Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существенная часть расходных обязательств РФ заключается в публичных нормативных обязательствах по выплате пенсий и пособий, исполняемых из средств государственных внебюджетных фондов РФ.

Регулятивная деятельность МФ РФ по разрешению данной задачи — согласование и экспертиза нормативно-правовых актов, которыми регулируются расходные обязательства РФ, подлежащие выполнению из межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов РФ, и нормативно-правовых актов, которыми регулируется бюджетный процесс в государственных внебюджетных фондах РФ (Таблица 1).

Таблица 1 - Обеспечение исполнения расходных обязательств Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

Конечный результат

Расходные обязательства РФ, которые подлежат исполнению за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов РФ, исполнены полностью и согласно требованиям бюджетного законодательства РФ

Регулирование

Администрирование

Непосредственный результат

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ составляются, утверждаются и исполняются согласно общим принципам и требованиям БК РФ

Расходные обязательства РФ, которые подлежат исполнению за счет межбюджетных трансфертов государственным внебюджетным фондам РФ, обеспечиваются источниками финансирования

Расчет межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов РФ проведен согласно утвержденным Правительством РФ методикам (порядке)

Внесенные Правительством РФ проектировки объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственным внебюджетным фондам РФ приняты федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период

Предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете межбюджетные трансферты из федерального бюджета перечислены бюджетам государственных внебюджетных фондов РФ полностью и в определенные сроки

Деятельность

Согласование и экспертиза проектов нормативных правовых актов, регулирующих бюджетный процесс в государственных внебюджетных фондах

Согласование и экспертиза проектов федеральных законов, предусматривающих исполнение расходных обязательств РФ за счет межбюджетных трансфертов государственным внебюджетным фондам РФ

Экспертиза правовых оснований, исходных сведений и расчетов объемов межбюджетных трансфертов, которые подлежат предоставлению из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов РФ

Взаимодействие с Минздравсоцразвития РФ и органами управления государственных внебюджетных фондов РФ по вопросам составления и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ


Административная деятельность МФ РФ по разрешению данной задачи — проведение экспертизы правовых оснований и исходных сведений для расчета трансфертов, исполнению федерального бюджета по перечислению трансфертов.

Значительно изменился бюджетный процесс в общем, что привело к изменениям на всех этапах: планирование, исполнение и контроль за исполнением бюджета. Произошедшим изменениям необходимо «иное» качество финансового управления (менеджмента) на уровне главных распорядителей средств федерального бюджета. Следовательно, последующая реформа бюджетного процесса должна быть сосредоточена на введении в общественный сектор новых процедур и методов финансового менеджмента.

Переход к программному бюджету, который планируется в рамках проведения Программы Правительства России по увеличению действенности бюджетных расходов на период до 2017 г., повышает актуальность разрешения задачи по улучшению качества финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент является внутренними правилами и процедурами главных распорядителей средств федерального бюджета, подразумевает ответственность и подотчетность за работу и ее результаты и состоит из:

а) определения наиболее действенных способов применения ограниченных ресурсов для того, чтобы достичь целей социально-экономической политики;

б) обеспечения действенного выполнения принятых решений.

Совершенствование финансового менеджмента преимущественно ориентировано на формирование условий и методологическое обеспечение внутренних преобразований и улучшения внутренних процедур главных распорядителей средств федерального бюджета[13].

Следовательно, реформирование финансового менеджмента, которое инициировал Минфин РФ в рамках улучшения эффективности управления общественными финансами, подразделяется на три главные составные части, которые заключаются:

  • в нормативном регулировании финансового менеджмента;
  • в создании внутренних правил и процедур финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета;
  • в совершенствовании финансового менеджмента государственных учреждений.

С 2008 г. Минфин РФ проводит ежеквартальный и ежегодный мониторинг качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета, отчеты о котором направляются в Правительство России в ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета. Оценка качества финансового менеджмента выступает для главных администраторов средств федерального бюджета как ориентир для реализации работы по улучшению внутренних процедур финансового менеджмента.


Один из инструментов совершенствования качества планирования деятельности государственных учреждений заключается в государственных (муниципальных) заданиях, формируемые согласно БК РФ с 1 января 2010 года в целях увязки объема и качества оказания госуслуг с объемом бюджетных ассигнований на данные цели, а также в переходе от финансирования деятельности организаций к финансированию оказанных услуг.

Содержание финансовой деятельности государства проявляется в самых разнообразных функциях в области образования, распределения и применения государственных фондов денежных средств (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности исполняются также органами государственного управления России и регионов РФ (министерствами, государственными комитетами, департаментами и т. д.) в пределах включенных в их компетенцию отраслей либо сфер управления.

Финансовая деятельность государства реализуется посредством различных методов. В качестве управляющей системы финансовая деятельность выражается в разнообразных методах. Их многообразие зависимо от ряда факторов: субъект взаимоотношений, условия аккумуляции и применения денежных средств.

Методы реализации финансовой деятельности в литературе юридической направленности принято подразделять на две группы: методы собирания денег и методы их распределения и применения[14].

Самый важный метод собирания денег в государственные (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты – налоговый метод – метод установления налогов. В отличие от налогового метода, для которого характерен принудительный (обязательный) характер изъятия денег, используется также метод добровольных взносов – приобретение государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

При распределении и применении государственных денег используются два самых важных метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования проявляется в безвозмездном и безвозвратном представлении денег.

Кредитование значит выделение (предоставление) денег на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование используется в отношении государственных организаций, кредитование – в отношении государственных учреждений и других негосударственных учреждений.

Финансовая деятельность при рыночной экономике должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и увеличением эффективности всех звеньев финансовой системы государства. Финансовое планирование должно исходить из рыночного механизма обмена товарами и услугами, признания затрат на их производство общественно важными на основании закона спроса и предложения. Такой основе необходимо усиление прогнозирования мобилизации и использование финансовых ресурсов в конкретных направлениях на определенный срок, и годовое финансовое планирование.


Для разрешения тактических задач МФ РФ в качестве субъекта бюджетного планирования подразумевается осуществление 34 бюджетных целевых программ. Все бюджетные целевые программы МФ РФ и подведомственных ему федеральных служб — ведомственные целевые программы, выделяемые в аналитических целях.

Аналитические ведомственные целевые программы применяются для осуществления правоприменительных и контрольных (административных) функций МФ РФ и его подведомственных служб, осуществление которых оценено рядом количественных показателей. Следовательно, большая часть из ведомственных целевых программ (19 из 34) осуществляется подведомственными Министерству федеральными службами в пределах их постоянной деятельности и не обладают ограничениями по срокам действия[15].

15 аналитических ведомственных целевых программ, которые осуществляет непосредственно Минфин РФ, выделяются для задач, большим значением для разрешения которых обладает административная деятельность с потенциально прогнозируемыми и количественно измеримыми результатами. Задачи с преобладанием регулятивной деятельности, непосредственный результат которой заключается в качестве правового регулирования в соответствующей сфере (или его повышение согласно программе реформ отражаются в непрограммной деятельности.

Таблица 2

Название

Количество ведомственных целевых программ, которые выделяются в аналитических целях

Минфин РФ

15

Государственное казначейство

4

ФНС

6

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

8

Федеральная служба страхового надзора

1

Итого

34

Помимо этого, общее методологическое требование к ведомственным целевым программам МФ РФ заключается в недопустимости дублирования их целей и результатов (показателей) результатов (показателей) соответствующей задачи. При невозможности соблюдения этого требования (в том числе – ввиду объективно обусловленных информационных либо организационных ограничений) разрешение этой задачи также в полной мере либо частично было включено в непрограммную деятельность Министерства и его подведомственных служб.

Бюджетная политика в области межбюджетных отношений в 2017-2019 годах будет заключаться на разрешении нижеследующих задач:


- на корректировке механизмов оказания финансовой помощи регионам РФ с целью повышения ее эффективности;

- на создании стимулов по взращиванию доходной базы региональных и местных бюджетов;

- на совершенствовании системы разграничения расходных обязательств уровней бюджетной системы.

Оценка исполнения консолидированных бюджетов регионов РФ на 2016 - 2019 годы, которая сформирована на основе сценарных условий функционирования экономики РФ и прогноза социально-экономического развития РФ, подразумевает положительную динамику основных характеристик консолидированных бюджетов регионов РФ в ближайшее время (таблица 3):

Таблица 3 - Оценка исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2017-2019 годах

миллиардов рублей

2016

2017

2018

2019

оценка

в %% к преды-дущему году

прогноз

в %% к

преды-дущему году

прогноз

в %% к преды-дущему году

прогноз

в %% к преды-дущему году

Доходы, итого

7 025,8

107,5

7 295,4

103,8

7 746,4

106,2

8 277,1

106,9

включая:

налоговые и неналоговые доходы

5 682,5

114,1

6 160,5

108,4

6 729,9

109,2

7 312,5

108,7

межбюджетные трансферты из бюджетов иных уровней

1 343,3

97,5

1 134,9

84,5

1 016,5

89,6

964,7

94,9

Расходы, итого

7 081,9

106,8

7 516,7

106,1

7 942,7

105,7

8 425,9

106,1

Дефицит

-56,1

-221,3

-196,3

-148,8

Доля доходов консолидированных бюджетов регионов РФ в доходах консолидированного бюджета РФ без учета трансфертов из федерального бюджета будет равняться в 2017 году 36,7%, в 2018 году – 36,5%, в 2019 году – 36,6%.