Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты осуществление конкурентной борьбы
Понятие и сущность конкурентоспособности
Методы оценки конкурентоспособности организации
2 Оценка конкурентоспособности ООО «Еврофарм»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ конкурентоспособности ООО «Еврофарм»
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Еврофарм»
Рассмотрим особенности формирования ценовой и сбытовой политики ООО «ЕВРОФАРМ».
В зависимости от характера обслуживаемого оборота различают: отпускные цены; оптовые цены; розничные цены.
Разница между отпускными и оптовыми ценами составляет оптовую торговую надбавку.
Регулирование цен на лекарственные средства устанавливается соответствующими решениями органов местного самоуправления.
В Алтайском крае ценообразование на лекарственные средства регулируется следующим нормативным документом:
Решением главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 27.02.2010г. № 15-к «Об установлении предельных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и лекарственных средств».
Предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, устанавливаются к фактической отпускной цене производителя дифференцированно от цены:
- до 50 рублей включительно – 30%,
- свыше 50 рублей до 500 рублей включительно – 21%,
- свыше 500 рублей – 10%.
НДС (налог на добавленную стоимость) на лекарственные средства начисляется в размере 10%.
Представим полученные расчеты в виде таблицы:
Таблица 3 – Пример расчета розничных цен аптеки ООО «ЕВРОФАРМ», руб.
Название |
Кол-во |
Цена производителя без НДС |
Оптовая наценка, % |
Сумма оптовой наценки, руб. |
Торговая надбавка, % |
Сумма торговой надбавки |
Розничная цена аптеки без НДС |
НДС, % |
Сумма НДС, руб. |
Розничная цена аптеки с НДС |
Индометацин 25 мг № 30 |
500 |
79,50 |
17 |
13,52 |
21 |
16,70 |
109,71 |
10 |
10,97 |
120,68 |
Левомицетин табл. 500 мг № 10 |
500 |
8,72 |
20 |
1,74 |
30 |
2,62 |
13,08 |
10 |
1,31 |
14,39 |
Панкреатин табл. 25 ЕД № 10 |
500 |
64,00 |
17 |
10,88 |
21 |
13,44 |
88,32 |
10 |
8,83 |
97,15 |
Рибоксин табл. 200 мг. № 50 |
500 |
13,80 |
20 |
2,76 |
30 |
4,14 |
20,70 |
10 |
2,07 |
22,77 |
Солодки сироп 100г. |
500 |
8,80 |
20 |
1,76 |
30 |
2,64 |
13,20 |
10 |
1,32 |
14,52 |
Эналаприл табл. 5мг №20 |
1000 |
5,00 |
20 |
1,00 |
30 |
1,50 |
7,50 |
10 |
0,75 |
8,25 |
Эмоксипин 1% 5 мг глаз.капли |
500 |
40,00 |
20 |
8,00 |
30 |
12,00 |
60,00 |
10 |
6,00 |
66,00 |
Кальций Д3 Никомед 0,5 № 30 |
500 |
120,00 |
17 |
20,40 |
21 |
25,20 |
165,60 |
10 |
16,56 |
182,16 |
Сбытовая политика ООО «ЕВРОФАРМ» строится на принятом типе канала товародвижения:
Организация-производитель ЛС → Аптечный склад → Аптека → Потребитель.
Данный канал товародвижения относится к двухуровневому каналу.
Основное преимущество многоуровневого вида товародвижения состоит в наличие очень плотной сбытовой сети, а недостаток в том, что наличие большого числа средних и мелких посредников вызывает рост цены на товар.
Для создания более полной характеристики ООО «Еврофарм» проведем анализ его технико-экономических показателей (таблица 4).
Таблица 4 - Технико-экономические показатели ООО «Еврофарм»
Показатель |
2014 год |
2015 Год |
Изменение (+;-) |
Темп роста (%) |
2016 год |
Изменение (+;-), |
Темп роста (%) |
Выручка от продажи, тыс.руб. |
2760 |
3980 |
220 |
112,50 |
5109 |
129 |
106,52 |
Коммерческие расходы, тыс.руб. |
1525 |
1710 |
185 |
112,13 |
1870 |
160 |
109,36 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
235 |
270 |
35 |
114,89 |
239 |
-31 |
88,52 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
184 |
216 |
32 |
117,39 |
191 |
-25 |
88,43 |
Рентабельность продаж, % |
10,45 |
10,91 |
0,45 |
104,35 |
9,06 |
-1,8527 |
83,02 |
Производительность труда, тыс.руб. / чел. |
117,33 |
132 |
14,67 |
112,50 |
140,6 |
8,6 |
106,52 |
По результатам проведенного анализа видно, что выручка от продажи услуг ООО «Еврофарм» в 2014 году составляла – 2760 тыс.руб., в 2015 году – 3980 тыс.руб. (темп роста по сравнению с 2014 годом составил – 112,50%, увеличение – 220 тыс.руб.); в 2016 году – 5109 тыс.руб. (темп роста по сравнению с 2015 годом составил – 106,52%). При увеличении выручки от продаж – в ООО «Еврофарм» наблюдается и рост коммерческих расходов.
Так, если в 2014 году коммерческие расходы предприятия ООО «Еврофарм» составили – 1525 тыс.руб., в 2015 году они немного увеличились и составили – 1710 тыс.руб., а в 2016 году коммерческие расходы ООО «Еврофарм» возросли до 1870 тыс.руб. (темп роста данного показателя по сравнению с прошлым 2015 годом составил – 109,36%). Таким образом, темп роста коммерческих расходов значительно опережает темп роста выручки от продажи услуг, что является отрицательной тенденцией для предприятия ООО «Еврофарм», поэтому в будущем предприятию необходимо будет снижать коммерческие расходы.
Прибыль от продажи товаров в ООО «Еврофарм» в 2014 году составила 235 тыс.руб., в 2015 году – 270 тыс.руб. (темп роста данного показателя составил 114,89%); в 2016 году прибыль от продажи достигла значения 239 тыс.руб. (по сравнению с прошлым 2015 годом произошло незначительное снижение прибыли, темп снижения составил – 88,52%). Что касается чистой прибыли, то в 2014 году она составила 184 тыс.руб., в 2015 году – 216 тыс.руб. (темп роста 117,39%), в 2016 году – 191 тыс.руб. Таким образом, за последний год (2016 год) произошло снижение прибыльных показателей, руководство фирмы объясняет это в основном возросшими коммерческими расходами предприятия.
Предприятие ООО «Еврофарм» в анализируемом периоде (2014-2016 гг.) является рентабельным, что подтверждают данные таблицы 4. Так, в базовом 2014 году коэффициент рентабельности продаж составил – 10,45%; в 2015 году – 10,91%; в 2016 году – 9,06%.
На основании исходных данных проведем вертикальный и горизонтальный анализ актива баланса. Горизонтальный анализ актива баланса - это динамический анализ показателей, содержащихся в активе бухгалтерского баланса предприятия.
По результатам проведенного горизонтального анализа можно сказать, что общая сумма средств предприятия ООО «Еврофарм» на протяжении трех лет возрастает. Так, если в 2014 году сумма всех средств предприятия составляла – 370 тыс.руб., то уже в 2015 году она достигла – 503 тыс.руб. (абсолютное увеличение составило 133 тыс.руб., а темп роста составил 135,95%); а на конец 2016 года сумма средств составила 881 тыс.руб. (абсолютное значение прироста составило 511 тыс. руб., темп роста составил 238,11%). Это говорит о положительной тенденции для ООО «Еврофарм». Рассмотрим изменения в динамике.
Внеоборотных активов предприятия ООО «Еврофарм» в анализируемом периоде не имеет. Все средства предприятия в 2014-2016 гг. представлены оборотными средствами, их стоимость в 2014 году составляла – 370 тыс.руб., в 2015 году оборотные средства возросли до 503 тыс.руб. (абсолютное увеличение составило 133 тыс.руб., а темп роста составил 135,95%); а на конец 2016 года сумма оборотных средств составила 881 тыс.руб. (абсолютное значение прироста составило 511 тыс. руб., темп роста составил 238,11%).
Оборотные средства предприятия ООО «Еврофарм» представлены запасами; дебиторской задолженностью и денежными средствами. Так, если на начало анализируемого периода стоимость запасов составляла 106 тыс.руб., 2015 году – 180 тыс.руб. (увеличение статьи запасов составило 74 тыс.руб., темп роста составил – 169,81%), в последнем 2016 году запасы составили 206 тыс.руб. (прирост 100 тыс.руб., темп роста составил – 194,34%). Данное изменение можно объяснить применением в компании более рациональной системы расходования запасов для торгового процесса фирмы (то есть избавление от неликвидов и использование старых запасов ТМЦ).
Вся дебиторская задолженность предприятия в анализируемом периоде (2014-2016 гг.) является краткосрочной, к концу 2016 года она составила 308 тыс.руб., что по сравнению с 2015 годом в 3,3 раза больше (в 2015 году задолженность дебиторов предприятию составила 115 тыс.руб.). На протяжении трех лет наблюдается увеличение суммы дебиторской задолженности предприятия, это говорит о не совсем грамотной политике работы с клиентами (очень часто применяются рассрочки оплаты за услуги).
2.2 Анализ конкурентоспособности ООО «Еврофарм»
В стратегическом управлении наиболее часто используется метод анализа среды организации, получивший название SWOT-анализ. Применяя этот метод, удается установить линии связи между силой и слабостью и внешними угрозами и возможностями. SWOT-анализ среды «Еврофарм» представлен в таблице 5.
Таблица 5 - SWOT-анализ среды «Еврофарм»
Strengths сильные стороны Стабильное самофинансирование Конкурентоспособность Профессионализм персонала Хороший имидж Комфортные условия работы сотрудников |
Weaknesses слабые стороны Отсутствие карьерного роста у сотрудников Узкий перечень предоставляемых услуг |
Treats угрозы Зависимость от платежеспособности населения |
Opportunities возможности Целевое финансирование государством бизнеса |
Стратегические цели предприятия соответствуют изменениям во внешней среде. Как правило, это следующие цели: расширение и многообразие реализуемых товаров; обновление номенклатуры товаров с учетом требований рынка. На третьем этапе перечислим потенциальные конкурентные преимущества, обусловленные внутренней и внешней средой организации:
Таблица 6 - Конкурентные преимущества «Еврофарм»
Конкурентные преимущества |
|
Внутренняя среда |
Существующие |
Основная деятельность |
Более низкие издержки. Наличие сформировавшегося положительного имиджа у клиентов. Знание специфических потребностей потребительского спроса и их удовлетворение в рамках определенных узких сегментов рынка |
Поддерживающая деятельность |
Серьезные технологические навыки. Проверенный менеджмент. Большой опыт Хорошо проработанная функциональная стратегия. Адекватные финансовые ресурсы |
Внешняя среда |
Потенциальные |
Повышение технической оснащенности предприятия, качества предоставляемых услуг Расширение рынков сбыта; Расширения ассортимента услуг. |
Проведем ранжирование привлекательности потенциальных конкурентных преимуществ, обусловленных открывающимися возможностями отрасли и определение наиболее серьезных факторов, угрожающих потенциальным конкурентным преимуществам. Каждая характеристика критерия получает персональную оценку с учетом занимаемой в матрице позиции в матрице потенциальных преимуществ относительно возможностей и угроз внешней среды (табл. 7 и табл. 8):
Таблица 7 - Матрица потенциальных преимуществ относительно возможностей внешней среды
Сильное влияние |
Умеренное влияние |
Малое влияние |
|
Высокая вероятность |
Повышение технической оснащенности предприятия |
Улучшение качества предоставляемых услуг |
- |
Средняя вероятность |
Расширение рынков сбыта |
Расширения ассортимента товаров |
- |
Низкая вероятность |
- |
- |
- |
Так, наиболее сильное влияние на повышение конкурентоспособности «Еврофарм» окажет повышение технической оснащенности предприятия и расширение рынков сбыта. Позиционирование всех указанных в блоке угроз осуществляется с учетом их возможного появления и силы его потенциального воздействия (табл. 8).
Таблица 8 - Позиционирование угроз предприятия
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
Легкие ушибы |
|
Высокая вероятность |
- |
5. Соперничество между конкурентами |
- |
2. Способность потребителей торговаться. |
Средняя вероятность |
- |
- |
1. Угроза появления новых конкурентов. |
3. Способность поставщиков торговаться. |
Низкая вероятность |
- |
- |
- |
4. Угроза появления товаров и услуг-заменителей. |