Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты осуществление конкурентной борьбы
Понятие и сущность конкурентоспособности
Методы оценки конкурентоспособности организации
2 Оценка конкурентоспособности ООО «Еврофарм»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ конкурентоспособности ООО «Еврофарм»
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Еврофарм»
ВВЕДЕНИЕ
В эпоху глобализации и интернационализации производства единственным критерием его эффективности и востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность. С момента своего создания и в течение всей жизни любая промышленная фирма, любой товаропроизводитель поставлены перед необходимостью решения жизненно важной для них проблемы конкурентоспособности. Экономика большинства стран мира глубоко втянута в мирохозяйственные связи, а национальный рынок, его требования в возрастающей мере формируются под активным воздействием мирового рынка и международной конкуренции.
Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкуренткой среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности.
Важнейшим признаком развитой экономики является выпуск высококачественных и конкурентоспособных товаров и услуг. Производство товаров низкого качества приводит к безвозвратным потерям сырьевых материалов, которые в настоящее время очень дороги, а также к неэффективному использованию материальных и трудовых ресурсов. В переходный период многие предприятия России все еще не могут наладить выпуск конкурентоспособной продукции и услуг.
При решении проблемы повышения качества необходимо учитывать структуру, взаимосвязи и факторы, определяющие качество изделия, производства, фирмы и общества в целом. Проблема повышения конкурентоспособности товаров отражает практически все стороны жизни общества и неизменно находится в центре внимания руководства и деловых кругов всех стран мира. В настоящее время в России проблема конкурентоспособности стоит намного острее, чем в других странах. Совершенно очевидно, что основной проблемой национальной экономической безопасности нашей страны является уровень конкурентоспособности производимой продукции.
Анализ изученных источников. Вопросы конкурентоспособности торганизации рассматриваются в работах следующих ученых: Е. П. Голубкова, Н. К. Моисеевой, Ю. П. Анискина, Н. Портера, И. Ансоффа и других.
Целью данной работы является определение путей повышения конкурентоспособности услуг современной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-рассмотреть теоретические аспекты осуществления конкурентной борьбы;
-выявить особенности обеспечения конкурентоспособности ООО «Еврофарм»;
-разработать мероприятия по обеспечению конкурентоспособности ООО «Еврофарм».
Объектом наблюдения является ООО «Еврофарм».
Объект исследования – конкурентоспособность предприятия.
В качестве предмета исследования выступает анализ и оценка конкурентоспособности организации.
Информационной базой исследования служат теоретические разработки и другие исследования в области конкурентоспособности, данные финансовой отчетности ООО «Еврофарм».
Теоретической и методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента, сбытовой политики, правового, а также материалы конференций и научных семинаров, освещающие вопросы управления конкурентоспособностью в условиях рынка.
При выполнении работы применялись следующие методы исследования: системный анализ, содержательный анализ литературы, сравнительно-сопоставительный анализ.
1. Теоретические аспекты осуществление конкурентной борьбы
Понятие и сущность конкурентоспособности
Конкурентоспособность предприятия – это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами [8]. Конкурентоспособность не является имманентным качеством торгового предприятия, это означает, что конкурентоспособность предприятия может быть оценена только в рамках группы предприятий, относящихся к одной отрасли, либо предприятий, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих предприятий, как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.
Категория «конкурентоспособность» в рыночной экономике является одной из ключевых, так как в ней концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности коммерческих организаций, отраслей, национальной экономики в целом. Эти возможности реализуются в товарах и услугах, противостоящих соперничающим аналогам, как на внутреннем, так и внешнем рынках. Конкурентоспособность, являясь структурным элементом системы конкурентных отношений, представляет собой многогранную категорию, соединяющую в себе содержательные моменты конкуренции и монополизма, а также их общественно-государственные регуляторы; она реализуется на объектном и субъектном уровнях рынка [5].
Экономическая категория «Конкурентоспособность» начала формироваться со времен зарождения классической экономической науки. Первым этапом в эволюции научных взглядов на данную проблему стало рассмотрение абсолютных преимуществ, связанных с природными факторами. Первым выдвинул теорию абсолютных преимуществ А. Смит, согласно которому конкуренция рассматривается как соперничество повышающего цену (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения), а преимуществами в конкурентной борьбе являются лучшие природные и климатические условия [4].
М. Портер впервые стал оценивать конкурентоспособность страны на уровне конкурентоспособности функционирующих в ней предприятий. В дальнейшем понятие «Конкурентоспособность предприятия» рассматривалось и дополнялось многими ведущими учеными-экономистами. Ключевой проблемой становиться выявление факторов успеха на уровне предприятия.[10]
Проследив эволюцию возникновения понятия «Конкурентоспособность», рассмотрим, каким образом определяют это понятие торгово-экономические ассоциации, и какая трактовка данной категории присутствует в законодательстве Российской Федерации [17].
Современное толкование понятия конкурентоспособности как многофакторного процесса реализации конкурентных отношений предполагает важнейшее условие его осуществления - управление конкурентоспособностью предприятия.
Управление конкурентоспособностью предприятия - «деятельность, направленная на формирование управленческих решений, которые, в свою очередь, должны быть направлены на противостояние всевозможным внешним воздействиям и достижение лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями» [13].
По мнению многих авторов, в настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки управления конкурентоспособностью организацией. Быстрые изменения внешней среды отечественных предприятий вызывают появление новых методов и подходов к управлению конкурентоспособностью. Однако каждая методика имеет ограничения по применению. Поэтому их необходимо адаптировать к условиям конкретной организации.
В современной теории управления принято выделять четыре уровня, или стадии, конкурентоспособности [14]. Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления и маркетинга.
Методы оценки конкурентоспособности организации
При оценке конкурентоспособности предприятия исходят из того, что конкурентоспособность – это относительная характеристика, отражающая положение предприятия по отношению к состоянию предприятий-конкурентов, сформированная под воздействием количественных и качественных показателей его деятельности [12].
В условиях острого соперничества между участниками рыночных отношений оценка конкурентоспособности является объективной потребностью каждого хозяйствующего субъекта, стремящегося к сохранению или улучшению собственных конкурентных позиций и принятию обоснованных управленческих решений. Оценка конкурентоспособности предприятия заключается в определении и последующем анализе набора ключевых показателей деятельности хозяйствующего субъекта в целях выявления основных конкурентных преимуществ организации, определения ее текущей конкурентной позиции на рынке и выработки комплекса эффективных решений, направленных на обеспечение дальнейшего развития предприятия.
В настоящее время, как в отечественной, так и в мировой практике не выработан единый общепринятый подход к оценке конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Во многом данное обстоятельство объясняется многообразием взглядов исследователей на сущность понятия конкурентоспособности предприятия. Вместе с тем необходимо учитывать наличие огромного количества факторов и составляющих конкурентоспособности компании, которые необходимо принимать во внимание для получения объективной оценки. С учетом вышеизложенного приходится констатировать, что в условиях отсутствия универсальных и в то же время обоснованных критериев оценки конкурентоспособности предприятий для определения уровня их конкурентоспособности экономистами применяется множество различных по своей природе методов, все многообразие которых предлагается классифицировать в рамках трех основных подходов: графического, факторного и стоимостного.
Графический подход к оценке конкурентоспособности предприятия позволяет с использованием различных графических инструментов получить наглядное представление о конкурентной позиции предприятия на рассматриваемом рынке в сравнении с ключевыми конкурентами. В рамках графического подхода авторы предлагают выделить две группы методов: матричные методы и метод составления многоугольника конкурентоспособности. Факторный подход заключается в определении набора и получении количественной оценки основных факторов конкурентоспособности предприятия в сравнении с конкурентами. К числу методов, выделяемых в рамках данного подхода, относятся продуктовые, операционные и комплексные методы. Стоимостной подход к оценке конкурентоспособности компаний исходит из того, что стоимость предприятия может рассматриваться как главный критерий успешности и эффективности функционирования хозяйствующего субъекта в рыночных условиях, так как она является конечным результирующим критерием оценки всей совокупности внешних и внутренних конкурентных преимуществ предприятия. В рамках третьего подхода конкурентоспособность компаний определяется с использованием традиционно применяемых методов оценки стоимости бизнеса [2].
В целях выявления преимуществ и недостатков каждого из обозначенных подходов к оценке конкурентоспособности предприятия обратимся к анализу содержательной составляющей основных методов, используемых исследователями.
Графический подход
1. Матричные методы. Своему названию данная группа методов оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов обязана применяемой форме отображения результатов анализа конкурентных позиций предприятия в виде матриц различной размерности. Большинством экономистов на горизонтальной оси матрицы откладывается значение показателя, характеризующего рыночное положение компании, а по вертикали – значение показателя, отражающего степень привлекательности этого рынка. В рамках матричных методов предприятия рассматриваются в качестве совокупности бизнес-единиц, формирующих единый продуктовый портфель. Отсюда следует отметить значительный уклон матричных методов в сторону маркетинговой оценки деятельности хозяйствующего субъекта. Наиболее известными и широко применяемыми являются матричные модели, предложенные американскими консалтинговыми компаниями: Бостонской консалтинговой группой и МакКинси, а также впоследствии компанией Шелл и экономистом И. Ансоффом.
2. Метод построения многоугольника конкурентоспособности. В основе данного метода лежит оценка конкурентных позиций исследуемого предприятия и его основных конкурентов по ключевым составляющим хозяйственной деятельности, представленным в виде векторов. Результатом оценки является построение многоугольников конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и его конкурентов, представляющих собой графическое соединение оценок по каждому из векторов [18].
Главным достоинством метода является наглядность результатов проведенной оценки. Анализ полученного многоугольника позволяет оперативно оценить конкурентное положение исследуемого хозяйствующего субъекта, определить ключевые факторы конкурентоспособности предприятия и разработать целевые мероприятия, направленные на поддержание имеющихся конкурентных преимуществ и развитие менее успешных в сравнении с конкурентами направлений деятельности компании. Интеграция в рассматриваемый метод математического аппарата, позволяющего получить количественную оценку уровня конкурентоспособности предприятия, значительно повышает практическую ценность полученных результатов. Основным недостатком метода следует признать широкое использование балльных экспертных оценок исследуемых характеристик деятельности предприятия, порождающее излишний субъективизм в процессе анализа.