Файл: Особенности инвестиционного анализа инновационных проектов (Теоретические основы исследования финансового потенциала компании при исследовании ее инвестиционной привлекательности).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 3
1. Наличие денежных средств на расчетном счете в достаточном объеме;
2. Отсутствие просроченной кредиторской задолженности;
3. Возможность предприятия быстро оборачивать свои активы в денежные средства при необходимости погасить свои обязательства[17].
К причинам неплатежеспособности можно отнести недостаточное количество финансовых ресурсов, невыполнение плана реализации продукции, задержка платежей от контрагентов.
Платежеспособность на характеристиках оборотных активов и проводится с помощью метода коэффициентного анализа[18].
Для проведения качественного и глубокого анализа ликвидности и платежеспособности предприятия следует начать с анализа ликвидности баланса. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, которые сгруппированы по степени их ликвидности и расположены в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, которые сгруппированы по срокам их погашения и расположены в порядке возрастания сроков погашения[19].
Для характеристики источников формирования запасов определяют три основных показателя:
1) Величины собственных оборотных средств (СОС).
Величина СОС определяется как разница между капиталом и резервами (СК) и внеоборотными активами (ВА). Этот показатель характеризует чистый оборотный капитал.
СОС = СК - ВА |
(1.2.10) |
2) Величина собственных и долгосрочных заёмных источников формирования запасов и затрат (СД).
СД = СОС + ДИ |
(1.2.11) |
Величина собственных долгосрочных заемных источников определяется путем увеличения предыдущего показателя на сумму долгосрочных пассивов (ДИ).
3) Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ОИ). Эта величина определяется путем увеличения предыдущего показателя на сумму краткосрочных займов и кредитов (КЗС) V раздела баланса.
ОИ= СД + КЗС |
(1.212) |
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным.
После расчета показателей обеспеченности источниками финансирования определяется тип финансовой устойчивости предприятия в соответствии с основными критериями оценки табл.1.2.2
Таблица 1.2.2
Типы финансовой устойчивости
Тип финансовой устойчивости |
Критерии оценки |
1 |
2 |
1.Абсолютная финансовая устойчивость |
1.излишек (+) СОС 2. или равенство СОС и запасов СОС=З |
2.Нормальная финансовая устойчивость |
1.недостаток (-) СОС; 2. излишек (+) долгосрочных источников формирования (ДИ) запасов; 3.или ДИ=З |
3.Неустойчивое финансовое состояние |
1.недостаток (-) СОС; 2.недостаток (-)долгосрочных источников формирования (ДИ) запасов; 3.излишек (+) общей величины основных источников формирования запасов; 4.или равенство основных источников и запасов |
4.Кризисное финансовое состояние |
1.недостаток (-) СОС; 2.недостаток (-) долгосрочных источников формирования (ДИ) запасов; 3. недостаток (-)общей величины основных источников формирования запасов; |
На основании этого анализа определяется тип финансовой устойчивости предприятия, а также определяются мероприятия для улучшения его финансового состояния.
Существующие методы финансового анализа предприятия важны, в основном, внутренним пользователям финансовой отчетности. Бухгалтерами, менеджерами, аудиторами, финансовыми директорами проводится в полном объеме анализ финансовой деятельности предприятия по любой из методик[20].
Для оценки финансовых отношений все пользователи результатов анализа используют разные финансовые методы для принятия управленческих решений по оптимизации своих интересов.
В методику финансово-экономического анализа входят следующие взаимосвязанные между собой блоки:
- анализ финансового результата деятельности предприятия;
- оценка финансового состояния предприятия;
- анализ эффективности финансово-экономической деятельности организации[21].
Чтобы гарантировать качественное проведение финансового анализа на предприятии, используются методы анализа, направленные на получение достоверной и объективной информации, позволяющей оценить финансовое состояние организации в целом и в части отдельных показателей, которые характеризуют финансовую деятельность предприятия.
Методами финансового анализа является совокупность специальных способов и приемов исследования финансового состояния предприятия.
При проведении финансового анализа опираются на такие методы, как:
- Трендовый анализ, который предполагает сравнение каждой позиции отчетности с предыдущими периодами и позволяет определить тренд, т.е. основную тенденцию динамики показателя, исключая случайные влияния и индивидуальные особенности отдельных периодов. При помощи тренда проводят прогнозный анализ;
- Факторный анализ, охватывающий несколько временных периодов, позволяющий определить наличие причин отклонений показателей;
- Использование метода сравнения позволяет обнаружить причину влияния изменений в динамике и отклонения по статьям в балансе на ликвидность и рентабельность деятельности. Различают внутрихозяйственный сравнительный анализ и внешний сравнительный анализ показателей;
- Метод анализа коэффициентов, заключающийся в исследовании изменений финансовых показателей в динамике. Позволяет объективно оценивать состояние компании в целом, платёжеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность, деловую активность в частности. С помощью данного метода может быть получена также информация об изменениях в данных показателях и состоянии организации в общем. На сегодняшний день актуальным является использование финансовых коэффициентов при проведении финансового анализа предприятия. К преимуществам данного метода относится[22]:
- наличие информации, имеющая значение для разных уровней пользователей;
- простота и оперативность расчетов;
- явно выраженные тенденции изменения финансового положения;
- возможность использования метода сравнения с нормативными показателями и исследования показателей в динамике.
Сложность использования метода коэффициентного анализа, заключается в выборе основных финансовых показателей, которые наилучшем образом соответствуют целям анализа. Важно качественное содержание показателей, их способность раскрыть уровень и динамику финансового состояния в полном объеме[23].
К характерным особенностям методов финансового анализа относятся системный и комплексный подход по изучению экономической деятельности организации. В основу системного подхода входит изучение всех показателей в совокупности, а также выделение влияния отдельных факторов. Под комплексным методом в анализе понимается рассмотрение финансовых результатов по предприятию, в результате взаимодействия всех показателей и всех влияющих на них факторов[24].
Сегодня нет объективной оценки инвестиционной привлекательности предприятия, как ввиду ее малоизученности, так и из-за отсутствия работающей методики, в которой был бы описан общий список показателей, и можно было однозначно решить вопрос. Те, которые существуют на данный момент, учитывают разные данные, различается процесс обработки и анализа результатов. Далее будет приведен анализ существующих на данный момент методов оценки инвестиционной привлекательности предприятия, взяв за основу стабильное развитие предприятия в перспективе, устойчивость к колебаниям и влиянию внешних факторов на работу.
1. Нормативно- правовой[25]
Это может быть любой набор документов, установленный на госрынке, а также отчетные документы. Тут есть определенные рекомендации, носящие методический характер, для выяснения эффективности проекта, но, к сожалению, в нашей стране такой вид слабо развит и не имеет тенденций к скорому развитию. В литературе по данному вопросу идет перечисление показателей для фиксирования эффективности инвестиции. Обыкновенно этот метод используется после банкротства, поэтому слабо работает при расчете привлекательности компании.
2. Метод дисконтирования денежных потоков
Существует предположение, что инвестируемая сумма закладывается из расчета прогнозов дохода, что дает возможность просчитать наперед выгоду. Предполагаемый доход вычисляется дисконтированием по ставке, отражающей рисковость. Так можно рассчитать сумму, необходимую для внедрения идеи, ее реальность и необходимость для конкретного предприятия. Данный способ чаще всего используется для просчета и выбора из претендентов на инвестирование, поскольку он дает возможность быстро определить потенциал развития. Единственным неприятным моментом считается быстротечный прогноз, который может быстро устареть из-за изменения спроса, закона, налоговой базы или роста цен.
3. Метод анализа на основе внешних и внутренних факторов
Приведенные 4 этапа связаны между собой и дополняют друг друга[26]:
- выделяются основные внешние и внутренние факторы в инвестиционной привлекательности компании экспертным методом «Делфи»;
- строится регрессионная модель на основе влияния многих факторов, чтобы точно ответить на вопрос об инвестиционной привлекательности;
- следом производится анализ привлекательности, уже учитывая предыдущие факторы;
- разрабатываются рекомендации.
Такой многосторонний подход позволяет тщательно разобраться в вопросе, но при выделении факторов и их анализе (1 и 3 п.), очень часто на первый план выходит субъективное решение эксперта, принятое на основании анкет и опросов, что порой сильно снижает точность оценки.
4. Семифакторная модель оценки инвестиционной привлекательности
Еще одна эффективная техника оценки инвестиционной привлекательности предприятия включает семь больших пунктов, основой чему служит рентабельность активов, поскольку она является для привлекательности главным критерием, по которому можно оценить состав, структуру, качество и эффективность использования ресурсов [27].
5. Оценка с помощью рейтинга
Когда сформирован список привлекательных компаний, они сортируются по убыванию. Итоговая оценка инвестиционной привлекательности предприятия получается из комплексной выборки показателей эффективности и общего состояния доходов по каждому. Из влияющих факторов на итог можно выделить характер кредитования, где необходимо увеличивать вес показателей по ликвидности, платежеспособности в сравнении с рентабельностью и собственными средствами, а также предел срока окупаемости, ведь при увеличении срока увеличивается и общий показатель доходности, если сравнивать с текущим, а при уменьшении срока ликвидность выходит на первый план[28].
2. Анализ финансового потенциала в процессе исследования инвестиционной привлекательности компании на примере ООО «Алиот»
2.1. Организационно- экономическая характеристика ООО «Алиот»
Производственная компания АЛИОТ была организована осенью 2008 года.
Основная цель создания была и есть организация производства пластиковых карт как средства доступа к различным сервисам и услугам с учётом потребностей рынка.
С первых дней существования компания активно приступила к реализации поставленных бизнес задач, а сформированная команда специалистов и рабочих буквально с нуля построила и организовала производство.
Основные задачи, которые стояли на начальном этапе организации производства, были поиск помещения и формирование производственной линии, с учётом требований и характера производства. Особое внимание уделялось формированию производственной линии. Номенклатура оборудования, производственная логистика, производственная безопасность формировались с учетом многолетнего опыта работы подобных предприятий, как в России, так и за рубежом.
Первыми проектами, реализованными на производстве АЛИОТ были клубные и бонусные карты систем лояльности торговых сетей. В декабре 2009 года компания стала обладательницей лицензии на оказание услуг в области шифрования информации и обслуживании шифровальных средств. Полученные лицензии позволили компании оказывать услуги в области графической и электрической персонализации. В феврале 2010 года компания была сертифицирована на производство банковских пластиковых карт международными платёжными системами VISA и Mastercard и выпустила свой первый тираж банковских карт совместно с банком «Кубань Кредит».
Для производственной компании наступил новый этап развития. Сейчас компания АЛИОТ — это полноценная современная компания по производству пластиковых карт на базе технологии известных зарубежных фирм: LAUFFER, KURZ, DataCard,KOMORI, Muhlbauer, Argon, Spartanics, DGIngenierie. В 2011 производственная мощность компании достигла 3 миллионов пластиковых карт в месяц.
Производственная компания АЛИОТ обеспечивает полный цикл производства пластиковых карт от разработки дизайна до доставки готовой продукции, а также персонализацию, сортировку и упаковку пластиковых карт. Каждый клиент компании – это партнёр, цель партнёрства – получение взаимовыгодного результата. Компания предоставляет услуги по графической и электрической персонализации, сортировке, упаковке, обеспечению ответственного хранения и доставке карт. Пластиковые карты АЛИОТ используются банками, торгово-сервисными предприятиями, транспортными компаниями, клубами, спортивными организациями, предприятиями досуга и отдыха, органами социальной защиты и т.д Основные продукты и услуги компании отражены в таблице 2.1.1.