Файл: Роль мотивации в поведении организации (Возникновение мотивации как научной дисциплины).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
Расширенный соцпакет
Медицинская страховка, абонемент в фитнес-клуб, корпоративные вечеринки - привычный набор корпоративного соцпакета. Компания «Эвалар»[25] пошла дальше и открыла для своих сотрудников частный детский сад. Лариса Прокопьева, генеральный директор компании «Эвалар» отмечает, что сократилась текучка, по оценкам HR, с 13,4% до открытия сада до 7,1% в 2014 году. Это здорово сокращает потенциальные затраты на обучение и подготовку персонала. Организация стала более привлекательной для соискателей - многие соглашаются на переезд, когда узнают, что дети смогут бесплатно посещать хороший садик. (Л.Прокопьева, 2015)
Другие фирмы заботятся больше о здоровье своих подчинённых. Социальный пакет компании «Крок»[26] делает ставку на спорт. Кроме традиционных занятий в фитнес-клубе, компания оплачивает половину стоимости сезонного абонемента любителям лыж и сноуборда, а год назад по инициативе сотрудников-сёрфингистов и яхстменов компания приобрела абонемент в речной клуб. Дело пошло так хорошо, что несколько человек получили сертификаты шкипера международного образца. Компания даже преобрела собственную яхту.
«Обнаружив такой интерес к морскому делу, мы поняли, что это отличный инструмент мотивации. Мы даже сформировали собственную профессиональную команду, которая регулярно тренируется и недавно приняла участие в гонках»,- говорит заместитель генерального директора по работе с персоналом компании «Крок» Марина Козырицкая. (В.Якуба, 2014)
В рекламно-коммуникационной группе BBDO сотрудники занимаются йогой и бегом, изучают разные дисциплины, посещают развлекательные мероприятия. Многие занятия начинаются ещё до окончания рабочего дня. «Хочешь попасть на йогу - работай лучше, закончи раньше» - под таким девизом трудятся некоторые работники. Подобный метод положительно влияет на работу всех отделов и производительность. В 2014 году выручка BBDO выросла на 40% - повышение эф-фективности сотрудников сыграло в этом свою роль.
«В 2000 году мы выделяли сотрудникам, работающим в ночную смену, дополнительную компенсацию на проезд на такси. Этот инструмент не сработал, потому что сотрудники могли использовать компенсацию не по назначению, и чёткой ассоциации с заботой компании о сотруднике не прозвучало», - вспоминает директор по взаимодействию с функциями и регионами «Вымпелкома» Екатерина Смолева. В результате компенсацию заменили заказом такси - сейчас компания самостоятельно заказывает машины для 200 человек, работающих в ночь в центре поддержки клиентов «Билайна», и оплачивает расходы. (В.Чарочкина, 2015)
Изменение графика работы
В головном офисе сети детских центров раннего развития «Бэби-клуб» год назад ввели четырёх-дневную рабочую неделю. При этом зарплаты всех сорока сотрудников остались на прежнем уровне.
«В какой-то момент я задумался о том, как мои сотрудники проводят выходные, и понял, что половину субботы они отсыпаются после напряжённой недели, потом пытаются делать какие-то отложенные на неделю домашние и личные дела, а на следующий день после обеда уже понимают, что завтра - понедельник», - рассказывает основатель компании Юрий Белонощенко.
Он подсчитал, что сделав пятницу выходным днём, можно увеличить количество выходных дней на 50%, а сократить количество рабочих - всего на 20%. «По моей гипотезе, это должно было пре-вратить уик-энд в своеобразный мини-отпуск, - продолжает Белонощенко. - Пока весь город ра-ботает в пятницу, мы можем заниматься собой, а в понедельник, отлично отдохнув, вернуться на работу и ударно компенсировать 20% рабочего времени».
Несмотря на новый график, некоторые сотрудники всё-таки иногда выходят работать в пятницу, но это не поощряется. «У нас деятельность интеллектуальная, а чтобы интеллектуальная деятельность была эффективной, человек должен находиться на определённом уровне энергии, расслаб-ленности. За год мы все явно стали счастливее, а это не может не сказываться на качестве работы», - уверен предприниматель.
За год работы в новом режиме компания заключила 53 новых франчайзинговых контракта, увеличила количество клиентов на 5 000 человек и открыла свои первые бэби-клубы за рубежом - в Дубае. (В.Костромин, 2015)
«Я внимательно слежу за последними тенденциями в менеджменте, поэтому в ближайшее время хочу ввести относительно свободный рабочий день», - делится своими планами на ноябрь основатель креативного агентства Players Константин Волгапов. Он с этого месяца разрешил своим со-трудникам выбрать один день в неделю, чтобы работать из дома. Это, по его мнению, должно по-высить мотивацию, лояльность, самоотдачу и инициативность сотрудников.
«Мы хотим создать в нашей компании крутую атмосферу. И это скажется на эффективности, - рассуждает Волгапов. - У нас такая сфера, в которой ты можешь делать ровно столько, сколько надо, а можешь делать значительно больше. И если работа становится частью жизни, ты зачастую начинаешь что-то делать просто потому, что тебе это нравится». Предприниматель рассказывает, что его сотрудники очень обрадовались нововведению.
В некоммерческом партнёрстве «Е.В.А» уже почти год по пятницам работают из дома. Это позволяет меньше времени тратить на дорогу и больше на саму работу, признаётся специалист по мониторингу и оценке компании Ирина Евдокимова. Если в обычный день ей приходится больше часа добираться до офиса, то в пятницу она садится за работу сразу после завтрака, а значит, и освобождается раньше. «Кроме того, на пятницу я откладываю такие задачи, которые проще сделать в одиночестве. У нас опенспэйс, и мне бывает сложно сосредоточиться», - добавляет Евдокимова. (В.Костромин, 2015)
Ненормированными рабочими неделями славится и сфера консалтинга. Но в последнее время некоторые международные консалтинговые компании предлагают своим сотрудникам сокращённый график работы. Например, работать меньше пяти дней в неделю можно в офисах The Вoston Consulting Group (BCG)[27] по всему миру, включая Россию.
«У нас существует две модели гибких рабочих схем. Первая модель называется “80” - выбравший её сотрудник работает четыре дня в неделю и получает 80% своего оклада, - рассказывает директор BCG Екатерина Сычёва. - Вторая модель - “50”- означает три рабочих дня в неделю и 60% оклада, но она доступна только более опытным сотрудникам, занимающим должность консультанта и выше, потому что требует особой ответственности».
Сама Екатерина Сычёва за четыре года успела опробовать обе схемы. «В российском офисе по таким схемам работают, в основном, родители с маленькими детьми, чаще всего - мамы. Меня регулярно спрашивают, не жалею ли я о потери 20% компенсации, но я никогда об этом не жалела. Для меня такой график представляет намного больше нематериальных выгод», - поясняет она. (В.Якуба, 2014)
Швейцарская IT-компаний Open Systems сняла офис в Австралии и начала отправлять своих специалистов в полугодовые командировки в Сидней, чтобы служба поддержки работала круглосуточно, но все сотрудники работали только днём. В России 9 часовых поясов, поэтому за пределы страны можно не выбираться. Московским компаниям стоит поискать сотрудников из Владивостока, Магадана, Сахалина и других дальних городов.
«Нам хватило двух недель, чтобы понять главное: если консультанты работают в ночь, они считают это нереальным подвигом. Они допускали очень много ошибок, но считали, что им всё простят», - вспоминает основатель правового сервиса 48Prav.ru Александр Трифонов. Он нанял людей из Екатеринбурга и Владивостока и решил проблему с ночными сменами. Ночью сервису достаточно трёх онлайн-консультантов, поэтому на аренду офиса можно не тратиться - сотрудники работают из дома.
По закону ночные сотрудники могут рассчитывать на доплату в 20%, но многие компании предпочитают быть чуть более щедрыми, повышая эту ставку до 30–40%. Это помогает привлекать не только новых сотрудников, но и мотивировать уже нанятых выходить в ночные смены. «Часто возникают ситуации, когда необходимо вывести дополнительный персонал в ночную смену, а это не всегда просто. Многие не готовы выходить даже за надбавку, предусмотренную ТК РФ», - объясняет территориальный менеджер международного кадрового агентства Kelly Services Кирилл Ерохин. (В.Чарочкина, 2015)
Мотивация в игровой форме
В американской компании Zappos[28] у каждого сотрудника есть 50 виртуальных долларов, которые он имеет право один раз в месяц отдать любому коллеге. Если человек решил никого не поощрять, то они сгорают. В конце года каждый сотрудник получает подаренную коллегами сумму - уже в настоящих долларах. В компании Deloitte важной частью ежегодной оценки также является обратная связь от коллег. В зависимости от уровня оценки (учитывается также достижение целей и повышение компетентности) сотрудник может получить премию.
Минус этого метода - премия продавца зависит не только от реальных показате-лей его деятельности, а от отношений между коллегами. Поэтому сотрудник с самыми высокими показателями продаж может оказаться не у дел, если в коллективе к нему относятся холодно.
В Kelly Services[29] действует программа «Лучший работник», где сотрудникам начисляются баллы за разные полезные действия – за ночную смену и экстренный выход на работу награда самая высокая. (А.Холявко, 2015)
Многие компании позволяют своим сотрудникам отдыхать и во время смены, увеличивая количество перерывов или не настаивая на постоянной работе. «Мы не возражаем, если в ночную смену сотрудники играют в игру, установленную на корпоративном сервере, при условии что все заявки закрыты и обращений от клиента нет», - объясняет гендиректор компании - разработчика мобильных приложений «Грувител» Денис Царёв. (В.Чарочкина, 2015)
Мотивация в цифрах
Алексей Гисак и Антон Красулин, основатель и исполнительный директор сети лапшичных «Воккер» считают, что мотивация будет эффективной, когда мотивационная доля в структуре дохода сотрудника составляет не меньше 30% дохода. Идеальное соотношение 60/40, где 60 - фикс, а 40 - мотивация. Цели, на которых построена система мотивации, должны быть сложными, но реальными и достижимыми. Сотрудник должен верить в то, что это достижимо. Также сотрудники должны быть обучены тому, как прийти к поставленной цели, они должны владеть методами работы для ее достижения. Ресурсы для достижения целей должен предоставить работодатель. (А.Гисак, 2015)
Как показывает опыт Святослава Бирюлина, директора компании Sapiens Consulting[30], доля мотивации на результат не должна превышать 50%. Кроме тог , стоит использовать не только помесячную, но и квартальную мотивацию. При этом платить два раза за одно и то же нельзя, квартальные и месячные бонусы платятся за разные показатели. Например, в месяц - за новых клиентов, в квартал - за выполнение плана по ширине ассортимента. Некоторые показатели можно склеивать в один. Например, выполнение плана по марже и приходу денежных средств. Если, к примеру, план по марже выполнен на 90% (то есть на 0,9), а по ПДС - на 95% (то есть на 0,95), то суммарный бонус можно считать по формуле 0,9 × 0,95 = 0,855 от базового бонуса. (С.Бирюлин, 2015)
Оператор «Ростелеком» планирует наделять акциями не только топ-менеджеров, но и рядовых сотрудников в рамках программы долгосрочной мотивации, пишет «Коммерсантъ». Программа подразумевает значительную скидку на акции компании для рядовых сотрудников, которые получат премии в течение 2017 года и по его итогам.
Согласно концепции, разработанной специалистами компании EY, в конце 2018 года «Ростелеком» предложит участникам программы по 20–25% имеющихся у них пакетов акций со скидкой 20–25% от рыночной цены. При этом менеджеры среднего звена могут получить дополнительно ещё 14% от имеющихся у них пакетов акций, а управленцы старшего звена и топ-менеджеры в конце 2020 года - на каждую имеющуюся акцию ещё четыре дополнительные.
Реализация программы долгосрочной мотивации сотрудников будет разделена на три этапа, на которые в сумме потребуются от 2,99% до 6,25% всех акций «Ростелекома» на сумму 7–16 млрд рублей. (Ростелеком, 2016)
Успешные компании - это компании, создающие среду, в которой люди чувствуют себя необыкновенными. Понимание роли самооценки в поведении человека - отправная точка эффективности в руководстве и мотивации. (Б.Трейси, 2014) Ключ к мотивации в том, чтобы люди были в восторге от самих себя. Один из способов вызвать это чувство - сделать так, чтобы они ощущали себя победителями. Любой человек хочет наслаждаться победой, чувствовать себя компетентным, успешным и уважаемым, быть полезными - знать, что происходит, управлять событиями, достигать желаемых результатов. Иметь возможность взаимодействовать с миром, который нас окружает, понимать его цели и управлять им, чтобы достичь своих целей. (Х.Г.Хэлворсон, 2014) Одно из великих правил трудовой деятельности гласит: выполнение задания - это источник энергии, энтузиазма и высокой самооценки. (Б.Трейси, 2014)