Файл: Деятельность Банка России, как национального мегарегулятора.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 3
С учетом наличия у малых кредитных организаций портфелей ценных бумаг, а также наличия эмитентов ценных бумаг среди банков, потенциально переходящих в статус банков с базовой лицензией, осуществления ими профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг по клиентским (брокерским) операциям такая неопределенность до настоящего времени не позволяет оценить плюсы и минусы работы в статусе банка с базовой лицензией.
Руководствуясь интересами обеспечения финансовой стабильности, Банк России в рамках реализации международных инициатив фокусирует внимание на повышении пруденциальных требований к качеству активов и капитала. Регулятор подготовил и ввел в действие ряд изменений в нормативную базу, касающихся ужесточения подходов к резервированию по целому ряду банковских активов, расчету рыночных рисков, а также показателей достаточности собственных средств кредитных организаций.
Цель надзорных новаций заключается в создании такой регуляторной среды, которая побуждала бы кредитные организации к расчистке балансов от «технических» (схемных), проблемных и непрофильных активов. Реализация этих инициатив позволит повысить устойчивость российской банковской системы, сделает ее более транспарентной и привлекательной для инвестиций.
С 2018 г. в соответствии с критериями пропорционального регулирования все пруденциальные нормативы применяются с учетом специфики трех групп кредитных организаций: системно значимых кредитных организаций (СЗКО), банков с универсальной лицензией и банков с базовой лицензией. При этом часть новых нормативов применяется только в отношении СЗКО, а банки с базовой лицензией в отличие от банков с универсальной лицензией освобождаются от выполнения ряда обязательных показателей.
С января 2018 г. для СЗКО повышены нормативы достаточности базового капитала, капитала первого уровня и общего капитала, которые увеличатся до 7,025%, 8,525% и 10,525%. Дополнительная надбавка за системную значимость составит 0,65% (она применяется для всех 11 системно значимых российских банков)[6]. Величина национальной антициклической надбавки в соответствии с решением Совета директоров Банка России продолжает оставаться на нулевом уровне. Для этой группы банков с 1 января 2018 г. повышен также минимальный норматив краткосрочной ликвидности (LCR) - с 80 до 90%. Он рассчитывается как отношение высоколиквидных активов банков к чистым оттокам денежных средств в течение 30 дней.
В соответствии с графиком перехода на Базель-3 для СЗКО вводится второй из двух нормативов ликвидности - норматив структурной ликвидности (норматив чистого стабильного фондирования, NSFR). Этот показатель рассчитывается как отношение имеющегося в наличии стабильного фондирования к его необходимому объему. Минимальное значение норматива - 100%.
В соответствии с Базелем-3 для банков с универсальной лицензией повышаются надбавки к достаточности капитала. Надбавка к нормативам для поддержания достаточности капитала вырастет до 1,875%. Увеличатся надбавки или буферы достаточности капитала. Изначально нормативы достаточности капитала были зафиксированы на уровне 4,5% (Н1.1, базовый капитал), 6,0% (Н1.2, основной капитал) и 8,0% (Н1.3, общий капитал). К ним ежегодно Банк России прибавляет три надбавки - буфер консервации, буфер системной значимости (только для СЗКО) и антициклическую надбавку. С 1 января 2018 года буфер консервации вместо 1,25 составит 1,875%, поэтому минимальное значение норматива Н1.1 для всех банков будет 6,375%, Н1.2 -7,875%, Н1.3 - 9,875%.
Для кредитных организаций с универсальной лицензией введен и применяется с января 2018 г. в качестве обязательного норматив финансового рычага (Н1.4). Минимальное значение норматива установлено на уровне 3%, и при его расчёте, в отличие от норматива достаточности капитала, не происходит взвешивание активов по риску. Реализация указанного стандарта является завершающей частью внедрения установленных требований к достаточности капитала банка в рамках Базеля-3.
Регуляторные новации Банка России не ограничиваются введением новых обязательных нормативов и пересмотром в сторону ужесточения числовых значений уже действующих пруденциальных показателей. Фокус дистанционного надзора перемещается на оценку процедур управления рисками и достаточности капитала (ВПОДК). В 2017 г. регулятор проверил банки с активами более 500 млрд рублей (около 20 кредитных организаций).
В текущем году ожидается проведение Банком России оценок выполнения указанных требований для банков с размером активов менее 500 млрд рублей. Минимальные требования к процедурам формулируются в специальных опросниках Банка России. Если проверка ВПОДК обнаружит их несоответствие минимальным требованиям, то регулятор имеет право на срок до года утвердить для банка индивидуальные повышенные требования к достаточности капитала - надбавка составит от одного до трех процентных пунктов. Возможность применения при оценке ВПОДК надбавок к фактическим значениям обязательных нормативов и отсутствие верхних пределов дополнительных требований повышает неопределенность при планировании капитала.
В отношении институтов коллективного инвестирования Банк России регистрирует правила доверительного управления ПИФ и правила НПФ, документы специализированных депозитариев. Банк России проводит проверки деятельности всех указанных выше субъектов и вправе выдавать им предписания.
Банк России устанавливает порядок и сроки расчета рыночной стоимости активов, в которые размещены средства пенсионных резервов, и совокупной рыночной стоимости пенсионных резервов фонда, утверждает типовые страховые правила фонда, типовую форму договора об оказании фонду услуг специализированного депозитария, типовую форму договора об обязательном пенсионном страховании, утверждает требования к пенсионным схемам, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения, порядок, формы и сроки составления и представления отчетов о деятельности фондов, устанавливает обязательные условия договора доверительного управления, заключаемого фондом с управляющей компанией.
Также Банк России определяет квалификационные требования к лицам, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа фонда, к контролерам (руководителям службы внутреннего контроля).
Проводимая Банком России реформа банковского надзора и регулирования еще больше ужесточит операционную среду деятельности кредитных организаций. В этой связи можно ожидать дальнейшего сокращения их числа за счет отзыва лицензий, а также добровольной их сдачи в рамках процедур присоединения.
На протяжении последних 4,5 лет в банковской системе идет интенсивная борьба с недобросовестными участниками рынка, которые представляют угрозу для финансовой стабильности. За это время (по состоянию на 1 августа 2018 года) было отозвано 358 банковских лицензии, что превышает количество отзывов за предыдущие 9 лет. Усиление банковского надзора в России проходило в рамках глобального мирового тренда на ужесточение стандартов банковского регулирования, одной из причин возникновения которого стал мировой финансовый кризис: ужесточение надзорных функций в России было связано, прежде всего, с предстоящим внедрением части нормативов Базеля-III. Внедрение более высоких стандартов банковского надзора позволило выявить, что низкое качество банковских активов имеет системный характер и не зависит от размера кредитной организации. За период с ноября 2013 года, который принято считать началом активного периода «чистки» системы, доля банков с отозванной лицензией в сегменте топ-200 по активам существенно приблизилась к аналогичному показателю в сегменте «200+».
Рисунок 8. Доли отзывов лицензий (без учета аннулированных) в сегментах топ-200 и «200+» по активам
В частности, если за период с начала 2005 года по ноябрь 2013 года в сегменте топ-200 с отзывом лицензии столкнулись лишь 8% банков, то за последние 4,5 года каждый четвертый крупный банк прекратил свое существование. При этом доля отзывов в сегменте «200+» повысилась незначительно.
Для получения более объективной картины необходимо помимо отзывов лицензий учитывать проводимые процедуры финансового оздоровления — санации, под которую подали в первую очередь системно значимые банки. Это регуляторное действие также указывает на наличие в банке серьезных проблем, в большинстве случаем достаточных для отзыва лицензии.
В результате в сегменте крупных банков частота применения регуляторных мер резко подскочила в 2013-2017 годах, практически сравнявшись с аналогичным показателем в сегменте небольших кредитных организаций.
Рисунок 9. Доли отзывов лицензий (без учета аннулированных) и санаций в сегментах топ-200 и «200+» по активам[7]
С одной стороны, применение крайних регуляторных действий по отношению, в том числе к крупным и системно-значимым банкам сформировало на рынке ожидание роста стабильности и прозрачности в системе. С другой стороны, текущие тенденции в банковском секторе несут определенные риски, которые могут проявить себя в среднесрочной перспективе. Это связано с усилением государственного присутствия на рынке банковских услуг, которое можно подтвердить, проанализировав основные итоги изменений в структуре банковского сектора за последние 4,5 года.
Во-первых, среди крупнейших банков практически не осталось независимых частных кредитных организаций — в основном рейтинг формируют госбанки, зарубежные банки, банки с высокой зависимостью от средств крупных корпоративных структур. Сейчас в топ-15 по активам в качестве независимого частного российского банка можно выделить только Альфа-банк, в то время как по состоянию на ноябрь 2013 года таких кредитных организаций в топ-15 по активам было шесть.
Таблица 2. Топ-15 по активам кредитных организаций на 01.07.2018
№ по Банк активам |
Характеристика |
1 Сбербанк |
Госбанк |
2 ВТБ |
Госбанк |
3 Газпромбанк |
Госбанк |
4 Россельхозбанк |
Госбанк |
5 Национальный клиринговый центр |
Дочерняя организация группы «Московская Биржа» |
6 Альфа банк |
Независимый частный банк |
7 МКБ |
Существенная зависимость от Роснефти |
8 Открытие |
Санация |
9 Промсвязьбанк |
Санация |
10 Юникредит банк |
Иностранный капитал |
11 Райффайзенбанк |
Иностранный капитал |
12 Россия |
Госучастие |
13 Росбанк |
Иностранный капитал |
14 Бинбанк |
Санация |
15 Рост банк |
Санация |
Во-вторых, в структуре активов банковского сектора зафиксировано стремительное наращивание влияния государства. Это происходит по двум основным направлениям. Прежде всего, последние крупные санации Бинбанка, Промсвязьбанка, банка «Открытие» и Азиатско-Тихоокеанского банка, в результате которых они перешли под контроль Банка России, привели к увеличению числа госбанков.
Во-вторых, по мере увеличения числа отозванных лицензий крупных частных банков усиливается репутационное давление на остальные частные кредитные организации. Неожиданные для стороннего наблюдателя отзывы лицензии или переводы на санацию хорошо известных на рынке кредитных организаций начинают формировать мнение о том, что даже самые крупные частные банки являются ненадежными и недобросовестными участниками рынка.
В результате в системе создаются такие условия, что частным банкам становится все сложнее формировать пассивы. Это, в свою очередь, вынуждает банки предлагать повышенные процентные ставки по вкладам. В частности, если в Сбербанке ставки по годовому вкладу3 по состоянию на середину августа 2018 года составляли 4,45%, то Восточный банк (35 место по активам) вынужден предлагать по вкладу с аналогичными параметрами ставку в 6,96% (с учетом капитализации). Более дорогое обслуживание пассивов лишает частные банки возможности эффективно конкурировать с госбанками на рынке кредитования. Одним из последствий этого стал рост доли госбанков в активах банковского сектора на 10 п.п. за период с октября 2013 года по июнь 2018 года (до 66%).
Рисунок 10. Динамика доли госбанков в разрезе различных балансовых показателей
Тем не менее, если учитывать структуру активов и пассивов, формируемых только населением и компаниями, масштабы «огосударствления» банкового сектора оказываются еще больше. А именно, если в кредитовании физлиц 4 года назад госбанки занимали только половину рынка, то к текущему моменту их доля достигла 72%. Наибольшее доминирование госбанков наблюдается в сегменте кредитования юридических лиц, где произошел скачок их доли с 65% до 82%.
Более скромный рост доли госбанков в совокупных активах был связан со снижением их доли на рынке межбанковского кредитования (-22 п.п. до 46%) — для госбанков этот канал формирования пассивов в сложившихся условиях является сравнительно более дорогим. Для примера, в августе 2018 года 6-месячная ставка MosPrime удерживалась в районе 7,6%, а ставка по депозитам физлиц для крупных госбанков находится на уровне 5%.