Файл: Анализ и оценка барьеров входа на рынок (по выбору) (Исследование барьеров входа на рынок сотовой связи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Рынок в широком смысле - это форма социально-экономической жизни общества, реализующая производство материальных благ и интересов общества на основе свободной хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. Современный рынок основан на принципе экономической свободы, означающей, что каждый волен производить и продавать любой свой товар. Более того, экономическая свобода защищается на государственном уровне. Так, например, в России статья № 34 Конституции Российской Федерации защищает право каждого гражданина на предпринимательскую деятельность.

Право на свободное предпринимательство должно обеспечивать развитую конкурентную среду, но крупные производители, которые уже занимают прочное положение на рынке, не хотят впускать в него новых предпринимателей и создают им различные барьеры для входа на рынок.

Под барьерами для входа на рынок понимаются различные препятствия, через которые компания должна пройти, осуществляя вход в определённую отрасль рынка. Они могут быть обусловлены особенностями данной отрасли, типом рынка и поведением тех компаний, которые уже существуют на рынке.

Цель курсовой работы – исследование барьеров входа в отрасль на примере рынка сотовой связи.

Задачи работы:

  • исследовать рыночные барьеры как инструмент ограничения отраслевой конкуренции;
  • рассмотреть виды барьеров входа в отрасль;
  • выявить особенности рынка сотовой связи;
  • дать оценку входных барьеров рынка сотовой связи;
  • определить пути снижения входных барьеров на рынок сотовой связи.

Предмет исследования – барьеры входа на рынок.

Объект исследования – рынок сотовой связи.

Теоретической основой исследования являются труды ученых в области отраслевых рынков, экономики, государственного регулирования экономики.

Информационная база исследования: публикации в экономических изданиях, результаты исследования рынка сотовой связи, ресурсы Интернет.

Глава 1. Теоретические аспекты барьеров входа на рынок


1.1. Рыночные барьеры как инструмент ограничения отраслевой конкуренции

Любой хозяйствующий субъект, функционирующий в условиях рыночной экономики и ставящий своей конечной целью не только краткосрочную максимизацию прибыли, в долгосрочной перспективе ориентирован на длительную жизнеспособность и конкурентоспособность. Существует немало способов повышения конкурентоспособности предприятия и выведения его на новый уровень. Одним из данных способов является завоевание новых рыночных сегментов. Однако стоит отметить, что осуществление данной стратегии может быть связано с определенными трудностями, так называемыми рыночными «барьерами»[1].

В общем виде рыночные барьеры представляют собой совокупность субъективных и объективных факторов, препятствующих предприятию свободно проникать на рынок и влекущих потери при попытке выхода с такого рынка

В теории принято выделять два вида рыночных барьеров - барьеры входа и барьеры выхода. Как следует из названий, первые создают сложности при попытке проникновения на рынок, вторые — при попытке выхода с рынка[2].

Барьеры входа в общем виде можно охарактеризовать как совокупность факторов и обстоятельств: экономических, организационных, технологических, препятствующих предприятию в процессе выхода на рынок и конкурированию с уже функционирующими на нем организациями[3]. В самом общем виде данные барьеры можно разделить на стратегические и нестратегические.

К нестратегическим рыночным барьерам относят: экономические и организационные ограничения; административные ограничения; барьеры, связанные с эффектом масштаба; барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат; ограничения по спросу; барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок[4].

Стратегические барьеры создаются сознательной деятельностью самих предприятий, стратегическим поведением, препятствующим проникновению
новых предприятий на данный рынок. Стратегические барьеры входа подразделяют на два вида: связанные с ценовыми и неценовыми стратегиями поведения предприятий. Ценовая стратегия активного предприятия представляет собой установление такого уровня цен, который способен предотвратить появление на данном рынке новых конкурентов. Неценовые стратегии представлены тремя формами: дополнительным инвестированием в оборудование; устойчивыми связями с другими участниками рынка; дифференциацией продукта[5].


Важнейшей задачей конкурентной политики рыночных субъектов различных уровнен в условиях глобализации мировой экономики является оценка способности компании к преодолению отраслевых барьеров входа[6]. Успешное преодоление входных барьеров рассматривается не только как условие входа в отрасль или рынок, но также подразумевает, что в условиях рационального поведения экономические агенты в долгосрочном периоде должны получать положительную экономическую прибыль.

Высокие рыночные барьеры могут препятствовать появлению на рынке новых конкурентов, ограничивая их число. Невысокие барьеры, наоборот,
создают возможность для потенциальных конкурентов относительно просто входить в отрасль или покидать ее, не неся при этом существенных убытков.
Характеристика этих барьеров зависит от конкретной рыночной ситуации и различается для отдельных типов рыночных структур (табл. 1)[7].

Таблица 1

Характеристика рыночных барьеров по типам рыночных структур

Совершенная
конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Рыночные барьеры

Отсутствуют

Относительно
легко преодолимы

Очень трудно преодолимы

Неопределимы

Рынок совершенной конкуренции полностью открыт для проникновения на него других предприятий. В условиях монополии ранок полностью изолирован. В тоже время рынки монополистической конкуренции и олигополии относительно открыты для других предприятий. Именно для олигополистического характера взаимодействия предприятий рассмотрение механизмов рыночных барьеров наиболее актуально[8].

1.2. Виды отраслевых входных барьеров

Отраслевые входные барьеры включают в себя экономические,
технологические, институциональные условия и параметры, которые препятствуют войти на рынок новым конкурентам[9]. К ним можно отнести следующие виды входных барьеров:

1) Реклама.

Фирмы, уже находящиеся на рынке, путем рекламирования своего товара завоевывают рынок и тем самым не дают новым производителям привлечь
покупателей[10].


2) Управление ресурсами.

Новые компании не могут заниматься той отраслью производства, когда
необходимые для этого ресурсы контролируются другой компанией, уже прочно занимающей положение на рынке.

3) Лояльность покупателей. Очень часто покупатели отдают свое предпочтение товарам крупных, «раскрученных» брендов, что, естественно, является достаточно серьезной проблемой для входа на рынок новых производителей со своими товарами.

4) Государственное регулирование экономики. Государственное регулирование экономики также может очень сильно затруднить вход на рынок или же сделать его вообще невозможным, установив государственную монополию.

5) Эффект масштаба. Крупные компании могут производить товары по меньшей себестоимости по сравнению с маленькими компаниями за счет снижения уровня постоянных затрат.

6) Сетевой эффект. Когда стоимость продукта зависит от количества клиентов, у новых компаний возникают трудности для входа на рынок, так как уже имеющиеся компании имеют большую базу клиентов.

7) Ограничительная торговая практика. К этому виду барьеров можно отнести, к примеру, авиатранспортные договорённости, не дающие возможности посадки новым авиалиниям в некоторых аэропортах.

8) Другие преимущества, не зависящие от масштаба компании. Это могут быть различные причины – владение технологией, преимущественное географическое положение (ближе к сырью или рынку сбыта), кривая обучения.

Что касаемо рынка труда, барьерами для входа являются образование, лицензирование, квота на количество работающих по определённой профессии. Важно заметить, что барьеры для входа на рынок могут быть не только внутри одной страны, но и на уровне рыночных отношений между странами[11]. Так государство, покровительствуя национальному рынку, путём введения высоких ставок таможенных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, ограничивает вход на рынок своей страны иностранным производителям товаров. Установленные в стране на законодательном уровне стандарты и нормы для товаров также существенно затрудняют прохождение товаров на рынок, причём, не только для иностранных производителей, но и для отечественных[12].

Говоря о влиянии барьеров для входа на рынок, нужно заметить, что они негативны не только для производителей-новичков, которые не могут заниматься хозяйственной деятельностью, но и для потребителей производимых товаров. Это связано с тем, что в условиях отсутствия жёсткой конкуренции между производителями аналогичных товаров, или же при монополизации какой-либо отрасли рынка, производители могут не уделять должного внимания качеству производимых ими товаров, могут устанавливать слишком высокую цену на них, что, разумеется, неблагоприятно для потребителей[13]. Совершенная же конкуренция по большей степени несёт положительные эффекты как для производителей и потребителей, так и национальной экономики в целом: новые производители положительно влияют на динамику рынка и конкуренцию.


Кроме того, барьеры для входа на рынок напрямую влияют и на степень финансирования предприятия. Чем выше эти барьеры, тем выше и требуемый уровень финансирования. При этом на современном этапе развития экономики предприятию, ставящему перед собой цели не просто удержаться на плаву, а достигать каких-либо серьезных результатов необходимо постоянное финансирование. Цели могут быть разными: начиная от увеличения количества закупки сырья или товаров для дальнейшей перепродажи и заканчивая глобальным расширением производства. Ну и соответственно, чем больше фирма потратит средств на вхождение на рынок, тем больше она постарается «отбить» впоследствии у клиентов, а это, в свою очередь, приведет к увеличению конечной стоимости товара или услуги для потенциального покупателя.

Независимо от отрасли рынка и самих видов барьеров все они существенно затрудняют прохождение производителей на рынок. Поэтому компаниям, решившим выйти на рынок, следует реально оценивать свои возможности, учитывая все входные барьеры, и в соответствии с этим производить свою «входную политику». Обладая достаточным ресурсным и технологическим потенциалом, новым компаниям войти на рынок и занять на нём устойчивое положение поможет, например, правильная маркетинговая политика. Инновационный подход к производству товаров также облегчит прохождение на рынок[14].

Входные барьеры являются серьёзной экономической проблемой, но их можно смягчать, и даже контролировать. Так, например, в России действует Федеральная антимонопольная служба, направленная на контроль и надзор за конкуренцией на рынке, на контроль за соблюдением органами власти антимонопольного законодательства, а также на развитие конкуренции[15]. Государственное антимонопольное регулирование помогает сдерживать образование монополий на рынке, что благоприятно для новых производителей. Различные мероприятия, такие как государственное страхование, государственное финансирование, информационно-аналитическая поддержка и другие меры, проводимые государством по поддержке малого и среднего предпринимательства, также облегчают предпринимателям-новичкам пройти входные барьеры и занять устойчивое положение на рынке[16].

Но несмотря на государственную помощь в развитии малого и среднего предпринимательства, входные барьеры остаются очень серьёзной проблемой для входящих на рынок предпринимателей, ведь по статистике, 90 % новых предприятий не переживают первый год своего существования, а 80 % от оставшихся предприятий прекращают своё существование в последующие 5 лет.