Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Эмоциональный стресс и причины его проявления в профессиональной деятельности).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Эмоциональный стресс и причины его проявления в профессиональной деятельности
1.1 Понятие об эмоциональном стрессе
1.2 Работа как источник стресса
1.3 Причины стресса в профессиональной деятельности
Глава 2 Реакции на стресс: формы проявления и стрессоустойчивость
2.1 Формы проявления профессиональных стрессов
2.2 Индивидуальные различия в реакции на стресс. Стрессоустойчивость
Глава 3 Диагностика профессионального выгорания. Методы управления профессиональным стрессом
3.1 Иллюстративное исследование синдрома «психического выгорания» с помощью методики В.В. Бойко
3.2 Выводы по результатам использования методики
3.3 Профилактика профессиональных стрессов и способы борьбы с их последствиями
Наталья, 48 лет. Образование – высшее (инженер-экономист), профессия – менеджер по продажам продуктов питания.
В результате тестирования получаем:
1. Напряжение – общая сумма баллов – 85, из них:
1) Переживание психотравмирующих обстоятельств: 25 баллов;
2) Неудовлетворенность собой: 18 баллов;
3) "Загнанность в клетку": 22 балла;
4) Тревога и депрессия: 20 баллов.
2. Резистенция – общая сумма баллов – 53, из них:
1) Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: 18 баллов;
2) Эмоционально-нравственная дезориентация: 15 баллов;
3) Расширение сферы экономии эмоций: 10 баллов;
4) Редукция профессиональных обязанностей: 10 баллов.
3. Истощение – общая сумма баллов – 67, из них:
1) Эмоциональный дефицит: 20 баллов;
2) Эмоциональная отстраненность: 15 баллов;
3) Личностная отстраненность (деперсонализация): 12 баллов;
4) Психосоматические и психовегетативные нарушения: 20 баллов.
Итоговый показатель синдрома «психического выгорания»: 205 баллов.
Интерпретация результатов: доминирующий симптом выгорания в данном случае – переживание психотравмирующих обстоятельств – он доминирует во всем синдроме выгорания в целом. Также выражен симптом «загнанности в клетку». Из фаз стресса только резистенция находится в стадии формирования, а что касается напряжения и истощения, то их можно считать сформировавшимися. В фазе истощения доминирует эмоциональный дефицит, отягощающий эмоциональное состояние личности. В данном случае имеет синдром профессионального выгорания, т.к. сформирована фаза истощения и в ней ярко выражен эмоциональный дефицит, являющийся основной составляющей профессионального выгорания. Оно проявляется в переживаниях сниженного эмоционального фона, равнодушии или в эмоциональном перенасыщении. В данном случае требуется специальная работа по коррекции, чтобы выгорание не наносило ущерба самой испытуемой, ее профессиональной деятельности и партнерам.
Андрей, 39 лет. Образование – высшее (инженер-математик), профессия – консультант по внедрению программного обеспечения.
В результате тестирования получаем:
1. Напряжение – общая сумма баллов – 47, из них:
1) Переживание психотравмирующих обстоятельств: 10 баллов;
2) Неудовлетворенность собой: 15 баллов;
3) "Загнанность в клетку": 10 баллов;
4) Тревога и депрессия: 12 баллов.
2. Резистенция – общая сумма баллов – 41, из них:
1) Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: 8 баллов;
2) Эмоционально-нравственная дезориентация: 12 баллов;
3) Расширение сферы экономии эмоций: 6 баллов;
4) Редукция профессиональных обязанностей: 15 баллов.
3. Истощение – общая сумма баллов – 44, из них:
1) Эмоциональный дефицит: 18 баллов;
2) Эмоциональная отстраненность: 12 баллов;
3) Личностная отстраненность (деперсонализация): 8 баллов;
4) Психосоматические и психовегетативные нарушения: 6 баллов.
Итоговый показатель синдрома «психического выгорания»: 132 балла.
Интерпретация результатов: доминирующий симптом выгорания в данном случае – эмоциональный дефицит. Также можно выделить как складывающиеся следующие симптомы: неудовлетворенность собой и редукция профессиональных обязанностей. Что касается фаз стресса, то все они находятся в стадии формирования. Не смотря на то, что доминирующим симптомом является эмоциональный дефицит, нельзя сказать, что в данном случае присутствует профессиональное выгорание, скорее – есть тенденция к нему. Эмоциональное состояние личности можно считать более или менее стабильным.
Екатерина, 32 года. Образование – высшее (инженер-системотехник), профессия – секретарь-референт.
В результате тестирования получаем:
1. Напряжение – общая сумма баллов – 63, из них:
1) Переживание психотравмирующих обстоятельств: 18 баллов;
2) Неудовлетворенность собой: 18 баллов;
3) "Загнанность в клетку": 12 баллов;
4) Тревога и депрессия: 15 баллов.
2. Резистенция – общая сумма баллов – 42, из них:
1) Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: 10 баллов;
2) Эмоционально-нравственная дезориентация: 12 баллов;
3) Расширение сферы экономии эмоций: 8 баллов;
4) Редукция профессиональных обязанностей: 12 баллов.
3. Истощение – общая сумма баллов – 40, из них:
1) Эмоциональный дефицит: 12 баллов;
2) Эмоциональная отстраненность: 10 баллов;
3) Личностная отстраненность (деперсонализация): 8 баллов;
4) Психосоматические и психовегетативные нарушения: 10 баллов.
Итоговый показатель синдрома «психического выгорания»: 145 баллов.
Интерпретация результатов: доминирующий симптом выгорания в данном случае – переживание психотравмирующих обстоятельств и неудовлетворенность собой. Из фаз стресса сформирована фаза напряжения, фазы резистенции и истощения находятся в стадии формирования. В фазе истощения эмоциональный дефицит можно рассматривать как складывающийся симптом, остальные симптомы не сложились. Можно сказать, что в данном случае синдром профессионального выгорания не присутствует, не смотря на сформированную фазу напряжения, т.к. фаза истощения не является ярко выраженной.
Ирина, 25 лет. Образование – среднее специальное (преподаватель начальных классов), профессия – преподаватель начальных классов.
В результате тестирования получаем:
1. Напряжение – общая сумма баллов – 52, из них:
1) Переживание психотравмирующих обстоятельств: 12 баллов;
2) Неудовлетворенность собой: 10 баллов;
3) "Загнанность в клетку": 15 баллов;
4) Тревога и депрессия: 15 баллов.
2. Резистенция – общая сумма баллов – 58, из них:
1) Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: 18 баллов;
2) Эмоционально-нравственная дезориентация: 15 баллов;
3) Расширение сферы экономии эмоций: 10 баллов;
4) Редукция профессиональных обязанностей: 15 баллов.
3. Истощение – общая сумма баллов – 65, из них:
1) Эмоциональный дефицит: 20 баллов;
2) Эмоциональная отстраненность: 15 баллов;
3) Личностная отстраненность (деперсонализация): 18 баллов;
4) Психосоматические и психовегетативные нарушения: 12 баллов.
Итоговый показатель синдрома «психического выгорания»: 175 баллов.
Интерпретация результатов: доминирующий симптом выгорания в данном случае – эмоциональный дефицит. Также проявляются симптомы личностной отстраненности (деперсонализации) и неадекватного избирательного эмоционального реагирования. Из фаз стресса сформировано истощение, две другие находятся в стадии формирования. Эмоциональное состояние личности не является стабильным. В стадии истощения ярко выражен эмоциональный дефицит, что говорит о наличии синдрома профессионального выгорания. В данном случае необходимы специальные коррекционные меры для стабилизации состояния.
Анна, 52 года. Образование – среднее специальное (медицинская сестра широкого профиля), профессия – медицинская сестра.
В результате тестирования получаем:
1. Напряжение – общая сумма баллов – 55, из них:
1) Переживание психотравмирующих обстоятельств: 25 баллов;
2) Неудовлетворенность собой: 8 баллов;
3) "Загнанность в клетку": 10 баллов;
4) Тревога и депрессия: 12 баллов.
2. Резистенция – общая сумма баллов –50, из них:
1) Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: 15 баллов;
2) Эмоционально-нравственная дезориентация: 15 баллов;
3) Расширение сферы экономии эмоций: 12 баллов;
4) Редукция профессиональных обязанностей: 8 баллов.
3. Истощение – общая сумма баллов – 69, из них:
1) Эмоциональный дефицит: 25 баллов;
2) Эмоциональная отстраненность: 20 баллов;
3) Личностная отстраненность (деперсонализация): 18 баллов;
4) Психосоматические и психовегетативные нарушения: 6 баллов.
Итоговый показатель синдрома «психического выгорания»: 174 балла.
Интерпретация результатов: доминирующие симптомы выгорания в данном случае – эмоциональный дефицит и переживание психотравмирующих обстоятельств. Из фаз стресса сформированным является истощение, а две другие находятся в стадии формирования. В фазе истощения преобладает эмоциональный дефицит, также ярко выражена эмоциональная отстраненность, что указывает на нестабильное эмоциональное состояние личности. Высокий показатель по фазе истощения, а также по эмоциональному дефициту говорит о том, что в данном случае присутствует синдром профессионального выгорания. Испытуемой требуется специальная работа по коррекции, чтобы выгорание не наносило ущерба ей, ее профессиональной деятельности и коллегам по работе. О методах профилактики стресса и способах борьбы с ним будет рассказано в следующих главах.
3.2 Выводы по результатам использования методики
Поскольку проведенное исследование являлось иллюстративным, можно сделать лишь общие выводы о полученных результатах. У трех человек из семи оказался выявлен синдром профессионального выгорания. Это были представители следующих профессий: менеджер по продажам продуктов питания, медицинская сестра и преподаватель начальных классов.
Установлено, что одним из факторов синдрома выгорания является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер. На развитие хронического стресса у представителей коммуникативных профессий влияют:
- ограничение свободы действий и использования имеющегося
- потенциала;
- монотонность работы;
- высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;
- неудовлетворенность социальным статусом.
Профессиональное выгорание сотрудников может быть обусловлено также структурно-организационными особенностями предприятия; характером самой деятельности; личностными особенностями работников, а также характером их межличностных взаимодействий.
Также жертвы этого синдрома могут испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Поскольку личная жизнь не дает им достаточных оснований для самоуважения и доказательств их значимости, они пытаются найти их на работе.
В качестве основных характеристик синдрома выгорания отмечают:
- неадекватный уровень требований к специалисту;
- недостаточные индивидуальные адаптивные способности к этим требованиям (сниженные ресурсы личности);
- дефицит внешней поддержки;
- ситуационные ограничения, влияющие на профессиональную
- адаптацию;
- заниженность профессиональной самооценки;
- эмоциональное истощение, приводящее к снижению
- профессиональной продуктивности;
- деперсонализация (обезличенность и стремление формализовать
- работу). [9, с. 449]
Существует также тесная взаимосвязь между профессиональным выгоранием и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к рабочим обязанностям, которые сводятся к необходимому минимуму. Нередко «трудоголизм» и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью способствуют развитию симптомов выгорания. Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряженней работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним выгоранием.
В настоящее время все большее внимание специалистов привлекают новые технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Некоторые из них направлены на адекватное информирование представителей коммуникативных профессий о ранних признаках выгорания и факторах риска. Человек может переносить значительный стресс без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если он получает адекватную социальную поддержку. Эта точка зрения находит подтверждение в практике психопрофилактики и психокоррекции синдрома выгорания, которая будет рассмотрена в следующей главе.
3.3 Профилактика профессиональных стрессов и способы борьбы с их последствиями
Существует ряд подходов к профилактике профессиональных стрессов, в основном они делятся на организационные и индивидуальные. К организационным мерам относятся следующие [14, с. 459]: