное выражение прибыли.

Доходы. Ст. 248 НК РФ к доходам, которые учитываются для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, отнесены - доходы от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав и внереализационные доходы.

Пунктом 1 ст.249 НК РФ установлены общие правила, по которым доходом от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав является выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации складывается из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары.


С учетом специфики банков, статья 290 НК РФ к доходам коммерческих банков относит доходы от осуществления банковской деятельности (22 позиции) - некоторые пункты (сокращенно) из этого перечня: проценты от денежных средств; плата за открытие и ведение банковских счетов; расчеты по поручениям; комиссионные за операции; обслуживание платежных карт и иных специальных средств; инкассация; депозитарное обслуживание и т.д.

Не включаются в доходы банка суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов банков.

Ст. 250 НК РФ  к внереализационным доходам относит доходы, которые не были указаны в ст.250 (25 позиций). Коротко укажем некоторые: долевое участие; сдача имущества в аренду; положительная курсовая разница; безвозмездно полученное имущество и т.д.

Если имущество получено безвозмездно, то оценка доходов производится исходя из рыночных цен, с учетом положений статьи 40 НК РФ. Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком документально или необходимо будет проведение независимой оценки.

Если имущество получено в условиях благотворительной деятельности, или в виде целевых поступлений или целевого финансирования, то по окончании налогового периода налогоплательщик представляет в налоговые органы отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утвержденной МФ РФ.

Ст. 251 НК РФ определяет общий для всех перечень доходов, не учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Полученное имущество не считается доходом для целей налогообложения только в одном случае, если в течение одного года со дня его получения данное имущество (кроме денежных средств) не передается третьим лицам.

Расходы. Под расходами организаций понимаются уменьшение экономических выгод из-за выбытия активов и возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала организации.

Ст.265 НК РФ под расходами понимает документально подтвержденные, обоснованные затраты, (убытки) осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Обоснованными расходами считаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а документально подтвержденными расходами считаются затраты, подтвержденные соответствующими документами, оформленными в соответствии с требованиями законодательства РФ. Расходами считаются любые затраты при одном условии, что они производились для получения дохода.