Файл: Особенности политики мотивации персонала корпораций (Теоретические основы формирование системы мотивации и стимулирования труда в организации).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
Для главного бухгалтера:
- своевременность сдачи бухгалтерской отчетности;
- отсутствие штрафов от проверяющих.
Для заместителя директора:
- минимизация расходов ресурсов в процессе деятельности (производство товаров, предоставление услуг, выполнение работ);
- обеспечение непрерывности основного процесса (при наличии заказов).
Определив цели деятельности каждого из управленцев и специалистов, следует сопоставить соответствующие цели с ключевыми показателями эффективности, которые находятся в словаре ключевых показателей эффективности. Полученные результаты представлены ниже.
Представлены не только сами показатели эффективности, но также и формулы, которые следует использовать для расчета этих показателей. Часть формул для расчета использует данные бухгалтерской отчетности, в том числе отчета о финансовых результатах и баланса, а часть использует данные управленческой отчетности. Матрица целей и KPI для главного бухгалтера будет следующей (таблица далее).
Таблица 7
Матрица целей и KPI для главного бухгалтера
KPI |
|
Своевременное предоставление бухгалтерской отчетности |
Отклонение по срокам, дни |
Отсутствие штрафных санкций за ошибки в бухгалтерском учете |
Сумма штрафов, руб. |
Источник: составлено автором
Отклонение по срокам = Общая сумма отклонений за весь период
Например, подача месячной отчетности за июль предыдущего года была просрочена на 2 дня, а за август - на 3 дня. Поэтому отклонения по срокам = 2 + 3 = 5 дней.
Таблица 8
Матрица целей и KPI для менеджера по работе с клиентами
KPI |
|
Увеличение объема сбыта |
Прирост выручки от реализации |
Увеличение доли рынка |
Сумма продаж по новым клиентам |
Пример расчета прироста выручки предприятия = (Выручка за текущий год – Выручка за предыдущий год) : Выручка за предыдущий год * 100%
Прирост продаж по новым клиентам = Общая сумма продаж клиентам, которые до этого не работали с предприятием
Таблица 9
Матрица целей и KPI для специалиста по кадрам
KPI |
|
Снижение текучести кадров |
Текучесть кадров, % |
Повышение эффективности отбора персонала |
% Закрытых вакансий |
Повышение эффективности отбора персонала |
% Работников, прошедших испытательный срок |
Повышение уровня удовлетворенности работников своей работой |
На основе опроса, % довольных работой сотрудников |
Источник: составлено автором
Текучесть кадров рассчитывается как количество работников, покинувших предприятие (по причинам, которые отличаются от сокращения) к общему количеству работников.
% Закрытых вакансий = количество закрытых вакансий: общее количество открытых вакансий.
% Работников, прошедших испытательный срок = количество работников, прошедших испытательный срок: общее количество принятых работников.
% Довольных работой сотрудников = количество лиц, которые утвердительно ответили на вопрос об удовлетворенности условиями труда: общее количество опрошенных * 100%
Таблица 10
Матрица целей и KPI для заместителя директора
KPI |
|
Выполнение производственного плана или плана предоставления услуг |
% Выполнения плана, %. |
Снижение себестоимости рубля предоставленных услуг и произведенных товаров |
Значение отрицательного прироста операционных расходов на рубль услуг |
Выполнение нормативов по операционным расходам |
% Отклонения от плана |
Источник: составлено автором
% Выполнение производственного плана или плана предоставления услуг = объем выполненных услуг и произведенных товаров / объем запланированного выполнения плана * 100%
Значение отрицательного прироста операционных расходов = (Расходы в плановом году): Сумма выполненных услуг и произведенных товаров в планируемом году - (Расходы в предыдущем году): Сумма выполненных услуг и произведенных товаров в предыдущем году * 100%
% Отклонения от плана = Фактический объем операционных расходов / плановый объем операционных расходов * 100% - 100%
Отклонение фактического показателя прибыли от планового = фактический объем прибыли / плановый объем прибыли * 100% - 100%
Таблица 11
Матрица целей и KPI для директора
KPI |
|
Рост прибыли компании |
Прирост прибыли предприятия, % |
Развитие сети клиентов |
Количество новых клиентов |
Источник: составлено автором
В таблице 12 представлены критерии, которые используются для определения уровня достижения поставленных целей управленцем или специалистом. Также указано, как следует измерять степень достижения той или иной цели. Частичное достижение цели также следует учитывать в ходе расчета эффективности деятельности управленца. Вес определен на основании четвертного столбца, а именно количества баллов, набранных каждым из критериев. Количество баллов каждого из критериев разделено на сумму количества баллов для каждого сотрудника.
Показатель совокупного количества баллов определяется умножением важности и сложности. Например, для первого показателя значение составляет:
Строка 2 * Строка 3 для показателя «Отклонение по срокам, дни» = 1 * 2 = 2
Поэтому вес равен:
Вес для показателя «Отклонение по срокам, дни» = 2 / (2 + 6 + 9) * 100% = 11,77%.
Кроме этого, по данным таблицы 6, если отсутствует хотя бы день просрочки предоставления отчетности для налоговых или других органов, то главный бухгалтер выполнил задание на 100%. Если имеется один день несвоевременного предоставления отчетности, то цель не является достигнутой на 5%. Если 2 дня, то цель выполнена только на 90% и т.д. Идентично обосновываются критерии достижения целей для каждого из управленцев или специалистов.
Таблица 12
Матрица целей и KPI для главного бухгалтера
Важность |
Сложность |
Строка 2 * Строка 3 |
Вес |
Критерий достижения |
|
Отклонение по срокам, дни |
1 |
2 |
2 |
11,8 |
Должен быть равен нулю. Каждый день просрочки говорит о недовыполнении цели на 5%. |
Сумма штрафов, руб. |
3 |
2 |
6 |
35,3 |
Должно быть равно нулю. Наличие каждых 10000 руб. штрафа свидетельствует о недовыполнении цели на 10%. |
Уменьшение суммы дебиторской задолженности за товары, работы, услуги |
3 |
3 |
9 |
52,9 |
Задолженность должна равняться значению предыдущего года. Значение выше на 10% тыс. руб. будет указывать на недовыполнение цели на 10% |
Источник: составлено автором
Как показано в таблице 12, существенная часть рабочего времени главного бухгалтера должна быть направлена на эффективное управление дебиторской задолженностью за товары, работы, услуги. Главный бухгалтер имеет в своих руках такие инструменты как телефонные звонки клиентам, взаимозачет, прочие инструменты, которые позволяют удерживать уровень дебиторской задолженности за товары, работы, услуги на запланированном уровне. Если бухгалтеру удастся снизить размер дебиторской задолженности, то у него заработная плата повысится. Это должностное лицо может также предлагать методику для оценки клиентов, которая позволит кредитовать только тех клиентов, которые способны своевременно погашать задолженность. Также бухгалтер должен следить за отсутствием штрафов и своевременной подачей декларации в проверяющие органы. Если предприятие получило штраф в размере 10000 руб. за нарушение в сфере бухгалтерии, то главный бухгалтер недовыполнил свою цель на 10%. Таким образом, сформирована четкая система целей и показателей, которые будут влиять на ежедневную деятельность главного бухгалтера предприятия.
Идентичным образом следует обосновать критерии достижения целей для специалиста по работе с персоналом. Соответствующие цели отображены в таблице 13.
Таблица 13
Матрица целей и KPI для специалиста по работе с персоналом
Показатель |
Важность |
Сложность |
Строка 2 * Строка 3 |
Вес |
Критерий достижения |
для специалиста по работе с персоналом |
|||||
Текучесть кадров, % |
3 |
3 |
9 |
34,6 |
Должен быть равен 10%. Наличие 1% дополнительной текучести свидетельствует о недовыполнении цели на 5%. В случае значения ниже 10% считается, что цель перевыполнена - на 5% при 1% ниже плана. |
% Закрытых вакансий |
2 |
2 |
4 |
15,4 |
Должен быть равен 100%. Наличие каждых 10% незакрытых вакансий свидетельствует о недовыполнении цели на 10%. |
% Работников, прошедших испытательный срок |
2 |
2 |
4 |
15,4 |
Должен быть равен 100%. Наличие каждых 10% не прошедших испытательный срок свидетельствует о недовыполнении цели на 10%. |
% Довольных работой сотрудников |
3 |
3 |
9 |
34,6 |
Должен быть равен 80%. Наличие каждых 10% не довольных работой свидетельствует о недовыполнении цели на 20%. |
Источник: составлено автором
В таблице 14 отображены критерии достижения целей для прочих специалистов предприятия.
Таблица 14
Матрица целей и KPI для прочих управленцев и специалистов
Показатель |
Важность |
Сложность |
Строка 2 * Строка 3 |
Вес |
Критерий достижения |
для заместителя директора |
|||||
% Выполнения плана услуг и товаров, %. |
3 |
2 |
6 |
28,6 |
Должен быть равен 100%. Наличие 1% отрицательного отклонения свидетельствует о недовыполнении цели на 1%. (и наоборот). |
Значение отрицательного прироста операционных расходов на рубль продаж |
3 |
3 |
9 |
42,9 |
Должен быть равен 1%. Наличие 0,25% положительного прироста свидетельствует о недовыполнении цели на 10%. (и наоборот). |
% Отклонения от плана оперативных расходов |
3 |
2 |
6 |
28,6 |
Должен быть равен нулю. Наличие 1% отклонения свидетельствует о недовыполнении цели на 1%. |
для директора |
|||||
3 |
3 |
9 |
69,2 |
Должен составлять 5 000 тыс. руб. Ниже значение показателя на 500 тыс. руб. свидетельствует о недовыполнении цели на 10%. |
|
Количество новых клиентов |
2 |
2 |
4 |
30,8 |
Должен составлять 4. Значение ниже на 1 свидетельствует о недовыполнении целей на 25%. |
для менеджера по работе с клиентами |
|||||
Прирост выручки от реализации |
3 |
3 |
9 |
50 |
Должен составлять 30 % Значение ниже на 3% свидетельствует о недовыполнении цели на 10%. |
Сумма продаж по новым клиентам |
3 |
3 |
9 |
50 |
Должен составлять 5000 тыс. руб. Значение ниже на 500 тыс. руб. свидетельствует о недовыполнении цели на 10%. |
Источник: составлено автором
Для обеспечения высокой эффективности ключевых показателей важно не просто установить целевые значения, но обеспечить связь между значениями этих показателей, а также размером оплаты труда управленцев и специалистов.
Предлагаем изменить текущую систему оплаты труда для менеджмента и установить, чтобы:
- 33% заработной платы составляла основная заработная плата, которая не зависит от каких-либо результатов деятельности предприятия;
- 67% - прочая часть заработной платы специалиста, которая зависит от достижения должностным лицом поставленных перед ним показателей ключевых показателей эффективности.
В таком случае, на примере средней заработной платы, формула оплаты труда будет иметь вид:
Оплата труда работника = 0,33 * 25000 + 0,67 * 25000 * (Р1 * К1 + Р2 * К2 + Р3 * К3 ... + Ри * Ки)
где 25000 - текущий размер заработной платы;
0,33 - доля заработной платы, которая не зависит от других факторов;
0,67 - доля заработной платы, которая зависит от достижения ключевых показателей эффективности;
Ри - вес фактора;
Ки - степень достижения фактора.
Пример расчета заработной платы специалиста по работе с кадрами отображен в таблице 15.
Таким образом, заработная плата специалиста составит:
0,33 * 25000 + 0,67 * 25000 * 0,804 = 21717 рублей в месяц.
На примере специалиста по работе с кадрами можно провести расчет того, как изменится уровень заработной платы в случае достижения или недостижения целевых показателей. Как можно судить по расчетам в таблице 15, в случае если специалист достигнет поставленных целей только на 80,4%, то уровень его оплаты труда будет немного выше 21000 руб. Таким образом, специалисты заинтересованы в том, чтобы достичь поставленных перед ними показателей.
Таблица 15
Пример расчета заработной платы специалиста по работе с кадрами (данные за один месяц)
Показатель |
Значение |
---|---|
Среднемесячная заработная плата, руб. |
25000 |
Текучесть кадров, % |
|
Текущее значение показателя |
9 |
Нормативное значение показателя |
10 |
Оценка показателей KPI (выполнение / недовыполнения), % |
90 |
% Закрытых вакансий |
|
Текущее значение показателя |
100 |
Нормативное значение показателя |
100 |
Оценка показателей KPI (выполнение / недовыполнения), % |
100 |
% Работников, прошедших испытательный срок |
|
Текущее значение показателя |
94 |
Нормативное значение показателя |
100 |
Оценка показателей KPI (выполнение / недовыполнения), % |
94 |
% Довольных работой сотрудников |
|
Текущее значение показателя |
52 |
Нормативное значение показателя |
80 |
Оценка показателей KPI (выполнение / недовыполнения), % |
56 |
Показатель достижения KPI (Р1 × К1 + Р2 × К2 + Р3 × К3+ Р4 × К4) |
80,4 |