Файл: Особенности инвестиционного анализа инновационных проектов (Теоретические основы исследования финансового потенциала компании при исследовании ее инвестиционной привлекательности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Переход российской экономики к инновационному типу развития предполагает ускоренное обновление, модернизацию и техническое перевооружение основных фондов предприятий в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует увеличения объемов финансовых ресурсов, предназначенных для инвестирования, их диверсификации по отраслям экономики.

Инвестиционная привлекательность предприятия является тем интегральным показателем, по которому инвесторы принимают управленческие решения о вложении финансовых средств в конкретные инвестиционные проекты.

Сложные экономические условия, обострение социальных и экологических проблем, нестабильная правовая база требуют от компании создания такой системы, которая бы дала возможность эффективно использовать все имеющиеся и потенциально возможные финансовые ресурсы, быстро реагировать на изменения внешней среды и обеспечивать достижение высоких финансовых результатов не только в текущем периода, но и в долгосрочной перспективе.

Именно такие параметры характеризуют финансовый потенциал компании. Проблема формирования оптимального по своим составу и размеру финансового потенциала компании, а также его эффективное использование характеризуется чрезвычайной актуальностью в современных экономических условиях

Финансовый потенциал служит одним из важных индикаторов реакции экономики России на принимаемые управленческие решения, а его увеличение показывает эффективность реализуемой политики, конкурентоспособность и устойчивость развития не только компаний, но и всей страны в целом: чем эффективные функционируют компании и чем больше денег они аккумулируют в своей деятельности, тем больше средств поступает в бюджет региона, так и в федеральный бюджет государства в виде налогов, штрафов и отчислений. А это, в свою очередь, повышает уровень социального обеспечения в стране.

В настоящее время для оценки потенциальных возможностей роста хозяйственной деятельности большинство компаний применяют лишь стандартные методики оценки финансового анализа, который основывается на расчете различных коэффициентов таких, как финансовой устойчивости, рентабельности и деловой активности.

Стратегия наращивания финансового потенциала компании при решении задач экономического роста в силу своей рискованности не может опираться только на модели экономического роста, построенные исключительно на итоговых показателях финансово-хозяйственной деятельности компании. Для развития хозяйствующего субъекта необходим устойчивый экономический рост, которому должна соответствовать модель комбинированного взаимодействия финансового состояния компании, базирующегося на собственных ресурсах, возможностях привлечения и займа внешних источников, а также квалифицированном управлении совокупностью имеющихся в распоряжении компании ресурсов.


Целью данной работы является исследование финансового потенциала как элемента инвестиционной привлекательности предприятия на примере объекта исследования.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1. рассмотреть теоретические основы исследования финансового потенциала компании при исследовании ее инвестиционной привлекательности;

2. провести исследование финансового потенциала в процессе исследования инвестиционной привлекательности компании на примере ООО «Алиот»;

3. разработать рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности компании ООО «Алиот».

В качестве объекта исследования в работе выступает инвестиционная привлекательность компании ООО «Алиот»

1. Теоретические основы исследования финансового потенциала компании при исследовании ее инвестиционной привлекательности

1.1. Понятие и сущность инвестиционной привлекательности компании

Понятие инвестиционной привлекательности предприятия включает в себя совокупность характеристик эффективности, которые отображают рентабельность денежных вложений в развитие компании. Основным показателем для этого является предсказуемый и стабильный доход. А бизнес-план должен быть четко определен и хорошо продуман, учтены многие нюансы, приведены финансовые показатели, тогда высок шанс, что в условиях большой конкуренции за дополнительное спонсирование предпочтение будет отдано вашей компании[1].

В любом виде бизнеса решения о вложении капиталов в тот или иной проект принимаются в большинстве случаев не по какому-то наитию или интуиции, а на основе вполне разумных и логических умозаключений.

Естественно предположить, что база таких инвестиционных решений строится на определенной стратегии, одной из главных частей которой является то, что называется привлекательность актива для того, чтобы вкладывать туда капиталы.


Стоит, однако, заметить, что не всегда факторы инвестиционной привлекательности предприятия являются приоритетом в выборе варианта портфеля для вложения активов, поскольку имеются разноплановые мотивы, которыми руководствуется инвестор или его система целеполагания. Например, выгодный с точки зрения экономической эффективности инвестиционный проект может не соответствовать принципам самого инвестора в силу разных причин (экологических, гуманитарных или социальных).

В определении инвестиционной привлекательности компании заложена многофакторная модель оценки, которая строится на нескольких основополагающих принципах, представлена в нижеприведенной схеме (рис.1.1)

Рисунок 1.1 Инвестиционная привлекательность

Как видно из этой схемы, в первую очередь, характеристика инвестиционной привлекательности предприятия основывается на следующих моментах:

  1. Финансовые показатели. Финансово экономическими критериями инвестиционной привлекательности предприятия выступает способность генерировать положительный поток ликвидности в течение заданного периода времени. Сюда можно отнести такие показатели, как:
  • ликвидность — востребованность активов компании на рынке, например, ее акций или долговых инструментов;
  • платежеспособность – уровень достаточности собственного капитала предприятия для расчета по долгосрочным или краткосрочным заимствованиям;
  • финансовая устойчивость – способность существующей модели бизнеса противостоять неблагоприятным изменениям на рынке, например, сезонное понижение потребительского спроса для сельскохозяйственных предприятий;
  • деловая активность — комплекс мер, предпринимаемых компанией для того, чтобы оставаться на рынке, маркетинговая политика, тактика и стратегия борьбы с конкурентами
  1. Производственный потенциал. Управление инвестиционной привлекательностью предприятия не возможно без опоры на современные технологии производства и постоянного их обновления. Здесь первостепенную роль играют такие факторы, как:
  • инвестиционная политика, связанная непосредственно с обновлением средств производства, постоянного отслеживания новаций в секторе экономики и использовании самых передовых достижений в этой области;
  • совершенствования самих технологий использования средств производства внутри компании, оптимизация применения интеллектуального и трудового ресурса

  1. качество менеджмента. Один из основополагающих факторов, без которого управление инвестиционной привлекательностью предприятия невозможно. Этот фактор состоит из таких важных элементов,  как:
  • общая способность руководства компании принимать корректные решения в рыночных условиях;
  • отношения с контрагентами на рынке, практика ведения дел с ними;
  • репутация компании на рынке, система принятия решений в компании в отношении клиентов и партнеров;
  • бренд компании, стоимость « гудвилла» и степень доверия как со стороны клиентов, так и, например, кредиторов, контрагентов или партнеров
  1. Рыночная устойчивость. В эту группу входят критерии инвестиционной привлекательности предприятия, которые определяют способность бизнеса занимать определенную рыночную позицию согласно стратегии ее развития. Сюда можно включить такие показатели, как:
  • рыночная конъектура — ситуация на рынке, факторы спроса и предложения, эластичность спроса на продукцию, макроэкономическая ситуация;
  • жизненный цикл товара или услуги компании, насколько будет востребовано то, что производит бизнес в долгосрочной перспективе.

Естественно предположить, что факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия, не ограничиваются только тем, что перечислено выше. Во многом все зависти от рынка и от вида бизнеса.

Но в любом случае представление о том, какие моменты оказывают первоочередное влияние на формирование инвестиционной привлекательности предприятия, могут помочь найти верные способы повышения инвестиционной привлекательности предприятий.

На текущий момент существует столько разных видов бизнеса, рынков и типов управления, что предложить всеобщий универсальный способ, который однозначно мог бы повысить для инвесторов привлекательность бизнеса, не возможно.

Однако для того, чтобы иметь представление об основных направлениях инвестиционной политики, можно привести несколько важных концепций:

  • инвестируемые в предприятие средства должны вывести его на качественно новый уровень по объемам производства, технологиям, качеству продукции и т. д.;
  • быстрая окупаемость инвестируемых средств  — понятие относительное, но для большинства инвесторов работающих, например, на развивающихся рынках, это имеет значение
  • большая ликвидность активов предприятия – в этой категории методов следует отметить в первую очередь такие инструменты  как котируемость акций на фондовой бирже, востребованность долговых бумаг, или, например, стоимость договоров франшизы и т.п.;
  • наличия условий для развития предприятия — включает в себя широкий спектр мер инвестиционной политики компании, начиная от способов внутрикорпоративного управления и заканчивая отношениями с общественностью в виде государственных органов или публичных организаций.

Оценка инвестиционной привлекательности предприятия нужна для финансирования или кредитования региональных задач или перспективной отрасли различными корпорациями или иностранными банковскими капиталами. Но самого понятия «инвестиционная привлекательность» в экономике нет, оно абстрактно, хотя и имеет большую базу знаний и методологию. Ведь для банка и для частного капитала нужны совершенно различные показатели. Так для банков, в первую очередь, рассматривается скорость возврата и платежная способность, а после погашения суммы и выплаты процентов практически не используется дальнейшая прибыль, для акционера же важнее окупаемость в совокупном доходе активов от активной и планомерной работы предприятия.

Концептуальная модель взаимосвязи анализа, измерения и оценки инвестиционной привлекательности в виде функционального описания соответствующих процессов и связей представлена на рисунке 1.2.[2]

Рисунок 1.2 Концептуальная модель взаимосвязи анализа, измерения и оценки инвестиционной привлекательности экономических систем (ИП)[3]

Влиятельные факторы условно делятся на внутренние и внешние. Для внешних факторов результат не зависит от работы предприятия напрямую. Это может быть инвестиционная привлекательность территории (страны или региона), экономико-политическая ситуация, уровень коррупции, инфраструктура, величина человеческого потенциала. Оценку инвестиционной привлекательности обычно проводят большие рейтинговые агентства, такие как Эксперт РА, Standard & Poors, Moody’s.

В меньшем масштабе факторы оцениваются для отдельных отраслей. Оценка инвестиционной привлекательности идет по: уровню конкуренции в заданной отрасли; текущему развитию; динамике и структуре инвестиционных вложений; нынешней стадии развития.

Это очень важный этап при анализе, ведь именно в этот момент рассматриваются основные показатели, скорость роста цены на продукцию и производство, состояние данной отрасли, инновационные решения и база НИОКР.

На внутренние же факторы напрямую влияет хозяйственная деятельность предприятия, и они являются основным рычагом при оценке инвестиционной привлекательности. Можно разделить их на пять пунктов[4]:

1. Финансовое состояние предприятия оценивается: соотношением взятых и собственных средств; коэффициентом текущей ликвидности; показателями оборота активов; рентабельностью продаж на основании чистой прибыли; собственным капиталом из расчета чистой прибыльности.