Файл: Управление инновационной деятельностью организации индустрии гостеприимства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, современное гостиничное хозяйство как общественное производство сопровождается не только экономическими, но и экологическими результатами. Под экологическим эффектом в широком смысле понимается изменение в пространстве и времени окружающей среды, ее условий, количества и качества природных ресурсов. В узком смысле под экологическим эффектом следует понимать такие изменения природной среды, ее ресурсов, которые могут ощутимо влиять в ближайшее время на экономические результаты развития предприятий гостиничного бизнеса и регионов их позиционирования. В настоящее время в оценке эффективности деятельности предприятий гостиничного бизнеса главным образом используются лишь экономические результаты, хотя возможность и фактическая трансформация экологического эффекта в экономический предполагает учет и первого результата.

1.3 Внедрение инновационных технологий в средствах размещения

Внедрение «зеленых» технологий при строительстве гостиниц в европейских странах началось в 80-х годах прошлого века. Согласно одной из директив об энергосберегающих зданиях, принятых ЕС, уже к 2018 году все административные здания на территории ЕС должны обладать нулевым потреблением энергии, а к 2020 году, требование будет распространяться на все остальные вновь возводимые здания. Таким образом, внедрение «зеленых» технологий в сфере строительства сегодня уже стало нормой в Европе. Более того, этот процесс контролируется законодательством ЕС[6].

Сегодня в Европе, США, Канаде и в других странах существует практика присвоения эколейблов тем гостиницам, которые бережно относятся к окружающей среде. Это своеобразные «Знаки экологического качества», вручаемые гостиничному предприятию после прохождения определенной процедуры сертификации, в ходе которой необходимо доказать свое соответствие целому ряду нормативных требований и критериев. С 2003 года европейские отели получают европейский эколэйбл - сине- зеленый «цветок ЕС». Наличие подобного знака на товарах и услугах говорит о его дружественности по отношению к окружающей среде. С 2004 года отели США получают сертификат «Лидера в энергетическом и экологическом дизайне».

Для России экоотели - это пока еще новый, но достаточно активно развивающийся сегмент средств размещения. С каждым годом все больше российских, и тем более иностранных туристов, готовы платить за «чистый» туризм. В связи с этим в нашей стране обретают устойчивую популярность различные системы экологической сертификации отелей как международные, так и национальные.


В 2014 году в Российской Федерации стартовала международная программа добровольной сертификации гостиниц, бизнес-центров, хостелов, пансионатов, баз отдыха и кемпингов «Зеленый ключ». Она была разработана Международной организацией по экологическому образованию для пропаганды и внедрения идей экологичности в индустрии размещения.

Например, гостиницы, прошедшие сертификацию Green Key, соблюдают 90 обязательных и факультативных критериев, таких как сокращение потребления электроэнергии, воды, химической продукции, минимизация отходов и передача их на вторичную переработку. Каждый отель проходит специальную проверку, которая проводится экспертом программы. Сертифицированные гостиницы соответствуют высоким экологическим стандартам, отличаются ответственным подходом к бизнесу и вносят активный вклад в защиту окружающей среды на местном и, как следствие, глобальном уровне[7].

В 2013-2014 годах в России также был начат этап внедрения энергосберегающих технологий в области строительства гостиниц. Специалисты отмечают, что нормативные документы, новые ГОСТы и СНиПы, только добавляют проблем. Согласующие органы начинают препятствовать процессу внедрения экологичных технологий, и, как правило, это можно объяснить косностью государственных структур в области технических решений, которые предъявляются к зданиям категории Green Building и определяются стандартами, такими как американский стандарт LEED, британский BREEAM и немецкий DGNB. Опережая время, «зеленые» нормы и технологии стали визитной карточкой самых известных брендовых отелей мира. Специалисты считают, что одним из способов повысить энергоэффективность здания отеля является внедрение технологий, позволяющих снизить уровень его энергопотребления.

Например, крупнейший оператор гостиничного бизнеса Hyatt внедрил разработку, позволяющую экономить энергию, при обустройстве фасада отеля в Ростове-на-Дону. На ламелях фасадных жалюзи, расположенных вдоль стен, рассеивается значительная часть солнечного тепла, здание не перегревается, и потребность кондиционировать внутренние помещения во время пиковых солнечных нагрузок сокращается. Фасадные жалюзи, помимо функции защиты от солнца, обладают способностью накапливать энергию. Встроенные блоки солнечных батарей, имеющие прямое включение, позволяют в жаркое время суток обеспечивать гостиничный комплекс дополнительной электроэнергией.

Другой вариант - облицовка внешних стен здания светоотражающими панелями. Они защищают сооружение от перегрева, накапливают небольшую часть тепла, а лишнее за счет своих свойств отдают окружающей среде. Использование «зеленых» технологий, несмотря на относительно высокую стоимость при строительстве, окупается за 5-6 лет благодаря значительной экономии ресурсов в процессе эксплуатации энергосистемы гостиничного хозяйства. Давно работающие и только строящиеся гостиницы всё шире используют всевозможные «зелёные» технологии. Причём эти экологические инициативы распространяются не только на международные гостиничные цепи, но и на гостиницы Санкт-Петербурга, Москвы, Краснодарского края. Отметим, что в России еще недостаточно развита ветровая энергетика. Во многих европейских странах наиболее важным компонентом «зеленых» гостиниц является наличие мощных ветровых турбин, которые устанавливаются внутри самого здания, как правило, на технических этажах.


Ассоциация «зеленых» отелей на данный момент выпускает обширные каталоги экологической продукции для отелей. Иногда отелю, для того чтобы уменьшить воздействие на окружающую среду, достаточно установить в номерах специальные дозаторы, контролирующие расход мыла и шампуня, или приобрести переключатели для сливных бочков, уменьшающие расход воды. Сегодня двенадцать крупных гостиничных сетей, включая Mariott, Starwood, Hyatt и Hilton, принимают участие в программе Hotel Carbon Measurement Initiative, целью которой является уменьшение объемов производимых отелями выбросов углерода. Свою приверженность к «зеленым» инициативам демонстрирует также гостиничная сеть «Four Seasons», которые занимается посадкой миллионов деревьев в 34-х странах мира. Некоторые гостиницы, расположенные на территории особо охраняемых природных зон, активно сотрудничают с местными жителями, которые бережно относятся к сохранению природных ценностей своей местности[8].

В регионах, принимающих туристов, необходимо активизировать решение проблем эколого-экономической эффективности ведения гостиничного бизнеса.

Таким образом, стоит отметить, что на современном этапе развития индустрии гостеприимства в России и за рубежом интенсификация процесса перехода к новому курсу «зеленой» экономики, забота о безопасности людей и охрана окружающей среды являются неотъемлемой частью менеджмента в индустрии гостеприимства.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ 5* ГОСТИНИЦЫ «ГРАНД ОТЕЛЬ ЕВРОПА»

2.1 Общая характеристика применения экологических инноваций в гостиницах Санкт-Петербурга

Одной из важнейших задач в сфере гостеприимства является рациональное использование энергоресурсов. Для российских гостиниц коммунальные платежи являются одной из основных затратных статей. На обеспечение здания электричеством, водой и теплом приходится не менее 30—40 % всех эксплуатационных расходов[9]. Причем эта доля неуклонно увеличивается, ведь тарифы на коммунальные услуги во всех регионах страны растут по меньшей мере на 10—20 % ежегодно.


Большинство гостиниц не отвечают современным требованиям энерго- и ресурсосбережения, так как построены они с учетом старых строительных норм. Решение проблем энергосбережения в гостиничном бизнесе помимо уменьшения потерь тепла за счет утепления полов, стен, потолков включает в себя:

  • проведение энергетического аудита, который дает общую картину потерь тепла в здании и выявляет слабые места;
  • сокращение потребления энергии в процессе эксплуатации гостиниц;
  • побуждение к энерго- и ресурсосбережению клиентов;
  • развитие перспективных направлений строительства и эксплуатации зданий;
  • внедрение ресурсосберегающих технологий, новых материалов[10].

На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 50001 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению», разработанный на основе международного стандарта ИСО 50001. Этот стандарт предназначен для достижения максимальных результатов в области энергосбережения и системного управления процессом потребления топливно-энергетических ресурсов.

По утверждениям специалистов, введение стандарта в организации (независимо от форм собственности) приводит к снижению потребления энергоресурсов ежегодно на 3 %, что полностью соответствует требованиям Федерального закона от 23.11.2013 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[11].

Другой не менее важной задачей (не только сферы гостеприимства) является экологизация производства. К сожалению, ее невозможно добиться лишь путем рационального использования энергоресурсов. Эксперты оценивают экологическую обстановку в России как критическую.

По официальным данным, около 15 % территории страны можно объявить зоной экологического бедствия, в 135 городах уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется как высокий и очень высокий. В РФ накоплено 30 млрд т отходов, а уровень переработки остается крайне низким — вторичное использование твердых бытовых отходов едва достигает 10 %, в то время как в других странах оно выше в 4 раза[12].

К экологическим проблемам можно добавить загрязнение водных объектов, земель, идущее возрастающими темпами уничтожение лесных массивов и зеленых зон городов.

Одной из основ туристической деятельности является приемлемая экологическая ситуация в месте приема туристов. Актуальность темы исследования обусловлена возрастающими показателями загрязнения окружающей среды в Российской Федерации, часть которых можно снизить посредством внедрения экологических инноваций в материальную базу отелей. Злободневность данной проблемы выделена на уровне Правительства Российской Федерации: 2013 г. объявлен годом охраны окружающей среды.


В 2014 г. на международной конференции в Санкт-Петербурге было решено присваивать экоо- телям сертификат международного уровня «Листок жизни». Несмотря на то, что привести гостиницу к «зеленым» стандартом зачастую дело весьма затратное, спрос на данную услугу существенен, и в северной столице нашлось немало желающих принять участие в этом проекте.

В конце мая 2016 г. сертификат «Листок жизни» получила первая гостиница — Corinthia Hotel St. Petersburg. Здесь упаковка гигиенических принадлежностей в ванных комнатах сделана из биологически разлагаемого пластика, вместо пластиковых стаканов используются картонные. На приведение отеля в соответствие экостандартам пришлось потратить около 15 тыс. евро, однако руководство города не жалеет о потраченных средствах и заинтересовано в развитии экодвижения не только в гостиничной сфере, но и в жизни петербуржцев в целом.

Экоотели нельзя отнести к какому-то определенному ценовому диапазону. В нашей стране достаточно широко представлены как эконом-, так и VIP-сегмент.

Один из плюсов сертификата «Листок жизни» состоит в том, что он международный и вызывает доверие у многих иностранных туристов, которые в отличие от наших соотечественников придают вопросам экологии большое значение[13].

2.2 Анализ управления инновационной программой «Зеленый ключ»

Одной из наиболее известных международных программ, реализуемых в России и связанных с экоинновациями, является «Зеленый ключ». Реализация этого проекта началась в 2014 г. под руководством общественной организации «Санкт-Петербург за экологию Балтики», являющейся официальным членом Федерации экологического образования (ФАО) и имеющей право на проведение всех ее программ на территории России.

В феврале 2014 г. был организован семинар для петербургских представителей гостиничного бизнеса, где были представлены критерии, которым должен соответствовать отель, чтобы удостоиться присуждения экосертификата «Зеленый ключ»[14]. В Санкт-Петербурге до конца того же года 14 гостиниц прошли необходимые процедуры и получили названные удостоверения. Среди участников программы (табл. 2.1) — «Немецкий клуб», «Клаб Маринн», «Невский Форум», «Пушка Инн», «Шелфорт», «Кронвелл Инн Стремянная», «Авен- тин», «Пилау», «Комфорт», Radissoт Royal Hotel, Radisson Sonya Hotel, Park INN Nevsky, Park INN Pulkovskaya, Park INN Pribaltiyskaya[15].