Файл: Рынок ценных бумаг (Теория и организация рынка ценных бумаг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На состояние современной экономики повлияли и продолжают влиять различные негативные факторы: последствия кризиса 2008-2009 гг. и затянувшийся выход из него, падение мировых цен на нефть, антироссийские санкции.

Сырьевая направленность экономики приводит к сильной зависимости госбюджета от внешнеэкономической конъюнктуры основных сырьевых товаров экспорта России. Доля добавленной стоимости в товарах сырьевой группы, составляющих основу российского экспорта, значительно меньше, чем в импортных товарах из развитых стран. Из этого следует, что попытки догнать высокоразвитые государства по уровню жизни, фактически бессмысленны без структурных преобразований.

Решение проблемы кроется в диверсификации российской экономики, что потребует колоссальных вложений, а, следовательно, сокращения госрасходов и обеспечения инвестиционной привлекательности, и должно способствовать притоку капитала в нашу страну. Важнейшим инструментом решения данных задач традиционно является рынок ценных бумаг.

Однако, на данном этапе развития рынок ценных бумаг России не готов работать во имя диверсификации из-за неразвитой инфраструктуры, а также ряда политических и экономических проблем.

Одними из основных проблем рынка ценных бумаг России являются несовершенство законодательства и частая смена нормативной базы, что
негативно влияет на деятельность компаний. Нередко финансовая компания строит долгосрочные планы, но принятие нового законопроекта может
привести к разрушению бизнеса. С другой стороны, рынку ценных бумаг зачастую не хватает дополнительных норм регулирования, которые могли бы
поставить его в один ряд с крупнейшими финансовыми площадками мира. Например, в области корпоративного управления кодекс, основанный
на передовой международной практике и включающий в себя жизненно важные для акционерного общества вопросы, носит лишь рекомендательный характер. В результате ему следует лишь ограниченное число российских компаний, включенных в котировальный список иностранных бирж. Положения, установленные Московской биржей, также исполняются лишь игроками, включенными в котировальные списки А-1 и А-2, и не распространяются
на большинство российских компаний.

Существенные недостатки имеются и в законодательстве, связанном с явлением инсайда. Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации»[30] - это первый российский законодательный акт, призванный регулировать одну из важнейших проблем современных финансовых и товарных рынков. Отсутствие в законодательстве самого понятия «инсайд», а также механизмов, предотвращающих неправомерное использование закрытой информации, до сих пор давало возможность для различного рода манипуляций, а точнее говоря, мошеннических действий, что наносило ущерб как добросовестным трейдерам, так и репутации российской биржевой системы в целом.


Прозрачность российских публичных компаний также оставляет желать лучшего. И хотя в целом за последние годы показатели улучшаются, эти изменения происходят на фоне роста числа компаний, проводящих IPO на международных площадках, и не связаны с изменениями в регуляторной среде рынка ценных бумаг России. Таким образом, значительная часть российской экономики, не будучи вовлеченной в международные финансовые операции, остается относительно непрозрачной.

Еще одной проблемой рынка ценных бумаг России является высокая степень концентрации собственности, в том числе в руках государственных организаций. В России акции большинства компаний низколиквидны. Анализ структуры собственности в наиболее ликвидных компаниях показывает, что в половине из них собственность сконцентрирована в руках крупных акционеров, а еще у четверти находится один или несколько блокирующих акционеров. Вполне понятно, что доля акций, находящихся в свободном обращении, даже в крупных компаниях редко превышает 10-15%, и это делает акции непривлекательными для частных инвесторов.

Несмотря на все заявления Правительства, участие государства в капитале публичных компаний существенно и продолжает увеличиваться. До сих пор государственные органы жестко контролируют целый ряд областей финансового рынка, что не позволяет создать свободу конкуренции и порождает дополнительные риски. Прежде всего, такие риски связаны с конфликтами интересов крупных акционеров, которые могут использовать свое влияние в целях, отличных от интересов компании. Этот конфликт особенно явно выражен в компаниях контролируемых государством, которые часто вынуждены следовать стратегическим и социальным целям государства, как правило, посредством участия в коммерчески неоправданных операциях и, таким образом, несут квазифискальную нагрузку сверх обязательств, предусмотренных законодательством и регуляторными нормами.

Еще одним «узким местом» российского рынка ценных бумаг является
проблема ликвидности. Отсутствие всеобщей культуры инвестирования в нашей стране делает рынок неликвидным, следовательно, расширяет пропасть между риском и доходностью по ценным бумагам. На настоящее время всего три компании, то есть менее 1% от общего числа участников рынка, создают более 50% оборота всего рынка в целом, что указывает на низкую ликвидность абсолютного большинства акций российских компаний.

В целях повышения ликвидности рынка ценных бумаг в 2014 г. была запущена программа ранжирования маркетмейкеров. Она стартовала на срочном рынке Московской биржи и направлена на увеличение ликвидности инструментов путем создания конкурентной среды маркетмейкеров и стимулирования их к качественному выполнению своих обязательств. Программа проводится поэтапно с ежемесячным подведением итогов и выплатой денежного вознаграждения. Ежедневно каждый маркетмейкер оценивается по критериям качества, которые влияют на его положение в рейтинге и вознаграждение по результатам месяца. При расчетах результатов учитываются сделки с инструментами, которые определяются настоящей Программой, и обязательства, по которым они выполняются согласно условиям действующих договоров об оказании услуг маркетмейкера. Каждый торговый день каждому участнику Программы высылается письмо с информацией о его рейтинге. Рейтинг с указанием мест участников Программы, получивших максимальный результат, публикуется на сайте Московской биржи с ежемесячным обновлением. Говорить о результатах данной программы пока рано, но уже очевидно, что ее действенность можно будет увидеть лишь на российских «голубых фишках», так как большинство маркетмейкеров опасаются, что убытки, которые они могут понести при торговле неликвидными акциями и производными, могут в разы превысить размеры их вознаграждений. Создавать же естественную среду, при которой маркет-мейкеров привлекали бы биржевые льготы, как это происходит на крупнейших финансовых площадках, а не прямые выплаты со стороны биржи, в России пока не удаётся.


Логичным следствием неликвидности и высокой волатильности рынка ценных бумаг России является отток капитала из страны. Многие предприниматели предпочитают хранить собственные сбережения в зарубежных банках, которые могут дать более высокие гарантии сохранности вкладов, избегая экспроприации, высокого налогообложения, а также потерь от инфляции. По данным ЦБ России, представленным на рис. 9, в 2014 г. отток капитала составил 151,5 млрд долл. США[31]. При этом самый большой отток произошел осенью 2014 г., когда для России фактически закрылись рынки внешних заимствований и были введены новые санкции.

Рисунок 12 - Чистый ввоз (вывоз) капитала, млрд. долл. США

Выделив основные тенденции и проблемы российского рынка ценных бумаг, определим необходимые направления его развития.

Во-первых, в настоящее время не теряют своей значимости и важности проблемы определения и выбора направлений для развития институтов инфраструктуры рынка ценных бумаг, связанные со снижением рисков и величины издержек инвесторов, с повышением качества услуг клирингового, депозитного и расчетного характера. На необходимость рассмотрения и решения данной совокупности проблем влияет и то немаловажное обстоятельство, что на фоне современного состояния инфраструктуры рынка ценных бумаг существует ситуация, в которой при оценке инвестором рисков вложения в определенную ценную бумагу доминирующим выступает риск не самого этого финансового инструмента, а инфраструктуры, обслуживающей его обращение.

Современная инфраструктура рынка ценных бумаг является крайне неоднородной по используемым стандартам и программному обеспечению. Частично это обусловлено отсутствием жесткого контроля регулирующих органов в ходе формирования инфраструктуры рынка ценных бумаг. В итоге практически все организации пользуются собственными стандартами документов и программного обеспечения. Поэтому замедляется работа всей инфраструктуры, она становится более дорогой, менее привлекательной.

В последнее время предпринимались меры, направленные на повышение эффективности инфраструктуры. Первые шаги состояли в принятии законов о центральном депозитарии и клиринге, позволяющих создать единое депозитарно-клиринговое пространство в РФ. Центральный депозитарий представляет собой организацию, в компетенции которой – централизованный на уровне государства учет прав по ценным бумагам и операций с ними, а еще хранение сертификатов ценных бумаг. Благодаря созданию центрального номинального держателя происходит ускорение операций с ценными бумагами, поскольку предполагает использование единых стандартов и программного обеспечения. Вся институциональная система становится более прозрачной.


Следующий шаг должен состоять в устранении существующих различий по стандартам, используемым рядом организаций. Для этого необходимо ввести общепринятые стандарты учета акций, электронного документооборота и отчетности. В особом внимании нуждается создание консолидированного электронного документооборота. Все стандарты следует разработать, исходя из мнения участников рынка. Ввод стандартов приведет к снижению инфраструктурных издержек, что в свою очередь сделает рынок более эффективным и привлекательным для инвесторов.

Среди нововведений, которые повлекут за собой снижение издержек инфраструктуры, может выступить изменение процедуры составления списка акционеров, которые будут участвовать в управлении компанией. На сегодня составлением реестра должен заниматься эмитент. С этой целью он должен запросить списки у регистратора, регистратор – обратиться за раскрытием к расчетному депозитарию, расчетный депозитарий – запросить раскрытие у номинальных держателей и так далее, по цепочке. Очевидно, что процедура составления является сложной, многоэтапной и потому довольно затратной. Большинство в таком списке – мелкие инвесторы, не участвующие в управлении. Вероятно, необходимо изменение или упразднение процедуры составления реестра. К вариантам замены относится процедура, предполагающая, что эмитент не составляет реестр, а сам акционер, желающий участвовать в собрании, обращается в депозитарий за подтверждением голосов и бюллетенями. В такой ситуации, в принципе, исключаются затраты на неиспользуемую информацию, что ведет к сокращению издержек инфраструктуры.

Для дальнейшего совершенствования инфраструктуры рынка ценных бумаг необходимо разрабатывать и совершенствовать законодательную базу клиринговых систем, устранять различия в стандартах, используемых организациями, сокращать трансакционные издержки путем реформирования регистраторской деятельности.

Во-вторых, необходимо решить проблемы в законодательном обеспечении рынка ценных бумаг.

Путем замены некоторых регуляторов, которые отвечают за разные рынки, ряд аспектов регулирования можно в значительной степени упростить, к примеру, речь идет о лицензионных требованиях, предъявляемых к соискателям. Лицензия представляет собой допуск к ведению профессиональной деятельности в пределах рынка. Благодаря процедуре лицензирования можно определить, готовы ли организации к выходу на рынок. Данной процедуре необходима жесткость ради предотвращения появления на рынке недобросовестных участников. Перечень требований, которые предъявляют к соискателю, в последние годы был заметно сокращен. Данные изменения могут вызвать некоторые негативные факторы, связанные с проникновение недобросовестных участников на РЦБ, из-за чего есть риск подорвать доверие инвесторов.


В-третьих, к важнейшим направлениям развития рынка ценных бумаг в России относится преодоление недоверия к нему со стороны инвесторов, включая физических лиц. В то время как для развитых стран характерно, что большей частью инвесторов являются физические лица, которые действуют через разнообразные фонды, банки или брокерские фирмы, в России данная категория инвесторов включает несколько десятков тысяч людей. Очень важно работать над повышением финансовой грамотности населения.

В-четвертых, необходимо создать унифицированную систему показателей для оценки рынка ценных бумаг, ввести компетентную рейтинговую оценку компаний-эмитентов и развивать специализированные издания, освещающие те или иные отрасли в виде объектов для инвестиций. Решения инвесторов касательно инвестирования в различные инструменты в основном зависят от рейтингов. Присвоение рейтингов – платная процедура. То есть деятельность рейтинговых агентств, по существу, относится к коммерческой деятельности. Посредством ввода санкций для рейтинговых агентств за предоставление некачественной и недостоверной информации о положении финансового института, эмитента можно добиться повышения качества получаемой инвесторами информации, формирования позитивного имиджа для отечественного финансового рынка.

Как меру защиты прав и интересов инвесторов и предоставления достоверной информации на рынке ценных бумаг можно рассматривать создание так называемых ярлыков или информационных знаков, финансовым организациям непременно следует их размещать на рекламе тех финансовых продуктов, которые представляют повышенный риск для инвесторов.

В-пятых, важное направление развития рынка ценных бумаг в РФ – увеличение обращающихся инструментов. Для этого нужно увеличивать кредитные операции под залог государственных и корпоративных ценных бумаг, развивать биржевую торговлю инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов. Положительным эффектом в развитии рынка ценных бумаг станет ввод дифференцированных требований к размеру и структуре собственного имущества финансовых институтов, зависимый от периодов экономического цикла: в период подъема – повышение, в период спада – снижение.

В-шестых, необходимо усилить меры борьбы с инсайдерской деятельностью на рынке ценных бумаг.

Операции с ценными бумагами на основе инсайдерской информации обычно связаны с покупкой или продажей ценных бумаг в нарушение обязательств, возлагаемых на доверенное лицо, или иных доверительных отношений с применением значимой внутренней информации о ценных бумагах. Правонарушения по инсайдерской информации могут также касаться передачи данной информации, торговли ценными бумагами лицами, которые получили такую информацию, а также торговли ценными бумагами лицами, которые незаконно завладели данной информацией.