Файл: Управление инновационной деятельностью организации индустрии гостеприимства.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ В СИСТЕМЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
1.1 Понятие управление инновациями
1.3 Внедрение инновационных технологий в средствах размещения
2.1 Общая характеристика применения экологических инноваций в гостиницах Санкт-Петербурга
2.2 Анализ управления инновационной программой «Зеленый ключ»
2.3 Оценка управления внедрением инновационной технологии «Листок жизни» в «Гранд Отель Европа»
Проанализировав обязательные и дополнительные требования, предъявляемые к гостинице в рамках сертификации «Листок жизни», можно разделить их на три группы:
- сопровождамые финансовыми вложениями:
- закупка энергосберегающих ламп для уличного освещения на территории отеля;
- закупка не содержащих вредных веществ моющих средств для кухни и ресторанов;
- закупка дезинфектантов, средств для прачечной и чистящих средств, не содержащих вредных веществ;
- закупка контейнеров для размещения пяти видов раздельно собранных отходов;
- закупка энергосберегающих ламп в 60 % помещений отеля;
- закупка многоразовых стаканов для конференц-залов;
- не сопровождамые финансовыми вложениями ввиду объективных причин:
- оборудование в сауне должно работать по временному графику или по необходимости;
- в процедуру уборки входит выключение телевизоров;
- ресторан всегда предлагает хотя бы одно вегетарианское блюдо;
- не должны подаваться тигровые креветки или они должны соответствовать принципам устойчивости ФАО, или заменены эквивалентами;
- ежедневная уборка в основном без средств бытовой химии (можно использовать воду) или с экомаркированными средствами бытовой химии;
- постояльцам доступна информация о том, как доехать до гостиницы и из нее на общественном транспорте;
- средняя температура воды в бассейне — максимум 27оС;
- проведена аттестация рабочих мест;
- не сопровождамые финансовыми вложениями ввиду фактического выполнения:
- система вентиляции включается по необходимости в более чем 90 % вентилируемых номеров;
- более 50 % освещения в номерах зависит от присутствия человека;
- более 90 % унитазов исправны и используют максимум 6 л воды за 1 смывание;
- более 50 % унитазов снабжены функцией половинного смыва;
- дозаторы для мыла и шампуня установлены в более чем 50 % ванных комнат (туалетов);
- холодильное оборудование, морозильные камеры и кондиционеры не должны содержать хлорфторуглеводородов в качестве хладагентов;
- в гостинице используются кружки и стаканы только многоразового применения;
- урны с возможностью сбора бумажных отходов в каждом конференц-зале;
- более 90 % всех смесителей исправны и имеют одну рукоятку (рычаговый смеситель), термостат или сенсорное управление;
- более 90 % душевых леек относятся к во- досберегающему типу, т. е. их максимальный расход 10 л/мин;
- более 90 % смесителей для умывальников исправны с максимальным расходом воды 8 л/мин;
- все ванные комнаты снабжены корзинами для использования бумаги;
- пустые картриджи для принтера собираются и отвозятся в специальный центр для повторного использования и переработки;
- в гостинице есть хотя бы один номер для инвалидов;
- в гостинице имеется как минимум одно собственное пассажирское транспортное средство, соответствующее классу эмиссии Евро 4;
- не менее 60 % номеров должны быть для некурящих[21].
2.3 Оценка управления внедрением инновационной технологии «Листок жизни» в «Гранд Отель Европа»
Расчет необходимого количества энергосберегающих ламп произведен исходя из визуальной оценки количества используемых в освещении отеля архитектурных фасадных ламп, расчета и описания номерного фонда на официальном сайте отеля, а также информации, полученной на стойке размещения отеля (табл. 5).
Таблица 5 - Расчет необходимого количества энергосберегающих ламп в рамках сертификации «Листок жизни» в «Гранд Отель Европе»
Категория номера |
Количество номеров |
Необходимое количество ламп на номер |
Итого ламп |
Исторический люкс |
10 |
24 |
240 |
Президентский люкс |
3 |
25 |
75 |
Люкс-апартаменты |
2 |
25 |
50 |
Классический люкс |
8 |
22 |
176 |
Полулюкс |
21 |
22 |
462 |
Полулюкс с террасой |
17 |
22 |
374 |
Делюкс |
88 |
18 |
1 584 |
Стандартный номер |
126 |
15 |
1 890 |
Всего... |
275 |
— |
4 851 |
Учитывая специфику освещения коридоров в «Гранд Отель Европе», энергосберегающие лампы требуются из расчета по две штуки возле каждого номера. Таким образом, всего требуется 550 энергосберегающих ламп.
Для освещения фасада отеля предлагается использовать светодиодные энергосберегающие лампы (рис. 2.2) в связи с их наибольшей экологической безопасностью (не содержат ртути, гарантированный срок службы составляет 2—3 года). Цена таких ламп в зависимости от различных характеристик и производителей варьируется от 147 до 1 430 руб.
Рис. 2 - Преимущества светодиодных ламп
Однако в среднем она составляет 250 руб. В дальнейших расчетах будет использоваться это число.
Специалисты отмечают, что светодиодные лампы потребляют энергии значительно меньше, чем их конкуренты. В продаже светодиодные лампы на 220 В встречаются в самых разнообразных цветовых решениях. Их ресурса хватает на пять лет, и при изготовлении таких ламп не применяются вещества и материалы, которые могут принести вред здоровью. У светодиодных ламп отсутствуют опасные излучения[22]. Все это делает данный тип освещения наиболее применимым при внедрении экоинноваций в отелях, так как, с одной стороны, позволяет экономить на электричестве, использовать такие лампы в разнообразных условиях, в том числе в качестве элементов декора гостиницы, а с другой стороны, существенно сокращает экологические риски, связанные с функционированием и утилизаций ламп.
Контейнер для раздельного сбора мусора предлагается выбирать, исходя из его эргономичных свойств. Средняя его цена составляет 18 900 руб.
Расчет необходимого количества многоразовых стаканов производился по официальным данным о максимальной вместимости конференц-залов на официальном сайте «Гранд Отель Европы». Общая вместимость составила 918 чел[23].
Для расчета материальных затрат предприятия в процессе внедрения перечисленных экоинноваций автор проанализировал среднерыночную стоимость данных товаров (табл. 6).
Таблица 6 -Калькуляция затрат на внедрение экоинноваций в «Гранд Отель Европе»
Элемент затрат |
Необходимое количество, шт. |
Стоимость в расчете на единицу продукции, руб. |
Общая стоимость, руб. |
Энергосберегающие лампы для уличного освещения на территории отеля (архитектурное фасадное освещение) |
110 |
250 |
27 500 |
Контейнер для раздельного сбора отходов |
5 |
18 900 |
94 500 |
Энергосберегающие лампы в 60 % помещений отеля (оборудование номерного фонда и коридоров на всех этажах) [7] |
5 401 |
250 |
1 350 250 |
Многоразовые стаканы для конференц-залов [17] |
918 |
12 |
11 016 |
Итого затрат за первый календарный год |
1 483 266 |
На основании данных табл. 7 можно утверждать, что минимальные затраты, позволяющие «Гранд Отель Европе» получить экосертификат «Листок жизни», составят 1 483 266 руб.
Таблица 7 - Основные показатели «Гранд Отель Европы» в 2015 г., руб.
Период |
Загрузка, % |
Room Revenue |
RevPAR |
RevPAC |
ADR |
Февраль |
30,37 |
23 452 000 |
2 783 |
5 910,2 |
9 161 |
Март |
24,97 |
22 284 000 |
2 388 |
6 222,8 |
9 564 |
Апрель |
32,12 |
30 876 000 |
3 419 |
6 988,7 |
10 647 |
Май |
52,38 |
66 827 000 |
7 162 |
8 544,0 |
13 671 |
Июнь |
86,00 |
155 313 800 |
17 200 |
13 374,0 |
20 061 |
Среднее арифметическое |
45,20 |
298 752 800 |
6 590,4 |
8 207,94 |
12 620,8 |
Для определения возможности внедрения экоинноваций в «Гранд Отель Европе» на основе бухгалтерской отчетности за 2015 г. были проанализированы основные показатели гостиницы (табл. 2.7): Room Revenue (выручка от продажи номерного фонда за вычетом питания), Occupancy (загрузка, заполняемость гостиницы), ADR (средняя цена за номер), RevPAR (выручка номерного фонда на один номер), RevPAC (выручка номерного фонда на гостя в день).
Исходя из анализа данных, представленных в табл. 8, можно сделать вывод о том, что средний уровень прибыли за месяц в «Гранд Отель Европе» составляет 298 752 800 руб. Стоит отметить, что прибыль в период самой низкой загрузки составила более 22 млн руб., что многократно превышает затраты на внедрение экоинноваций в рамках программы «Листок жизни».
Таблица 8 - Основные показатели сегмента отелей высшей категории в Санкт-Петербурге
Период |
Загрузка |
ADR |
RevPAR |
||||||
2014 г. |
2015 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||||
Январь |
26,2 |
21,2 |
—19,1 |
6 234,36 |
6 691,51 |
7,3 |
1 633,89 |
1 418,99 |
—13,2 |
Февраль |
27,1 |
27,9 |
3,1 |
6 412,54 |
6 387,73 |
—0,4 |
1 735,84 |
1 783,26 |
2,7 |
Март |
29,3 |
29,4 |
0,4 |
6 066,62 |
6 286,38 |
3,6 |
1 777,11 |
1 848,63 |
4,0 |
Апрель |
34,5 |
39,0 |
12,8 |
6 542,06 |
6 392,31 |
—2,3 |
2 259,17 |
2 490,08 |
10,2 |
Май |
47,6 |
59,1 |
24,1 |
8 535,94 |
8 868,94 |
3,9 |
4 061,96 |
5 237,41 |
28,9 |
Июнь |
62,8 |
70,1 |
11,6 |
14 411,08 |
15 226,46 |
5,7 |
9 050,35 |
10 670,99 |
17,9 |
Июль |
58,1 |
63,9 |
9,9 |
7 459,95 |
7 753,66 |
3,9 |
4 336,48 |
4 954,90 |
14,3 |
Август |
58,5 |
59,8 |
2,2 |
6 528,94 |
6 758,48 |
3,5 |
3 820,22 |
4 043,15 |
5,8 |
Сентябрь |
54,3 |
66,4 |
22,2 |
7 324,66 |
7 510,92 |
2,5 |
3 977,34 |
4 983,59 |
25,3 |
Октябрь |
38,6 |
50,2 |
29,9 |
6 986,75 |
6 139,84 |
—12,1 |
2 699,46 |
3 081,42 |
14,1 |
Ноябрь |
37,3 |
43,5 |
16,5 |
6 887,33 |
5 868,21 |
—14,8 |
2 572,00 |
2 553,10 |
—0,7 |
Декабрь |
31,6 |
39,8 |
26,1 |
6 472,31 |
6 101,82 |
—5,7 |
2 046,11 |
2 431,57 |
18,8 |
Всего... |
42,5 |
47,9 |
12,7 |
7 904,79 |
7 977,69 |
0,9 |
3 357,38 |
3 818,80 |
13,7 |
Всего в гостинице «Гранд Отель Европа» сейчас функционирует 275 номеров. Таким образом, затраты на внедрение экомаркировки из расчета на один номер составят 5 393,7 руб.
Исходя из общих условий функционирования отелей высшей категории в Санкт-Петербурге (табл. 2.8), можно заключить, что внедрение экомаркировки и придание гостинице статуса экоотеля возможно при проведении мероприятий, аналогичных приведенным для «Гранд Отель Европы». Таким образом, для расчета затрат на внедрение экоинноваций будет использоваться показатель затрат на один номер, т. е. 5 393,7 руб.
Таблица 9 - Минимальная стоимость внедрения экоинноваций для отелей высшей категории г. Санкт-Петербург в рамках экомаркировки «Листок жизни»
Отель |
Номерной фонд |
Минимальная стоимость внедрения экоинноваций, руб. |
«Астория» |
210 |
1 132 666 |
Sokos Hotel Palace Bridge |
319 |
1 720 590 |
«Гранд Отель Европа» |
275 |
1 483 350 |
«Ренессанс Балтик» |
102 |
550 157 |
«Коринтия Невский Палас» |
282 |
1 521 023 |
Domina Hotel Prestige |
108 |
582 519 |
«Англетер» |
193 |
1 040 984 |
«Эмеральд Гранд Отель» |
90 |
485 433 |
«Рэдиссон САС Роял» |
164 |
884 566 |
«Мойка 22 Кемпински» |
197 |
1 062 558 |
«Елисеев Палас» |
29 |
156 417 |
Golden Garden Boutique |
23 |
124 055 |
Итого... |
1 992 |
10 744 318 |
Основываясь на расчетах, представленных в табл. 9, можно заключить, что в 12 санкт-петербургских гостиницах высшей категории, общий номерной фонд которых на нынешний момент составляет 1 969 номеров, затраты на внедрение экоинноваций в материальную базу составят 10 620 263 руб.
По данным статистических опросов, более 60 % респондентов готовы сажать растения, сортировать мусор и покупать энергосберегающие лампочки. Как показывают результаты глобального изучения, проведенного журналом «Ридерз Дайджест», 74 % опрошенных готовы платить больше за товары, производство которых не оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду. При этом 65 % стараются избегать покупки таких продуктов[24].
Таким образом, экологический бренд в долгосрочной перспективе не только увеличит прибыль экологически ответственного производителя (потребители готовы платить больше за экологически безопасные товары), но и обезопасит его от конкурентов, которые пока не встали на путь устойчивого развития.