Файл: Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии (Теоретические основы формирования кадровой службы и ее роли в реализации кадровой стратегии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Теоретические основы формирования кадровой службы и ее роли в реализации кадровой стратегии

1.1 Роль кадровой службы на предприятии

1.2.Кадровая стратегия предприятия

1.3 Эффективность системы и стратегии управления персоналом

2.Анализ эффективности реализации кадровой стратегии на предприятии АО «КАУСТИК»

2.1 Общая организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия

2.3 Анализ кадровой стратегии на предприятии

3.Разработка мероприятий направленных на повышение эффективности работы кадровой службы в реализации кадровой стратегии на предприятии АО «КАУСТИК»

3.1 Рекомендации по совершенствованию отдельных составляющих стратегии управления персоналом на предприятии

3.2 Оценка эффективности рекомендаций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

11. Подготовка материалов для квалификационной и аттестационной комиссий и комиссии по трудоустройству высвобождаемых работников.

12. Организация работы по созданию резерва кадров для выдвижения на руководящие должности.

13. Контроль за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях предприятия и соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка, подготовка проектов приказов о наказании работников, допустивших нарушения.

14. Изучение, анализ движения, текучести кадров, прогулов и других нарушений трудовой дисциплины, разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, воспитанию и закреплению кадров.

15. Изучение передового опыта работы с кадрами, разработка и осуществление мероприятий по совершенствованию форм и методов работы с кадрами, обеспечение гласности работы с кадрами.

16. Составление и представление отчетности по учету личного состава и работы с кадрами по установленным формам.

17. Подготовка материалов для представления работников предприятия к поощрениям и наградам.

18. Рассмотрение жалоб и заявлений работников по вопросам нарушения трудового законодательства руководителями структурных подразделений, принятие мер к урегулированию споров.

19. Контроль за исполнением руководителями структурных подразделений трудового законодательства, локальных нормативных актов предприятия по вопросам кадровой политики, обеспечения правильности использования работников согласно штатным расписаниям.

20. Обеспечение предоставления социальных гарантий работникам, предусмотренных трудовым законодательством и локальными актами предприятия.

21.Сохранение конфиденциальности сведений, содержащихся в личных учетных документах работников предприятия и других документах отдела кадров.

Для наиболее полного исследования механизмов управления персоналом АО «КАУСТИК» представляется необходимым изучить данные аспекты деятельности.

Для укомплектования предприятия необходимыми кадрами рабочих, руководителей, специалистов и других служащих, а также рабочего персонала в соответствии с утвержденным планом по труду и штатным расписанием, отделом кадров организуются работы по текущему и перспективному планированию потребности предприятия в кадрах. Отдел кадров ведет прием и оформление работников на предприятие. Согласно заявкам цехов и отделов, а также приказам и распоряжениям руководства предприятия работники отдела кадров стараются наиболее целесообразно принимать рабочих, ИТР и служащих. Также на предприятии ведется ознакомление оформляющихся на работу с условиями труда и правилами внутреннего трудового распорядка.


Функции отдела кадров при приеме на работу сводятся к предварительной беседе с кандидатом и направление его на собеседование к руководителю подразделения, в которое намечен его прием. В этом прослеживается недоработка отдела кадров, т.к. основанием для приема на работу должно являться проведение оценки персонала с использованием различных методов (психологических тестов и методик, методом структурированного интервью и др.) с выдачей конкретных рекомендаций сотрудниками отдела кадров.

Набор кадров АО «КАУСТИК» ведет как из внешних, так и внутренних источников. Однако данная организация предпочитает проводить набор руководящего состава в основном внутри своей организации, так как продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к организации. Но здесь необходимо отметить, что работа с кадровым резервом налажена слабо и не систематизирована.

Сотрудники кадровой службы обеспечивают документальное оформление приема на постоянную, временную работу и работу по совместительству, согласно трудовому законодательству и действующим правилам, и инструкциям, ведут учет и работают с бланками, анкетами, трудовыми книжками и вкладышами к ним, а также с другой документацией, заполняемой при приеме на работу.

В отделе кадров ведется подготовка документов, необходимых для награждения работников Почетными грамотами, представления на награждение кадровиков предприятия, подсчет стажа и представление к награждению по итогам работы за год и за выслугу лет.

В АО «КАУСТИК» в системе управления персоналом имеется подразделение, непосредственно занимающееся обучением и развитием персонала организации - Учебный центр.

Учебный центр, входящий с организационную структуру предприятия, осуществляет организацию и проведение обучения руководителей всех уровней, специалистов и рабочих. Данное обучение включает в себя:

  • профессиональную подготовку;
  • переподготовку;
  • повышение квалификации;
  • предаттестационную подготовку по специальным правилам Ростехнадзора;
  • организацию и руководство практикой студентов высших учебных заведений, колледжей, техникумов и учащихся профессиональных училищ.

Учебный центр АО «КАУСТИК» имеет лицензию на право ведения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по 54 профессиям.

Оценка работника представляет собой процедуру, проводимую с целью выявления степени соответствия личных качеств работника, количественных и качественных результатов его деятельности определенным требованиям и производится на АО «КАУСТИК» после обучения персонала.


Аттестация как вид комплексной оценки персонала производится на предприятии один раз в три года. Цели и результаты аттестации работников служат основой для оценки уровня их соответствия требованиям рабочего места, определения перспектив продвижения и направлений развития работника как профессионала и личности, лучшего использования его потенциала.

Аттестация персонала направлена на изыскание резервов повышения производительности труда и заинтересованности сотрудника в результатах своего труда и организации, на наиболее оптимальное использование экономических стимулов и социальных гарантий, а также создание условий для более динамичного и всестороннего развития персонала.

Аттестация проводится во всех подразделениях завода. Перечень должностей, подлежащих аттестации, и сроки ее проведения устанавливаются Генеральным директором АО «КАУСТИК». Результаты аттестации используются для поощрения персонала, перевода на более высокую должность, увольнения и др. Поэтому по итогам аттестации издается приказ, которым утверждаются ее результаты, решения об изменениях в расстановке кадров, о должностных окладах, зачислении перспективных работников в резерв на повышение, поощряются положительно аттестованные работники и т.д.

В АО «КАУСТИК» используются механизмы комплексной мотивации, включающие как материальные, так и нематериальные составляющие:

  • премирование;
  • предоставление материальной помощи;
  • проведение производственных соревнований и профессиональных конкурсов;
  • объявление благодарности и награждение грамотой;
  • занесение на Доску почета, Аллею трудовой славы, в Книгу трудовой славы;
  • присвоение звания ветерана предприятия и т.д.

В Обществе используется материальное стимулирование работников, которое способствует росту удовлетворенности работой. Прежде всего, это – оплата труда, которая производится на основе часовых тарифных ставок по профессиям и установленных должностных окладов и премий.

В целях повышения эффективности и качества труда, оказывающее стимулирующее воздействие на достижение конечных результатов, обеспечивающих наибольший выпуск продукции на предприятии введено Положение о премировании, которое производится из фонда оплаты труда по результатам работы за месяц и выплачивается ежемесячно вместе с заработной платой за отчетный период.

Процедура адаптации персонала на предприятии действует не очень активно, не осуществляются целенаправленные мероприятия по адаптации. Действуют лишь такие, как беседа непосредственного руководителя вновь принятого сотрудника относительно его трудовых обязанностей, нормирования труда и отдыха. «Новичков» зачастую оставляют самостоятельно привыкать к новому рабочему месту, коллективу. Иногда на предприятии забывают, что каждый работник нуждается в дополнительной помощи для адаптации на новом рабочем месте, в новой профессии. Наставничество используется на заводе как один из процессов обучения и адаптации касается лишь косвенно.


Целенаправленная работа с кадровым резервом является на предприятии индикатором деятельности службы персонала. Но на данном предприятии необходимо отметить слабую работу с кадровым резервом, который формируется не всегда обоснованно. В настоящее время кадровой службой не разрабатываются индивидуальные программы развития для резервистов.

Таким образом, результаты анализа свидетельствует о том, что работа с персоналом в АО «КАУСТИК» организована достаточно эффективно. Однако есть ряд проблем:

  1. На предприятии присутствует проблема повышения доли выпуска бракованной продукции. Это объясняется несоответствием разрядности работ и разрядов рабочих.
  2. Процедура аттестации не всегда продумана и не всегда проводятся подготовительные мероприятия.
  3. Процедура адаптации персонала на предприятии действует не очень активно, не осуществляются целенаправленных мероприятий по адаптации. Наставничество используется на заводе как один из процессов обучения и адаптации касается лишь косвенно.
  4. На данном предприятии необходимо отметить слабую работу с кадровым резервом, который формируется не всегда обоснованно.
  5. Стимулирующие выплаты и социальные программы жестко определяются финансовыми возможностями предприятия и зачастую сокращаются в условиях неблагоприятной конъюнктуры.

Подведем аналитические итоги.

В качестве объекта исследования в работе выступило АО «КАУСТИК» - основополагающее предприятие индустриального парка «НИКОХИМ», являющегося членом Российской Ассоциации индустриальных парков. Предприятие занимает лидирующие позиции в России по производству каустической соды, хлора, синтетической соляной кислоты, хлорпарафинов и другой продукции. Перспективная сырьевая база, развитая инфраструктура, собственные научные разработки, высококвалифицированный персонал делают АО «КАУСТИК» уникальной компанией на российском и мировом рынках.

На предприятии выстроена достаточно функциональная система управления персоналом. Однако, специально утвержденного внутреннего документа, закрепляющего основные составляющие кадровой стратегии (Положение о кадровой политике, Положение о стратегии управления персоналом) на предприятии нет, что можно рассматривать в качестве недостатка работы с персоналом. Помимо этого, согласно годовой отчетности за 2016 год, на предприятии не соблюдается часть принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению Банком России:


  • отсутствует комитет Совета директоров по стратегическому планированию, определению критериев подбора кандидатов в руководящие органы и выработки политики в области вознаграждения;
  • отсутствует комитет Совета директоров по урегулированию корпоративных конфликтов;
  • отсутствует внутренний документ, определяющий правила раскрытия корпоративной информации (Положение об информационной политике).

На наш взгляд стратегия управления персоналом на предприятии имеет смешанный, слабоформализованный характер, и охватывает не все, а только отдельные ее составляющие, в которых тоже есть «узкие места»:

  • присутствует проблема повышения доли выпуска бракованной продукции, что объясняется несоответствием разрядности работ и разрядов рабочих;
  • процедура аттестации не всегда продумана и не всегда проводятся подготовительные мероприятия;
  • процедура адаптации персонала на предприятии действует не очень активно; наставничество используется на заводе как один из процессов обучения и адаптации касается лишь косвенно;
  • можно отметить слабую работу с кадровым резервом, который формируется не всегда обоснованно;
  • стимулирующие выплаты и социальные программы жестко определяются финансовыми возможностями предприятия и зачастую сокращаются в условиях неблагоприятной конъюнктуры.

3.Разработка мероприятий направленных на повышение эффективности работы кадровой службы в реализации кадровой стратегии на предприятии АО «КАУСТИК»

3.1 Рекомендации по совершенствованию отдельных составляющих стратегии управления персоналом на предприятии