Файл: КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ: ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для исследования конкурентной позиции компании целесообразно следует провести SWOT-анализ (таблица 2.2), для этого нужно сначала составить список слабых и сильных сторон предприятия, а также список угроз и возможностей. После составления перечня сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, нужно установить линии связей в матрице SWOT, для этого необходимо в каждом поле матрицы установить и проанализировать все парные комбинации сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами во внешней среде.

Таблица 2.2 − Матрица SWOT

Возможности (О):

1. Положительная экономическая динамика в данной сфере;

2. На рынке существует повышенный спрос данную продукцию.

Угрозы (Т):

1. Появление новых конкурентов в данной сфере;

2. Негативные изменения в сфере налогообложения;

3. Рост цен на сырье для производства.

Сильные стороны (S):

1. Высокое качество продукции;

2. Относительно невысокие цены;

3.Наличие собственных технологий;

4. Инновационность;

4. Высокая квалификация персонала.

SO-стратегии:

1.Высокое качество продукции, доступные цены, предоставление скидок постоянным клиентам, уникальность предложений в области технических характеристик позволит занять лидирующее положение на данном сегменте рынка.

2. Дальнейшее обучение и развитие производственного персонала даст дополнительные преимущества по сравнению с конкурентами.

ST-стратегии:

1.Высокое качество продукции, использование инновационных технологий позволят минимизировать влияние конкуренции на данном сегменте рынка.

2. Грамотное и профессиональное ведение бухгалтерского и налогового учета позволит оптимизировать налоговые платежи.

3. Поиск новых стратегических партнеров и покупателей в странах СНГ.

Слабые стороны (W):

1. Недостаточная техническая оснащенность;

2. Слабый менеджмент качества на предприятии.

WO-стратегии:

1.Создание резервного фонда, формируемого за счет чистой прибыли, для целей технического переоснащения в перспективе обеспечит желаемое развитие.

2.Совершенствование менеджмента с обеспечением интеграции с системой менеджмента качества предприятия.

WT-стратегии:

1.Необходимо быстрое реагирование на внешние угрозы посредством изучения потребностей покупателей, конкурентной среды.

2.Экономное расходование средств (оптимизация себестоимости) без ухудшения качества продукции.


Таким образом, по результатам SWOT-анализа (таблица 2.2) в качестве ключевых стратегий конкурентной позиции предприятия можно выделить:

  • высокое качество продукции и использование инновационных технологий;
  • эффективное ценообразование;
  • техническое переоснащение, а именно внедрение современных технологий, оборудования, материалов, обеспечивающих рациональное использование ресурсов;
  • профессиональное развитие персонала;
  • совершенствование менеджмента качества;
  • дальнейшее развитие за счет инвестирования из собственных источников;
  • регулярные маркетинговые исследования рынка;
  • рациональное расходование средств, оптимизация затрат, эффективное ведение бухгалтерского и налогового учета.

С помощью PEST-анализа исследуемая фирма может провести оценку готовности к изменениям факторов внешней среды косвенного действия. Данный анализ рассматривает влияние на деятельность предприятия политико-правовых, экономических, социокультурных, технологических и экологических факторов. Рассмотрим эти факторы в таблице 2.3.

Большое число заинтересованных групп в деятельности фирмы обуславливает сложности в управлении, которые связаны с тем, что каждая группа применяет собственные критерии оценки функционирования организации и оценивает ее с позиции своих интересов.

Таблица 2.3 − PEST-анализ факторов макросреды компании «Пищевые технологии»

Политико-правовые факторы:

- Стабильность правительства;

- Налоговое законодательство;

- Контроль занятости населения;

- Законодательство во внешней экономике.

Экономические факторы:

- Процентная ставка и курсы национальных валют;

- Количество денежных средств в обращении;

- Показатели уровня инфляции;

- Показатели уровня безработицы;

- Регулирование ценовой политики и заработной платы;

- Уровень цен на топливо и электричество;

- Политика в области инвестиций.

Социокультурные факторы:

- Демографическая структура населения;

- Стиль жизни, обычаи, привычки;

- Социальная мобильность населения;

- Активность потребителей.

Технологические факторы:

- Защита в сфере интеллектуальной собственности;

- Политика государства в области НТП;

- Инновационные технологии в производстве оборудования для общепита.

Экологические факторы:

- Регулирование предельно допустимого уровня использования синтетических материалов при производстве


Компания «Пищевые технологии» находится в достаточно сложном положении, поскольку на ее хозяйственную деятельность оказывает существенное влияние следующие факторы: высокая конкуренция, сложная схема поставок и проведение технологических изменений.

Динамика и подвижность внешней среды компании также достаточно высоки, поэтому она должна опираться на весьма разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения.

Далее оценим привлекательность и прибыльность продукции (услуг) предприятия, которые определяются рядом составляющих (по М. Портеру), таких как товары-заменители, покупатели, поставщики, барьеры входа в отрасль и конкуренция среди существующих фирм.

Уровень влияния каждой из сил конкуренции, выделенных М. Портером на деятельность компании «Пищевые технологии, можно представить следующим образом. Степени влияния факторов оценены в баллах (от 0 до 10) и отражены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 − Балльная оценка влияния отдельных факторов на структуру и масштабы конкуренции продукции (услуг) на рынке

Факторы, влияющие на структуру и масштабы конкуренции на рынке

Баллы

Детерминанта рыночной власти поставщиков

1

Детерминанта рыночной власти покупателей

8

Барьеры входа

9

Детерминанта степени угрозы товаров-заменителей

4

Детерминанта конкурентной борьбы

7

Таким образом, по результатам оценки факторов конкурентоспособности продуктов (услуг) компании «Пищевые технологии» можно сделать вывод о значительном количестве факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции фирмы, среди которых особую важность имеют факторы внешней среды (в частности, барьеры входа – 9 баллов, детерминанта рыночной власти покупателей – 8 баллов, детерминанта конкурентной борьбы – 7 баллов), т.е. степень неопределенности внешней среды довольно высока.

2.3 Описание конфликтов в организации и методы их разрешения

Проведя анализ организации ООО «ТД «Пищевые технологии», были выявлены ситуации, которые провоцируют конфликты на рабочих местах. Пример одной из них представлен далее.


В связи с резко ухудшившейся ситуацией в организации планировалось увольнение штатных сотрудников, а также большого числа внештатных сотрудников, перераспределение доходной части (ограничение объёмов выполняемых заказов, сокращение фонда заработной платы). Это явилось причиной того, что к определённому моменту организация перестала нуждаться в услугах значительного числа сотрудников. Ситуация осложнялась также тем, что кроме увольнения сотрудников вступил в силу ряд распоряжений руководства, касающихся сокращения внутренних текущих расходов, включая расходы на пользование автотранспортом.

Последствия ситуации были следующие:

  • «напряженность» внутри коллектива организации;
  • уменьшение работоспособности сотрудников;
  • распространение различных слухов;
  • атмосфера недоверия к руководству организации;
  • распространение слухов за пределами организации об её неустойчивом финансовом состоянии;
  • недоверие со стороны клиентов.

В результате в организации возникла конфликтная ситуация. Благодаря опыту руководителя было найдено решение проблемы:

1. Внутри организации создана атмосфера максимальной публичности действий руководства (общие собрания, на которых доводятся до всех сотрудников сведения о действиях менеджеров);

2. Пресечение по возможности создания внутри коллектива неформальных групп;

3. Внутри коллектива выявили «неформальных лидеров» и начали активно работать с ними;

4. Обеспечили выплаты выходного пособия всем увольняемым;

5. Сохранение в базе данных по кадрам информации об увольняемых сотрудниках для возможного использования их услуг в дальнейшем.

В итоге были получены результаты:

1. Конфликт не привел к деструкции или серьезному ухудшению внутреннего климата в организации;

2. Соответствующие управленческие структуры организации получили необходимые знания и навыки для прогнозирования и возможного предотвращения подобных ситуаций в будущем;

3. Руководство организации осознало необходимость поддержания внутриорганизационных коммуникаций на уровне, соответствующем его положению в настоящий момент, и приобрело опыт поведения в конфликтных ситуациях;

4. Организация продолжает нормально развиваться в новых условиях.

На данный момент ООО «ТД «Пищевые технологии» использует следующие структурные способы управления конфликтами:

1. Четкое разъяснение требований к выполняемой работе. Использование данного метода позволяет разрешать конфликты, возникающие между сотрудниками и отделами из-за противоречий в выполняемых функциях и заданиях, и предполагает разъяснение ожидаемых результатов как от отдельного работника, так и группы в общем. При этом создаются соответствующие инструкции, системы полномочий и ответственности.


2. Интеграция и координация совместной работы. Суть этого метода заключается в создании иерархической системы полномочий для упорядоченного взаимодействия сотрудников. Таким образом, при возникновении каких-либо разногласий работники всегда могут обратиться к их общему начальнику, который примет решение.

3. Структурирование системы вознаграждений. Сотрудников, которые качественно и своевременно выполняют работу, привносят большой вклад в развитие предприятия, необходимо поощрять (благодарностью, премией и т.п.). Это способствует улучшению микроклимата организации.

4. Установление общеорганизационных комплексных целей – это метод, который способствует организации совместной деятельности работников или отделов, благодаря чему снижается уровень конфликтности в коллективе.

Таким образом, из проведенного анализа очевидно, что как будет преодолён конфликт на предприятии – зависит, прежде всего, от руководителя. Умение управлять конфликтами и разрешать их в организации – важнейший инструмент руководителя для стабилизации управленческой деятельности. Сотрудники компании стараются следовать некоторым условиям по предотвращению конфликтных ситуаций. В первую очередь, это создание условий, которые препятствуют возникновению и развитию конфликтных ситуаций.

Одним из важных условий в организации является забота о справедливости. Руководитель старается относиться справедливо по отношению к сотрудникам, не наказывает невиновных. Проблемы в коллективе решить проще, чем за его пределами, для предотвращения конфликтов используется принцип объективности и уступчивости.

Также используются способы для бесконфликтного взаимодействия руководителя и подчиненных и взаимодействия сотрудников с клиентами.

ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ООО «ТД «ПИЩЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

3.1 Разработка стратегии разрешения конфликтных ситуаций в организации