Файл: Роль мотивации в поведении организации (Возникновение мотивации как научной дисциплины).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
Мотивы могут меняться с течением жизни и развитием карьеры человека как под влиянием внешних, объективных, факторов, так и в связи с развитием и изменением личности. Это означает, что диагностику мотивации необходимо периодически проводить заново и делать это регулярно. (Иванова, 2016)
Самым сильным мотиватором Герцберг считает достижение. Он утверждал, что людей не мотивирует неудача, их мотивирует достижение. На некоторых сотрудников даже небольшие достижения могут действовать как мотиваторы. Если достижение и признание - самые сильные мотиваторы на работе, то эффективным способом повышения производительности было бы предоставление больших возможностей для получения этих достижений, что позволило бы руководителю чаще выражать свою признательность и благодарность.
Руководитель должен в первую очередь провести анализ мотивационных факторов и потребностей сотрудников, а затем учесть их при разработке системы оплаты труда и мотивации.
С.Иванова в своей книге «50 советов по нематериальной мотивации» (С.Иванова, 2016) рассматривает следующее применение теории Герцберга на практике. Например, у торговых представителей есть служебные машины. Соответственно, периодически происходит их плановая замена на новые. Это можно делать всем сотрудникам одновременно, можно в случайном или алфавитном порядке, а можно привязать очередность замены автомобиля к факторам успешности, к тому, что наиболее важно стимулировать, например, выполнению плана продаж или соблюдению стандартов мерчандайзинга. Таким можно провести связь между гигиеническим фактором и мотивацией. Достаточно часто компании в качестве поощрения лучших сотрудников используют обед или ужин с руководителем. В этом случае гигиенический фактор тоже связывается с мотивациями. На практике теория Герцберга может быть применена следующим образом:
- первоочередная замена любой техники (машины, мобильного телефона, компьютера, спецодежды, оборудования для работы и т. д.);
- право первым выбрать время в графике отпусков (если нет возможности предоставить отпуск в удобное время всем сотрудникам);
- право выбора графика (в условиях плавающих выходных, при вариантах утренней и вечерней занятости, при возможности сдвигать время начала и окончания работы);
- право выбора территории для торговых представителей (актуально для крупных городов с большими расстояниями - при условии что территории равны по емкости рынка или статусу клиентов);
- право первым выбрать рабочее место при переезде или перемещениях в офисе;
- первоочередной ремонт офиса для лучшего отдела;
- снижение контроля, уменьшение отчетности (например, при определенном перевыполнении плана сотрудник получает право отчитываться по упрощенной форме, другой вариант - отчет ность только по результатам);
- порядок приоритетности очереди на машину, если ею пользуются несколько человек; переходящее удобное место парковки;
- предоставление отдельного мерчандайзера или ассистента за достигнутые успехи (этот метод практикуют многие компании - наиболее успешный по итогам месяца торговый представитель получает в подчинение мерчандайзера, что снимает с него рутинную часть работы);
- право поездки в престижную представительскую командировку (выставка, конференция, командировка за рубеж).
Большая часть этих решений не предполагает никаких дополнительных затрат, а другие — малобюджетны.
Система вознаграждения должна быть проста и понятна сотруднику, т.е. важно, чтобы можно было просчитать, сколько и какие усилия он должен приложить для достижения данного результата и какое вознаграждение за это получит. По теории ожиданий В. Врума[9], если усилия сотрудника будут соответствовать вознаграждению, такой человек будет мотивирован на выполнение данной задачи или на достижение результата. Если же сотрудник не может посчитать, какое вознаграждение получит, поскольку расчет вознаграждения слишком сложен, вряд ли он будет заинтересован прилагать максимум усилий для выполнения стоящих перед ним целей и задач. Скорее всего, такой сотрудник будетработать на среднем уровне своих возможностей.
По теории справедливости Дж.С.Адамса[10] вознаграждение должно быть справедливым, т.е. недопустима ситуация, когда новому сотруднику за выполнение тех же самых функций выплачивается большая заработная плата. За больший вклад или за большую ответственность и результативность должно выплачиваться и большее вознаграждение. Справедливость можно установить, если провести оценку должностей и рабочих мест и установить уровевень заработной платы в соответствтт с ценностью должности для компании: чем она выше, тем выше зарплата, а величина переменной части заработной платы зависит от результатов деятельности конкретного сотрудника.
Адамс выделил шесть возможных реакций человека на несправедливость.
- Сокращение собственных затрат энергии;
- Требования увеличить вознаграждение за свой труд;
- Изменение самооценки, понижение уверенности в себе;
- Попытка повлиять на организацию с целью изменить оплату или нагрузку других;
- Выбор другого человека для сравнения и спокойствие, если соотношение окажется не в его пользу;
- Увольнение или попытка перейти в другое подразделение или другую организацию.
Хороший руководитель должен не допустить возникновение реальной или мнимой несправедливости, а также, зная вышеперечисленные альтернативы поведения, попытаться устранить или хотя бы попытаться блокировать вредные для организации формы поведения, например увольнение сотрудника или снижение его усилий.
Л. Портер и Э. Лоулер[11] ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник, оценивая вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями, верит в то, что это вознаграждение будет пропорционально затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что каждый человек имеет собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда напрашивается вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться.
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский[12] и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы не рассматривались.
Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно.
Например, если в определенный момент времени человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем. Л.С.Выгодский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью.
По всему мнению, эта теория более прогрессивна, чем любая другая. Однако она не учитывает высшие проблемные потребности человека.
Исходя из системного представления человеческой деятельности, можно утверждать, что человек принимает решения на уровне регулирования, адаптации и самоорганизации. Соответвественно и потребности должны быть реализованы на каждом из указанных уровней одновременно. Можно утверждать, что низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются параллельно и совокупно и управляются поведением человека на всех уровнях его организации, т. е. существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование.
Большинство популярных методов мотивации основано на принципах одной из этих теорий. Это означает, что выбор конкретного метода мотивации должна, в первую очередь, определять общая стратегия управления персоналом, которой следовала или желает следовать фирма.
Глава 2. Методы и способы мотивирования персонала
В последнее время наблюдается активный рост интереса к проблемам мотивации персонала. Это обусловлено тем, что хороших кадров на рынке становится все меньше, а требования к квалифицированному работнику постоянно ужесточаются. Ценятся не просто специалисты, а те, кто умеет выходить за рамки своих компетенций, легко обучаются новым. Мотивировать должен не только руководитель, но и сама среда – корпоративная или профессиональная.
Руководителям предприятий сегодня приходится решать множество вопросов, в том числе и таких: как достичь стратегических целей, как привлечь и удержать ценных для компании сотрудников и повысить их результативность.
Один из основных путей решения этих проблем – построение эффективной системы мотивации и оплаты труда.
В настоящий момент многие российские компании совершенствуют систему компенсации, разрабатывая справедливую систему вознаграждения, стимулирующую сотрудников на выполнение целей организации.
На предприятиидолжна быть разработана понятная и прозрачная система оплаты труда. Это позволит повысить мотивацию сотрудников, снизить субъективизм, ограничить хаос и непредсказуемость в системе выплат. Но в тоже время руководители компаний всегдадолжны помнить о важности индивидуального подхода, особенно к талантливымсотрудникам.
Один из критериев эффективности системы мотивации – ее воздействие на достижение стратегической цели предприятия.То есть сначала нужно определиться с целями, стратегией компании, а уже потомвыстроить систему мотивации таким образом, чтобы сотрудники достигали результатов, которые будут способствовать выполнению целей предприятия. Кроме того, при разработке системы мотивации, а тем более системы управленияпо целям нужно провести декомпозициюцелей, т. е. исходя из стратегических целейпредприятия установить цели перед подразделениями, отделами, сотрудниками.
Д. Нортон и Р.Каплан[13] утверждали, что когда работник поймет, что его поощрение зависит от достижения стратегических целей, тогда стратегия станет поистине повседневной работой каждого.
Большинство авторов теории мотивации приходят к выводу, что мотивирующие факторы, потребности и ожидания существуют параллельно. Они не вступают в противоречие, а взаимно дополняют друг друга, причем для каждого идивидуума существует уникальное сочетание факторов мотивации и потребностей. Поэтому важно проанализировать мотивационны факторы и потребности персонала.
Можно выделить следующие мотивационные факторы руководителей российских компаний:
- самореализация;
- признание;
- деньги;
- возможность развития и повышения уровня профессионализма;
- интересная работа;
- прозрачность перспектив;
- работа в сильной управленческой команде;
- устойчивость компании;
- бренд работодателя.
Умение управлять - это, прежде всего, умение взаимодействовать и мотивировать людей на достижение наилучших результатов. Однако далеко не все российские компании уделяют этому достаточно внимания. (Е.Ветлужских, 2016)
Исследование компании Hays выявило, что сильнее всего мотивирует на работе, помимо материальной компенсации. 61% опрошенных ответили, что им важна возможность чему-то научиться и развить новые навыки, 57% важна интересная, разноплановая и требующая полной отдачи работа, а 48% ценят свободу действий.
До 63% хотят работать самостоятельно без контроля со стороны. Второе место по популярности среди факторов баланса работа/жизнь занял гибкий график (до 45% опрошенных в зависимости от сферы). Большое значение также имеет желание сотрудников работать на пределе своих возможностей, даже если они перерабатывают, так ответили около 25% респондентов. (Hays)
Кроме того, были определены следующие факторы мотивации сотрудников:
- Руководство компании проявляет интерес к благополучию сотрудников.
- У сотрудников есть возможность совершенствовать свои профессиональныеспособности.
- Руководство компании подает примерв плане ценностей компании.
- В компании существует свобода впринятии решений, достаточная для того,чтобы добиваться хороших рабочих результатов.
- Сотрудников привлекает репутациякомпании как работодателя.
- Спектр задач, решаемых компанией,обеспечивает постоянную активность сотрудников.
- Сотрудник участвует в командной работе в составе своей рабочей группы.
- Сотрудников привлекает высокий уровень клиентоориентированности.
- Сотрудников удовлетворяет общаярабочая атмосфера в компании.
- Сотрудников устраивает приемлемый уровень их личной зарплаты.