Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Финансовая система является совокупностью разных областей (звеньев) финансовых отношений, у каждой из которых существуют особенности в формировании и применении фондов денежных средств, разной ролью в общественном воспроизводстве.

Какой-либо стране, чтобы выполнить свои задачи и функции требуются деньги, которые обеспечивают финансирование всей деятельности страны. Потому во владение страны направляется часть национального дохода государства в качестве разных по своей юридической сущности поступлений, за счет которых происходит формирование государственных доходов. Достаточная обеспеченность страны финансовыми ресурсами является одним из требуемых условий оперативного функционирования системы государственной власти, а также в дальнейшем, хорошего выполнения страной собственных задач и функций. Так как сама страна является учреждением постоянным, то и потребности его в финансовых ресурсах являются постоянными.

Минфин РФ осуществляет координацию и контроль деятельности Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, которые находятся в его ведении.

Целью исследования является исследование системы управления финансами в РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

  • Рассмотреть эволюцию взглядов на понятие «финансы»;
  • Определить основные цели, задачи государственного управления финансами;
  • Рассмотрены тенденции и проблемы деятельности Министерства финансов;
  • Проведен анализ эффективности деятельности Министерства финансов;
  • Рассмотрены основные направления развития финансовой системы РФ.

Предметом исследования является государственная финансовая политика.

Объектом исследования являются финансовые отношения на уровне государства.

Глава 1. Система управления финансами в РФ

1.1. Объективная необходимость и содержание управления финансами.

Термин finansia появился в XIII-XV веках в торговых городах Италии и изначально подразумевал всякий денежный платеж. В последующем термин широко распространился во всем мире и стал употребляться в качестве понятия, связанного с системой денежных отношений населения и государства по поводу образования государственных денежных фондов. Этим термином отражались, во-первых, денежные отношения двух субъектов, т.е. деньги выступали как материальная основа существования и функционирования финансов (там, где нет денежных средств, не может быть финансов); во-вторых, субъекты имели разные права в процессе данных отношений: один из них (государство) имел особые полномочия; в-третьих, в процессе данных отношений образовывался общегосударственный денежный фонд - бюджет. Соответственно, можно подчеркнуть, что данные отношения обладали фондовым характером; в-четвертых, регулярное поступление денег в бюджет не могло обеспечиваться без придания налогам, сборам и иным платежам государственно-принудительного характера, что могло быть достигнуть через правовую нормотворческую деятельность государства, создание соответствующего фискального аппарата.


С XIX в. в литературе экономической направленности понятие «финансы» распространено на денежные операции отдельных фирм, компаний, банков, а не исключительно на доходы и расходы государства. Вместе с тем часто отождествляются термины «банковский капитал и «финансовый капитал». В особенности, Дж. М. Кейнс финансы также рассматривал в качестве денежной формы капитала. Такая интерпретация финансов встречается и у современных авторов, которые специализируются на проблематике финансового рынка[1].

Появление большинства иностранных научных экономических школ было обусловлено необходимостью разрешения определенной экономической проблематики. Прикладной характер создания экономических теорий определил рассмотрение финансов в иностранной литературе как средство разрешения задач на макро- и микроуровне. Поэтому и в учебных пособиях, и в большинстве новейших иностранных экономических словарях финансы определяются в качестве науки по управлению денежными потоками[2] либо рассматриваются в качестве одного из экономических инструментов государственного регулирования. Определение финансов в качестве метода управления деньгами встречается и в научной, а также справочной литературе СССР в 1920-1930-ые годы.

С 1940-х гг. советские экономисты начинают рассматривать финансы в качестве экономической категории. Впервые финансы в качестве системы экономических (производственных) отношений определены В.П. Дьяченко в его работе «К вопросу о сущности и функциях советских финансов». С того времени в отечественной литературе началась дискуссия о сфере появления и действия финансовых отношений и их отличительных чертах, дающих возможность выделения финансов как самостоятельной категории из разнообразия экономических отношений. Таким образом, в рамках трудовой теории стоимости образовались две главные концепции сущности финансов: распределительная и воспроизводственная, которые представлены и в новейших российской учебной литературе.

Сторонниками первой из них (В. М. Родионовой, Л. А. Дробозиной, С. И. Лушиным и др.) связывается появление и функционирование финансов лишь с этапом распределения, не отрицая взаимной обусловленности последнего и производственных процессов, обмена и потребления. В пределах второй концепции (Д. С. Моляковым, Е. И. Шохиным, Н. Г. Сычевым и др.) финансы рассматриваются в качестве категории, связанной со всеми этапами общественного производства, включая обмен[3]. Следствие данных противоположных позиций заключается в разном составе финансовых ресурсов. В рамках воспроизводственной концепции денежные операции фактически аналогичны финансовым, а финансовые ресурсы — денежным средствам. Но в данном случае, наверное, было бы неправильным судить о самостоятельной категории, различной от денежных средств. С иной стороны, приверженцы воспроизводственной идеи ближе к отдельным нынешним подходам рассмотрения финансов в качестве денежных потоков[4] либо процессов формирования фондов и капиталов для реализации разных расходов[5], при которых не формулируется задача дифференциации сути явления и его внешних форм проявления.


Следовательно, финансы являются термином, в определении которого на данный момент нет единого мнения. Разнообразие толкования финансов можно объяснить различными задачами использования данного понятия (академический либо прикладной подход), разными философскими и экономическими школами.

Следовательно, финансы всегда являются денежными отношениями, однако не каждое денежное отношение всегда будет являться финансовым отношением. Исходя из сказанного, можно сформировать общее определение финансов.

Финансы являются совокупностью денежных отношений, которые организованы странной, в процессе которых происходит формирование и применение общегосударственных фондов денежных средств, чтобы осуществить экономические, социальные и политические задачи.

Какие же предпосылки возникновения финансов? Ведь человечество задолго до этого обладало деньгами, товарно-денежными отношениями, государственным устройством. Почему лишь в средневековье появились это явление и термин, который отражает его?

Первая предпосылка. Непосредственно в Центральной Европе после первых буржуазных революций хоть и остались монархические режимы, но власть монархов существенно урезалась и самое главное - случилось отторжение главы государства (монарха) от казны. Появился общегосударственный денежный фонд - бюджет, который глава страны не мог использовать.

Вторая предпосылка. Возникновение и применение бюджета стало обладать системным характером, т.е. появились системы государственных доходов и расходов с конкретным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные категории расходной части бюджета почти не менялись на протяжении многих веков. Уже тогда имелись обозначенные 4 направления расходов: армия, управление, экономика, социальные нужды. В РФ последнее направление появилось в конце XIX века. Там, где оставались монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора. К примеру, в середине XIX века на данные цели выделяли в бюджете Англии 1,05%, Франции - 2,01, Пруссии - 3,9, России - 2,7% совокупного объема государственных расходов. Интересным представляется и тот факт, что по-прежнему почти неизменной (11-13%) сохраняется доля расходов на управление в бюджетах различных государств в разные периоды.

Третья предпосылка. Налоги в денежном виде стали носить преимущественный характер, в то время как раньше доходы государства образовывались преимущественно за счет натуральных податей и трудовых повинностей.


Следовательно, только на этом этапе развития государственности и денежных отношений явилось возможным распределить созданный продукт в стоимостном выражении. Распределительные отношения являются частью экономических отношений в обществе, и финансы, являясь выражением данной объективно существующей области экономических отношений, — экономическая категория. Они обладают ярко выраженным специфическим общественным назначением - образование и применение фондов денег государства через особые формы движения стоимости. Финансы при этом - и историческая категория, поскольку они обладают стадиями возникновения, развития, т.е. меняются во времени.

Можно отметить два главных этапа развития финансов.

Первый этап заключается в неразвитой форме финансов, для которой был свойственен непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (две третьих бюджета) тратилась на военные цели и почти не воздействовала на экономику. Помимо этого, этому этапу характерна узость финансовой системы, поскольку она включала одно звено - бюджетное, и число финансовых отношений было ограниченным. Все они были связаны с образованием и применением бюджета[6].

По ходу развития товарно-денежных отношений, государственности появлялась необходимость в новых общегосударственных денежных фондах и следовательно в новых группах денежных отношений по поводу их образования и применения.

На данный момент повсеместно, вне зависимости от политического и экономического устройства какой-либо страны, финансы вступили в новую стадию своего развития - вторую стадию. Это вызвано многозвенностью финансовых систем, высокой степенью влияния на экономику, большим многообразием финансовых отношений. На данном этапе финансы становятся одним из самых важных орудий непрямого влияния на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

1.2. Правовые основы управления финансами

Содержание финансовой деятельности страны проявляется в многочисленных и многообразных функциях в области образования, распределения и применения государственных фондов денежных средств (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности исполняются также органами государственного управления России и регионов РФ (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в пределах отнесенных к их компетенции отраслей либо сфер управления.


Финансовая деятельность государства реализуется разными методами. Как управляющая система финансовая деятельность выражается в многообразных методах. Их многообразие зависимо от разных факторов: субъект взаимоотношений, условия аккумуляции и применения денежных средств.

Методы реализации финансовой деятельности в литературе юридической направленности принято подразделять на две группы: методы собирания денег и методы их распределения и применения[7].

Самый важный метод собирания денег в государственные (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты – налоговый метод – метод установления налогов. В отличие от налогового метода, для которого характерен принудительный (обязательный) характер изъятия денег, используется также метод добровольных взносов – приобретение государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

При распределении и применении государственных денег используются два самых важных метода: метод финансирования и кредитования. Метод финансирования проявляется в безвозмездном и безвозвратном представлении денег. Кредитование значит выделение (предоставление) денег на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование используется в отношении государственных организаций, кредитование – в отношении государственных учреждений и других негосударственных учреждений.

Финансовая деятельность при рыночной экономике должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и увеличением эффективности всех звеньев финансовой системы государства. Финансовое планирование должно исходить из рыночного механизма обмена товарами и услугами, признания затрат на их производство общественно важно на основании закона спроса и предложения. Такой основе необходимо усиление прогнозирования мобилизации и применения финансов в конкретных направлениях на продолжительный срок, а также годовое финансовое планирование[8].

Бюджетная политика в качестве органической части финансовой политики (рисунок 1.) обладает целевой направленностью.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Инвестиционная политика

Социальная политика

Денежно-кредитная политика

Налоговая политика

Бюджетная политика

Рисунок 1. Бюджетная политика как составляющая финансовой политики государства