Файл: Особенности политики мотивации персонала корпораций.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 318
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы мотивации персонала корпораций
1.1. Сущность мотивации и мотивационного процесса в организации
1.2. Содержательные и процессуальные теории мотивации
1.3. Современная парадигма мотивации персонала корпораций
2.1 Организационная характеристика корпорации
Глава 2. Анализ системы управления мотивацией персонала в ОАО «Глория Джинс»
2.1 Организационная характеристика корпорации
Открытое акционерное общество «Глория Джинс» – единственная в России компания, выпускающая fashion-одежду. Доля продукции, продаваемой и производимой в России, у нее составляет 40-45%. Это отличает «Глорию Джинс» от других ритейлеров, которые либо копируют зарубежные бренды и производят одежду за рубежом, либо работают «вне официального рынка».
Место нахождения главного офиса компании: г. Ростов – на – Дону, пр. Сельмаш, 20/51.
Почтовый адрес: 344090, г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки 184. Владелец: Генеральный директор ОАО «Глория Джинс» Мельников Владимир Владимирович.
«Глория Джинс» — компания-создатель модных джинсовых брендов, успешно осваивающая сегменты одежного рынка модный casual и city life style, - ведет свою историю с конца 80-х годов. «Глория Джинс» — это два супербренда: Gee Jay и Gloria Jeans.
«Глория Джинс» — компания глобальная. Свою рыночную деятельность она осуществляет через 45 офисов, исследовательских и дизайнерских центров, действующих во всех регионах Российской Федерации, странах СНГ (Украина, Казахстан, Белоруссия), а также в Бразилии, Китае, Японии, Турции, Польше, Италии, США.
Компания основана 29 сентября 1988 года Владимиром Мельниковым. Корпорация развивает собственную розничную сеть в России и на Украине, насчитывающую на 1 мая 2013 года более 500 магазинов. Магазины компании располагаются в торговых центрах всех форматов и на главных улицах российских и украинских городов. Является (на 2014 год) крупнейшим в России производителем одежды. Центральный офис компании находится в городе Ростов-на-Дону (Ростовская область). Корпорации принадлежат 12 фабрик, расположенных на Юге России и в Украине.
«Глория Джинс» разрабатывает, производит и реализует недорогую одежду для молодежи, подростков и детей. Компания предлагает широкий ассортимент продукции, начиная от нижнего белья и заканчивая зимними пуховыми куртками. Наибольшую долю в ассортименте занимает продукция для молодежи от 13 лет.
Метод продажи товаров – самообслуживание.
Организационная структура системы управления персоналом является совокупностью взаимосвязанных подразделений, системы управления персоналом и должностных лиц. Она отражает сложившиеся разделения прав, полномочий, ролей и видов деятельности персонала и объединение их в систему. В зависимости от вида, размеров и целей объекта управления и его внешней среды существуют различные организационные структуры управления персоналом.
Организационная структура управления компанией ОАО «Глория Джинс» является линейно – функциональной, которая представлена на рис. 5.
Рис. 5. Организационная структура ОАО «Глория Джинс»
Организационная структура управления персоналом в компании ОАО «Глория Джинс» является не простой схемой, на которой указаны категории персонала и взаимосвязь между ними. Она в полной мере отражает логику функционирования компании и соответствует стратегическим направлениям ее развития.
Верховенство организационной структуры занимает генеральный директор. В его подчинении находятся 12 магазинов только по Московской области в сторону от центра Москвы. В то же время, такая большая ответственность ведет к перегруженности генерального директора. Это чревато нехваткой у него времени и сил на проведение контроля за выполнением обязанностей каждого из сотрудников магазина, поэтому в его подчинении находятся региональные директора, которые и занимаются управлением каждый своим магазином. На 31.12.16 г. штат компании ОАО «Глория Джинс» по дивизиону насчитывает 182 человека.
2.2. Анализ системы мотивации персонала корпорации
Проанализируем действующую в компании систему мотивации персонала. Она включает такие направления, как материальная и нематериальная мотивация
Вопросы применения форм, систем и размеров труда, материального стимулирования, выплат вознаграждений, доплат, надбавок и индексации заработной платы рассматривает и утверждает директор ОАО «Глория Джинс» предварительно согласовав их с менеджером по персоналу ОАО «Глория Джинс». Также директором установлена рабочая неделя продолжительностью 40 часов для работников с нормальными условиями труда. С учетом действующих норм трудового законодательства установлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.
Руководство ОАО «Глория Джинс» периодически повышает зарплату работникам предприятия, увязывая ее с ростом товарооборота, прибыли, качеством обслуживания. Оплата труда работника в ОАО «Глория Джинс» определяется его личным трудовым вкладом и предельными размерами не ограничивается.
В компании также в качестве материального стимулирования трудовой деятельности используется процедура премирования работников за текущие результаты работы, а также вознаграждения по итогам работы за год и поощрения за высокие достижения и выполнения отдельных заданий, выплаты за интенсивность работы.
За выслугу лет к установленной заработной плате добавляются проценты от заработной платы:
- пять лет – 5%;
- десять лет – 10%;
- пятнадцать лет – 15%;
- двадцать лет – 20%;
- двадцать пять лет – 25%.
Помимо перечисленных материальных стимулов, основными из которых являются заработная палата, премия и доплата за выслугу лет в компании существуют и дополнительные денежные надбавки:
- за совмещение профессий и должностей – в установленном по взаимному согласию между руководством и работником размере;
- за работу в вечерние и ночные часы – в двойном размере;
- за сверхурочную работу – по двойному тарифу;
- за работу в выходные и праздничные дни – по двойному тарифу.
Безусловно, мотивационному механизму оплаты труда отводится большая роль, но постоянное повышение уровня оплаты труда не способствует как поддержанию трудовой активности на должном уровне, так и росту производительности труда. Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных подъемов производительности труда. В конечном итоге происходит определенное привыкание к этому виду воздействия.
К основным методам нематериальной мотивации, существующим в компании стоит отнести: карьерное развитие сотрудников; признание заслуг сотрудника; предоставление парковочного места; поощрение свободным временем; предоставление возможности формирования гибкого графика работы.
Далее рассмотрим отношение самих сотрудников компании к существующей системе мотивации (мотивационным инсрументам ОАО «Глория Джинс»), а также к условиям труда в целом через анализ основных факторов текучести кадров компании. Ниже представлены оценки сотрудниками причин увольнения из ОАО «Глория Джинс» (табл. 2).
Таблица 2
Причины текучести кадров в ОАО «Глория Джинс»
Функция менеджмента, к которой относится причина увольнения |
ПричПричина увольнения |
Доля указавших данную причину сотрудников, % |
Организация труда |
Плохое оборудование рабочего места |
14,3 |
Тяжелые условия труда |
42,9 |
|
Высокая интенсивность труда, большая усталость |
57,1 |
|
Неравномерная нагрузка |
28,6 |
|
Мотивация труда |
Система оплаты труда |
85,7 |
Премии выплачивались субъективно и не за достигнутый результат |
57,1 |
|
Недоволен размером оплаты труда |
85,7 |
|
Отсутствие социальной поддержки |
42,9 |
|
Удовлетворенность трудом |
Тяжелая психологическая обстановка из-за придирок коллег |
28,6 |
Несправедливое отношение руководителей |
14,3 |
|
Отсутствие помощи и взаимовыручки в работе |
14,3 |
|
Не было служебного роста |
45,7 |
|
Личные |
Работа была далеко от дома |
28,6 |
Переехал |
28,6 |
|
Решил сменить сферу деятельности |
28,6 |
Итак, приведенные в таблице результаты опроса уволившихся сотрудников показывают, что ряд особенностей системы управления персоналом приводит сотрудников к увольнению.
Согласно результатам опроса, работники отмечают такие недостатки организации, труда как высокая интенсивность труда (данный недостаток отметили 57,1% респондентов), тяжелые условия труда (отметили 42,9% респондентов), неравномерность нагрузки (отметили 28,6% респондентов) и плохое оборудование рабочего места (14,3% респондентов).
В качестве недостатков системы мотивации уволившиеся работники отмечают неэффективную систему оплаты труда (данный недостаток отмечен 85,7 % респондентов), субъективизм в начислении премий (отметили 57,1% респондентов), неудовлетворенность размером оплаты труда (назвали 85,7% респондентов), отсутствие социальной поддержки (отмечен 42,9% респондентов).
Также работники отмечают в качестве причины увольнения неблагоприятный социально-психологический климат, в частности, тяжелую психологическую обстановку из-за придирок коллег (отметили 28,6% респондентов), несправедливое отношение руководителей (назвали 14,3% респондентов), отсутствие помощи и взаимовыручки в работе (отметили 14,3% респондентов). Также работники отмечают в качестве причины увольнения отсутствие продвижения по службе (45,7% респондентов).
Наконец, можно выделить личные причины увольнения, такие как большое расстояние до работы (назвали 28,6% респондентов), переезд (28,6% респондентов), желание сменить сферу деятельности (28,6% респондентов).
Проанализируем отношение к действующей системе мотивации работающего в ОАО «Глория Джинс» персонала. В качестве инструмента анализа использовалось анкетирование.
Подавляющее большинство персонала имеет сформированное мнение об удовлетворённости уровнем заработков. На рис. 6 представлена удовлетворенность персонала уровнем оплаты труда. Большая часть руководителей демонстрирует удовлетворённость уровнем заработков – 80%. Неудовлетворенность размером оплаты труда демонстрируют 9 % руководителей, еще 11% не сформировали своего мнения.
Рис. 6. Удовлетворенность персонала ОАО «Глория Джинс» размером оплаты труда, %
Среди специалистов доля работников, не удовлетворенных размером заработков заметно выше – 32%. Соответственно доля специалистов, которых абсолютно устраивает размер заработка, меньше, чем среди руководителей – 38%. Еще 20% специалистов уровнем оплаты труда скорее удовлетворено.
Большая часть служащих уровнем оплаты труда не удовлетворена – всего 24% полностью удовлетворены и 19% скорее удовлетворены, чем нет. Отметим, что среди служащих выше удельный вес сотрудников, не удовлетворенных заработком: размер оплаты труда совершенно не устраивает 15% и скорее не устраивает 26%. Это свидетельствует о том, что персонал ОАО «Глория Джинс» в целом уровень заработной платы не удовлетворяет.
На рис. 7 иллюстрируется удовлетворенность работников системой продвижения персонала.
Рис. 7. Удовлетворенность системой продвижения персонала ОАО «Глория Джинс», %
Мы видим, что рабочие и служащие демонстрируют средний уровень удовлетворенности системой продвижения: 53% служащих система продвижения устраивает, 17% скорее устраивает. Специалисты удовлетворены системой продвижения персонала в меньшей степени, чем руководители: 57% специалистов системой продвижения удовлетворены, 11% скорее удовлетворены. Руководители демонстрируют высокий уровень удовлетворенности системой продвижения. Учитывая приеденные выше данные о неудовлетворенности системой продвижения уволившихся работников, можно сделать вывод, что возможности карьерного роста в компании распределены неравномерно, доступ к ним рабочих и служащих ограничен.
Удовлетворенность условиями труда увеличивается по мере повышения положения в служебной иерархии: для руководителей показатели удовлетворенности условиями труда максимальны. При этом, следует отметить, что среди самой неудовлетворенной условиями труда категории – служащих – наблюдается порядка 50% сотрудников, которых условия труда полностью устраивают. Это неплохой показатель.
На рис. 8 проиллюстрирована удовлетворенность персонала системой нематериального стимулирования.
Рис. 8. Удовлетворенность системой нематериального стимулирования в ОАО «Глория Джинс», %
Мы видим, что по данному критерию эффективности управления персоналом наблюдаются самые низкие оценки сотрудников. Так же, как и по другим критериям, удовлетворенность сотрудников коррелирует с местом в служебной иерархии: удовлетворенность руководителей выше, чем специалистов и служащих.
Отметим, что максимальную неудовлетворенность системой нематериальной мотивации демонстрируют специалисты – доля неудовлетворенных работников превышает 40%.
Таким образом, система мотивации персонала ОАО «Глория Джинс» основана на окладной системе оплаты труда, дополненной выплатой различных надбавок и премий. Нематериальная система мотивации включает в себя такие направления как развитие персонала в процессе адаптации сотрудника.
Можно сделать вывод о наличии существенных недостатков в системе мотивации персонала ОАО «Глория Джинс». На основе проведенного анализа мотивации персонала ОАО «Глория Джинс» можно выделить следующие проблемы в системе мотивации персонала предприятия: