Файл: Управление инновационной деятельностью организации индустрии гостеприимства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Основной характеристикой современного мира являются значительные и динамичные изменения в различных сферах деятельности. Вторую половину XX столетия и начало XXI века отличают насыщенность различного рода изменений и новшеств. Проникая во все сферы жизни человека, эти новшества влекут за собой изменения в общественной психологии. Известный российский культуролог М.С. Каган писал: «Окончательно исчезли из общественного сознания основополагающие для традиционной культуры представления о существовании неких констант мышления и поведения, обусловленных определенной стабильностью бытия человека в мире, - теперь все кажется неустойчивым, относительным, исчезающим, не успев возникнуть, и потому лишенным подлинной ценности»[1].

Для поддержания конкурентоспособности и эффективного развития, а также для привлечения иностранных туристов в гостиницах России необходимо активное внедрение инновационных технологий, применяемых ведущими мировыми гостиничными предприятиями. Инновации должны не просто удовлетворять потребности клиента, а вызывать ощущение восторга от проведённого в гостинице времени.

Целью данной работы является изучение инноваций в гостиничного бизнеса, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты инновационных технологий в гостиничном бизнеса;

- провести анализ внедрения экологических инновация обслуживания гостей на примере 5* гостиницы «Гранд Отель Европа»

Объект исследования - «Гранд Отель Европа».

Предмет исследования - инновационные технологии обслуживания гостей в системе гостиничного предприятия.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области инновационной деятельности, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ В СИСТЕМЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА


1.1 Понятие управление инновациями

Термин «инновация» как новая экономическая категория ввел в научный оборот австрийский ученый Й. Шумпетер в первом десятилетии XX века. В своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (т.е. вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса.

Под инновацией он подразумевал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Ф. Пиксон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудований.

Н.Д. Кондратьев разработал теорию циклического развития, по которой динамика нововведений представлена как целенаправленное и интенсивное использование открытий, одновременно меняющих и социальную жизнь.

В.П. Власов отмечает, что под «инновацией» подразумевается коммерциализация результатов творческого труда, в т. ч. и в гуманитарных областях знаний, реализуемых на рынке товаров и услуг (либо в виде новой или усовершенствованной товарной продукции, технологического процесса, нового решения, совершенствующего организацию и управление в научно-технической и производственно-технологической сферах).

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях[2].

Приемы инновационного менеджмента можно разделить на следующие группы.

  • Приемы, воздействующие только на производство инновации. Они нацелены на создание нового продукта или новой операции (технологии) с высокими качественными параметрами. К этим приемам относятся бенчмаркинг и способы маркетинговых воздействий на инновации, а именно способы маркетинговых исследований и планирование маркетинга инноваций.
  • Приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и диффузию инновации (инжиниринг инновации, реинжиниринг инновации, бранд-стратегия инновации).
  • Приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и диффузию инновации (ценовой прием управления, фронтирование рынка, мерджер). Главная цель всех приемов этой группы - ускорение продажи инноваций с наибольшей выгодой и эффективностью как в текущий момент времени, так и с большей отдачей от этой продажи в будущий период.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы:

    • новаторы;
    • ранние реципиенты;
    • раннее большинство;
    • отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

В качестве ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество и стремящиеся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название «пионерских» организаций.

Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Именно к ранним реципиентам можно отнести и гостиничные предприятия, поскольку они не генерируют научно-технические знания. Гостиницы и отели заинтересованы во внедрении и освоении инноваций, поскольку это позволяет данным предприятиям получить конкурентное преимущество. В некоторых случаях возможна ситуация, при которой гостиницы получают инновационные разработки, заказывая их у специализированных исследовательских организаций. Чаще всего это присуще международным сетевым гостиницам, которые имеют возможность вкладывать значительные денежные средства в данные разработки.

1.2 Необходимость управления инновационными технологиями на современном этапе индустрии гостеприимства

Современный этап развития индустрии гостеприимства характеризуется динамичным развитием малых гостиниц и аналогичных средств размещения с широким ассортиментом услуг (за рубежом их доля в гостиничном хозяйстве составляет в среднем 40%, в России в различных регионах - 13-27%). Причем если ранее выделялась такая группа, как «малые гостиницы», то сейчас успешно функционируют малые пансионаты, апартотели, кемпинги, туристские базы и т.д. Они образуют особый сегмент гостиничного хозяйства на территории региона, способствуя расширению въездного туристского потока и улучшению уровня обслуживания путешественников, поскольку могут обеспечить высокий комфорт, домашний уют, индивидуальное обслуживание при относительно низких ценах. Развитие туризма в Московском регионе определяет целесообразность изучения условий, факторов формирования сегмента малых гостиниц и аналогичных коллективных средств размещения для разработки системы мер, способствующих становлению данного рынка услуг[3].


Согласно традиционному методологическому подходу, выделяют внешние факторы или факторы внешней среды: макро-, мезо- и микрофакторы, а также факторы внутренней среды или внутренние факторы.

К числу макрофакторов развития средств размещения малых форм следует отнести:

  • экономические тенденции (в т.ч. глобализацию, рост уровня жизни населения, формирование и развитие устойчивого среднего класса);
  • демографию, социально-культурные факторы;
  • развитие туризма и путешествий (в т.ч. таможенные формальности, развитие транспортной инфраструктуры);
  • дефицит платежного баланса и импорт услуг;
  • государственное регулирование[4].

Экономические тенденции обусловливают вовлеченность граждан в выездной и/или национальный туризм.

Результатом влияния данного фактора становится направленность политики развития туризма, путешествий и гостиничного хозяйства на стимулирование внутреннего и въездного международного туризма для увеличения притока денежной массы в страну или регион. Соответственно, становится необходимым дифференцирование этого потока по потребностям туристов, что в свою очередь, определяет необходимость развития средств размещения различной вместимости. Возникает целесообразность в формировании специфического для нужд туристского потока региона сегмента малых гостиничных форм.

Государственное регулирование, осуществляемое через органы управления туризмом и гостиничным хозяйством, представленные национальными организациями, министерствами, администрациями, советами по туризму и его развитию, туристскими информационными центрами и агентствами, региональными органами управления туризма, туристской полицией, жестко регламентирует ответственность предпринимательских структур перед обществом. Четко налажены лицензирование и сертификация гостиниц: предпринимательская инициатива регулируется особыми правилами, к которым относятся требования не только финансового порядка, но и профессиональные. Доля участия иностранного капитала в национальных интересах строго ограничена. Данный фактор становится условием, зачастую усложняющим деятельность малых гостиниц, которые в силу объективных причин не обладают значительными оборотными средствами, административным ресурсом и пр.

К категории мезофакторов развития средств размещения малых форм относим:

  • туристский потенциал региона и региональную туристскую инфраструктуру;
  • структуру туристских потоков и уровень экономического развития региона;
  • сезонность и загрузку;
  • доступность новых технологий, в т.ч. развитие средств коммуникации в регионе и более свободный обмен информацией в режиме реального времени;
  • рынок труда и обучение.

На современном этапе основными инструментами при формировании эффективной системы управления гостиничным комплексом являются использование передовых технологий (в т.ч. Интернет), энергоэффективность, адаптация к спросу пользователей, многофункциональность, гибкость, социальная и экологическая ответственность, регулирование операционных затрат. Развитие сети Интернет приносит гостиничному и туристскому бизнесу такие преимущества, как снижение затрат, рост эффективности, облегчение доступа к потребителям даже для небольших компаний. Электронный маркетинг развивается особенно быстро.

Другими словами, эффективный гостиничный менеджмент включает в себя одинаковый учет экономических, экологических и функциональных аспектов, а также капиталовложений, издержек производства и качества процессов наряду с комфортом, здоровьем и удовлетворением потребностей. Данный подход международных застройщиков и инвесторов получил название «the blue way» («Голубая устойчивость»). Этот термин появился в России относительно недавно и уже широко используется специалистами гостиничного бизнеса. Понятие включает в себя комплекс мероприятий по экономии затрат, эффективному планированию, повышению уровня сервиса, переориентацию в пользу экологических технологий. «The blue way» характеризует пакет услуг, оказываемых в соответствии с принципами возобновляемого, энергоэффективного и экологичного использования, в т.ч. и в гостиничном хозяйстве. При этом экологичность, характеризуемая понятием «green», входит в понятие «the blue way»: если здание является экологичным и выполняет все требования по экономии и функциональности, оно представляет собой видимый пример этого целостного и сбалансированного подхода.

Декларируя в директивных документах основной принцип «зеленой» экономики - «экономически выгодно то, что экологически безопасно», ООН считает, что для перехода к «зеленой» экономике мировому сообществу необходимо в 2016-2050 гг. инвестировать 2% мирового ВВП в десять ключевых секторов: АПК, ЖКХ, энергетику, рыболовство, лесное хозяйство, промышленность, туризм, транспорт, управление водными ресурсами, утилизацию и переработку отходов. Российские и зарубежные специалисты отмечают, что формирование механизма перехода к «зеленой» экономике является межсекторным и комплексным заданием в условиях рыночных трансформаций[5]. Как отмечает профессор Б. Порфирьев, «государства делают разные акценты в официальных документах, касающихся развития «зеленой» экономики: у развитых стран на первом месте - конкуренция, рабочие места; у развивающихся - устойчивое развитие, решение проблем бедности, вопросы справедливости и участия граждан; у группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) - эффективность использования ресурсов. Показательно, что собственно экологические проблемы, прежде всего экологические лимиты развития, не фигурируют в определениях «зеленой» экономики ни в одном из указанных документов. Это доказывает, что главное в «зеленой» экономике — сама экономика и социально- экономическая сфера». Определяя сущность рекреационно-туристского природопользования в сфере гостеприимства как взаимодействие бизнеса и общества, экономики и природы, необходимо понимать и осознавать существующую взаимосвязь и взаимообусловленность развития экономики от количества и качества природных ресурсов и учитывать изменения экологического потенциала, вследствие развития экономики предприятий гостеприимства.