Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Система управления финансами в РФ
1.1. Объективная необходимость и содержание управления финансами.
1.2. Правовые основы управления финансами
1.3. Значение автоматизированных систем управления финансами
глава 2. Органы управления финансами России на современном этапе
2.1. Структура органов управления финансами
2.2. Характеристика отдельных подразделений финансового аппарата
2.3. Зарубежный опыт построения системы финансового аппарата
Глава 3. Современные проблемы и перспективы развития системы управления финансами России
Федеральной Налоговой Службой России эффективно осуществляется деятельность по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам. На данный момент налоговыми органами представляются требования РФ в делах о банкротстве 25,1 тысячам организаций с общей суммой долга по обязательным платежам и денежным обязательствам 463,7 миллиарда рублей.
Планируемые значения показателей достижения Цели 4 «Формирование условий для действенного исполнения полномочий органов государственной власти регионов РФ и местных органов самоуправления» и входящих в нее задач были достигнуты.
С целью улучшения качества управления региональными финансами из федерального бюджета были предоставлены субсидии на реформы региональных и муниципальных финансов. Распределение субсидий на реформы региональных и муниципальных финансов производилось на конкурсной основе, что сформировало значимые стимулы для государственных органов власти регионов РФ в реализации бюджетной реформы и введении методов бюджетирования, которое ориентировано на результаты. Кроме того, на регулярной основе проводился мониторинг региональных финансов[18].
Но, к сожалению, имеются и неразрешенные проблемы, укажем главные из них в рамках темы нашего исследования:
1. Сохранение существенного ненефтегазового дефицита. Бюджетная система РФ очень сильно зависима от ситуации на международных сырьевых рынках, чем ограничиваются возможности для бюджетного маневра для существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, обуславливающих экономическое развитие государства, несмотря на необходимость данных расходов. Вместе с тем, из-за социальной направленности принятых бюджетных обязательств, последние, в существенной их части, не могут быть значительно сокращены.
2. Отсутствует оптимальность для стимулирования экономического развития структуры бюджетных расходов. Направляемые из бюджета средства на осуществление инфраструктурных проектов, отвечающих потребностям экономического развития, проектов в области образования и науки явно недостаточны.
3. Финансово-экономическое обоснование решений, влекущих новые расходные обязательства, производится на низком уровне. Оценка того, будет ли принятие новых обязательств для социально-экономического развития РФ результатом долгосрочных последствий, как это будет связано с другими направлениями государственной политики и какое влияние окажет на объем длящихся обязательств является недостаточно качественной.
4. Часто эффективность исполняемых бюджетных расходов производится низко, принимаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на какие-либо цели средств.
5. Во многом проводимая бюджетная политика для общества неясна, суть и необходимость определенных решений и действий в данной сфере, принимаемых органами государственной власти не раскрываются надлежащим образом.
6. Продолжает существовать практика непрерывных фрагментарных изменений налогового законодательства. Даже после того, как произошло улучшение условий налогообложения для ведения предпринимательства, есть необходимость в непрерывном отслеживании изменений и внесения корректив в финансовые планы, что преимущественно у субъектов малого и среднего бизнеса ведет к дополнительным затратам. Ввиду постоянного ожидания таких изменений замедляется осуществление долгосрочных инвестиционных проектов причиной, которой является низкая предсказуемость налоговых издержек при разработке бизнес-планов.
Следовательно, основные нерешенные проблемы в настоящее время, по целям и задачам бюджетной политики, являются нижеследующие:
1. Сохранился значительный ненефтегазовой дефицит.
2. Нет оптимальности для стимулирования экономического развития структуры бюджетных расходов.
3. Финансово-экономическое обоснование решений, которые влекут новые расходные обязательства, осуществляется на низком уровне.
4. Часто эффективность выполняемых бюджетных расходов производится низко, принимаемый социально-экономический эффект несоразмерен объемам израсходованных на какие-либо цели средств.
5. Во многом проводимая бюджетная политика для общества неясна, суть и необходимость определенных решений и действий в данной области, принимаемых органами государственной власти не раскрываются надлежащим образом.
6. Продолжает существовать практика непрерывных фрагментарных изменений налогового законодательства.
Заключение
Подводя итоги исследования проблем функционирования российской финансовой системы можно сделать определенные выводы.
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) —федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской Федерации.
Переход к среднесрочному бюджетному планированию на федеральном уровне обусловил планирование межбюджетных трансфертов на среднесрочную перспективу. Большинство межбюджетных трансфертов распределено между субъектами Российской Федерации на 3 года, что создает условия для повышения качества финансового планирования в регионах.
Одним из итогов совершенствования межбюджетных отношений является создание законодательной базы разграничения расходных полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Достигнут высокий уровень прозрачности и предсказуемости межбюджетных отношений. Более 95 процентов объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета распределяется на основе единых методик исходя из объективных показателей, адекватно отражающих факторы, определяющие потребность в финансировании. Распределение свыше 70 процентов объема межбюджетных трансфертов утверждается в рамках федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Подобное восприятие бюджетных отношений является конструктивным с позиции развития региона по законам здоровой конкуренции.
В таком ключе основным направлением межбюджетных отношений становится адекватное оценивание трансфертной политики в целом и целевых проектов для дотационных регионов в частности.
Конкурентная ориентация бюджета означает необходимость точной оценки упущенной выгоды от вложения денег в неперспективный регион и вложения в перспективный регион, так как в некоторых случаях значительно выгоднее поддерживать муниципалитет на иждивении, так как это окупается вложениями в прибыльные сферы.
Список литературы
- Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2017. – 687 с.
- Бетин О. И., Преображенский Б. Г. Механизмы государственного межбюджетного регулирования. Воронеж: Изд-во «Центр духовного возрождения Черноземного края», 2017
- Боди 3., Мертон Р. К. Финансы. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2019.
Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2018.
- Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2019. – 752 с.
- Грицюк Т. В. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями. – М.: Едиториал УРСС, 2018.
- Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Ге-лиос-АРВ, 2011.
- Кларк Дж. Б. Распределение богатства. - М.: Гелиос-АРВ, 2019.
- Конюхова Т.В. Комментарий к бюджетному законодательству Российской Федерации, -М., Юристъ, 2018.
- Кучеров И.И. Бюджетное право России: Курс лекций. – М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2017. – 317 с.
- Лавров А., Литвак Дж., Сазерлэнд Д. Реформа межбюджетных отношений в России: Федерализм, создающий рынок // Вопросы экономики. 2017. N 4.
- Лаптев С.В., Филина Ф.В. Основы теории государственных финансов. – М., 2019. С. 24.
- Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 540 с.
- Райзберг Б.А. Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 716 С.
- Розанова Т. Г. Экономика региона: теория и практика. – М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2017.
- Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2018.
- Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2018. – 749 с.
- Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Чечелевой. - М., Экзамен, 2019.
-
Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Ге-лиос-АРВ, 2011. ↑
-
Например, финансы (finance) - это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени. — Боди 3., Мертон Р. К. Финансы. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. — С. 38. ↑
-
В какой-то степени эта позиция перекликается с позицией Дж. Б. Кларка, который утверждает, что производство богатства, осуществляемое организованным обществом, есть процесс, охватывающий собою и обмен, и распределение (Кларк Дж. Б. Распределение богатства. - М.: Гелиос-АРВ, 2015. - С. 9) ↑
-
См.: Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Чечелевой. - М., Экзамен, 2015. - С. 494. ↑
-
См.: Энциклопедия Британика: «Finance - the process of raising funds or capital for any kind of expenditure ↑
-
Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 540 с. ↑
-
Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие / Б.А. Райзберг. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – С. 105. ↑
-
Сабитова Н. М. Бюджет и бюджетная политика субъекта Российской Федерации (на примере Республики Татарстан): Монография/ Н.М. Сабитова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – С. 54. ↑
-
Лукашов А.И. О предоставлении бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах региональных бюджетов // Финансы. 2014. N 4. С. 19 - 23. ↑
-
Бетин О. И., Преображенский Б. Г. Механизмы государственного межбюджетного регулирования. Воронеж: Изд-во «Центр духовного возрождения Черноземного края», 2013 ↑
-
Райзберг Б.А. Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 716 С. ↑
-
Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2015. – 752 с. ↑
-
Кучеров И.И. Бюджетное право России: Курс лекций. – М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2013. – 317 с. ↑
-
Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие / Б.А. Райзберг. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – С. 105. ↑
-
Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2013. – 687 с. ↑
-
Розанова Т. Г. Экономика региона: теория и практика. – М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2013. ↑
-
Конюхова Т.В. Комментарий к бюджетному законодательству Российской Федерации, -М., Юристъ, 2014. ↑
-
Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2014. – 749 с. ↑