Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Система управления финансами в РФ
1.1. Объективная необходимость и содержание управления финансами.
1.2. Правовые основы управления финансами
1.3. Значение автоматизированных систем управления финансами
глава 2. Органы управления финансами России на современном этапе
2.1. Структура органов управления финансами
2.2. Характеристика отдельных подразделений финансового аппарата
2.3. Зарубежный опыт построения системы финансового аппарата
Глава 3. Современные проблемы и перспективы развития системы управления финансами России
Систематизировав разные позиции по вопросам определения бюджетной политики, предложим свое определение. Бюджетная политика является совокупностью мероприятий, которые связаны с финансовым обеспечением задач и функций страны, ориентированных на осуществление и исполнение государственных услуг, согласно бюджету на очередной финансовый год.
Именно бюджетной политикой отражаются интересы и функции государства в обеспечении финансовыми ресурсами, а также формируется налоговая, ценовая и инвестиционная политика государства.
Федеральная бюджетная политика в качестве ядра экономической политики выступает как инструмент реализации экономической и социальной политики государства. Соответственно, проработка федеральной бюджетной политики любой страны строится последовательно, по нижеследующему плану (рисунок 2).
Определение концепции развития бюджета и его роли в общественном воспроизводстве с учетом реальных условий и перспектив развития страны
Постановка целей и задач бюджетной политики, определение роли центральных и территориальных государственных органов власти, субъектов государственного управления, коммерческих и некоммерческих организаций
Разработка конкретных путей решения поставленных целей и задач с учетом необходимости повышения уровня жизни населения
Поэтапная реализация бюджетной политики государства, субъектов государственного управления, коммерческих (в том числе государственных предприятий) и некоммерческих организаций в соответствии с намеченными сроками (с учетом действующих факторов и перспектив развития государства)
Рисунок 1.2 – Этапы формирования и реализации бюджетной политики государства
Рисунок 2. Этапы формирования и осуществления бюджетной политики государства
Федеральная бюджетная политика можно поделить на бюджетную стратегию и бюджетную тактики (рисунок 3). Бюджетная стратегия являются связанными со среднесрочными и долгосрочными целями и задачами, ставящиеся, в первую очередь, федеральным правительством, а также региональными и местными властями в бюджетной сфере в рамках своих полномочий.
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РФ
Бюджетная стратегия РФ
Бюджетная тактика РФ
Рисунок 3. Составляющие бюджетной политики Российской Федерации
Бюджетная тактика связана с рядом краткосрочных задач, ставящихся перед властями разного порядка на определенной стадии экономического развития, и данные задачи определяет бюджетная стратегия. Бюджетной стратегией должны формулироваться, в первую очередь, цели бюджетной политики в долгосрочном плане[9].
Бюджетная стратегия на уровне государства проявляется в долгосрочных стратегических программах социально-экономического развития России. На очередной финансовый год ежегодное бюджетное послание Президента России можно включить в бюджетную тактику, так как в данном послании формулируются краткосрочные задачи. Выработкой бюджетной стратегии предполагается определение стадий ее осуществления, на каждой стадии ставятся определенные задачи. Т.е. бюджетная тактика должна являться очередным этапом бюджетной стратегии.
Итак, бюджетная политика Российской Федерации — составляющая ее финансовой политики. Бюджетная политика представляет собой совокупность мероприятий, которые связаны с финансовым обеспечением задач и функций государства, ориентированных на осуществление и исполнение госуслуг, в соответствии с бюджетом на очередной финансовый год. Именно она отражает интересы и функции государства в обеспечении финансовыми ресурсами, а также формирует налоговую, ценовую и инвестиционную политику государства. И именно она выступает ядром экономической политики и инструментом осуществления экономической и социальной политики государства.
1.3. Значение автоматизированных систем управления финансами
Федеральный бюджет должен формироваться, и исполнятся на базе государственных программ для того, чтобы достигнуть целей социально-экономической политики и обеспечить общественный контроль за их достижением.
Кроме того, в целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов предполагается внедрить систему современной государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», благодаря которой должен осуществится переход на качественно новый уровень управления государственными финансами и должен быть создан инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений.
Предполагается, что система «Электронный бюджет» обеспечит прозрачность финансово-хозяйственной деятельности каждого отдельного участника бюджетного процесса, гарантирует открытость и достоверность их деятельности, предусмотрит в процессах формирования, утверждения и исполнения бюджета возможность участия граждан, общественных институтов, бизнеса и контролирующих организаций, профессиональных сообществ.
Так, в настоящее время выходит на рынок единая система управления госфинансами под названием «БАРС. Бюджет Онлайн». Эта система близка к архитектуре «Электронного бюджета» и, по мнению первого заместителя генерального директора «БАРС Груп» Дмитрия Вахрушева, может быть использована для создания регионального сегмента (см. рис. 1). В данную систему включены функциональные блоки для бюджетного учёта и отчётности, расчёта заработной платы, учёта кадров, формирования госзакупок, управленческой деятельности и аналитики. Более того, были внедрены отдельные функциональные блоки этой системы в 25 регионах.
В целях исполнения поручения Президента РФ определенном в Бюджетном послании была разработана бюджетная стратегия России на период до 2030 г. Данная стратегия определяет основные черты бюджетной политики при различных вариантах развития российской и мировой экономики. В ней были продуманы и обоснованы механизмы реализации и ресурсного обеспечения государственных программ, их корреляцию с долгосрочными целями социально-экономической политики государства.
От Бюджетной стратегии ждут то, что она обеспечит в рамках различных вариантов развития мировой экономики предсказуемость реакций бюджетной системы и при негативном воздействии внешних экономических факторов превентивное применение адекватного набора мер.
глава 2. Органы управления финансами России на современном этапе
2.1. Структура органов управления финансами
Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений складывается из установления норм, относящихся непосредственно к бюджету субъекта РФ и норм, регулирующих отношения бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов[10]
Особенность отечественной бюджетной системы заключается в превышении расходов бюджетов регионального уровня над их доходами и превышении доходов федерального бюджета над его расходами. То есть, бюджетная система России отличается сосредоточением финансовых ресурсов на федеральном уровне при непрерывном дефиците средств субфедеральных бюджетов. Процесс сосредоточения финансовых ресурсов в бюджетной системе РФ обладают тенденцией к усилению. Российские ученые полагают, что данная тенденция противоречит общемировой практике, в соответствии с которой во многих странах мира (кроме Финляндии) федеральные бюджеты образуются с дефицитом, а доходы региональных бюджетов равны либо превышают их расходы.
Под государственными доходами традиционно понимается часть национального дохода страны, которая обращается в ходе его распределения и перераспределения посредством различных видов денежных поступлений в собственность и распоряжение государства в целях формирования финансовой базы, требуемой для исполнения его задач по реализации социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности государства, и функционирования государственных органов.
Миссия Министерства Финансов РФ заключается в обеспечении действенного и ответственного управления системой общественных финансов России.
Стратегические цели МФ РФ и подведомственных ему федеральных служб заключаются:
- В обеспечении исполнения и формирования условий для оптимизации расходных обязательств РФ.
- В поддержании макроэкономической и финансовой стабильности в качестве основы для стабильного социально-экономического развития государства.
- В формировании и функционировании действенной налоговой системы.
- В создании условий для действенного исполнения полномочий органов государственной власти регионов РФ и местных органов самоуправления.
- В оптимизации управления государственным долгом и финансовыми активами.
- В обеспечении надежности и прозрачности финансовой системы[11].
Основа работы МФ РФ состоит в выработке и реализации единой государственной финансовой политики, которая необходимо для стабильного развития экономики и функционирования финансовой системы.
МФ РФ в рамках своей компетенции обеспечивается исполнение и формирует нормативную и методологическую основу для оптимизации действующих и вновь принимаемых расходных обязательств РФ, которые необходимы для действенного осуществления полномочий и функций федеральных государственных органов власти. Вместе с тем должна обеспечиваться макроэкономическая стабильность и действенное функционирование налоговой системы, формирующие условия для стабильного экономического роста.
Обеспечением прозрачности и надежности финансовой системы формируются важные условия для того, чтобы достичь всех целей деятельности МФ РФ.
МФ РФ и подведомственными ему федеральными службами исполняются три типа государственных функций:
- правоустанавливающие – регулирование, включая нормативно-правовое, и проработка государственной политики в финансовой, бюджетной, налоговой и иных областях;
- правоприменительные – непосредственное администрирование и управление, включая предоставление государственных услуг, исполнение административных функций, администрирование государственных расходов (функции создания проекта федерального бюджета, управления госдолгом, сбора налогов, управления Резервным фондом и Фондом национального благосостояния, кассовое обслуживание исполнения бюджетов системы бюджетов);
- контрольные - контроль и надзор за выполнением налогового, бюджетного и валютного, страхового, финансового законодательства, а также законодательства в иных областях по вопросам, входящим в компетенцию МФ РФ.
2.2. Характеристика отдельных подразделений финансового аппарата
МФ РФ обладает важнейшим местом в системе финансового контроля, оно не только вырабатывает финансовую политику государства, но и осуществляет контроль ее реализации.
Минфином осуществляется финансовый контроль :
целевого использования федерального бюджета и государственных внебюджетных денежных и целевых бюджетных фондов;
поступления доходов от имущества, которое находится в федеральной собственности;
доходов от проведения лотерей, проводящихся в России;
обеспечения платежеспособности страховщиков;
формирования и сохранности Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней в России;
использования и хранения драгоценных камней организациями и совершения сделок с ними;
расходов, связанных с государственным внутренним и внешним долгом;
качества аудиторских проверок.
Поэтому МФ РФ имеет право проведения комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования федеральных бюджетных средств, внебюджетных фондов и иных федеральных средств, проведения документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности по заданию правоохранительных органов.
Для исполнения контрольных полномочий МФ РФ обладает правом запроса необходимых материалов по бюджетным и внебюджетным фондам и применения мер воздействия по итогам контроля – при выявлении фактов нецелевого применения проводить взыскание их с наложением штрафа; ограничения, приостановления и прекращения финансирования организаций при нарушении финансовой дисциплины. При этом, МФ РФ уполномочен на предоставление отсрочек и рассрочек по налоговым платежам в федеральный бюджет.
Своевременным и качественным формированием отчетностей об исполнении федерального бюджета обеспечивается возможность оценки степени исполнения расходных обязательств России, предоставления участникам бюджетного процесса необходимой для изучения, планирования и управления бюджетными средствами информации, обеспечения подотчетностей деятельности органов власти и администраторов бюджетных средств, оценки финансового состояния бюджетных учреждений.
Непосредственные результаты регулятивной деятельности МФ РФ, которая направлены на организацию исполнения федерального бюджета и составление бюджетной отчетности, — исполнение принципов ответственного управления общественными финансами, которые связаны с налогово-бюджетной прозрачностью, и наличием действенной системы исполнения бюджета, что будет благоприятствовать прозрачности и подконтрольности исполнения бюджета и, следовательно, понижению уровня нецелевого применения бюджетных средств[12].