Файл: Система управления персоналом в ресторанном бизнесе (Теоретические аспекты управления персоналом в ресторанном бизнесе).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления персоналом в ресторанном бизнесе.
1.1 Система управления персоналом.
1.2 Персонал как ключевой фактор управления ресторанным бизнесом.
1.3 Современное состояние рынка ресторанного персонала.
Глава 2. Анализ системы управления персоналом Сети ресторанов быстого питания KFC
2.1 Характеристика Ресторана быстрого питания KFC
2.2 Организация системы управления персоналом ресторана быстрого питания KFC.
2.3 Процесс аттестации и система мотивации персонала в KFC.
Глава 3. Рекомендации по улучшению системы управления персоналом.
3.1 Сущность и цели обучения персонала.
С точки зрения эффективного выполнения установленных функций необходимо определить их круг для определения необходимых знаний, навыков, установок, для выполнения каждого действия. Анализ любой работы позволяет установить необходимые знания и навыки, определить эффективные методы и средства овладения ими.
Обучение обычно происходит посредством общения, обсуждения или обучения практическим навыкам. Для определения способов устанавливается сама процедура обучения: во время практической деятельности или обсуждения положений теории. Так же оцениваются социальные навыки, как составляющая часть многих работ.
2. Распределение ресурсов.
Кадровая политика на предприятии оказывает сильное влияние на размер средств, выделяемых на обучение. Основными ресурсами, необходимыми на покрытие расходов по обучению, являются выделенные на эти цели материальные ресурсы и время, затрачиваемое на обучение, особенно если он на это время выпадает из производственного процесса.
3. Составление рабочих планов и программ.
На основе анализа задач необходимо определить функции и элементы рабочего процесса, требующие улучшения. Необходимо определить должный результат от процесса обучения. В конце обучения работник должен быть способен, знать, уметь, владеть навыками. Выяснение целей обучения позволяет разработать детальную программу повышения уровня образования и приобретения различных навыков, провести отбор наиболее эффективных.
3.2 Виды и методы обучения персонала
Обучение персонала может проходить в двух видах: индивидуально и в группах. Каждый вид обучения имеет свои плюсы и минусы, способы реализации и применяется только при определенных условиях и для определенных целей.
Так, к групповым методам можно отнести:
- бизнес-симуляции;
- тренинги профессиональных и управленческих навыков;
- мастер-классы;
- профессиональные семинары;
- курсы профессиональной подготовки и повышения квалификации.
К преимуществам данных методов можно отнести:
командообразующий эффект;
- экономическая выгода;
- возможность получить обратную связь и поддержку от других
сотрудников в самом процессе обучения;
- возможность смоделировать различные ситуации и показать в учебном
формате способы поведения в них.
К недостаткам можно отнести:
- недостаточно времени для формирования устойчивых навыков
(невозможность обучения сложному навыку за одно занятие);
- невозможно учесть все индивидуальное особенности и уровень
подготовки всех участников.
К индивидуальным методам модно отнести:
- развивающие проекты и задания;
- наставничество;
- стажировка;
- коучинг;
- индивидуальные планы развития.
Преимуществами данных методов являются:
- учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого участника
процесса;
- персональный подход;
- возможность обучения без отрыва работы.
Недостатками считаются:
- дороговизна;
- сложность разработки и реализации.
Рис.3. Соотношение групповой и индивидуальной форм обучения для разных категорий сотрудников
Исходя из схемы 3 можно сделать вывод, что при учете особенностей, достоинства и недостатков методов, групповые методы используются на предприятиях, в большинстве случаев, для обучения линейного персонала, то есть занимающие низкие должности (продавцы, кассиры, рабочие операторы, официанты, учителя врачи) и среднего менеджмента (оптимальный баланс качества, масштабности и стоимости обучения). Индивидуальный же формат более пригоден для развития ключевых сотрудников и высшего руководства.
Помимо представленных выше методов, благодаря стремительному развитию компьютеров и интернет-технологий, развилась новая форма обучение – дистанционное обучение. Дистанционное обучение – метод, при котором получение работником новых знаний и умений ведется по сети интернет, без личных встреч.
К такому методу обучения можно отнести:
- электронные рассылки;
- обучающие компьютерные курсы и программы;
- веб-занятия.
Данная форма обучения имеет ряд уникальных преимуществ. К ним относят:
- доступность (необходимо лишь наличие компьютера с интернетом);
- низкая стоимость (из-за отсутствия аренды);
- высокая степень усвоения знаний;
- возможность совмещения обучение с работой;
- составление графика обучения индивидуально для каждого работника.
Однако данный формат обучения имеет и свои недостатки:
- для работника необходимы знания ПК;
- результаты обучения имеет сильную зависимость от мотивации самих
- сотрудников (дистанционный метод обучения предполагает
самообразование);
- данный метод пригоден в основном не для развития навыков, а только
для передачи знаний и технологий.
Принято выделять три основных вида обучения:
1. Подготовка;
2. повышение квалификации;
3. переподготовка персонала.
Подготовка персонала – это планомерное организованное обучение и выпуск квалифицированных работников для всех областей деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения.
Повышение квалификации персонала – это обучение кадров, направленное на улучшение навыков, знаний и умений по причине продвижения вверх по карьерной лестнице или появлением новых требований к самой профессии.
Переподготовка персонала – это обучение сотрудников для освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения по причине выбора новой профессии или новыми требованиями к содержанию и результатам труда.
Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированного персонала:
1. Концепция специализированного обучения. Эта концепция
ориентирована на "сегодняшний день" или ближайшее будущее. Она так же имеет непосредственное отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно на небольшом отрезке времени, но при этом помогает сохранить рабочее место и укрепить чувство собственного достоинства;
2. Концепция многопрофильного обучения. Она является эффективной, с
экономической точки зрения, потому что повышает внутрипроизводственную и непроизводственную мобильность персонала. Но при этом, она несет в себе риск для организации, так как работник имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту;
3. Концепция обучения, ориентированного на личность. Концепция
сосредоточена на развитии природных человеческих качеств или качеств, которые человек приобрел в ходе практической деятельности. Эта концепция относится, в первую очередь, к людям, имеющим склонность к научным исследованиям и обладающим лидерскими качествами, педагогическими склонностями и т.п.
Предметом обучения являются:
- знания – получение теоретических, методических и практических
знаний, необходимых для выполнения своих обязанностей;
- умения – способность выполнять обязанности, закрепленные на
конкретном рабочем месте;
- навыки – высокая степень умения применять полученные знания на
практике;
- способы общения, форма жизнедеятельности личности –
совокупность действий и поступков человека в процессе общения с окружающей действительностью, выработка характера поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.
Как будет происходить обучение – на рабочем месте (без отрыва от работы) или с отрывом от работы – определяется в основном тем, какие методы обучения будут использованы.
Обучение без отрыва от производства осуществляется в обычной рабочей обстановке: обучаемый использует такие же рабочие инструменты, оборудование, документацию или материалы, какие он будет использовать в будущей работе. Методы, используемые при данном обучении, показаны в таблице 2.
Таблица 2. Методы обучения персонала на рабочем месте
№ |
Метод обучения |
Характеристика |
1 |
Направленное приобретение опыта |
Систематическое планирование обучения на рабочем месте, в основе лежит индивидуальный план профессионального обучения, в котором обозначены цели обучения. |
2 |
Производственный инструктаж |
Включает в себя общую информацию, введение в специальность, привыкание к группе и новому месту, приобщение стажера к новой рабочей обстановке. |
3 |
Смена рабочего места (ротация) |
Получение знаний и опыта за счет смены рабочего места. В результате за конкретный период времени создается впечатление о многогранности деятельности и производственных задачах. |
4 |
Использование работников в качестве ассистентов и стажеров |
Обучение и ознакомление стажера с проблемами высшего иного порядка задач (при этом стажер берет на себя часть ответственности) |
5 |
Наставничество |
Сотрудничество наставника и стажера. Обучающий обеспечивает непрерывную обратную связь и время от времени проверяет качество исполнения работы (эффектно в ситуациях, когда совершена некая ошибка, которую необходимо исправить) |
6 |
Подготовка в проектных группах |
Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах (группы создаются для работы над крупными срочными задачами) |
В таблице 2. показаны методы обучения работников непосредственно на рабочем месте, данные методы можно использовать как по отдельности, так и параллельно друг с другом.
Некоторые формы обучения возможны только на рабочем месте (ротация операций, репетиторство) и обучение таким видам работ, которые редко требуются в ходе производственного процесса, и поэтому нет надобности специально обучать навыкам их выполнения с отрывом от производства. И наоборот, теоретическая подготовка вряд ли может быть эффективно осуществлена в производственных условиях; сотрудник должен посещать колледж, а это уже обучение с отрывом от основного места работы.
Методы профессионального обучения вне рабочего места предназначены прежде всего для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки. Сами методы представлены в таблице 3.
Таблица 3.Методы обучения персонала вне рабочего места
№ |
Метод обучения |
№Характеристика |
|
Чтение лекций |
Пассивный метод, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта |
Программированные курсы обучения |
Более активный метод, эффективен при приобретении теоретических знаний |
|
Конференции, семинары, беседы "за круглым столом", экскурсии, дискуссии |
Активный метод, при котором развивается логика, проигрываются варианты поведения в различных ситуациях |
|
Метод обучения руководящих кадров, основанный на решении конкретных задач из производственной практики |
Моделирование проблемы, которую должна решить группа. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развивает творчество в процессах принятия решений |
|
Деловые игры |
Обучение манере поведения в различных производственных ситуациях, а так же при ведении переговоров. Обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения |
|
Тренинг |
Ежедневное обучение, где один сотрудник инструктирует (тренирует) другого сотрудника касательно основ его деятельности с помощью интенсивного обучения, демонстрации и практической работы. |
|
Самостоятельное обучение |
Самый простой вид обучения: обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно (важную роль играет мотивация к обучению) |
|
Методы решения производственно- экономических проблем с помощью моделей |
Моделирование процессов, происходящих на предприятиях-конкурентах. В группе происходит распределение ролей организаций. С помощью исходных данных группа должна принять соответствующие решения для нескольких стадий производства товара или услуг |
|
Кружок качества "вместо учебы", рабочая группа |
Молодые специалисты разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организацией, объединившись по группам. Разработанные предложения передаются руководству организации. |