Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты осуществление конкурентной борьбы
Понятие и сущность конкурентоспособности
Методы оценки конкурентоспособности организации
2 Оценка конкурентоспособности ООО «Еврофарм»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ конкурентоспособности ООО «Еврофарм»
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Еврофарм»
Таблица 1 - Классификация подходов к оценке конкурентоспособности предприятия
Подход к оценке конкурентоспособности |
Методы оценки конкурентоспособности предприятия |
Общий вид модели оценки конкурентоспособности предприятия |
Сущность метода |
Графический подход |
Матричные методы |
Конкурентоспособность предприятия повышают товары, имеющие большую долю на растущем рынке, а снижают – товары, имеющие незначительную долю на стагнирующих рынках |
|
Метод составления многоугольника конкурентоспособности |
Совмещение многоугольников конкурентоспособности предприятий позволяет определить слабые и сильные стороны исследуемых субъектов |
||
Факторный подход |
Продуктовые методы |
Конкурентоспособность предприятия как сумма показателей конкурентоспособности производимой им продукции с учетом ее удельного веса в общем объеме продаж |
|
Операционные методы |
Конкурентоспособность предприятия как сумма групповых показателей конкурентоспособности его функциональных подразделений с учетом их весомости для деятельности предприятия |
||
Комплексные методы |
К = Ктекущая•В1 + Кпотенциальная•В2 |
Конкурентоспособность предприятия как средневзвешенное значение показателей его текущей и потенциальной конкурентоспособности |
|
Стоимостной подход |
Метод оценки стоимости бизнеса |
К ~ Стоимость предприятия |
Рост стоимости предприятия как главный критерий его конкурентоспособности |
Факторный подход
1. Продуктовые методы. Авторы данной группы методов исходят из того, что возможность предприятия успешно конкурировать с другими участниками рыночных отношений определяется конкурентоспособностью выпускаемой им продукции [16]. Экономисты обращают внимание на то, что практика бизнеса в большинстве случаев подтверждает их позицию, и утверждают, что чем более конкурентоспособным является товар, тем выше уровень конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, и наоборот. В качестве главного критерия оценки конкурентоспособности продукции выступает нахождение соотношения цены и качества товара. В наиболее общем виде в рамках продуктового метода показатель конкурентоспособности компании определяется как среднее арифметическое взвешенное показателей конкурентоспособности каждого вида производимой предприятием продукции.
Анализ существующих продуктовых методов позволяет констатировать, что их главным преимуществом является комплексная оценка одного из важнейших компонентов конкурентоспособности хозяйствующего субъекта – конкурентоспособности производимой им продукции. Использование продуктовых методов дает возможность получить достаточно объективную количественную оценку привлекательности продуктового портфеля компании для потребителей, а также проанализировать факторы, влияющие на изменение динамики спроса на продукцию предприятия [14]. Вместе с тем необходимо отметить, что оценка конкурентоспособности компании на основе продуктовых методов носит достаточно ограниченный характер, так как не позволяет получить представление об уровне эффективности хозяйственной деятельности, не учитывает показатели, характеризующие конкурентный потенциал предприятия.
2. Операционные методы. Данная группа методов основана на базовых положениях теории эффективной конкуренции, согласно которой уровень конкурентоспособности хозяйствующего субъекта определяется степенью эффективности организации деятельности отдельных подразделений предприятия. При этом эффективность функционирования каждой из служб предприятия напрямую зависит от продуктивности использования ограниченных ресурсов и результативности выполнения отдельных функциональных операций [5]. Как и в случае с продуктовыми методами, интегральный показатель конкурентоспособности хозяйствующего субъекта наиболее часто рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной. При этом частные коэффициенты эффективности выполнения подразделениями компании отдельных операций, получаемые путем сопоставления показателей деятельности исследуемого предприятия с аналогичными показателями деятельности конкурентов или эталонными значениями, умножаются на соответствующие весовые коэффициенты, как правило, определяемые экспертным путем.
3. Комплексные методы. Особенность данных методов заключается в оценке конкурентоспособности хозяйствующего субъекта на основе комплексного анализа показателей его текущей конкурентоспособности и конкурентного потенциала [2]. Многие исследователи рассматривают текущую конкурентоспособность компании как конкурентоспособность ее продукции и выполняют оценку с использованием моделей, предлагаемых авторами продуктовых методов. Конкурентный потенциал организации упомянутыми авторами зачастую определяется путем оценки эффективности использования различных ресурсов предприятия по аналогии с продуктовыми методами. Интегральный показатель конкурентоспособности предприятия в большинстве комплексных методов, как и в других методах, выделяемых в рамках факторного подхода, рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной.
По мнению автора, основным достоинством комплексных методов следует признать стремление их авторов на основе комбинации показателей текущей конкурентоспособности и конкурентного потенциала учесть в процессе оценки не только достигнутый хозяйствующим субъектом уровень конкурентоспособности, но и перспективы его наращивания в будущем, что является достаточно ценным с практической точки зрения [19]. Вместе с тем анализ предлагаемых комплексных методик позволяет отметить, что математический аппарат, применяемый для оценки текущей и потенциальной конкурентоспособности предприятия, а также состав оцениваемых показателей являются наследием рассмотренных ранее продуктовых и операционных методов.
Многие исследователи сегодня сходятся во мнении, что рыночная стоимость компании является главным индикатором ее развития, и предлагают рассматривать стоимость бизнеса как наиболее комплексную характеристику конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Показатель рыночной стоимости предприятия, являясь центральным объектом управления в большинстве крупных компаний, одновременно вбирает в себя оценку эффективности хозяйственной деятельности, качества управления, финансовой устойчивости и перспектив роста бизнеса. Несомненным преимуществом оценки конкурентоспособности предприятия на основе методов стоимостного подхода необходимо признать анализ всей совокупности ключевых характеристик деятельности хозяйствующего субъекта. Однако процесс сбора необходимой информации о функционировании исследуемого предприятия и его конкурентов является слишком трудоемким, в связи с чем использование методов оценки стоимости бизнеса для оценки конкурентоспособности компании является достаточно затруднительным, а иногда и практически невозможным.
Резюмируя анализ подходов к оценке конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, следует отметить, что на сегодняшний день ни один из рассмотренных авторами настоящей работы методов оценки не нашел широкого практического применения и не может быть признан универсальным аналитическим инструментом [20]. В этой связи в экономической среде по-прежнему остается актуальной задача разработки универсального, имеющего широкие границы практического применения метода оценки конкурентоспособности предприятий, обеспечивающего получение комплексной и в то же самое время объективной оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта [6].
Проанализировав существующие методы оценивания уровня конкурентоспособности предприятия, можно сделать вывод, что на сегодняшний день не существует идеальной методики комплексного оценивания конкурентоспособности предприятия. Отмеченные недостатки существующих подходов к оцениванию конкурентоспособности предприятий обуславливают невысокие возможности практического применения большинства из них, так от метода оценивания конкурентоспособности предприятия непроизводственной сферы в значительной степени зависит достоверность результатов, прозрачность их идентификации и возможности использования.
В данной работе автором будет использована комплексная оценка конкурентоспособности предприятия.
2 Оценка конкурентоспособности ООО «Еврофарм»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Полное наименование организации – Общество с ограниченной ответственностью «ЕВРОФАРМ».
Сокращенное наименование – ООО «АЛТФРАМ».
Форма собственности - частная.
Организационно-правовая форма – Общество с ограниченной ответственностью.
Адрес: Москва, Алтуфьевское ш., д. 86.
Основной вид деятельности – Розничная торговля фармацевтическими товарами.
Также предприятие может осуществлять следующие дополнительные виды деятельности:
- Универсальный ассортимент товаров (торговля через агентов);
– Универсальный ассортимент товаров (оптовая торговля);
– Магазины неспециализированные (универсальные) (розничная торговля);
– Медицинская аппаратура и техника, ортопедические изделия (розничная торговля);
Руководитель ООО «ЕВРОФАРМ» - генеральный директор Стрекалов Игорь Олегович.
В целом можно отметить рост востребованности товаров аптечных киосков и пунктов, тому способствует ряд причин:
- реклама лекарственных средств, предметов гигиены, биологически-активных добавок;
- мода на здоровый образ жизни;
- реформирование государственной системы здравоохранения и сложность в получении доступного лечения;
- развитие частных лечебных организаций и высокая цена на их услуги.
Все это вместе обуславливает рост выручки товаров аптеки ООО «ЕВРОФАРМ» и соответственно высокий уровень прибыли.
К непосредственным конкурентам в данной аптечной отрасли, демонстрирующим аналогичные объемы выручки, относятся:
- ООО «Кват-РА», (директор Брагин А. В.);
- ООО «Доктор ФАРМ» (генеральный директор Милютин С. Г.);
- ООО «Аптека», (директор Милютин С. Г.);
- ООО «Алия» (директор Романенко Н. И.).
Специфика деятельности организации ООО «ЕВРОФАРМ» накладывает отпечаток на бизнес - процессы.
Весь персонал аптеки ООО «ЕВРОФАРМ» можно разделить на следующие группы:
- руководящие работники;
- специалисты;
- производственный персонал.
Для организации ООО «ЕВРОФАРМ» характерна линейно-функциональная организационная структура, которая представлена на рисунке 1.
Принятая организационная структура позволяет целесообразно распределять задачи среди сотрудников и направлять их усилия на достижение основных целей, а также способствует эффективному взаимодействию с внешней средой. Эффективность данной организационной структуры состоит в наличии четких, ясных и прямых взаимосвязей между ее элементами. Каждый исполнитель имеет только одного начальника, и все полномочия – прямые (линейные) - идут от высшего звена управления к низшему.
Рисунок 1 – Организационная структура ООО «ЕВРОФАРМ»
Преимущества и недостатки структуры управления ООО «ЕВРОФАРМ» представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Преимущества и недостатки структуры управления
Преимущества |
Недостатки |
1. Четкое разграничение ответственности и компетенции |
1. Высокие профессиональные требования к руководителю |
2. Простой контроль |
2. Сложные коммуникации между исполнителями |
3. Быстрые и экономичные формы принятия решения |
3. Низкий уровень специализации руководителей |
4. Простые иерархические коммуникации |
4. Ярко выраженный авторитарный стиль руководства |
5. Персонифицированная ответственность |
5. Большая нагрузка на руководителя |
Отрицательным аспектом структуры управления является отсутствие в ее составе должностного лица, отвечающего за планирование, мониторинг, контроль и прогнозирование эффективности деятельности организации.
Ставя перед собой основную задачу - улучшение качества обслуживания клиента, – руководство аптеки признает тот факт, что выполнение этой задачи целиком и полностью зависит и осуществляется ее сотрудниками. Именно сотрудники ежедневно решают вопросы обслуживания, общаются с клиентами и поставщиками, государственными и общественными органами, внимательно следящими за деятельностью компании.
Отдел маркетинга ООО «ЕВРОФАРМ» представлен менеджером-маркетологом, который ведет деятельность по рекламе организации, оформлению рекламных кампаний, рекламе акций в интернет-сообществах.
В целом можно отметить что при наличии высокого уровня конкуренции маркетинговая деятельность ведется слабо.