Файл: Анализ и оценка барьеров входа на рынок (по выбору) (Исследование барьеров входа на рынок сотовой связи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отдельно можно сказать о незаконных барьерах для входа на рынок. Под незаконными барьерами для входа на рынок понимаются барьеры, которые нарушают установленные государством на законодательном уровне «правила игры на рынке». К ним можно отнести: криминальную «крышу» тех компаний, которые уже прочно находятся на рынке и не позволяющих новым компаниям выйти на рынок под различными угрозами и даже преступлениями, а также недобросовестную рекламу, порочащую честь конкурентной фирмы, фальсификацию[17].

Выводы.

Рыночные барьеры представляют собой совокупность субъективных и объективных факторов, препятствующих предприятию свободно проникать на рынок и влекущих потери при попытке выхода с такого рынка. Барьеры входа создают сложности при попытке проникновения на рынок, вторые — при попытке выхода с рынка.

Барьеры входа – это совокупность факторов и обстоятельств: экономических, организационных, технологических, препятствующих предприятию в процессе выхода на рынок и конкурированию с уже функционирующими на нем организациями.

К нестратегическим рыночным барьерам входа относят экономические и организационные ограничения; административные ограничения; барьеры, связанные с эффектом масштаба; барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат; ограничения по спросу; барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок.

Стратегические барьеры создаются сознательной деятельностью самих предприятий, стратегическим поведением, препятствующим проникновению
новых предприятий на данный рынок.

Несмотря на свободу предпринимательства и защиту конкуренции на государственном уровне, новые предприятия в процессе входа на рынок сталкиваются с множеством барьеров различного характера, которые негативно сказываются и на новых производителях, и на обществе. Барьеры для входа на рынок остаются серьёзной экономической проблемой и по сей день.

Глава 2. Исследование барьеров входа на рынок сотовой связи

2.1. Особенности рынка сотовой связи


Современный рынок сотовой связи России в основном представлен тремя федеральными операторами: «МТС», «Вымпелком» («Билайн») и «МегаФон» (рис. 1). На них приходится более 4/5 всех абонентов. Остальную, сравнительно небольшую часть рынка занимают региональные операторы сотовой связи: TELE2, СМАРТС и др.

Рисунок 1 - Доли операторов на рынке услуг сотовой связи РФ, 2016 г.

Рассматривая российский рынок операторов мобильной связи, можно отметить, что он включает в себя черты модели доминирующей фирмы Форхаймера. На самом деле, на практике редко встречаются чистые модели олигополии: обычно проявляются либо некоторые признаки какой-либо
модели, либо происходит комбинирование черт нескольких. Анализируемый рынок характеризуется предоставлением недифференцированных сотовых услуг, спрос каждой фирмы по цене эластичен. Начиная с 2011 г. рынок связи вступил в период зрелости. Проникновение сотовой связи в России превысило 100%, что свидетельствует о достаточно высоком уровне насыщения рынка. Зрелые рынки характеризуются замедлением темпов роста и обострением конкурентной борьбы, а также снижением финансовых результатов участников[18].

Ведущими компаниями, обеспечивающими сотовую связь, являются «МТС» («Мобильные Телесистемы»), «Билайн» (ПАО «Вымпелком») и «Мегафон». В таблице 2 представлены основные данные по трем перечисленным операторам, которых называют «большой тройкой».

Таблица 2

Основные показатели «большой тройки»

Оператор

Общее количество абонентов, млн. чел.

Выручка, млрд. руб.

Темп роста 2014 г., %

Темп роста 2015 г., %

2013 г.

2014 г.

2015 г.

«МТС»

77,8

355

374,9

391,2

5,6

4,3

«Мегафон»

74,7

293

310,8

308,4

6,1

-1,0

«Билайн»

57,5

290

281,9

278,4

-2,8

-1,2

Данные таблицы 2 отражают тенденцию к снижению выручки «большой тройки». Сокращение темпов прироста выручки от реализации услуг объясняется освоением нового сегмента рынка мобильного широкополосного доступа в интернет для смартфонов, планшетов и 3G и 4G модемов, которым
необходимы высокие скорости и большие объёмы мобильного интернета. Однако в целом динамика финансовых результатов российских операторов мобильной связи оценивается положительно. Снижение доходов населения не стали препятствием увеличения результатов деятельности компаний.


В 2016 г. количество зарегистрированных в России SIM-карт превысило 200 млн., уровень проникновения сотовой связи в целом по России составил 144%, а в Московской зоне - рекордные 187%.

Абоненты разных сотовых операторов отличаются друг от друга по некоторым социально-демографическим показателям. В частности, отличия касаются возраста и уровня дохода (рис. 2).

Наибольший доход зафиксирован у абонентов «большой тройки», а наименьший - у пользователей межрегиональных сетей («Те1е2», «Ростелеком», «Смартс»). Это во многом обусловлено ценовой политикой операторов. Абонентское обслуживание со стороны «МТС», «МегаФона» и «Билайна» обходится пользователям дороже, чем обслуживание межрегиональных операторов. Вот почему вокруг «большой тройки» концентрируется наиболее платежеспособная аудитория.

Рисунок 2 - Средний доход абонентов разных

сотовых операторов

Предпочтения потребителей на рынке сотовой связи для каждой возрастной группы представлены на рис. 3.

Основной группой потребителей услуг сотовой связи «Тele2» является молодежь. Доля этого оператора уменьшается с увеличением возраста абонентов. Доля пользователей услуг оператора МТС, наоборот, с возрастом увеличивается[19].

Рисунок 3 - Предпочтения потребителей на рынке услуг сотовой связи для каждой возрастной группы

Важнейшей причиной снижения темпов прироста выручки является обострение конкуренции на рынке среди участников «большой тройки».

«МТС» является лидером рынка мобильной связи России, можно сказать, даже неявным ценовым лидером. По выручке и доле рынка «МТС» также впереди остальных операторов. «МТС» является лидером по количеству пользователей в молодежном сегменте, благодаря запуску тарифов Smart «Безлимитище» и «Red Energy» с безлимитными звонками и SMS по фиксированной стоимости в день. Еще одной особенностью «МТС» на сегодняшний день является собственная линейка смартфонов с уже подключенными услугами «МТС» и предустановленными различными сервисами. В целом по стране услуги «МТС» одни из самых дешевых. Для наглядности в таблице 3 представлены цены на «Посекундный» тариф «большой тройки» российских операторов.

Таблица 3

Цены на тариф «Посекундный» операторов

«большой тройки»

Оператор

Звонки внутри
региона на

аналогичного оператора,
руб./сек

Звонки внутри

региона на
других операторов, руб./сек

SMS,
руб.

Роуминг

Звонки в

СНГ,
руб./мин

Аналогичный оператор,
руб./мин

Другие
операторы,
руб./мин

«МТС»

0,03

0,03

1,5

3

12

35

«Мегафон»

0,65

0,65

1,5

3

12,5

35

«Билайн»

0,03

0,03

1,5

4,95

11,95

55


Из таблицы 3 видно, что цены всех операторов на тариф «Посекундный» примерно равны. Исключением является «Мегафон», который отличается достаточно высокими ценами на звонки внутри региона.

Более мелкой по количеству абонентов в 35 млн. чел., предлагаемых услуг и популярности является действующая с 2003 г. «Tele2», последнее время наращивающая свои обороты. В России «Tele2» построила бизнес по уникальной модели: качественные услуги по низким ценам. Политика более низких тарифов достигалась, прежде всего, за счёт экономии на постоянных и операционных затратах. Стратегия «дискаунтера» принесла компании десятки миллионов пользователей и вывела в число федеральных операторов на практически сложившемся рынке[20].

М. Портер выделяет пять сил, которые определяют характер конкуренции в отрасли. Наиболее сильное воздействие на поведение фирм «большой тройки» оказывают угрозы вторжения новых игроков и появления субститутов. Именно эти факторы определили наличие стойких барьеров проникновения «Tele2» в центральные регионы страны.

Освоение московского рынка началось в 2015 г. с объявления тарифов, которые, по оценке самого оператора, на 25-50% ниже рынка. Реакция конкурентов последовала незамедлительно: «большая тройка» операторов в составе «МТС», «Билайн» и «Мегафон» заявила о готовности снизить цены на
свои услуги до 30% в связи с выходом на московский рынок нового конкурента. К тому же компании «большой тройки» в этот период перешли к активной реализации стратегии дифференциации, предлагая различные тарифные планы и пакеты услуг, в которые, помимо мобильной связи, включалось совершенствование качества выхода в интернет. «Теlе2» была не в состоянии конкурировать с «большой тройкой» в дифференциации услуг в связи с отсутствием лицензии на право работать в формате 3G и 4G, что не позволяло предоставлять клиентам услугу выхода в интернет. Уже в 2014 г. произошло объединение активов «Теlе2» и компании «Ростелеком», что способствовало в конце 2014 г. появлению четвертого федерального оператора мобильной связи «Т2 РТК Холдинг» и запуску сетей 3G и 4G[21].

Одним из методов анализа конкурентной рыночной среды является построение матрицы БКГ. На основе данных таблицы 4 была построена матрица БГК для рынка сотовой связи России, которая представлена на рисунке 4.

Таблица 4

Показатели «большой тройки» для матрицы БКГ

Фирма

Объем продаж, млрд. руб.

Темп роста рынка, %

Относительная доля рынка, %

2014

2015

МТС

374,9

391,2

104,3

1,7

Мегафон

310,8

308,4

99,2

1,2

Билайн

281,8

278,4

98,8

1,05

ТЕЛЕ2

87,4

94,6

108,2

0,3


Матрица БКГ отражает реальную ситуацию на рынке связи России. «МТС», занимающая большую долю рынка и имеющая большую прибыль, относится к такой группе фирм, как «звезды». Согласно данным таблицы 4, рост компании замедляется, что выражается, прежде всего, в снижении выручки. Для еще большего роста и предотвращения перехода в категорию «дойных коров» «МТС» необходимо мощное инвестирование.

Рисунок 4 - Матрица БКГ для рынка сотовой связи России

Аналогичная ситуация у ближайших конкурентов «МТС» «Билайн» и «Мегафон». «Те1е2» на данный момент относится к группе «трудные дети», которые характеризуются низкой долей рынка, но высокими темпами роста. Для дальнейшего проникновения на рынок и укрепления своих позиций «Те1е2» необходимы капиталовложения и новые разработки.

Что касается сговоров на анализируемом рынке, можно сказать, что зачастую существовали признаки явного сговора фирм «большой тройки». Так, в январе 2016 г. Федеральная антимонопольная служба России возбудила дело в отношении «Мегафон», «МТС» и «Билайн» за введение поклиентского учета SMS-трафика для SMS-агрегаторов, который привел к повышению тарифов для конечных заказчиков рассылок. Еще одним случаем явного сговора «большой тройки» в 2011 г. была установка монопольно высоких цен на роуминг на территории РФ и в СНГ[22].

Итак, рынок сотовой связи России можно охарактеризовать как олигополию с тайным сговором фирм, так как он соответствует признакам данной модели:

1) наличие неявного ценового лидера в качестве компании «МТС»;

2) одинаковый уровень цен на некоторые пакеты услуг (таблица 3);

3) раскрытие информации о ценах на сайтах компании;

4) молчаливое следование фирм из конкурентного окружения за лидером;

5) наличие сговоров на рынке и их неоднократность.

На рынке связи России конкуренция не является исключительно ценовой. За право привлечь внимание потребителя ведутся настоящие войны, порой используются методы недобросовестной конкуренции. Примером использования методов недобросовестной конкуренции на рынке сотовой связи
России могут послужить претензии Федеральной антимонопольной службы насчет рекламной кампании «Те1е2» «Сезон охоты», в рамках которой абонентам других компаний предлагалось рассказать о «нечестности» их оператора («большой тройки») и сменить его на «честные» услуги «Те1е2». Суть акции изначально ставила «Те1е2» в более выгодное положение в глазах абонента, а остальных операторов представляла в негативном свете.