Файл: КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ: ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ: ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
1.1 Сущность и типология конфликтов
1.2 Этапы развития конфликта и его причины
1.3 Подходы к разрешению конфликта
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ООО «ТД «ПИЩЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка позиционирования предприятия в экономической среде
2.3 Описание конфликтов в организации и методы их разрешения
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ООО «ТД «ПИЩЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
3.1 Разработка стратегии разрешения конфликтных ситуаций в организации
Для исследования конкурентной позиции компании целесообразно следует провести SWOT-анализ (таблица 2.2), для этого нужно сначала составить список слабых и сильных сторон предприятия, а также список угроз и возможностей. После составления перечня сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, нужно установить линии связей в матрице SWOT, для этого необходимо в каждом поле матрицы установить и проанализировать все парные комбинации сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами во внешней среде.
Таблица 2.2 − Матрица SWOT
Возможности (О): 1. Положительная экономическая динамика в данной сфере; 2. На рынке существует повышенный спрос данную продукцию. |
Угрозы (Т): 1. Появление новых конкурентов в данной сфере; 2. Негативные изменения в сфере налогообложения; 3. Рост цен на сырье для производства. |
||
Сильные стороны (S): 1. Высокое качество продукции; 2. Относительно невысокие цены; 3.Наличие собственных технологий; 4. Инновационность; 4. Высокая квалификация персонала. |
SO-стратегии: 1.Высокое качество продукции, доступные цены, предоставление скидок постоянным клиентам, уникальность предложений в области технических характеристик позволит занять лидирующее положение на данном сегменте рынка. 2. Дальнейшее обучение и развитие производственного персонала даст дополнительные преимущества по сравнению с конкурентами. |
ST-стратегии: 1.Высокое качество продукции, использование инновационных технологий позволят минимизировать влияние конкуренции на данном сегменте рынка. 2. Грамотное и профессиональное ведение бухгалтерского и налогового учета позволит оптимизировать налоговые платежи. 3. Поиск новых стратегических партнеров и покупателей в странах СНГ. |
|
Слабые стороны (W): 1. Недостаточная техническая оснащенность; 2. Слабый менеджмент качества на предприятии. |
WO-стратегии: 1.Создание резервного фонда, формируемого за счет чистой прибыли, для целей технического переоснащения в перспективе обеспечит желаемое развитие. 2.Совершенствование менеджмента с обеспечением интеграции с системой менеджмента качества предприятия. |
WT-стратегии: 1.Необходимо быстрое реагирование на внешние угрозы посредством изучения потребностей покупателей, конкурентной среды. 2.Экономное расходование средств (оптимизация себестоимости) без ухудшения качества продукции. |
Таким образом, по результатам SWOT-анализа (таблица 2.2) в качестве ключевых стратегий конкурентной позиции предприятия можно выделить:
- высокое качество продукции и использование инновационных технологий;
- эффективное ценообразование;
- техническое переоснащение, а именно внедрение современных технологий, оборудования, материалов, обеспечивающих рациональное использование ресурсов;
- профессиональное развитие персонала;
- совершенствование менеджмента качества;
- дальнейшее развитие за счет инвестирования из собственных источников;
- регулярные маркетинговые исследования рынка;
- рациональное расходование средств, оптимизация затрат, эффективное ведение бухгалтерского и налогового учета.
С помощью PEST-анализа исследуемая фирма может провести оценку готовности к изменениям факторов внешней среды косвенного действия. Данный анализ рассматривает влияние на деятельность предприятия политико-правовых, экономических, социокультурных, технологических и экологических факторов. Рассмотрим эти факторы в таблице 2.3.
Большое число заинтересованных групп в деятельности фирмы обуславливает сложности в управлении, которые связаны с тем, что каждая группа применяет собственные критерии оценки функционирования организации и оценивает ее с позиции своих интересов.
Таблица 2.3 − PEST-анализ факторов макросреды компании «Пищевые технологии»
Политико-правовые факторы: - Стабильность правительства; - Налоговое законодательство; - Контроль занятости населения; - Законодательство во внешней экономике. |
Экономические факторы: - Процентная ставка и курсы национальных валют; - Количество денежных средств в обращении; - Показатели уровня инфляции; - Показатели уровня безработицы; - Регулирование ценовой политики и заработной платы; - Уровень цен на топливо и электричество; - Политика в области инвестиций. |
Социокультурные факторы: - Демографическая структура населения; - Стиль жизни, обычаи, привычки; - Социальная мобильность населения; - Активность потребителей. |
Технологические факторы: - Защита в сфере интеллектуальной собственности; - Политика государства в области НТП; - Инновационные технологии в производстве оборудования для общепита. |
Экологические факторы: - Регулирование предельно допустимого уровня использования синтетических материалов при производстве |
Компания «Пищевые технологии» находится в достаточно сложном положении, поскольку на ее хозяйственную деятельность оказывает существенное влияние следующие факторы: высокая конкуренция, сложная схема поставок и проведение технологических изменений.
Динамика и подвижность внешней среды компании также достаточно высоки, поэтому она должна опираться на весьма разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения.
Далее оценим привлекательность и прибыльность продукции (услуг) предприятия, которые определяются рядом составляющих (по М. Портеру), таких как товары-заменители, покупатели, поставщики, барьеры входа в отрасль и конкуренция среди существующих фирм.
Уровень влияния каждой из сил конкуренции, выделенных М. Портером на деятельность компании «Пищевые технологии, можно представить следующим образом. Степени влияния факторов оценены в баллах (от 0 до 10) и отражены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 − Балльная оценка влияния отдельных факторов на структуру и масштабы конкуренции продукции (услуг) на рынке
Факторы, влияющие на структуру и масштабы конкуренции на рынке |
Баллы |
Детерминанта рыночной власти поставщиков |
1 |
Детерминанта рыночной власти покупателей |
8 |
Барьеры входа |
9 |
Детерминанта степени угрозы товаров-заменителей |
4 |
Детерминанта конкурентной борьбы |
7 |
Таким образом, по результатам оценки факторов конкурентоспособности продуктов (услуг) компании «Пищевые технологии» можно сделать вывод о значительном количестве факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции фирмы, среди которых особую важность имеют факторы внешней среды (в частности, барьеры входа – 9 баллов, детерминанта рыночной власти покупателей – 8 баллов, детерминанта конкурентной борьбы – 7 баллов), т.е. степень неопределенности внешней среды довольно высока.
2.3 Описание конфликтов в организации и методы их разрешения
Проведя анализ организации ООО «ТД «Пищевые технологии», были выявлены ситуации, которые провоцируют конфликты на рабочих местах. Пример одной из них представлен далее.
В связи с резко ухудшившейся ситуацией в организации планировалось увольнение штатных сотрудников, а также большого числа внештатных сотрудников, перераспределение доходной части (ограничение объёмов выполняемых заказов, сокращение фонда заработной платы). Это явилось причиной того, что к определённому моменту организация перестала нуждаться в услугах значительного числа сотрудников. Ситуация осложнялась также тем, что кроме увольнения сотрудников вступил в силу ряд распоряжений руководства, касающихся сокращения внутренних текущих расходов, включая расходы на пользование автотранспортом.
Последствия ситуации были следующие:
- «напряженность» внутри коллектива организации;
- уменьшение работоспособности сотрудников;
- распространение различных слухов;
- атмосфера недоверия к руководству организации;
- распространение слухов за пределами организации об её неустойчивом финансовом состоянии;
- недоверие со стороны клиентов.
В результате в организации возникла конфликтная ситуация. Благодаря опыту руководителя было найдено решение проблемы:
1. Внутри организации создана атмосфера максимальной публичности действий руководства (общие собрания, на которых доводятся до всех сотрудников сведения о действиях менеджеров);
2. Пресечение по возможности создания внутри коллектива неформальных групп;
3. Внутри коллектива выявили «неформальных лидеров» и начали активно работать с ними;
4. Обеспечили выплаты выходного пособия всем увольняемым;
5. Сохранение в базе данных по кадрам информации об увольняемых сотрудниках для возможного использования их услуг в дальнейшем.
В итоге были получены результаты:
1. Конфликт не привел к деструкции или серьезному ухудшению внутреннего климата в организации;
2. Соответствующие управленческие структуры организации получили необходимые знания и навыки для прогнозирования и возможного предотвращения подобных ситуаций в будущем;
3. Руководство организации осознало необходимость поддержания внутриорганизационных коммуникаций на уровне, соответствующем его положению в настоящий момент, и приобрело опыт поведения в конфликтных ситуациях;
4. Организация продолжает нормально развиваться в новых условиях.
На данный момент ООО «ТД «Пищевые технологии» использует следующие структурные способы управления конфликтами:
1. Четкое разъяснение требований к выполняемой работе. Использование данного метода позволяет разрешать конфликты, возникающие между сотрудниками и отделами из-за противоречий в выполняемых функциях и заданиях, и предполагает разъяснение ожидаемых результатов как от отдельного работника, так и группы в общем. При этом создаются соответствующие инструкции, системы полномочий и ответственности.
2. Интеграция и координация совместной работы. Суть этого метода заключается в создании иерархической системы полномочий для упорядоченного взаимодействия сотрудников. Таким образом, при возникновении каких-либо разногласий работники всегда могут обратиться к их общему начальнику, который примет решение.
3. Структурирование системы вознаграждений. Сотрудников, которые качественно и своевременно выполняют работу, привносят большой вклад в развитие предприятия, необходимо поощрять (благодарностью, премией и т.п.). Это способствует улучшению микроклимата организации.
4. Установление общеорганизационных комплексных целей – это метод, который способствует организации совместной деятельности работников или отделов, благодаря чему снижается уровень конфликтности в коллективе.
Таким образом, из проведенного анализа очевидно, что как будет преодолён конфликт на предприятии – зависит, прежде всего, от руководителя. Умение управлять конфликтами и разрешать их в организации – важнейший инструмент руководителя для стабилизации управленческой деятельности. Сотрудники компании стараются следовать некоторым условиям по предотвращению конфликтных ситуаций. В первую очередь, это создание условий, которые препятствуют возникновению и развитию конфликтных ситуаций.
Одним из важных условий в организации является забота о справедливости. Руководитель старается относиться справедливо по отношению к сотрудникам, не наказывает невиновных. Проблемы в коллективе решить проще, чем за его пределами, для предотвращения конфликтов используется принцип объективности и уступчивости.
Также используются способы для бесконфликтного взаимодействия руководителя и подчиненных и взаимодействия сотрудников с клиентами.