Файл: Оценка стоимости бизнеса. Понятие, объекты и принципы оценки бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задача эта сложная как в постановке, так и в алгоритме решения. Проблема заключается в следующем. Во-первых, далеко не всегда можно определиться с абсолютным значением величины параметра, влияющего на стоимость. Во-вторых, нельзя отождествлять эту величину с размером ее вклада в стоимость объекта. И, в-третьих, величина вклада определяется в системе комплексного взаимодействия и локально рассматриваться не может.

Использование коэффициентов в большей степени акцентирует внимание на комплексном взаимодействии величин в системе единого целого, однако при неаккуратном применении может в большей степени повлиять на искажение результата, поскольку является наиболее тонким инструментом, требующим проведения тщательного предварительного исследования и анализа полученных результатов.

Реализация сравнительного подхода для оценки бизнеса предприятий связана со следующими проблемами.

1. В условиях кризисного состояния экономики РФ, в том числе фондового рынка, невозможно получить адекватный (рыночный) ценовой измеритель по аналогичным предприятиям.

2. Невозможно получить достаточную, достоверную информацию по финансовой и производственной деятельности аналогичных предприятий, которая отвечала бы требованиям п.19 ФСО № 1:

− информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки;

− информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

3. Использование значений готовых оценочных мультипликаторов, содержащихся в базах данных (Bloomberg, domadoran) сопряжено с рядом объективных сложностей, в частности, при их применении весьма трудно получить осмысленную оценку предприятия, поскольку невозможно объяснить причины расхождений в значениях готовых мультипликаторов для разных предприятий в рамках одной отрасли. В каждом конкретном случае необходимо четко знать, чем объясняются те или иные финансовые показатели и значения мультипликаторов.

Таким образом, при попытке применить сравнительный подход оценщик не сможет реализовать п 4. ФСО № 3: в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности).


Глава II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «АРТ»

2.1. Сравнительный подход: оценка стоимости методом компании-аналога

Суть сравнительного подхода при определении стоимости предприятия заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное оцениваемому, которое было продано недавно. Затем рассчитывается соотношение между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по предприятию-аналогу. Это соотношение называется мультипликатором. Умножив величину мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель оцениваемой компании, получим ее стоимость.

Таблица 1 - Расчет «доходных» финансовых показателей, используемых для построения мультипликаторов

Показатель

Значение, руб.

1

Выручка

7413600

2

Себестоимость

2776474

3

Амортизация

34010

4

Валовая прибыль (Маржа 1)

4671136

5

Коммерческие расходы

830500

6

Прочие расходы

10684

7

Прочие доходы

3950

8

Прибыль от реализации (Маржа 2)

3826002

9

Прибыль до уплаты налогов, процентов и аренды (Маржа 3)

3826002

10

Операционная маржа = Прибыль до уплаты налогов и процентов (Маржа 4)

3791992

11

Проценты к уплате

80000

12

Прибыль до налогообложения

(Маржа 5)

3711992

13

Налог на прибыль

890878,08

14

Чистая прибыль (Маржа 6)

2821114

15

Денежная чистая прибыль

2855124

16

Увеличение оборотного капитала

302100

17

Чистый денежный поток от операционной деятельности

3443902

18

Капиталовложения

500000

19

Денежный поток компании (до учета расчетов по кредитам)

2943902

20

Выплаты/получение основной суммы долга

500000

21

Чистый денежный поток акционеров

2363902

22

Чистая стоимость активов

1560


Таблица 2 - Расчет стоимости

Финансовая база

Мультипликатор

Значение

1

Выручка = 7413600

EV/S=3,68

P/S=3,25

27282048

24094200

2

Прибыль до уплаты налогов, процентов и аренды (Маржа 3) = 3826002

EV/EBITDA=10,00

38260020

3

Операционная маржа = Прибыль до уплаты налогов и процентов (Маржа 4) = 3791992

EV/EBIT=13,99

53049968

4

Прибыль до налогообложения

(Маржа 5) = 3711992

EV/NOPLAT=20,56

76318555

5

Чистая прибыль (Маржа 6)

= 2821114

P/E=57,40

161931944

6

Чистая стоимость

Активов = 1560

EV/BVA=3,55

3510

По данным таблицы 15 можно сделать вывод о доверии к мультипликаторам. Используем мультипликаторы, содержащие E/V(стоимость компании = стоимость бизнеса). Присваиваем веса показателям, с целью расчета окончательной стоимости предприятия, в зависимости от значительности влияния каждого из них на конечный результат: 29 628,6 * 0,2 + 12 194,6 * 0,3 + 6 929,5 * 0,1 + 9 346,6 * 0,1+ 3 510*0,3 = 12 264,8тыс. руб.

Таким образом, стоимость предприятия ООО «Арт», определенная сравнительным подходом равна 12 264 800 руб.

2.2. Доходный подход: оценка стоимости методом дисконтирования

денежных потоков

Прогнозный период определяется равным четыре года: 2014 - базисный год, 2015, 2016, 2017, 2018 - прогнозный период, 2019 г. - постпрогнозный период.

Таблица 3 - Анализ валовой выручки

 Показатель

2011

2012

2013

2014

Объем выпуска, тыс. шт.

500

600

700

800

Тр, %

-

120,00

116,67

114,29

Цена за единицу, руб.

5000

6000

7000

8000

Тр, %

-

120,00

116,67

114,29

Валовая выручка, тыс. руб.

2500000

3600000

4900000

6400000

Тр, %

-

144,00

136,11

130,61


Как можно заметить по данным таблицы 16, у предприятия высокие темпы роста выручки по всем видам продукции и услуг. Этот рост связан как с ростом цен, так и с увеличением объема производства.

При прогнозировании используется метод сценариев, который исходит из предположения о нормальном распределении всех возможных инвестиций. Также данный метод предполагает примерно оценить ожидаемый денежный поток. В рамках данного метода выделяют три сценария:

1) пессимистический - исходит из того, что все факторы риска, воздействующие на бизнес, сказываются на нём максимально и приводят к минимальным из всех возможных ожидаемых вариантов денежных потоков;

2) наиболее вероятный сценарий - определяется путем расчета средневзвешенной величины прибыли;

3) оптимистический сценарий - исходит из того, что факторы действуют минимально, что приводит к максимальным, из всех ожидаемых вариантов, денежных потоков.

Для составления сценариев составления спрогнозируем объем производства и цену за единицу выпускаемой продукции с использованием трендового анализа:

(7)

Таблица 4 - Прогноз валовой выручки

Показатель  

2015

2016

2017

2018

2019

1

2

3

4

5

6

Оптимистический сценарий

Объем выпуска, тыс. шт.

800

1000

1250

1562,5

1640,63

Цена за единицу, руб.

8000

8000

8000

8000

8000

Валовая выручка, тыс. руб.

6400

8000

10000

12500

13125

Тр, % 

130,61

125,00

125,00

125,00

105,00

Наиболее вероятный сценарий

Объем выпуска, тыс. шт.

800

920

1058

1216,7

1277,54

Цена за единицу, руб.

8000

8000

8000

8000

8000

Валовая выручка, тыс. руб.

6400

7360

8464

9733,6

10220,32

 Тр, %

115,00

115,00

115,00

105,00

Пессимистический сценарий

Объем выпуска, тыс. шт.

800

880

968

1064,8

1118,04

Цена за единицу, руб.

8000

8000

8000

8000

8000


Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

5

6

Валовая выручка, тыс. руб.

6400

7040

7744

8518,4

8944,32

 Тр, %

110,00

110,00

110,00

105,00

Средневзвешенный вариант

Объем выпуска, тыс. шт.

800

926,7

1075

1249,02

1311,47

Цена за единицу, руб.

8000

8000

8000

8000

8000

Валовая выручка, с. руб.тыс. руб.

7413,6

8600

9992,16

10491,76

Тр, %

116,00

116,19

104,99

При расчете оптимистического подхода увеличение объема производства составляет 25%.Предполагается, что предприятие займет лидирующее положение на рынке, спрос на его продукцию возрастет.

При расчете пессимистического варианта темп роста объема производства составляет 10%. Предполагается, что возможно выведение из строя оборудования или закупка некачественного сырья; вследствие этого снижается объем производства.

При расчете наиболее вероятного подхода темп роста составляет 15%.

При всех вариантах в качестве темпа роста в 2015 г. берется 105%. Предполагается, что в этом году темпы роста предприятия стабилизируются.

Для анализа необходимо проанализировать сумму всех затрат.

Таблица 5 - Анализ расходов

Затраты

2011

2012

2013

2014

1

2

3

4

5

1. Переменные

1.1. Заработная плата

184 824

212 547

216 243

219 940

страховые взносы

48054,24

55262,22

56223,18

57184,4

1.2. Транспортные расходы

145 000

156 000

220 000

260 000

1.3. Материалы

1380000

1 518 000

1 745 700

2 094 840

Итого переменных затрат

1 757 878

1 941 809

2 238 166

2 631 964

Тр,%

-

110,46

115,26

117,59

2. Постоянные

2.1. Услуги связи

25 400

26 800

28 900

32 500

2.2. Электроэнергия

45 000

45 900

46 540

48 000

2.3. Отопление + горячая вода

24 000

26 000

28000

30 000

2.4. Амортизация

34 010

34 010

34 010

34010

Итого постоянных затрат

128 410

132 710

137 450

144 510

Тр,%

-

103,35

103,57

105,14