Файл: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ИНСТИТУТОВ (Теоретические основы рассмотрения особенностей функционирования финансово-кредитных институтов).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы рассмотрения особенностей функционирования финансово-кредитных институтов
1.1 Понятие и виды финансово-кредитных институтов
2. Особенности функционирования финансово-кредитных институтов в Российской Федерации
2.1 Анализ основных показателей функционирования кредитных институтов в Российской Федерации
2.2 Особенности организации деятельности финансово- кредитных институтов ЕС и США
3. Современные тенденции развития финансово-кредитных систем
3.1 Роль специализированных финансово-кредитных институтов в банковской системе Российской Федерации
Таблица 5
Анализ структуры пассива баланса ОАО «Сбербанка России»
за 2013–2015 гг.
Показатель |
01.01.2013 млн.руб |
01.01.2014 млн.руб |
01.01.2015 млн.руб |
|||
Уд.вес,% |
Уд.вес,% |
Уд.вес,% |
||||
Средства Центрального Банка РФ |
500000 |
7 |
300000 |
3,5 |
565388 |
5,4 |
Средства кредитных организаций |
143389 |
2 |
291094 |
3,4 |
477467 |
4,6 |
Средства клиентов |
5396948 |
76 |
6666978 |
78,2 |
7877198 |
75,6 |
Выпущенные долговые обязательства |
122853 |
1,8 |
111983 |
1,4 |
87223 |
0,84 |
Прочие обязательства |
59995 |
0,8 |
76992 |
0,9 |
84730 |
0,8 |
Резервы на прочие потери |
25557 |
0,4 |
26313 |
0,3 |
26771 |
0,26 |
Источники собственных средств |
848253 |
12 |
1049887 |
12,3 |
1300642 |
12.5 |
Всего пассивов |
7096995 |
100 |
8523247 |
100 |
10419419 |
100 |
В структуре пассивов доминирующими статьями на протяжении всего анализируемого периода являются средства клиентов и собственные средства Банка, в незначительной доли средства Центрального Банка РФ. [5] Остальные показатели имеют незначительный удельный вес, но все же формируют суммарные пассивы.
Таблица 6
Анализ динамики пассивов баланса ОАО «Сбербанк России»
за 2013-2015 гг.
Показатель |
01.01.2013 г. млн.руб. |
01.01.2014 г. млн.руб. |
01.01.2015 г. млн.руб. |
Динамика 2013-2014 % |
Динамика 2014-2015 % |
Средства Центрального Банка РФ |
500000 |
300000 |
565388 |
40,0 |
88,5 |
Средства кредитных организаций |
143389 |
291094 |
477467 |
103,0 |
64,0 |
Средства клиентов |
5396948 |
6666978 |
7877198 |
23,5 |
18,2 |
Выпущенные долговые обязательства |
122853 |
111983 |
87223 |
8,8 |
22,1 |
Прочие обязательства |
59995 |
76992 |
84730 |
28,3 |
10,1 |
Резервы на прочие потери |
25557 |
26313 |
26771 |
2,9 |
1,7 |
Источники собственных средств |
848253 |
1049887 |
1300642 |
23,8 |
23,9 |
Всего пассивов |
7096995 |
8523247 |
10419419 |
20,1 |
22,2 |
За анализируемый период (01.2013-01.2015г) совокупные пассивы увеличились на 42,3 % и достигли 10 трлн. руб. Основой роста являлись кредиты клиентам и средства Центрального Банка РФ.
Таким образом, на основе изложенной информации можно судить о том, что роль специализированных кредитно-финансовых институтов в банковской системе любой страны чрезвычайно велика. Отчетливо видно, что специальные кредитно-финансовые институтов существуют уже довольно длительное время, долгое время они были второстепенной частью кредитно системы, а сейчас интенсивно развиваются и совершенствуются. Можно также сделать выводы о довольно грамотном функционировании банковской системы с трехъярусной структурой и соответственно третьего яруса (специальных кредитно-финансовых институтов) на данном этапе.
Именно данная форма банковской системы позволяет наиболее рационально, рентабельно и стабильно функционировать кредитным учреждениям разных стран и в частности в Российской Федерации. На деятельность банков и специальных кредитно-финансовых институтов большое влияние оказывает Центральный банк Российской Федерации, государственный кредитный институт, имеющий широкие полномочия и возглавляющий кредитную систему страны, фактически регулирующий экономику государства. [18]
Однако стабильность функционирования кредитных учреждений зависит не только от состояния экономики в стране и в мире, но и от рационального ведения политики самих кредитных учреждений, которая должна основываться на достоверных показателях, верно сформулированных планах деятельности и самой деятельности кредитных учреждений. Устойчивость деятельности специальных кредитно-финансовых институтов поэлементно формирует общую устойчивость банковской системы.
3.2 Структурные изменения в кредитной системе России
В последние десятилетия в кредитной системе произошли существенные изменения, затронувшие как индустриальные, так и развивающиеся страны. Модифицировались все компоненты кредитных систем, усложнились традиционные и возникли новые методы организации и управления банковской деятельностью, кредитного обслуживания. Подчеркивая значительность происходящих сдвигов, исследователи называют их финансовой революцией, некоторые экономисты говорят о финансизации экономики, имея в виду растущее влияние финансового капитала на развитие хозяйства. [7]
Проводимая в России денежно-кредитная политика направлена на обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты. Стабильно низкий уровень инфляции является условием для достижения устойчивого экономического роста, который позволит значительно повысить уровень жизни населения.
Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Поэтому денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики.
Россия как страна с открытой и недостаточно диверсифицированной экономикой, в высокой степени зависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, не имеет возможности перейти к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. [20]
По каналам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использование режима управляемого плавающего валютного курса, прежде всего в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты.
В настоящее время российская экономика в условиях высокой волатильности трансграничных потоков капитала в значительной мере реагирует на изменения зарубежных процентных ставок. В связи с этим Банк России вынужден при проведении процентной и валютной политики учитывать разницу между процентными ставками внутри страны и за рубежом.
В условиях, когда денежное предложение формируется в основном через приобретение Банком России иностранной валюты на валютном рынке, роль процентной ставки в качестве активного инструмента денежно-кредитной политики является ограниченной. Тем не менее, в настоящее время формируются условия для повышения роли процентной ставки при проведении денежно-кредитной политики. [20]
Также наблюдается ослабление краткосрочной взаимосвязи между де- нежными агрегатами и индексом потребительских цен. Поэтому границы при- роста денежной массы не являются жестко заданными и отклонения динамики денежной массы от расчетной траектории не предполагают немедленной корректировки политики Банка России.
Тем не менее, характеристики денежной массы остаются важным ориентиром для оценки, как текущих монетарных условий, так и инфляционных ожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции. Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики.
В связи с этим меры по формированию Стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики в России.
Основные направления развития финансово-кредитного рынка Российской Федерации на период 2017-2020 годов носят целостный характер, и максимальный эффект, от их исполнения может быть достигнут только при комплексной реализации.
Эти мероприятия сгруппированы по следующим десяти основным направлениям развития финансово-кредитного рынка:
- обеспечение защиты прав потребителей финансово-кредитных услуг и повышение финансовой грамотности населения Российской Федерации;
- повышение доступности финансово-кредитных услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства;
- дестимулирование недобросовестного поведения на финансово-кредитном рынке;
- повышение привлекательности для инвесторов долевого финансирования публичных компаний за счет улучшения корпоративного управления;
- развитие рынка облигаций и синдицированного кредитования;
- совершенствование регулирования финансово-кредитного рынка, в том числе применение пропорционального регулирования, оптимизация регуляторной нагрузки на участников финансово-кредитного рынка;
- повышение квалификации лиц, профессиональная деятельность которых связана с финансово-кредитным рынком;
- стимулирование применения механизмов электронного взаимодействия на финансово-кредитном рынке;
- международное взаимодействие в области выработки и внедрения правил регулирования глобального финансово-кредитного рынка;
- совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансово-кредитного рынка.
Предлагаемые мероприятия затрагивают деятельность российских финансово-кредитных институтов в отношении широкого спектра используемых финансовых инструментов, порядка отражения финансовой деятельности в отчетности, формата представления отчетных данных, требований к капиталу, характеристик бизнес-моделей, требований к персоналу, подходов к оценке платежеспособности, модернизации информационных и технологических систем и прочих инноваций.
В условиях текущего экономического положения и состояния финансово-кредитного сектора России, а также в силу сложности и инновационности некоторых реформ существует ряд факторов, которые могут привести к задержке имплементации предлагаемых мероприятий в достаточном для появления значимого позитивного результата объеме по ито- гам планового периода. В связи с этим реализация предлагаемых мероприятий будет осуществляться с учетом рисков и ограничений, связанных, в частности, с геополитическими рисками и внешними шоками, высокой скоростью проводимых изменений, ограниченными человеческими, финансовыми и организационными ресурсами в финансовой индустрии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, возникновение финансово-кредитных институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. Целями деятельности всех без исключения международных финансовых институтов являются оказание помощи странам в укреплении и поддержании основных условий, которые необходимы для привлечения частных инвестиций и поддержания их на должном уровне.
Таким образом, международные финансовые институты (МФИ) - это финансовые учреждения, которые были созданы (или организована) более чем в одной стране, и, следовательно, являются субъектами международного права. Их владельцы или акционеры - это, как правило, национальные правительства, хотя и другие международные учреждения и организации, иногда фигурируют в качестве акционеров. Наиболее известные международные финансовые учреждения являются результатом объединения множества государств, хотя некоторые двусторонние финансовые учреждения (созданные двумя странами) существуют и являются технически МФУ. Многие из них являются многосторонними банками развития (МБР).
Россия как страна с открытой и недостаточно диверсифицированной экономикой, в высокой степени зависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, не имеет возможности перейти к режиму свободно плавающего валютного курса рубля.
По каналам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использование режима управляемого плавающего валютного курса, прежде всего в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты.