Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты экономических категорий налогообложения

1.1 Налоговый кодекс как основа действующей системы налогообложения банков

1.2 Общие характеристики системы налогообложения

Глава 2. Функции и роль коммерческих банков как участников налоговых отношений

2.1. Банки как налогоплательщики и налоговые агенты

2.2. Обязанности коммерческих банков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах

2.3. Ответственность коммерческих банков за совершение нарушений своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах

Глава 3. Налоги выплачиваемые банками

3.1 Налогообложение коммерческих банков налогом на добавленную стоимость

3.2. Налогообложение коммерческих банков налогом на прибыль организаций

3.3. Налогообложение коммерческих банков налогом на имущество организаций

Заключение

Библиография

Статья 5. ФЗ 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» Банковские операции и другие сделки кредитной организации

К банковским операциям относятся:

Пункт 2 ст.252 НК РФ все расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, делит на группы: связанные с производством и реализацией товаров, работ, услуг и внереализационные расходы.

Коммерческие банки определяют свои расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций по общим правилам, но с учетом особенностей установленных НК РФ.

Расходы при исчислении налоговой базы устанавливаются по общим правилам, в соответствии с п. 1 ст. 253 НК РФ.  Перечень расходов 6 позиций.

Банки, осуществляя свою коммерческую деятельность, могут производить все перечисленные виды расходов, но так как основным видом деятельности банков является оказание банковских услуг, то расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров преобладают над другими видами расходов.

С учетом особенностей банковской деятельности законодателем в ст. 291 НК РФ предусмотрен перечень расходов, которые могут понести банки при осуществлении банковской деятельности помимо всех приведенных расходов, предусмотренных статьями 254-269 НК РФ. Перечень содержит 21 позицию.

В расходы банка не вводятся суммы отрицательной переоценки средств в иностранной валюте, которые поступили в качестве оплаты уставных капиталов кредитных организаций.

Определяя налоговую базу, не учитывают расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, которые формируются банками под задолженность, а также в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные под векселя.

Расходы коммерческих банков,  связанные с производством и реализацией банковских услуг  подразделяются на: материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; и прочие расходы, к которым относятся - командировочные расходы; расходы на повышение квалификации; представительские расходы; расходы на рекламу; использование личного транспорта в служебных целях.

Ст.265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включает обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К ним относятся: судебные расходы; консервация и расконсервация мощностей; проведение собраний акционеров и т.д. Всего 27 позиций.

Ст. 270 НК РФ определяет общий для всех перечень расходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций – всего 49 пунктов, из них 22 позиции пункта 48. Порядок определения доходов и расходов. Ст.271, ст.272 и ст.273 Кодекса устанавливают, что доходы определяются налогоплательщиком самостоятельно одним из двух методов – методом начисления и кассовым методом.


Доходы по методу начисления - доходы учитываются в том налоговом периоде, в котором они имели место, независимо от того фактически поступили денежные средства или нет.

Расходы учитываются  в том налоговом периоде, к которому они относятся, независимо от сроков фактической выплаты денежных средств. Расходы признаются в том налоговом периоде, в котором эти расходы возникают по условиям сделок.

При кассовом методе учета доходов датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Коммерческие банки при определении своих доходов и расходов могут пользоваться исключительно методом начисления. Применение ими кассового метода запрещается п. 1 ст. 273 НК РФ. Более того, в соответствии с указанной нормой закона на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу имеют право только те организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации их товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

Налоговая ставка. Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ общая налоговая ставка по налогу на прибыль коммерческих банков устанавливается в размере 20 %.

3.3. Налогообложение коммерческих банков налогом на имущество организаций

Налог на имущество организаций — прямой, региональный налог - форма обложения налогом стоимости имущества, находящегося в собственности налогоплательщика юридического лица.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, т.е. к налогам субъектов Российской Федерации, элементы которых и общие принципы взимания устанавливаются НК РФ, а конкретные особенности исчисления и уплаты, налоговым законодательством субъектов Российской Федерации. Кроме того, налог на имущество организаций относится к прямым налогам, так как конечным его плательщиком является предприятие, обладающее имуществом на праве собственности. Налог на имущество выполняет как фискальную функцию (способствует пополнению бюджетов субъектов Российской Федерации), так и регулирующую - путем модификации элементов налогообложения достигается наиболее благоприятный налоговый режим для налогоплательщиков, которым необходима поддержка государства в рамках действующей государственной налоговой политики. Несмотря на то, что доля поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации от налога на имущество организаций невелика, он занимает важное место в налоговой системе государства и оказывает влияние на банковский сектор в экономике государства.


Налогоплательщики. Согласно п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками по налогу на имущество организаций признаются: российские организации и иностранные организации, работающие в РФ через постоянные представительства или имеющие недвижимое имущества в собственность на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

Таким образом, плательщиками этого налога являются и российские коммерческие банки, и иностранные банки, осуществляющие банковскую деятельность на территории Российской Федерации через свои филиалы, зарегистрированные ЦБ и получившие у него лицензию. В силу указанной законодательной нормы Банк России также является плательщиком налога на имущество организаций.

Объект налогообложения. На основании ст.374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество является:

  • для российских коммерческих банков — движимое и недвижимое имущество включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление внесенное в совместную деятельность, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета;
  • для иностранных банков - движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств. В целях Главы 30 НК РФ иностранные банки обязаны вести учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.

Не признаются объектами налогообложения: 1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы); 2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Выводы по главе 3

Налоги, уплачиваемые банками, характеризуются важными особенностями. Так, почти все операции (кроме инкассации) банков и более половины банковских сделок (услуг) освобождены от НДС.

Для начисления налога на прибыль организаций, в Кодексе приведен перечень всех возможных операций, могущих принести доход банкам. С учетом специфики банков в перечне содержатся 22 таких операций. Перечень расходов исчисляемых по общим правилам содержит 6 позиций, а перечень расходов с учетом особенностей банковской деятельности содержит 21 позицию. Аналогичное положение с внереализационными доходами и расходами.


Вместе с тем, думается, что предусмотреть все возможные виды, хотя бы доходов – задача чрезвычайно сложная. Об этом свидетельствуют изменения, внесенные в соответствующие перечни в более поздние сроки 2002 и даже 2015 годах. Необходимо придумать алгоритм отнесения тех или иных операций к соответствующим статьям доходов и расходов. Что касается самих перечней, то их необходимо читать в тексте НК РФ, без их воспроизведения в тексте курсовой.

Заключение

Достоинства и недостатки Налогового кодекса страны во многом определяют действующую систему налогообложения банков. Для создания в Кодексе стройной системы налогообложения банков, не достает важной статьи, объединяющей все налоговые функции банков – налогоплательщика, налогового агента и организации, выполняющей обязанности в сфере налогового администрирования, которая давно сформулирована в научных трудах.

Наличие в Кодексе всей истории изменения глав, статей, отдельных абзацев перегружают текст, мешают четко воспринимать действующие в данный момент положения Кодекса. По общей оценке многих авторов действующая система налогообложения сложна, изобилует льготами, порой неоправданными, не стимулирует банки на долгосрочное кредитование экономики, вынуждает банки заниматься краткосрочным кредитованием, спекулятивными операциями банковской деятельности.

На банки возложена важная задача перечисления налоговых платежей непосредственно на счета государственного бюджета. Законодательное возложение на банки налоговых обязанностей, в сфере налогового администрирования означает, что государство как властвующий субъект признает за банком наличие налоговой правосубъектности, хотя формально в НК РФ это не прописано.

Банки не облагаются какими-то специальными «банковскими» налогами, все налоги хорошо известны – налог на прибыль, НДС, налог на имущество, налог на землю и налог на транспорт.

Учитывая специфику банковской деятельности, Кодекс, при исчислении НДС, освобождает от налогообложения большинство банковских операций, и часть услуг требующих наличие лицензии Банка России. А при исчислении налога на прибыль, учитывая особенности банковской деятельности, вводятся специальные правила для расчета доходов и расходов банков.

Оценивая в целом действующую в Российской Федерации систему налогообложения банков отметим, что «…выстроена эффективная и адекватная уровню экономического развития страны налоговая система».


Библиография

1. Налоговый кодекс РФ: 1ч. - М.: ООО «Проспект» – 2017 – 209 с.

2. Налоговый кодекс РФ: 2ч. - М.: ООО «Проспект» – 2017 – 492с.

3. ФЗ- №86 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 29 июля 2004 года.

4. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 №395-1 в ред. Федеральных законов от 12.10.13 - №246 – ФЗ.

5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. 01.12.2016. URL.: http://kremlin.ru/

6. Барулин С.В., Кириллов О.С., Муравлева Т.В. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: Экономистъ. 2006. 398 с.

7. Годовой отчет Акционерного общества «Райффайзенбанк» за 2015 год.

8. Власова М.С., Суханов О.В. Налоги и налогообложение// АНО ВПО Международный банковский институт. М.: Корус. – 2016. с.15.

9. Глущенко Я.С., Егорова М.С. Проблемы налогообложения на современном этапе развития РФ. //Молодой ученый. – 2015.- №114. – с.72-74.

10. Кацаев М.А. Развитие системы налогообложения коммерческих банков в современной России. Дисс.канд.экон.наук. 08.00.10. Защищена 2010.Махачкала.

11. Керимова А.А. Совершенствование налогового регулирования банковской деятельности.: Дис.канд.экон.наук: 08.00.10. Защищена 13.03.13. - Махачкала. 2013. 133 с.

12. Клюкович С.В. Налогообложение коммерческих банков в Российской налоговой системе. М.:Terra economikus. 2011. Том 90. №1 Часть 2 с.72.

13. Кучеров И.И.Налоговое право России: Курс лекций.//М.: ЮрИнфоР. 2001. С.88.

14. Литвинова С.А. Налогообложение коммерческих банков: особенности и направления развития.//Современные научные исследования и инновации. - 2015. №4.

15. Майбуров И.А. – Теория налогообложения - Продвинутый курс //М.: Юнити. 2011. 591 с.

16. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник и практикум для академического бакалавриата.// Под научной редакцией Л.И Гончаренко. М.: Юрайт. - 2015. С.30.

17. Налоги и налогообложение Учебное пособие //Под ред. О.М.Лазуриной Ярославль. 2014 г. С.50.

18. Налоговое право России: Учебник для вузов//отв.ред.Ю.А.Крохина. М.: НОРМА. 2003.С.218.

19. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для СПО//под ред. Г.Б.Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Юрайт. - 2015. – 474 с. С.163.

20. Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров //под ред.Д.Г. Черника. – М.: Юрайт. 2016.– С.41.

21. Налогообложение банковской деятельности: Учеб.-метод.пособие: // Ю.М.Скляров, И.Ю.Скляров, Т.Г.Гурнович и др. Ставропольский гос.аграрн. ун-т.- Ставрополь. 2013. - 80 с. С.4.

22. Попова Г.Л. Характеристика налоговой системы с позиции теории систем.// Финансы и кредит. 2011. №46(478) С.36.