Файл: Управление инновационной деятельностью организации индустрии гостеприимства.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 309
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ В СИСТЕМЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
1.1 Понятие управление инновациями
1.3 Внедрение инновационных технологий в средствах размещения
2.1 Общая характеристика применения экологических инноваций в гостиницах Санкт-Петербурга
2.2 Анализ управления инновационной программой «Зеленый ключ»
2.3 Оценка управления внедрением инновационной технологии «Листок жизни» в «Гранд Отель Европа»
Таблица 1 - Отели — участники программы «Зеленый ключ» в Санкт-Петербурге
Сеть отелей |
Гостиница |
Описание экоинновации |
Park INN by Radisson |
Park INN Прибалтийская |
Экологический менеджмент. |
Park INN Пулковская |
Участие в программе сотрудников гостиницы. Информирование гостей. Технические критерии (водопотребление, уборка и мытье помещений, удаление отходов, энергопотребление, питание, окружающая среда, зеленые зоны)[16] |
|
Park INN Невский |
||
Radisson |
Radisson Sonya |
|
Radisson Royal Hotel |
||
Cronwell Hotels&Resorts |
«Кронвелл Инн Стремянная» |
Экономичное водо- и энергопотребление. Использование экологически безопасных средств для уборки и мойки номеров. Применение систем контроля и мониторинга кондиционирования, отопления, освещения, энергопотребления и водоснабжения номеров. Теплоизоляция номеров и стен здания, систем водоснабжения. Мониторинг работы холодильных установок, систем вентиляции, насосов и вытяжек. Использование на 80 % продуктов местного производства. Выделение номеров для некурящих гостей. Контроль за уровнем шума в залах и номерах. Использование полотенец и бумаги, произведенных с применением технологии бесхлорной отбелки. Смена белья и полотенец по просьбе гостей[17] |
«Пушка Инн» |
В отделке номеров использованы экологические материалы: на полу натуральное пробковое покрытие. Экономное водопотребление, уборка и мытье помещений с добавлением моющих средств, экономное энергопотребление, зеленые зоны |
|
«Пилау» |
Выполняет требования по качеству очистки воды, расходу электроэнергии, утилизации отходов, использованию безопасных для природы предметов личной гигиены и моющих средств[18] |
|
«Немецкий клуб» |
Экономичное энерго- и водопотребление. Использование экологически безопасных средств для уборки и мойки номеров. Применение систем контроля энергопотребления, водоснабжения, освещения. Использование на 90 %% продуктов питания местного производства. Выделение номеров для некурящих гостей. Использование полотенец и бумаги, произведенных с применением технологии бесхлорной отбелки. Смена полотенец по просьбе гостей[19] |
|
«Клаб Маринн» |
Экономное энерго- и водопотребление. Смена белья и полотенец по просьбе гостей |
|
«Невский Форум» |
Напольное покрытие всех номеров из пробки. Пол и лестница в гостиничном лобби — из натурального камня. Везде — энергосберегающие лампы. Поддержка международных стандартов систем экономии воды и электроэнергии [23] |
В течение года после получения экосертификата гостиницы проводят мониторинг расходов, экологичности менеджмента, участия сотрудников в реализации программы, наглядной информации для гостей и прочих мероприятий, чтобы выявить уровень экономии ресурсов и оптимизации расходов, а также пути превращения этих показателей в инструменты конкурентной борьбы и то, насколько объекты гостеприимства, которые поддерживают экологически безопасные методы управления, остаются в приоритете[20].
Экоотели Санкт-Петербурга сертифицируют не только по программе «Зеленый ключ». В мае 2016 г. в рамках получения экомаркировки «Листок жизни» гостиница «Коринтия Санкт-Петербург» провела ряд мероприятий, направленных на внедрение экологических инноваций (табл. 2.2).
Таблица 2 - Экоинновации в отеле «Коринтия Санкт-Петербург»
Описание экоинновации |
Область применения |
Цель внедрения |
Гостям предлагаются гигиенические ванные принадлежности в упаковке из биоразлагаемого пластика |
Удобства в отеле |
Минимизация отходов |
В фитнес-центре картонные стаканы вместо пластиковых |
Закупка экологичного сырья и материалов |
|
Рестораны и кафе имеют зоны, свободные от курения; более половины номеров — для некурящих постояльцев |
Питание |
Создание комфортных рекреационных условий |
Любой из номеров может быть оборудован для людей, страдающих аллергией |
Удобства в отеле |
|
В номерах, не занятых постояльцами, мощность отопительной системы всегда установлена на минимальное значение, а лампы накаливания заменены на энергосберегающие |
Энергосбережение |
|
«Зеленые карты» в ванных комнатах призывают гостей проявить заботу об окружающей среде, запрашивая замену полотенец по мере реальной необходимости. Аналогичная программа предлагается и по смене постельного белья |
Уборка номерного фонда |
Водосбережение |
Сотрудники вовлечены в экологическую политику предприятия |
Обучение персонала |
Повышение качества услуг |
Реализация программы по экосертификации позволит включить гостиницы, соответствующие экостандартам, в весьма перспективный с экологической точки зрения проект. При этом некоторым отелям придется повысить уровень своей экологической ответственности, пересмотреть и, возможно, дополнить бизнес, внедрив передовые экотехнологии в материальную базу.
Реализация программ экологической сертификации отелей в Санкт-Петербурге наглядно демонстрирует, с одной стороны, потребность рынка в проведении подобных мероприятий, с другой — саму возможность перестройки гостиниц под требования экостандартов. Однако из 637 функционирующих в Санкт-Петербурге отелей только 11 имеют эко- сертификат, что составляет 1,7 % от общего числа. Город производит значительное количество отходов, а современные технологии их переработки практически не применяются. Показатели объемов углекислого газа и иных загрязнений атмосферного воздуха неудовлетворительны. Повышенное энергопотребление вынудило построить второй блок Ленинградской атомной электростанции, что также увеличило экологические риски для населения.
Все это обусловливает необходимость экологизации процессов в изучаемом субъекте РФ. Анализ продемонстрировал, что отели среднего ценового сегмента в Санкт-Петербурге не применяют экоин- новаций, не сертифицируют своей деятельности, не внося вклада в охрану окружающей среды. Отчасти это может быть вызвано исключительно экономическими соображениями топ-менеджмента.
Для изучения возможности внедрения экологических инноваций в Санкт-Петербурге, а также выработки конкретных рекомендаций автор изучил сегмент отелей высшей категории в Санкт-Петербурге (Saint Petersburg Luxury & Upper Upscale). На примере гостиницы «Гранд Отель Европа», одного из наиболее ярких примеров отелей категории «пять звезд», будут проведены экономический анализ возможности внедрения экологических инноваций и расчет затрат на введение минимального количества экоинноваций, необходимых для получения экомаркировки «Листок жизни».
Этой добровольной системой экологической сертификации продукции, работ и услуг по их жизненному циклу занимается Санкт-Петербургский экологический союз в рамках стандарта СТО- 2.0.101.062-1.01-2014 «Оценка соответствия услуг гостиниц и других средств размещения критериям экологичности». По разработанным критериям производится оценка влияния на окружающую среду на всех этапах оказания услуг. В соответствии со ст. 4 стандарта для получения экомаркировки «Листок жизни» необходимо выполнять одновременно три условия:
- соответствие как минимум двум предельным значениям (рис. 1).
Рис. 1. Предельные значения в рамках экомаркировки «Листок жизни»
Предельное значение образования несортированных отходов является обязательным условием и должно выполняться всегда. Таким образом, надо выполнять требования как минимум по одному предельному значению;
- выполнение всех обязательных требований во всех разделах;
- сумма баллов по дополнительным требованиям должна быть не менее 31.
В рамках данного стандарта проводится классификация гостиниц на три класса в соответствии с показателями заполняемости номеров и ежегодного оборота ресторана. К классу А относят гостиницы с рестораном, ежегодный оборот которого, исключая завтрак, составляет 45 % от общего оборота ресторана и гостиницы, а заполняемость номеров — более 60 %. У гостиниц класса Б аналогичные показатели составляют 15—45 и 40—60 % соответственно. Класс В — другие гостиницы.
Помимо выполнения обязательных требований (табл. 3) для получения экомаркировки «Листок жизни» гостинице необходимо набрать 31 балл по дополнительным требованиям (табл. 4).
Таблица 3 - Обязательные требования, предъявляемые к гостинице в рамках экомаркировки «Листок жизни»
Сфера применения |
Объект |
Описание |
Эксплуатация |
Холодильные установки |
Холодильное оборудование, морозильные камеры и кондиционеры не должны содержать хлорфторуглеводородов в качестве хладагентов |
Уличное освещение |
На территории гостиницы оно должно работать по временному графику или по необходимости. Если оно оставляется на всю ночь, должны использоваться энергосберегающие лампы |
|
Сауна |
Оборудование должно работать по временному графику или по необходимости |
|
Закупаемые продукты и услуги |
Энергос берегающие лампы |
Лампы с одним разъемом должны иметь гарантийный срок службы не менее 10 000 ч, с двумя разъемами — не менее 20 000 ч |
Помещения гостиницы и номера постояльцев, рабочая среда |
Комнаты для некурящих |
Не менее 60 % номеров должны быть для некурящих |
Рабочая среда |
Проведена аттестация рабочих мест |
|
Кухня и места приема пищи |
Одноразовые предметы |
Одноразовые тарелки, чашки и столовые приборы не разрешаются к использованию в помещении для завтрака или месте приема пищи |
Средства для мытья посуды и уборки |
Не должны содержать анионных поверхностно-активных веществ, фенолов, крезолов, формальдегидов, гипохлорида натрия, хлорорга- нических составляющих |
|
Места приема пищи для некурящих |
Места для приема пищи должны быть разделены на места для курящих и не курящих в соотношении 40 на 60 % |
|
Химчистка и прачечная, уборка помещений |
Дезинфектанты |
Не должны относиться к чрезвычайно токсичным и токсичным для водной среды |
Средства для прачечной |
Должны быть экомаркированы или не должны содержать фосфатов, активного хлора и его соединений |
|
Чистящие средства |
Не должны содержать анионных поверхностно-активных веществ, фенолов, крезолов, формальдегидов, гипохлорида натрия, хлорорга- нических составляющих |
|
Отходы |
Опасные отходы |
Из всей массы образующихся отходов должны выделиться на месте и утилизироваться наилучшим доступным способом следующие виды отходов: краски, растворители, остатки масел, загрязненная тара, батарейки, лампы (флуоресцентные и энергосберегающие), отходы электронного оборудования |
Сфера применения |
Объект |
Описание |
Сортировка отходов |
Отдельно должны выделяться и передаваться на переработку следующие фракции: макулатура, стекло, пластик, пищевые жиры |
|
Батарейки |
Постояльцы должны иметь доступ к местам сбора батареек |
|
Для гостиниц с конференц-залами |
Сортировка отходов |
Посетители конференц-залов имеют возможность раздельного сбора бумажных отходов |
Таблица 4 - Дополнительные требования, предъявляемые к гостинице в рамках экомаркировки «Листок жизни»
Объект |
Описание |
Балл |
Контроль вентиляции |
Система вентиляции включается по необходимости в более чем 90 % вентилируемых номеров |
3 |
Светодиодные лампы |
Более 20 %% источников подсветки в гостинице — светодиодные источники либо подобные им |
2 |
Энергосберегающие лампы |
Более 60 %% источников освещения в гостинице оснащены энергосберегающими лампами |
3 |
Туалеты |
Более 90 %% унитазов исправны и используют максимум 6 л воды за 1 смывание |
1 |
Более 50 %% унитазов снабжены функцией половинного смыва |
1 |
|
Водосберегающие краны |
Более 90 %% смесителей для умывальников исправны с максимальным расходом воды 8 л/мин |
2 |
Смесители с одной рукояткой |
Более 90 %% всех смесителей исправны и имеют одну рукоятку (рычаговый смеситель), термостат или сенсорное управление |
2 |
Водосберегающие души |
Более 90 %% душевых леек относятся к водосберегающему типу, т. е. их максимальный расход — 10 л/мин |
2 |
Картриджи для принтера |
Пустые картриджи собираются и отвозятся в специальный центр для повторного использования и переработки |
0,5 |
Дозаторы для мыла и шампуня |
Они установлены в более чем 50 %% ванных комнат (туалетов) |
1 |
Стаканы и кружки для питья |
В гостинице используются только кружки и стаканы многоразового использования |
1 |
Освещение |
Более 50 %% освещения в номерах зависит от присутствия человека |
1 |
Телевизоры |
В уборку входит выключение телевизоров |
0,5 |
Корзины для бумаг |
Все ванные комнаты снабжены корзинами для использования бумаги |
1 |
Номера для людей с ограниченными возможностями |
В гостинице есть хотя бы один номер для таких людей |
1 |
Продукты питания местного производства |
10 или более основных ингредиентов и 10—20 %% продуктов местного производства к общему объему закупок |
1,5 |
Вегетарианские продукты питания |
Ресторан всегда предлагает хотя бы одно вегетарианское блюдо |
0,5 |
Продукты, производство которых наносит значительный ущерб окружающей среде |
Не должны подаваться тигровые креветки или они должны соответствовать принципам устойчивости ФАО, или заменены эквивалентами |
0,5 |
Уборка без применения средств бытовой химии |
Ежедневная уборка осуществляется в основном без средств бытовой химии (можно использовать воду) или с экомаркированными средствами бытовой химии |
2 |
Собственные транспортные средства |
В гостинице имеется как минимум одно собственное пассажирское транспортное средство, соответствующее классу эмиссии Евро 4 |
2 |
Общественный транспорт |
Постояльцам доступна информация о том, как доехать до гостиницы и из нее на общественном транспорте |
1 |
Конференц-залы |
В конференц-залах используются только многоразовые стаканы |
1 |
Бассейн |
Средняя температура воды в бассейне — максимум 27оС |
1 |
Итого... |
31,5 |