Файл: Анализ эффективности различных типов организационных структур управления российских компаний (на примере «Приор-М»).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Организационная деятельность менеджмента
1.1.Организационная структура управления
1.2.Базовые типы организационных структур управления
1.3.Оценка эффективности организационных структур управления
Глава 2.Анализ эффективности организационной структуры управления на примере «Приор-М»
2.1.Краткая характеристика внутренней среды организации
2.2.Анализ и оценка эффективности действующей организационной структурыуправления «Приор-М»
2.3.Рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления.
2015 г. П1 = = 9,12;
2016 г. П1 = = 11,89;
2017 г. П1 = = 13,33.
Сумма прибыли, приходящаяся на 1руб. затрат в системе управления (П2):
2015 г. П2 = = -4,23;
2016 г. П2 = = 0,38;
2017 г. П2 = = 1,98.
Сумма прибыли, приходящаяся на 1руб. затрат в системе управления значительно выросла в 2017г. по сравнению с 2015 г. При этом, отрицательным фактом является то, что в 2015 г. «Приор-М» отработало со значительным убытком, и при этом были очень высокие административные затраты.
Уровень производительности труда в пересчете на одного работника, занятого в сфере управления (П3):
2015 г. П3 = = 75,62;
2016 г. П3 = =1000,29;
2017 г. П3 = = 962,59.
Уровень производительности труда в пересчете на одного работника увеличился за 2015-2017 гг. в 13 раз. Данное увеличение обусловлено тем, что в 2015 г. «Приор-М» начал применять каппы Invisalign (прозрачные каппы в ортодонтии) и систему имплантовStraumann, которые стали пользоваться повышенным спросом у клиентов и которые очень дорогостоящие. Помимо этого в 2017 г. появились коронки-имланты из циркония, которые в разы дороже коронок из метоллокерамики.
Результаты расчетов основных показателей эффективности системы управления клиник «Приор-М» за 3 года функционирования структуры сведены в таблице 10.
Таблица 10[19]
Основные обобщающие показатели эффективности системы управления клиники «Приор-М»
Наименование |
Ед.изм. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Отклонение 2017 г. от 2015 г. |
|
Абс.откл. |
Отн.откл. |
|||||
Сумма оказанных стоматологических услуг, приходящаяся на 1руб. затрат в системе управления (П1) |
тыс.руб./ тыс.руб. |
9,12 |
11,89 |
13,33 |
4,21 |
146,2 |
Сумма прибыли, приходящаяся на 1руб. затрат в системе управления (П2) |
тыс.руб./ тыс.руб. |
-4,23 |
0,38 |
1,98 |
6,21 |
-46,8 |
Уровень производительности труда в пересчете на одного работника, занятого в сфере управления (П3) |
тыс.руб./ чел. |
75,62 |
1000,29 |
962,59 |
886,97 |
1272,9 |
Доля административных расходов в себестоимости услуг (П4) |
% |
7,66 |
8,94 |
9,1 |
1,44 |
- |
Данные таблицы 10 показывают, что сумма оказанных стоматологических услуг, приходящаяся на 1руб. затрат в системе управления растет в динамике и за весь анализируемый период выросла на 4,21 ед. или 46,2%.
Положительным фактом работы «Приор-М» является увеличение суммы прибыли, приходящейся на 1руб. затрат в системе управления. Если в 2015 г. данный показатель был отрицательным, то уже в 2017 г. данный показатель уже составлял 2,35.
Уровень производительности труда в пересчете на одного работника, занятого в сфере управления увеличивается в динамике, особенно это заметно в 2016 г. Если в 2015 г. производительность труда в пересчете на одного работника, занятого в сфере управления составляла 75,62 тыс.руб/чел., то в 2016г. показатель увеличился в 13 раз и составил 1000,29 тыс.руб. на чел. В 2017г. данный показатель снизился 3,8% и по факту составил 962,59 тыс.руб./чел.
Доля административных расходов в себестоимости продукции растет на протяжении 2015-2017гг и за три года выросла на 1,44%.
Проведенный анализ показал относительно высокие результаты показателей эффективности системы, однако в некоторых методических положениях рекомендуется также оценивать эффективность системы управления с помощью показателя чистой рентабельности реализованной продукции (ЧРрп), рассчитываемой как отношение чистой прибыли (ЧП) к объему реализации (ОР).
ЧРрп = |
(4)[20] |
Рассчитаем указанные выше показатели за период 2015–2017 гг. (таблица11).
Таблица 11[21]
Показатели рентабельности, %
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Чистая рентабельность реализованных стоматологических услуг, % |
=-46,4% |
=3,2% |
=14,8% |
Наибольшее значение анализируемых показателей наблюдалось в 2017 г., который, был самым благоприятным в финансовом отношении. Следует отметить, что показатель общей прибыли на один тыс.руб. реализации стоматологических услуг описывает общую прибыльность, то есть эффективность основной деятельности стоматологической клиники «Приор-М».
Сравнение этих показателей является важной характеристикой эффективности управления предприятием: маленькая разница между ними - признак высокой эффективности системы управления. Необходимо отметить, что в нашем анализе отрицательным фактом является увеличение административных расходов в динамике и их доли в себестоимости оказываемых стоматологических услуг. Поэтому, несмотря на относительно высокие результаты обобщающих показателей, организационная структура стоматологического холдинга «Приор–М» требует дальнейшей оптимизации.
2.3.Рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления.
На основепроделанного анализа было выяснено, что в стоматологическом холдинге имеется ряд проблем с организационной структурой. Первая и самая большая проблема в том, что существует две бухгалтерии, которые ведут разные клиники. Это создает определенные проблемы для самого руководства стоматологическим холдингом «Приор-М», а во вторыхзатраты на управление отрицательным образом влияет на общем результате работы «Приор-М».
В связи с выделенными проблемами с существующей организационной структурой, предлагается ее совершенствовать следующим образом. Предлагается объединить бухгалтерию 1 и 2, при этом общая численность вновь созданной бухгалтерии составит 14 чел., вместо существующих 24 чел. И в данном случае, дело даже не в сокращении общей численности. Смысл этого мероприятия чтобы убрать во первых излишнюю бюрократичность, поскольку каждый раз генеральным директорам приходится информацию, которая должна быть централизованной, слаживать суммы, анализировать, проверять, чтобы сошелся баланс, отчет о финансовых результатах и другие цифры. Потому что собственнику передается информация по четырем клиникам сразу – не разрозненно. Поскольку генеральные директора в виду своей занятости, не работают с бухгалтерской отчётностью, им приходится снова обращаться в бухгалтерию для сведения общей отчетности. Поскольку в двух бухгалтериях нет такого, чтобы кто-то сводил отчетность по всем клиникам сразу, внутри отдела следственно возникают разногласия по поводе ведения общей отчетности. То есть проблема явно существует, которую необходимо решить.
Далее, предлагается переподчинитьучебно –консультативный центр торговому дому. Из-за того, что собственнику «Приор-М» некогда заниматься организацией обучающих курсов своему персоналу, некогда анализировать их квалификацию, включая повышение, аттестацию и т.д., целесообразно отдать эти полномочия и выполняемые функции торговому дома. И генеральные директора будут уже обращаться в торговый дом для запросов по поводу обучения своих сотрудников, повышения их квалификации, образовательного уровня и т.д. Тем самым, установится прямая связь между генеральными директорами стоматологических клиник и торговым домом. У собственника «Приор-М» высвободится время и тем самым количество возложенных на него задач.
Проектируемая структура «Приор-М» представлена в Приложении 2. Тем самым видно, что две бухгалтерии объединятся в одну, учебно-консультативный центр переподчинится торговому дому.
Организационная структура «Приор-М» так и останется линейно-функциональной, однако немного изменится подчиненность персонала.
За счет сокращения численности административно-управленческого персонала на 10 чел., административные расходы сократятся на 10%. Объем реализованных стоматологических услуг в 2016 г. по сравнению с 2015 г. вырос на 42,4%, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. – на 16,8%. При сохранении такой же тенденции, предполагаем увеличение объема реализованных стоматологических услуг на 15%. Тенденция расходов по обычной деятельности за последний год увеличилась на 2,0%. Предположим такую же тенденцию в 2018 г. То есть при внедрении предложенных мероприятий по реорганизации организационной структуры, сохранении такого же роста объема реализации, но с меньшей численностью целесообразно рассчитать показатели организационной структуры после разработанных мероприятия (таблица 12).
Таблица 12[22]
Административные расходы стоматологической клиники
«Приор-М» после внедрения мероприятий
Наименование |
Ед.изм. |
2017 г. |
2018 г. |
Отклонение 2018 г. от 2017 г. |
|
Абс.откл. |
Отн.откл. |
||||
Расходы по обычной деятельности |
тыс.руб. |
26923 |
27462 |
539 |
102,0 |
Административные расходы |
тыс.руб. |
2456 |
2210 |
-246 |
90,0 |
Процент административных расходов в расходах по обычной деятельности (П4) |
% |
9,1 |
8,0 |
-1,1 |
87,9 |
Численность управленческого персонала |
Чел. |
34 |
24 |
-10 |
70,6 |
Объем реализованных стоматологических услуг |
тыс.руб. |
32728 |
37637 |
4909 |
115,0 |
Прибыль (убыток) за период |
тыс.руб. |
4853 |
5338 |
485 |
110,0 |
Сумма стоматологических услуг, приходящаяся на 1руб. затрат в системе управления (П1),:
2018 г. П1 = = 17,0.
Сумма прибыли, приходящаяся на 1руб. затрат в системе управления (П2),рассчитывается как отношение прибыли (Пр) к сумме затрат на управление (Зу):
2018 г. П2 = = 2,42;
Уровень производительности труда в пересчете на одного работника, занятого в сфере управления (П3)рассчитывается как отношение суммы реализованных стоматологических услуг (РП) к численности персонала, занятого в сфере управления:
2018 г. П3 = = 1360,0.
Результаты расчетов основных показателей эффективности системы управления клиник «Приор-М» после внедрения предложенных мероприятий сведены в таблице 13.
Таблица 13[23]
Основные обобщающие показатели эффективности системы управления клиники «Приор-М» после внедрения предложенных мероприятий
Наименование |
Ед.изм. |
2017 г. |
2018 г. |
Отклонение 2017 г. от 2015 г. |
|
Абс.откл. |
Отн.откл. |
||||
Сумма оказанных стоматологических услуг, приходящаяся на 1руб. затрат в системе управления (П1) |
тыс.руб./ тыс.руб. |
13,33 |
17,0 |
3,67 |
127,5 |
Сумма прибыли, приходящаяся на 1руб. затрат в системе управления (П2) |
тыс.руб./ тыс.руб. |
1,98 |
2,42 |
0,44 |
122,2 |
Уровень производительности труда в пересчете на одного работника, занятого в сфере управления (П3) |
тыс.руб./ чел. |
962,59 |
1360,0 |
397,41 |
141,3 |
Доля административных расходов в себестоимости услуг (П4) |
% |
9,1 |
8,0 |
-1,1 |
- |
Чистая рентабельность реализованных стоматологических услуг, % |
% |
14,8 |
15,1 |
0,3 |
- |
Данные таблицы 13 показывают, что сумма оказанных стоматологических услуг, приходящаяся на 1руб. затрат в системе после внедрения предложенных мероприятий по реорганизации организационной структуры вырастет на 3,67 ед. или 27,5%.