Файл: Понятие финансовых ресурсов и системы управления ими.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- информация товарных, фондовых, валютных бирж;

- прочая информация.

Техническое обеспечение системы финансового управления является самостоятельнымI и Iвесьма Iважным Iее Iэлементом. IМногие Iсовременные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, Iрасчеты Iс Iпомощью Iкредитных Iкарточек и др.), невозможны без применения компьютерных сетей, прикладных программ.

ФункционированиеI любойI системыI финансовогоI управления осуществляетсяI в Iрамках Iдействующего Iправового Iи Iнормативного обеспечения. IСюда Iотносятся: Iзаконы, Iуказы IПрезидента, Iпостановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

1.3 Управление финансовыми ресурсами в условиях кризиса

МировойI финансовыйI кризис, Iнабирающий Iобороты Iс Iавгуста I2008 года, повлиял на прибыль большинства компаний в мире. Многим оказалось неI поI силамI бороться, Iи Iони Iзакрыли Iсвою Iдеятельность. IМногие держатсяI наI плаву, Iно Iощущают Iсерьезное Iуменьшение Iприбыли. Руководителей таких компаний волнует вопрос о том, как приспособиться к новымI условиям, Iне Iдопустить Iдальнейшего Iснижения Iрентабельности илиI дажеI повыситьI прибыльI своегоI бизнеса. I

ПреждеI всего, Iнеобходимо Iосознать, Iчто Iтакого Iже Iпроцветания, какI раньше, Iне Iбудет Iеще Iдолгое Iвремя. IСледует Iсмещать Iприоритеты отI повышенияI прибылиI в Iсторону Iсохранения Iимеющейся Iприбыли Iи недопущенияI её Iдальнейшего Iпадения.

НеобходимоI проводитьI проверкуI финансовой, Iпроизводственной, маркетинговойI деятельностиI своейI компании. IВыявлять Iслабые Iи сильные стороны, определять запас ресурсов трудовых, производственных, сбытовых. I

УделятьI вниманиеI нужноI в Iпервую Iочередь Iпроблемам, Iкоторые могутI привестиI к Iбанкротству Iили Iостановке Iбизнеса. IДалее Iрешаются проблемы, Iкоторые Iотрицательно Iвоздействуют Iна Iдоходы. IИ Iпотому ужеI делаютсяI попыткиI увеличитьI прибыль. I

Теперь рассмотрим те меры, которые можно предпринять, в порядке убыванияI ихI важности. I

Сокращение арендуемых площадей.

Затраты на аренду недвижимости: офиса, склада или здания, составляют существенную долю в расходах компании. Если эти площади используются не на 100%, либо их использование не направлено на получение прибыли, то необходимо освободить свободные метры или сдать их в субаренду.


Сокращение штата.

При снижении оборота компании образуются неиспользуемые трудовые ресурсы. IНе Iимеет Iсмысла Iсодержать Iлишних Iсотрудников. IКак Iэто Iни печально, Iно Iувольнять Iиногда Iприходится. IНельзя Iзабывать Iо Iтом, Iчто снижениеI доходовI можетI бытьI вызваноI сезоннымI и Iдругими Iфакторами и Iносить Iвременный Iхарактер. IПоэтому, Iприбегая Iк Iподобным Iмерам сокращенияI расходов, Iнеобходимо Iбыть Iпредельно Iдальновидными, чтобы не испытать нехватку сотрудников, во время оживления торговли, например, Iв Iпреддверии Iпраздников. IНередко Iбывает, Iчто Iприбыль Iв предпраздничные дни превосходит убытки, понесенные за несколько месяцев доI праздников. I

Снижение заработной платы.

СнижениеI зарплаты – этоI ещёI однаI радикальнаяI мера. IОднако Iона должнаI найтиI пониманиеI средиI сотрудниковI компании, Iправда, Iдля этого необходимо провести разъяснительные беседы с людьми. Необходимо датьI людямI понять, Iчто Iбез Iпринятия Iэкстренных Iмер Iбизнес остановится, и им придется снова ходить на собеседования в поисках работы, за Iкоторую, Iскорее Iвсего, Iплатить Iбудут Iменьше. IСотрудники Iдолжны понимать, Iчто Iуровень Iжизни Iснизился Iповсеместно. IЗа Iте Iже Iденьги теперьI нужноI работатьI большеI илиI эффективнее. IИдеальным Iрешением было бы равномерное снижение уровня оплаты труда на всех должностных уровнях, Iот Iвысшего Iменеджмента Iдо Iрядового Iисполнителя. IКак вариант можно уменьшить долю оклада и увеличить процент от реализации в составе оплаты труда. Такая мера будет хорошим мотивирующим фактором.

Сокращение затрат на рекламу.

Всем известно, что эффективность рекламы весьма сложно поддается оценке. IИменно Iпо Iэтой Iпричине, Iсредства, Iвыделяемые Iна Iпроведение рекламных кампаний, очень часто расходуются нерационально, либо реклама оказывается неэффективной. В здоровой экономической ситуации эти огрехи не Iстоль Iощутимы, Iкак Iво Iвремя Iкризиса. IРекламный Iбюджет Iвсегда можно сократить, отказавшись от тех каналов распространения рекламы, которые недостаточно таргетированны, которые имеют слишком высокую стоимостьI контактаI сI целевойI аудиторией. IПолный Iотказ Iот Iрекламы лишьI усугубитI ситуацию, Iповлияв Iна Iобъемы Iпродаж. IСтоит Iтакже рассмотретьI возможностиI запускаI нетрадиционнойI рекламы, Iкоторая Iв большинстве случаев имеет низкую стоимость, а при грамотной разработке приноситI весьмаI ощутимыйI положительныйI результат. IК Iтаким Iвидам рекламы можно отнести рекламу в Интернет, в том числе вирусную рекламу, партизанскуюI рекламу.


Передача части функций на аутсорсинг.

ВыполнениеI некоторыхI функций, Iнапример, Iведение Iбухучета, транспортныеI перевозкиI илиI уборкаI территорииI и Iпомещений, Iможно доверитьI специализированнымI фирмамI со Iстороны, Iчтобы Iотпала необходимостьI в Iсодержании Iспециалистов, Iоборудования, Iтранспорта, спецтехникиI и Iт.д. IЭто Iпозволит Iснизить Iрасходы Iна Iзарплату Iи Iуплату налогов. IВ Iбольшинстве Iслучаев Iтакой Iвариант Iсотрудничества Iсебя оправдывает, Iтак Iкак Iфирма-аутосорсер Iможет Iвыполнить Iработу Iгораздо лучшеI за Iте Iже IденьгиI (или дешевле). I

Глава 2. Характеристика и оценка управления финансовыми ресурсами ОАО «Вертикаль»

2.1 Общая характеристика предприятия

ОАО «Вертикаль» создано в октябре 2006 года на базе активов по производству минеральных удобрений группы «ВЕРТИКАЛЬ». Компания является 100%-ным дочерним предприятием ОАО «ВЕРТИКАЛЬ Холдинг». ОсноваI бизнесаI компании – производствоI иI реализацияI продуктов переработкиI природногоI газа. I «Вертикаль» Iпроизводит Iвсе Iосновные видыI азотныхI удобренийI дляI аграрногоI комплекса, Iкапролактам Iдля химическойI промышленности.

ПроизводственныеI активыI ОАО «Вертикаль» Iсосредоточены Iв восточнойI частиI РоссииI – вI непосредственнойI близостиI от Iкрупнейших предприятий отечественной горнорудной промышленности – потребителей аммиачнойI селитрыI промышленногоI назначения, Iи Iбыстрорастущих азиатскихI рынков. IРеализуя Iпреимущества Iтерриториальной Iблизости Iк наиболееI перспективнымI потребителям, «Вертикаль» Iподдерживает эффективныйI балансI экспортныхI и Iвнутренних Iпоставок, Iмаксимально используяI возможностиI и Iпотенциал Iвнешнего Iи Iроссийского Iрынков сбыта. I «Вертикаль» Iвходит Iв Iпятерку Iкрупнейших Iпроизводителей азотныхI удобренийI России и СНГ Iи Iявляется Iкрупнейшим Iпоставщиком аммиачнойI селитрыI и Iкарбамида Iроссийским Iпромышленным потребителям. I

Рис. 1. – Доля компании «ВЕРТИКАЛЬ» на рынке

ПоI итогамI первогоI годаI своегоI существованияI компания продемонстрировалаI оченьI хорошиеI результаты, Iзаложив Iпрочный фундаментI дляI своегоI дальнейшегоI развития. IВыручка Iвыросла Iна I27%, показатель EBITDA[1] увеличился более чем в 3 раза и приблизился к 3 млрд. рублей. IРентабельность Iпо IEBITDA Iувеличена Iс I8% Iв I2011 году Iдо 21% вI 2012 году. IВ Iсегменте Iминеральных IудобренийI – Iосновном Iбизнесе компанииI – Iрентабельность Iпо Iоперационной Iприбыли Iпревысила 33%. Выпуск продукции в 2012 году увеличен в среднем на 12–18% по сравнению сI 2011 Iгодом.


Рис. 2. – Производственные мощности компании «ВЕРТИКАЛЬ» в 2012 году.

Компания работает на динамично развивающемся рынке, рост которого в долгосрочной перспективе обусловлен целым рядом фундаментальных факторов. Рост численности населения в мире, качественное улучшение рационаI питания, Iрост Iцен Iна Iпродукты Iпитания, Iдефицит Iмировых продовольственныхI запасовI и Iвсе Iбольшая Iпопулярность Iбиологических источниковI энергииI способствуютI ростуI спросаI и Iцен Iна Iминеральные удобрения. IВ I2012 году, Iв Iчастности, Iбыл Iотмечен Iсерьезный Iрост Iцен на все группы минеральных удобрений – азотную, фосфорную, калийную.

Благоприятная конъюнктура мирового рынка минеральных удобрений, безусловно, оказала позитивное влияние на финансовые результаты компании в I2012 году. IЗначимым Iфактором Iроста Iфинансовых Iпоказателей Iстала такжеI планомернаяI работаI надI повышениемI эффективностиI производства, Iснижением Iиздержек Iи Iсокращением Iобъемов Iпотребления энергоресурсов, Iтарифы Iна Iкоторые Iрастут Iопережающими Iтемпами.

Важным итогом работ по модернизации производственного комплекса сталоI ощутимоеI снижениеI нормI расходаI природногоI газаI в производствеI аммиакаI и Iкарбамида. IВ 2012 Iгоду Iсуммарный Iэффект Iот реализацииI программI энергосбережения, Iсокращения Iиздержек Iи модернизацииI производственныхI мощностейI позволилI не Iтолько компенсировать негативное влияние роста тарифов естественных монополий, ноI и Iобеспечить Iпочти Iполовину Iгодового Iприроста IEBITDA Iкомпании.

В 2012 году компания серьезно укрепила свои позиции на внутреннем рынке. I«Вертикаль» Iстала Iкрупнейшим Iпоставщиком Iаммиачной Iселитры и Iкарбамида Iвнутри Iстраны, Iобеспечив Iв Iобщероссийском Iобъеме продажI 18% и 31% соответственно. IНа Iвнутреннем Iрынке Iкомпания ориентируется, прежде всего, на промышленного потребителя. Это позволяет компенсироватьI удаленностьI производственныхI площадокI от Iосновных сельскохозяйственныхI регионовI РФ, Iа Iтакже Iвысокую Iсезонность Iспроса сI ихI стороны. I

ВI экспортнойI политикеI компанияI ориентируетсяI главнымI образом на азиатские рынки, в непосредственной близости от которых располагаются основныеI производственныеI мощностиI компании, Iа Iтакже Iна Iрынки Европы и Южной Америки. Продолжая реализацию стратегии повышения акционернойI стоимостиI компанииI черезI улучшениеI ееI операционной эффективности, Iкомпания Iожидает Iдальнейшего Iроста Iфинансовых показателейI вI 2013 году. IПо Iпрогнозам Iкомпании, Iпоказатель IEBITDA увеличитсяI болееI чемI вI 2 раза Iпо IсравнениюI с 2012I годом Iи Iсоставит не менее 6 млрд. рублей. Рентабельность по EBITDA в 2013 году ожидается на уровнеI неI менее 30%.I


2.2 Финансовая отчетность

По итогам первого года деятельности «Вертикаль» продемонстрировала оченьI хорошиеI финансовыеI результаты – поI всемI ключевымI показателям достигнутI существенныйI рост. I

Таблица 1

Финансовое положение в 2012 году (в млн. руб.)

31.12.2012I

Изменение к 01.01.2012I

АктивыI

14 777I

20%I

АкционерныйI капиталI

7 489I

12.9%I

ОбязательстваI

7 288I

28.5%I

ОсновнойI долг/акционерныйI капиталI

49%I

Таблица 2

Ключевые финансовые показатели за 2012 год (в млн. руб.)

2012I

ВыручкаI

11 546I

ОперационнаяI прибыльI

1 032I

EBITDAI

2 175I

ЧистаяI прибыльI

940I

НормаI прибылиI поI EBITDAI

19%I

ДенежныйI потокI отI операционной деятельностиI

363I

ЗначительноеI улучшениеI финансовыхI показателейI объясняетсяI не толькоI ростомI ценI на Iминеральные Iудобрения, Iно Iи Iсерьезной Iработой компании по повышению операционной эффективности. Последовательная реализацияI программI энергосбережения, Iснижения Iнорм Iпотребления сырья компенсировала негативный эффект от роста тарифов естественных монополийI и Iпрочих Iзатрат Iи Iобеспечила Iсуммарный Iэффект Iв Iразмере 46% Iот Iгодового Iприроста IEBITDA.

В 2012 году выручка ОАО «Вертикаль» выросла на 27% по сравнению с 2011 годом. Показатель EBITDA увеличился более чем в 3 раза – до 2,9 млрд. рублей. Рентабельность по EBITDA за год утроилась и достигла 21%.

В Iсегменте Iминеральных Iудобрений, Iна Iдолю Iкоторого Iприходится 99% EBITDA компании, в отчетном году рентабельность по операционной прибылиI превысилаI 33%. IВыручка Iв Iсекторе Iминеральных Iудобрений вырослаI болееI чемI в I1,5 раза. I

Факторы роста финансовых показателей:

  1. БлагоприятнаяI конъюнктураI мировогоI рынкаI минеральных удобрений. I

По отдельным группам продуктов мировые цены в 2012 году достигли историческихI максимумов. IЗа Iгод Iцены Iна Iаммиак Iвыросли Iна 21%, Iна аммиачнуюI селитру – на 76%. IЦены Iна Iкарбамид Iв 2012 Iгоду увеличились на 50%.I