Файл: Процесс построения модели управленческого решения на примере ООО «Калинка».pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 3
Таблица 5- Рыночные доли основных конкурентов на рынке мебельной продукции
Основные конкуренты |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Абсолютное отклонение 2013 к 2009 |
Ателье Корпусной Мебели |
13 |
13 |
12 |
11 |
12 |
-1 |
ООО «Калинка» |
11 |
10 |
11 |
9 |
10 |
-1 |
«Мебельвам» |
11 |
12 |
10 |
8 |
9 |
-2 |
Цех нестандартной мебели |
10 |
11 |
9 |
8 |
9 |
-1 |
ТОО «Ригель»
|
9 |
11 |
8 |
10 |
7 |
-2 |
ИП « Красильников»
|
12 |
10 |
10 |
10 |
11 |
-1 |
«Vostorg, Тоо» |
34 |
33 |
40 |
43 |
42 |
8 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
- |
Представленные данные таблицы 5 наглядно при этом показывают, что региональный рынок мебельной продукции характеризуется достаточным уровнем конкуренции. Основные позиции на рынке занимают 6 фирм, которые предлагающих свою продукцию (мебель) потенциальным потребителям, доля каждой из них изменяется в течение последних лет нестабильно, но в 2013 году позиции ослабились у всех, что объясняется выходом на рынок новых производителей и продавцов офисной и мягкой мебели.
Все имеющиеся конкуренты представляют собой прямое конкурентное воздействие на ООО «Калинка», поскольку предлагаемые ими товары аналогичны товарам предприятия, их предложение соответствует масштабам предложения предприятия и осуществляется на тех же сегментах, что продукция исследуемого нами предприятия. Анализ оценки конкурентоспособности предприятия ООО «Калинка» относительно выявленных конкурентов лучше всего систематизировать в виде таблицы (см. табл. 6) В таблице должны быть указаны основные факторы и даны переменные, по которым можно количественно оценивать значение факторов. При этом каждая из этих переменных должна получить оценку (от 0 до 5 баллов) как вашего предприятия, так и для основных конкурентов (двух или трех). Оценки выставляются в каждом из столбцов, а затем суммируются.
Таблица 6 - Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия (ООО «Калинка»)
Факторы конкурентоспособности |
Ваше предприятие |
Конкуренты |
||
Ателье Корпусной Мебели |
«Мебельвам» |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Менеджмент предприятия Предпринимательская культура Цели и формулируемые стратегии Система мотивации сотрудников |
4 5 4 4 |
4 4 5 4 |
4 4 4 5 |
|
Производство Оборудование Гибкость производственных линий Качество производственного планирования и управления Научные исследования Интенсивность и результаты Ноу-хау Использование новых технологий Маркетинг Фаза «жизненного цикла» у важнейших товаров Ценовые стратегии Организация сбыта Продвижение товаров Кадры Возрастная структура Уровень образования Финансы Доля собственного капитала Возможности получения кредитов |
5 5 4 4 4 4 3 4 4 4 4 5 4 5 4 |
4 4 4 4 4 5 4 4 4 4 3 4 4 4 4 4 |
4 5 4 4 4 5 4 4 4 5 3 4 4 4 5 |
На основании полученной информации наглядно видно, что конкурентными преимуществами в данный момент времени обладает предприятие «Ателье корпусной мебели». Рынок состоит из разных категорий покупателей, услуг и потребностей. Покупателей можно классифицировать и обслуживать по – разному, ориентируясь на различные признаки: возраст; географические; демографические; психографические; поведенческие. Процесс разбиения рынка на отдельные группы покупателей с различными потребностями, характеристиками или поведением, для каждой группы из которых требуются различные товары или маркетинговые комплексы, называется сегментированием рынка. Объектом конкуренции является потребитель и покупатель, и в этом качестве он имеет возможность сказать свое последнее и решающее слово на рынке. Сложившаяся система отношений фирмы со всеми субъектами рынка (поставщиками, посредниками, конкурентами, прессой, властными структурами, общественными организациями, деловыми кругами, клиентами и т.д.) формирует конкурентную среду фирмы.
Для оценки конкурентоспособности предприятий, осуществляющих услуги в области выставочной деятельности были выделены следующие критерии: наличие квалифицированной рабочей силы; наличие рекламных мероприятий; оборудование, механизмы и используемая во время производства техника на современном уровне; информативность предоставляемой услуги через прайс – листы; уровень обслуживания потенциальных клиентов (качество выполняемой услуги по производству мебели, соблюдение сроков и т.д.).
Превосходство в умении
Превосходство в ресурсах:
Рисунок 3 - Определение конкурентных преимуществ фирмы (предприятия) ООО «Фирма «Леонтьев»
Каждую составляющую необходимо оценивать по 5-ти балльной системе и определять при этом с точки зрения потребителя.
5 – отлично; 4 – хорошо;
3 – удовлетворительно;
2 – неудовлетворительно; 1 – плохо.
Результат представлен в виде таблицы 7
Таблица 7 - Таблица конкурентоспособности
Критерий |
«Ателье корпусной мебели» |
ООО «Калинка» |
«Мебельвам» |
1.Качество производимой продукции |
4 |
4 |
3 |
2. Квалифицированный персонал |
4 |
3 |
3 |
3.Осуществление рекламных мероприятий |
2 |
2 |
2 |
4.Использование современной техники и оборудования |
4 |
3 |
4 |
5.Уровень обслуживания потенциальных клиентов |
4 |
4 |
3 |
Итого: 16 баллов 15 баллов 15 баллов
На основании полученной информации можно сделать вывод, что предприятие ООО «Калинка» занимает достаточно высокое место в рейтинге предприятий, осуществляющих выставочную деятельность среди потенциальных покупателей. Большое количество баллов набрало также предприятие «Ателье корпусной мебели».
Основными преимуществами конкурентов при этом являются: качество проводимых выставок; квалифицированный персонал;
- осуществление комплекса рекламных мероприятий.
STEP – анализ (аббревиатура начальных букв английских терминов) представляет собой методику анализа ключевых элементов макросреды предприятия. Сюда включаются следующие факторы (см. табл. 8):
Таблица 8 - STEP- анализ ООО «Калинка»
Факторы |
Возможные воздействия факторов |
Демографические факторы |
Увеличение численности населения (в последнее время население увеличилось на 3 тысячи человек) Изменения возрастной структуры населения (увеличивается количество людей более старшего возраста) Перемены в семье (растет количество неполных семей) Рост количества образованных людей (увеличивается образовательный ценз, большее количество людей получает второе высшее образование) |
Экономические факторы |
Уровень доходов населения (доходы населения за последние 5 лет увеличились на 12%) Займы и доступность кредитов (более доступной становится система кредитования, т.к. имеется возможность выбрать вид кредита – 10% - 10% - 10 ; 0% - 0% - 10 и т.д.). Имеется возможность получения кредитов жителям области |
Природные факторы |
Удорожание энергии (Повышаются тарифы на электроэнергию) Загрязнение окружающей среды (Необходимость создания экологически чистого производства) |
Научно-технические факторы |
Ускорение научно технического прогресса (внедрение прогрессивных технологий в производственные процессы) Усиление контроля за качеством продукции (контроль сплошной и выборочный) Увеличение ассигнований на проведение исследований (большее внимание уделяется научно – техническим разработкам и ноу – хау) |
Культурные факторы |
Приверженность культурным ценностям Изменение культурных ценностей |
Политические факторы |
Законодательство по регулированию коммерческой деятельности Рост числа групп по защите интересов общественности |
При проведении анализа этих факторов важно, во-первых, следить за всеми существенными изменениями и новыми тенденциями в макросреде, а во-вторых, выяснить, какие из происходящих процессов являются наиболее важными для конкретного предприятия. Выбрав целевые сегменты, предприятие должно принять решение, какую стратегию охвата рынка выбрать.
Таблица 9 - Сравнительный анализ трех стратегий охвата рынка
Стратегия маркетинга |
Внешние условия (рынок) |
Внутренние условия (фирма) |
Основные преимущества |
Основные недостатки |
||
Недефференцированный маркетинг |
1.Рынок не насыщен (дефицит) 2.Высокая чувствительность к цене 3.Низкая платежеспособность |
1.Массовое или крупносерийное производство 2.Доступность сырьевых источников 3.Возможность экономии на масштабах |
1. Низкая себестоимость товара. Возможность безболезненного снижения цен для удержания рынка. Сравнительно низкие затраты на маркетинг. |
Потеря рынка при изменении вкуса потенциальных потребителей (покупателей данного типа товара), моды, технологии изготовления. Отсутствие навыка диффиренциации (гибкости) при насыщении рынка. |
||
Концентрированный маркетинг |
1.Низкая чувствительность к ценам или высокая чувствительность к качеству 2.Высокая платежеспособность клиентов 3.Наличие группы клиентов, которых другие фирмы обслужить не могут или не хотят (им не выгодно) |
Ограниченные производственные мощности |
Может делать то, что другие не могут и за это назначают повышенную цену. Невысокие затраты на маркетинг. |
Ниша – это всегда сильная зависимость от своих клиентов и их предпочтений. |
||
Дифференцированный маркетинг |
1.Насыщенные рынки 2.Высокая степень конкуренции 3.Экономически развитое общество |
1. Гибкая организация и производственная структура. 2. Развитый НИОКР |
Минимизация рисков, т.к. на различных сегментах существует различная рыночная конъюнктура. Высокая рыночная устойчивость |
Высокие затраты на производство. Невозможна экономия на масштабах. Высокие затраты на маркетинг. Для каждого сегмента – своя стратегия деятельности. |
Выбрав целевой сегмент, предприятие должно решить для себя, какую позицию ему следует занять в каждом сегменте. Позиция услуги характеризует место, занимаемое конкретной услугой в сознании потребителей по отношению к услуге конкурента. Позиционирование – это искусство доминирования в рыночном сегменте. Для успешного позиционирования должны быть определены предпочтения потенциальных потребителей.
В данном случае, позиционирование производства мебели (корпусной, мягкой, под индивидуальные заказы) должно основываться на: отличительном качестве услуг; выгодах потребителей или решении проблем, связанных с подведением коммуникаций, энергоснабжением; определенной категории потребителей; образе жизни потенциальных потребителей (проживание в мегаполисе); особом способе использования производства мебели; чувстве патриотизма. Целями рекламы служат: определение наиболее эффективных методов распространения рекламы по реализации услуг в области выставочной деятельности; создание креативного плана рекламной кампании; подготовка и осуществление рекламной кампании.
Целями маркетинговых исследований служит постоянное исследование потребительских предпочтений и конкуренции. Стратегия маркетинга включает в себя три составные части: стратегия сегментирования или выбора целевого рынка; стратегия позиционирования и создание конкурентного преимущества; стратегия - микс, которая состоит из комплексных мероприятий, касающихся услуги, цены, продвижения и распределения. Цель маркетинга: увеличение объема реализации продукции (резиновых уплотнителей); разработка новых перспективных рыночных сегментов. Для последующей реализации маркетинговых мероприятий необходимо создание маркетингового плана как последовательного и систематизированного комплекса. Применение службой маркетинга стратегического планирования позволяет не только осуществлять на практике новые методы планирования и разрабатывать научно обоснованную стратегию решения, но и комплекс других проблем: обеспечить лучший учет и контроль результатов деятельности, увязать вознаграждение с результатами работы; внедрить больше программ формального планирования и потребовать осуществления его на уровне подразделений; объединить стратегические планы с оперативными и финансовыми; больше думать и сосредоточиваться на стратегических вопросах; получить большее понимание и подготовку в области стратегического планирования; поднять уровень участия и обязательности высшего руководства.
Позитивные и негативные особенности процесса жизнедеятельности ООО «Калинка» возможно наглядно увидеть после проведения SWOT – анализа деятельности предприятия. На основании матрицы SWOT – анализа можно определить основную проблему данного предприятия (см. лист матрицы). Необходимо проанализировать определенный уровень конкретных сильных и слабых сторон, возможностей и угроз ООО «Калинка» (таблица 10).