Файл: Анализ и оценка барьеров входа на рынок (по выбору) (Исследование барьеров входа на рынок сотовой связи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные характеристики рынка сотовой связи России представлены в табл. 5.

Таблица 5

Основные характеристики рынка услуг сотовой связи России

1. Количество фирм

Ограниченное количество фирм, поделивших между собой отраслевой рынок

2. Концентрация производства

Значительная концентрация производства у отдельных фирм, что делает каждую фирму большой относительно совокупного рыночного спроса

3. Барьеры

Ограниченный доступ в отрасль, (эффект масштаба, высокие издержки проникновения)

4. Рыночная доля фирмы

Значительная

5. Характер взаимодействия продавцов

Наличие стратегического поведения

Изучив данные табл. 5, можно сделать вывод, что рынок услуг сотовой связи России является олигополией.

2.2. Воздействие механизма рыночных барьеров на рынок сотовой связи

Рынок сотовой связи обладает определенными входными барьерами.

1. Реклама или положительный имидж.

На практике обычно имеют место высокие затраты на создание первоначального имиджа предприятия, поскольку для установления репутации высокого качества требуются значительное продвижение товара (услуг) и значительный объем выпуска (который будет продаваться по более низкой цене). Зрелым предприятиям придется тратить меньше средств на повторную рекламу, чтобы защитить свои торговые марки, чем новому.

Именно так и происходит на рынке услуг сотовой связи, где доминирующее положение занимают компании «МТС», «Билайн» и «МегаФон». Данные предприятия на рынке уже довольно давно и за всю историю развития сотовой связи в России сумели прорекламировать себя так, что навряд ли найдется человек, не знающий эти компании.

2. Эффект масштаба.

Для того чтобы вывести на рынок предприятие по размерам соответствующее операторам «большой тройки», необходимо инвестировать в новое предприятие большую сумму денег. Для того, чтобы добиться подобного результата в нового оператора сотовой связи придется инвестировать несколько млрд. долл. Рисковать подобной суммой захочет не каждый имеющий такие средства, а значит и появление потенциального новичка практически не реально.


3. Снижение цены.

Если издержки позволяют, то крупные участники рынка сотовой связи вполне могут снизить цены, чтобы раздавить новичка. Такой подход часто применяется в бизнесе. Правда, надо понимать, что он не обязательно особенно обрадует компанию, так как поднять цены к предыдущему уровню будет достаточно проблематично.

Но на практике такого случая не было, и даже наоборот. Были случаи обвинения трех крупнейших операторов в сговоре. Федеральная антимонопольная служба провела проверку компаний «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом» и «МегаФон». Причиной проведения расследования стало подозрительно синхронное увеличение стоимости разговоров на большинстве тарифов всех трех операторов. Оплата за исходящие звонки была повышена практически на всех тарифных планах с предоплатой эфирного времени. Изменения не затронули корпоративные и безлимитные тарифы всех трех компаний.

Таким образом, высокие барьеры на олигополистическом рынке призваны поддержать высокий уровень рыночной концентрации и сохранение олигополии. Формами олигополистических барьеров можно считать следующие: экономия на масштабах производства, на издержках вследствие накопленного опыта, известности товара, проведенной рекламной компании, сложности товара, множественности моделей товара, капиталовооруженности.

На каком бы рынке ни действовали барьеры, все они имеют противоречивый характер. С одной стороны их функционирование искажает межотраслевое и внутриотраслевое распределение ресурсов с точки зрения оптимальности, а с другой стороны - барьеры являются важнейшей точкой мотивации как для проникающих на рынок, так и для действующих на нем предприятий к повышению производительности труда, модернизации производства.

Степень угрозы со стороны нового предприятия зависит от двух факторов: самих барьеров и реакции уже действующих предприятий-конкурентов. В том случае, если барьеры достаточно высоки и функционирующие предприятия оказывают мощное противодействие, предприятию-новичку будет очень сложно закрепиться на данном рынке.

Там, где барьеры для входа не существуют или слабы, фирмы даже при высокой рыночной концентрации вынуждены учитывать конкуренцию со стороны фактических или потенциальных соперников.

2.3. Пути снижения барьеров входа на рынок сотовой связи


Показатель глубины проникновения подвижной телефонной связи в
среднем по России составляет 117% населения, но в ряде регионов он ниже. Так, в Ставропольском крае - 93,5%. Следовательно, для достижения среднероссийского показателя глубины проникновения абонентская база местных ставропольских операторов может вырасти более чем на 600 тыс. человек. Таким образом, отмечаем, что рынок региональной мобильной связи имеет определенный потенциал для своего дальнейшего роста.

Рассмотрим возможности такого роста за счет снижения входных барьеров в отрасль на примере Ставропольского края.

Первая сотовая сеть аналогового стандарта NMT-450 в Ставропольском
крае появилась в 1996 г. – компания «Мобильная Сотовая Связь Ставрополья» (торговая марка «Сотел). Компания «Мобильная Сотовая Связь Ставрополья» (торговая марка «Сотел») имеет действующую лицензию на оказание услуг подвижной связи, в том числе и стандарте CDMA, однако вышеназванных услуг компания не оказывает. Активная региональная экспансия трех, ведущих компаний операторов мобильной связи привела к кардинальному сокращению долей региональных операторов, что, по нашему мнению, негативным образом влияет на конкурентную ситуацию на региональных рынках телекоммуникационных услуг. Компании операторы «большой тройки» в совокупности занимают 83% российского рынка сотовой связи и присутствуют во всех федеральных округах России.

На наш взгляд, сегодня назрела необходимость введения антимонопольных ограничений на совокупную долю рынка компаний «большой тройки»,
основой такого ограничения может являться соотношение Парето 80/20.

Средства связи развиваются в контексте выявленных закономерности
жизненных циклов средств телекоммуникаций. Причем одновременно с основными тенденциями развития современного информационного общества и процесса становления информационной экономики, наблюдается постоянное сокращение жизненного цикла всех средств связи.

Развитие информационной экономики в регионах значительным образом затрудняет наличие пробелов в действующем законодательстве. Первым шагом в этом направлении можно считать принятие Федерального закона «Об электронной цифровой подписи», регламентирующего правовые отношения при использовании электронной цифровой подписи в электронных документах, юридически приравненных к собственноручной подписи на бумажных документах.

На наш взгляд, наряду с законом «Об электронной цифровой подписи», необходимо принятие пакета специализированных нормативно-правовых актов регулирующих, вновь возникающие экономические отношение в информационно-телекоммуникационной среде. Отсутствие необходимых документов приводит к бесконтрольности, возникновению фактов мошенничества, и распространению нежелательной информации в среде мобильной связи и глобальной сети Интернет.


Для устранения имеющейся неравномерности развития сотовой связи в
Ставропольском крае следует создать условия по поддержке малого бизнеса
в территориально-хозяйственных образованиях с низким уровнем развития. Поддержка позволит обеспечить более равномерную информационную обеспеченность населения и избежать значительной поляризации.

Достойным ответом России на вызовы времени может и должна стать
технологическая модернизация экономики, социальной и управленческой
сфер на основе создания постиндустриальной инфраструктуры: современных телекоммуникаций, электронных информационных сетей, мобильной и спутниковой связи, электронной торговли и услуг. Высшие органы государственной власти уделяют внимание возникновению и развитию новых экономических процессов в нашей стране и возлагают на них надежды.

Таким образом, реализация сформулированных направлений развития
будет способствовать: становлению и развитию информационного общества и информационной экономики не только в масштабах страны, но и на региональном уровне; повышению эффективности управления развитием отраслевыми предприятиями, как с позиций государственных органов власти, так и компаний операторов мобильной связи в регионах; обеспечению населения региона широкодоступными и высококачественными информационно.

Вышеизложенное дает возможность выработать соответствующее заключение: удачное формирование информационного общества и информационной экономики в Российской Федерации в существенной степени формируется состоянием и отдачей функционирования фирм операторов мобильной связи в регионах и их субъектах; руководство функционированием и формированием фирмами операторами мобильной связи в регионах обязано производиться в соответствии с системными закономерностями, это даст возможность перевести системную идеологию и методику в практическую плоскость экономико-хозяйственной деятельности; направления развития компаний оператором мобильной связи обязаны формироваться с учетом имеющихся региональных и территориальных особенностей.

Выводы.

Рынок сотовой связи России представляет собой олигополию с доминированием нескольких фирм. Приверженности четкой олигополистической модели не наблюдается, однако существуют признаки модели доминирующей фирмы Форхаймера. На сегодняшний день, рынок связи достаточно концентрирован и находится в стадии зрелости. Отрасль связи насчитывает четыре крупнейшие компании, предоставляющие свои услуги населению: «МТС», «Билайн», «Мегафон» и Те1е2. Можно сказать, компания «МТС» является неявным ценовым лидером рынка, определяя цены на телекоммуникационные услуги. Конкурентное окружение, используя молчаливый сговор, следует за лидером. Фирмы «большой тройки» устанавливают высокие барьеры входа в отрасль для новых конкурентов, что выражается, прежде всего, в снижении издержек, цен, в накоплении опыта, использовании современных технологий.


Рынок сотовой связи обладает следующими входными барьерами:

1) реклама или положительный имидж. Компании «МТС», «Билайн» и «МегаФон» за всю историю развития сотовой связи в России сумели прорекламировать себя так, что навряд ли найдется человек, не знающий их;

2) эффект масштаба. Для того чтобы вывести на рынок предприятие по размерам соответствующее операторам «большой тройки», необходимо инвестировать в новое предприятие большую сумму денег.

Барьеры входа на рынок не позволяют развиваться региональным предприятиям сотовой связи. В результате в ряде регионов показатель глубины проникновения подвижной телефонной связи ниже, чем в среднем по России.

Для решения этой проблемы необходимо:

1) введение антимонопольных ограничений на совокупную долю рынка компаний «большой тройки»;

2) принятие пакета специализированных нормативно-правовых актов регулирующих, вновь возникающие экономические отношение в информационно-телекоммуникационной среде;

3) создание условий по поддержке малого бизнеса в территориально-хозяйственных образованиях с низким уровнем развития.

Заключение

Рыночные барьеры представляют собой совокупность субъективных и объективных факторов, препятствующих предприятию свободно проникать на рынок и влекущих потери при попытке выхода с такого рынка. Барьеры входа создают сложности при попытке проникновения на рынок, вторые — при попытке выхода с рынка.

Барьеры входа – это совокупность факторов и обстоятельств: экономических, организационных, технологических, препятствующих предприятию в процессе выхода на рынок и конкурированию с уже функционирующими на нем организациями.

К нестратегическим рыночным барьерам входа относят экономические и организационные ограничения; административные ограничения; барьеры, связанные с эффектом масштаба; барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат; ограничения по спросу; барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок.

Стратегические барьеры создаются сознательной деятельностью самих предприятий, стратегическим поведением, препятствующим проникновению
новых предприятий на данный рынок.

Несмотря на свободу предпринимательства и защиту конкуренции на государственном уровне, новые предприятия в процессе входа на рынок сталкиваются с множеством барьеров различного характера, которые негативно сказываются и на новых производителях, и на обществе. Барьеры для входа на рынок остаются серьёзной экономической проблемой и по сей день.