Файл: Анализ эффективности различных типов организационных структур управления российских компаний (на примере «Приор-М»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Анализ организационной структуры управления предприятием является чрезвычайно важным, поскольку позволяет пересмотреть существующие функции и организацию управления с целью создания предпосылок для качественных изменений в развитии предприятия. В данном аспекте возникает проблема определения характеристик организации управления через систему определенных показателей-индикаторов, которые будут свидетельствовать об оптимальности организационной структуры управления предприятием и позволяет идентифицировать состояние организации управления и разработать меры по ее улучшению. Методические подходы к оценке организационных структур управления предприятия описывают в своих трудах многие ученые, в частности Минцберг Г., Саймон Г., Монастырский Г.Л.,Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Питерс Т. и Уотермен Р., Лизнева А.Ю. и Кочеткова Ю.Ю., Шубин А.А., И.В.Сименко и мн.др. Несмотря на то, что проблема оценки уровня организации управления предприятием решалась многими учеными, единого подходак оценке до сих пор не сформирован, при этом набор рекомендованных индикаторов традиционно отражает зависимость организационных структур управления от факторов внешней и внутренней среды.

Целью курсовой работы является систематизация методических подходов по измерению и оценке организационной структуры управления предприятия, а также совершенствование структуры управления на клиники «Приор-М».

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

– рассмотреть понятие и значение организационной структуры предприятия для эффективного функционирования предприятия ;

– провести сравнительную характеристику типов организационных структур;

– рассмотретьоценку эффективности организационных структур управления;

– проанализировать краткую характеристику внутренней средыкомпании«Приор-М»;

– проанализировать и оценить эффективность действующей организационной структуры управления «Приор-М»;

– предложить рекомендации по совершенствованию организационной структуры «Приор-М».

Объектом исследования курсовой работы является организационная структура стоматологической клиники «Приор-М».

Предметом исследования является процесс совершенствования организационной структуры управления компании.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили научные теории, постулаты, концепции и принципы обеспечения устойчивости организационной структуры, издания по анализу и оценке организационных структур.


Информационной базой исследования является комплекс аналитико-статистических материалов и отчетности «Приор-М», информационно- аналитические данные, представленные в монографиях отечественных ученых и периодической печати, информационная база сети Internet, а также авторские расчеты.

Глава 1.Организационная деятельность менеджмента

1.1.Организационная структура управления

Структура управления является составным элементом предприятия, следовательно, более целесообразно исследование структур управления начать с выяснения семантического наполнения понятия «предприятие».

Согласно ст.132 Гражданского Кодекса Российской Федерации предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

Большинство ученых при исследовании предприятий (организаций) акцентируют внимание на необходимости взгляда на них как на систему. Так, в работе «Системный подход к организации управления» авторы отмечают, что необходимо «рассматривать организацию как целостность с особыми свойствами, состоящий в то же время из элементов и подсистем со специфическими свойствами» и добавляют, что «производственно-хозяйственная организация является системой, которая адаптируется, самоорганизовывается и саморазвивается и в то же время сознательно управляемая».[1] 

Несколько иную точку зрения относительно понимания сущности организации находим в работе Л.И. Евенко «Организационные структуры управления промышленными корпорациями США (теория и практика формирования)», где выделено еще один признак организации – обособленность в ней аппарата управления:«Организация – это социальная целостность, имеет более или менее четкие границы, которая характеризуется такими чертами, как наличие общих для нее целей; кооперация трудовой деятельности людей – членов организации, которые вносят вклад в достижение этих целей; использование имидляэтогоресурсов, которыми организация располагает; обособление в ней системы (аппарата) управления».[2]Однако и в этом определении организация рассматривается как целостное образование, и эту целостность обеспечивает, в частности, наличие общей для всей организации (а не отдельной для каждого ее структурного элемента) цели (целей).


Л.И. Евенко пишет о том, что в организационной структуре управления «понимается совокупность связей, возникающих в процессе управления, и отношения между подразделениями организации». . Существенным замечанием является то, что на предприятии, как и в любой другой социальной системе, имеющиеся не только жестко установленные и регламентированные формальные отношения, но и другие связи - неформальные. В отличие от формальных взаимоотношений, формированию, регулированию и регламентации которых уделяется значительное внимание при построении структуры управления, неформальные аспекты порой совершенно игнорируются. Но в отдельных случаях именно неформальные аспекты деятельности предприятия могут выступать на передний план. Так, при непрофессиональном поведении руководства предприятия, руководителей структурных подразделений предприятие еще может оставаться жизнеспособным благодаря, например, работникам-энтузиастам. Это, конечно, отнюдь не означает, что они смогут полностью заменить собой весь управленческий аппарат, но в течение некоторого времени могут уменьшать негативный эффект непрофессионального управления. Поэтому не совсем точным представляется утверждение о том, что «неформальные аспекты организационных структур следует рассматривать как фактор, лишь поддерживающий функционирование организации, а не так, что подменяет и отодвигает на задний план это целевое, инструментальное (формальное) ее назначения».[3] Речь не идет о полном замену, а лишь о временном, но все же подмену.

Следует согласиться с тем, что «неформальная структура формируется на основе взаимных отношений членов коллектива, единства и противоречивости их взглядов, склонностей и т.д.».[4] Для эффективной работы предприятия (организации) как системы, нужно, чтобы все элементы работали слаженно, синхронно, а этого можно достичь путем учета особенностей как формального, так и неформального аспектов деятельности предприятия.

Организационная структура управления – структура систем управления производственно-хозяйственнымиорганизациями. Структурасистем управления – это форма системы управления, которая определяет совокупность устойчивых связей системы, обеспечивающей ее целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.

Большинство ученых рассматривают организационную структуру как строение организации, на основе которой осуществляется управление ею.Звеньями управления являются обособленные органы (работник), наделенные функциями управления, правами для их реализации, определенной ответственностью за выполнение функций и использование прав; а уровень управления – это совокупность звеньев управления на определенной ступени иерархии управления. Уровни управления, сочетая различные звенья, характеризующие уровень концентрации процесса управления и последовательность подчинения одних звеньев другим сверху вниз.Понятно, что чем совершеннее организационная структура управления, тем эффективнее воздействие управления на процесс производства (оказание услуг). Для этого организационная структура должна отвечать определенным требованиям, представленными на рисунке 1.


Рисунок 1. Требования к организационным структурам[5]

На построение организационных структур управления влияет система факторов, которая касается и объекта, и субъекта управления. Среди факторов является группа регулируемых и нерегулируемых, а также таких, которые проявляют непосредственное или косвенное влияние. К наиболее весомым факторам относятся: размеры производственной деятельности фирмы (средняя, ​​малая, крупная), производственный профиль фирмы (специализация на производстве одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей); характер производимой продукции, и технология ее производства (продукция добывающих или обрабатывающих отраслей, массовое или серийное производство); сфера интересов фирмы (ориентация на местный, национальный или внешний рынок); масштабы зарубежной деятельности и формы ее осуществления (наличие дочерних предприятий за рубежом, в т. ч. производственных, сбытовых и т.п.); характер объединения (концерн, финансовая группа и т.д.).м

1.2.Базовые типы организационных структур управления

Каждый тип организационной структуры управления имеет четко определенный диапазон потенциальных возможностей, который обеспечивается специализированными функциональными службами (департаментами): маркетинга, производства,финансов, кадров, НИОКР и др. В зависимости от изменения условий внешней среды происходит перераспределение лидерского положения функциональных служб или их конструктивная трансформация. Такое утверждение является недостаточно обоснованным, так как не учитывает систематическое воздействие целого ряда внутренних факторов на организационную структуру управления, возникающие в период функционирования предприятия, а также связи, которые обеспечивают формирование и поддержание определенных отношений между звеньями управления.Организационная структура управления включает в себя подразделения, звенья, которые интегрируя между собой и при правильном построении и организации информационных и коммуникативных потоков создают эффективную для предприятия деятельность. Связи между звеньями и подразделениями должны иметь под собой прочную основу, которая позволяет выстроить эффективные связи с другими предприятиями, выделяя при этом свое как конкурентоспособное, умеющее адаптироваться в условиях изменчивой среды, быть гибким и стойким.[6]


Исследуя мысли отечественных и зарубежных ученых[7], а также дополняя их, обобщим классификацию организационных структур управления промышленными предприятиями на современном этапе, которая может быть представлена ​​в следующем виде (рисунок 2).

Рисунок 2. Распределение российских компаний по типам ОСУ

Решение научной задачи проектирования организационной структуры управления промышленным предприятием должно учитывать соответствие этой структуры конкретному объекту управления и его целям, условиям, в которых функционирует предприятие и его внутреннем хозяйственному механизму.

Линейную структуру управления наиболее целесообразно применять для предприятия сравнительно малого или среднего, где не предусматривается значительное увеличение численности или выполнение функций между подразделениями. При линейной структуре управления связи все прямые, нет опосредованности (рис.3).

Рисунок 3. Линейная структура управления

То есть подчиненные при линейной структуре управления принимают задачи от руководителей напрямую. При этом сохраняется информативность, целостность информации. Нет дополнительных отделов или смежных руководителей. То есть все задачи и решения между подразделениями решаются непосредственно линейно, быстро, обеспечивая при этом эффективность работы предприятия. В случае когда между структурами или подразделениями очень много смежных отделов или руководителей, то это затрудняет возможности руководителя касательно адекватного руководства сложными процессами, которые обусловлены растущими требованиями современного производства и снижает эффективность управления.

Преимущества и недостатки линейной структуры приведены в таблице 1.

Таблица 1[8]

Преимущества и недостатки линейной структуры управления

Функциональная структура учитывает особенности современного производства и управления в части их специализации (рис.4). Именно дифференциация функций управления заложена в основу функциональной структуры управления. При использовании такой структуры управление осуществляется всем предприятием в целом по каждой функции отдельно. Для выполнения каждой функции в системе управления создается специализированное подразделение, деятельность которого нацелено на решение специфического круга задач. Таким образом, функциональная структура создает условия для: