Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, сущность и особенности современной корпоративной культуры в России
1.1. Корпоративная культура как ресурс организации
1.2. Элементы и этапы формирования корпоративной культуры
Глава 2. Корпоративная культура на примере организаций группы ОАО «Лукойл»
2.1. Оценка финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Лукойл»
2.2. Анализ типа корпоративной культуры ОАО «Лукойл»
3.1. Совершенствование корпоративной культуры ОАО «Лукойл»
3.2. Особенности и перспективы развития корпоративной культуры в организациях современной России
Исследователь Ю.П. Ранде, анализируя данные материалов обследования российских предприятий, проведенных при поддержке Европейского союза, отмечает высокую эффективность «молодых организаций». Положительным фактором выступает не возраст организации, а отсутствие «советского наследия» фирм, образованных в постсоветский период [16, 32].
В российской культуре правовые ценности значительно уступают экономическим, т.к. считается, что пренебрежение к условиям труда работника можно купить. Если в государственных учреждениях, учреждениях с низкой зарплатой требования трудового кодекса в целом соблюдаются, то на коммерческих предприятиях считается нормальной практикой выплачивать неофициальную зарплату, требуя взамен сверхурочную работу, не оплачивая больничные листы, свободно распоряжаясь рабочим графиком.
Причины подобных негативных явлений, на наш взгляд, связаны с низким уровнем развития корпоративной и деловой культуры в сознании большинства руководителей российских предприятий и организаций. Так, например, Н. Самоукина при анализе данных, полученных в ходе исследования - анкетирования менеджеров производственных организаций Уральского региона, пришла к выводу о том, что такие проблемы, как построение корпоративной культуры, развитие тотальной коммуникации и деловой культуры очень слабо представлены в сознании респондентов. Корпоративная культура руководством понимается несколько поверхностно - во внешней атрибуции: о необходимости философии говорят все, но что именно под этим подразумевается, какие принципы следует положить в ее основу, они определяют с трудом [19, 142].
Объясняется это тем, что западные и восточные компании намного раньше российских начали заниматься проработкой вопросов корпоративной культуры и ее внедрением на уровне предприятий. Привозя в Россию капиталы, открывая свои филиалы, они стремятся привнести в них свою корпоративную культуру, с большим или меньшим успехом.
Соломанидина Т.О. утверждает, что миссия корпорации, как обязательный элемент западных корпоративных культур, порой не рассматривается и не формулируется российскими предприятиями. А наиболее сильным мотивом при низкой степени удовлетворения физиологических потребностей является рост заработной платы [21, 45].
Насколько может быть успешным синтез противоположных начал: высокоорганизованной культуры зарубежных компаний со стихийной, закрытой культурой отечественных - пока не очевидно.
Кроме того, российской особенностью является довольно заметное различие между корпоративными культурами маленьких и больших организаций. В небольших компаниях корпоративная культура более интуитивна, в то время как в крупных зачастую все строго регламентировано.
В маленькой фирме люди договариваются, как им жить, общаясь в свободное время, на другом, более личностном уровне. Для нее характерна неформальная корпоративная культура: как внутри компании, так и в работе с клиентами. Она более дружеская, нежели официальная, не технологическая, не перегружена правилами и уставами.
Следует отметить, что на сегодняшний день во многих фирмах достигнута высокая степень формальной регламентации собственной корпоративной культуры, особенно ее идеологической составляющей - большая часть компаний обладают документально закрепленными миссией и ценностями. В то же время существенно ниже процент компаний, располагающих четким поведенческим кодексом: менее одной пятой в среднем. Еще один фактор, безусловно определяющий ситуацию с корпоративной культурой в России, - это мужская доминанта. Ибо женщин-руководителей, даже несмотря на общую эмансипацию последних десятилетий, довольно немного.
Если говорить о главных направлениях развития корпоративной культуры в России на ближайшее будущее, то это прежде всего завершение синтеза западной и автохтонной модели и окончательная выработка российской модели корпоративной культуры - так же как философы говорят об особой российской цивилизации. Можно ожидать, что в результате взаимного влияния разнородных элементов в обозримом будущем сформируется действительно особая российская корпоративная культура, непохожая ни на западную, ни на традиционную «российскую» модель, свободная от тормозящих прогресс обеих моделей стереотипов. И главное направление этого развития - попытка создать культуру, сходную с западной моделью по уровню упорядоченности, но более гуманистическую и приспособленную к существующим реалиям нашего общества, проще говоря «корпоративную культуру с человеческим лицом».
В целом по своим характеристикам западная модель значительно более упорядочена и более ориентирована на персонал, а не на руководство. Главным достоинством типично «российской» культуры опрошенные считают ее гибкость, адаптивность.
Можно сделать довольно оптимистический вывод: корпоративная культура в России переживает период развития, а более половины российских менеджеров считают корпоративную культуру, выстраиваемую у нас, успешной и продуктивной.
Российским руководителям и топ-менеджерам в сфере корпоративной культуры рекомендуется обратить внимание на следующие вопросы:
- осознать и принять следующую догму - формирование и поддержка корпоративной культуры приносит фирме совершенно конкретный материальный результат; благоприятная атмосфера внутри коллектива прямо пропорциональна успешности компании;
- исходя из специфики, целей и задач компании, разработать чёткий план по поддержке эффективной корпоративной культуры (проведение корпоративных мероприятий, тренинги и семинары для сотрудников, программы тимбилдинга, корпоративный отдых и пр.) [20].
Таким образом, руководители, желающие осознанного формирования корпоративной культуры должны помнить о том, что это долгий и сложный процесс, но это и потенциал компании, то, ради чего люди становятся сотрудниками компании, каким образом строятся взаимоотношения, какие принципы и методы работы используются в деятельности компании.
Заключение
В настоящее время бизнес в России сталкивается с противоречием между объективной необходимостью предоставить работникам большую свободу творчества и административно-политической необходимостью сохранять контроль над их деятельностью. Поэтому современные подходы к управлению человеческими ресурсами организаций отличает стремление добиться правильного выполнения необходимых функций, прежде всего за счет объединения целей организации и ее сотрудников в единое целое. И одним из факторов, оказывающим влияние на этот процесс, является корпоративная культура.
Каждая организация является в определённой степени единственной и неповторимой, так как она имеет свою историю, структуру, свои коммуникации, методы постановок задач, мифы и ритуалы - все это в совокупности и образует уникальную корпоративную культуру. К элементам корпоративной культуры относятся система ценностей, философия, герои, мифы, легенды, символы, ритуалы, язык, лозунги, ролевые модели.
Ядро корпоративной культуры - это ценности. На их основе менеджером по персоналу разрабатываются нормы и правила поведения в компании. Зачастую сплоченность коллектива зависит именно от ключевых обозначенных и разделяемых ценностей. Таким образом, обеспечивается достижение организационных целей, создается единство действий и взглядов.
В условиях продолжающего финансового кризиса корпоративную культуру следует рассматривать как мощный стратегический инструмент управления персоналом, позволяющий ориентировать все подразделения организации и отдельных лиц на реализацию поставленных целей. Корпоративная культура способствует развитию персонала, устанавливает правила разрешения конфликтов, определяет роль и место каждого сотрудника, устанавливает определенные виды коммуникаций, нормы и правила поведения, создает внутренний и внешний имидж организации.
Литература
- Верц С.В. Влияние корпоративной культуры на формирование внутреннего корпоративного имиджа // УЭкС. - 2013. - № 2. - URL: http://www.uecs.ru/uecs50-502013/item/1987-2013-02-16-07-40-04 (дата обращения 30.06.2016).
- Журавлева Е.А. Методы диагностики корпоративной культуры предприятия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Инженерные исследования. - 2007. - № 1.
- Карпов А. Управление корпоративной культурой в компании LG // Управление корпоративной культурой // 2009. № 1.
- Катков В.М. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии / В.М. Катков // Журнал депонированных рукописей. - 2010. - № 4. - С. 33-37.
- Козлов В. Формирование и изменение корпоративной культуры в процессе управления компанией в период кризиса // Управление корпоративной культурой. 2011. № 4.
- Козлова Н.П. Роль корпоративной культуры в формировании деловой репутации компании // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 24.
- Крозье М. Предприятие прислушивается. Учиться постиндустриальному менеджменту / М. Крозье. Париж, 1991.
- Кудряшов А., Вассерберг О. Опрос сотрудников как инструмент исследования корпоративной культуры // Управление корпоративной культурой // 2009. № 3.
- Культура организации: проблемы формирования и управления / А.Н. Асаул [и др.]. - СПб.: Гуманистика, 2006. - 201 с.
- Лещенко В. Культура для корпораций [Электронный ресурс] / В. Лещенко // Электронный журнал «Босс». - Режим доступа: http://www.boss-mag.ru/kultura-dlya-korporatsiy.html.
- Марков Д.А. Организационная культура как фактор повышения эффективности управления персоналом // Молодой ученый. - 2013. - № 10. - С. 356-357.
- Организационная культура: учебное пособие / О.Е. Стеклова. - Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2007. - 127 с.
- Осовицкая Н. А. HR-брендинг. Работа с поколением Y, новые инструменты для коммуникации - СПб: Питер, 2015. - 304 с.
- Питерс Т., Уотерман Р. В поисках совершенства: Уроки самых успешных компаний Америки / Т. Питерс, Р. Уотерман; пер. с англ. В.В. Кулебы, О.Л. Пелявского. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.
- Полищук Е.В. Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности деятельности предприятия // Молодой ученый. - 2012. - № 3. - С. 183-185.
- Ранде Ю.П. Удовлетворенность и лояльность персонала как главный показатель эффективности внутреннего маркетинга / Ю.П. Ранде // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 3. - С. 26-32.
- Румянцев К.А. Корпоративная культура. [Электронный ресурс]: Бизнес-статьи. URL: http://delovoymir.biz/2013/02/26/korporativnaya-kultura.htm. (дата обращения 30.06.2016 г.).
- Рущева А.В. Корпоративная культура как источник эффективности организации // Вестник ННГУ. Серия: Социальные науки. - 2016. - № 1. - С. 367-374.
- Самоукина Н. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах / Н. Самоукина. - М.: Вершина, 2014. - 213 с.
- Скуратовская Н.С. Инвестиции в культуру: влияние корпоративной культуры на финансовые показатели компании. [Электронный ресурс]: Бизнес: семинары и тренинги. URL: http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did. (дата обращения 30.06.2016).
- Соломанидина Т.О. Организационная культура компании / Т.О. Соломандина // Управление персоналом. - 2013. - С. 43-54.
- Социология управления: учебное пособие / А. А. Николаев. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 272 с.
- Стоянова В.А. Оценка влияния организационной культуры на эффективность производственной деятельности // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. №1.С.3-9.
- Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка. - СПб: ИТМО, 2008. - 154 с.
- Труфанов А.В. Влияние организационной культуры на деятельность организации // Экономика, управление, финансы: материалы Ш междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С.150-153.
- Харский К. Корпоративная культура культовой компании // Управление корпоративной культурой. 2011. № 4.
- Холден Дж. Найджел. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
- Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство - СПб.: Питер, 2013. - 352 с.
- Яковенко Н.В. Роль корпоративной культуры в управлении персоналом в образовании / / Российское предпринимательство. 2007. № 3 (87).