Файл: Деятельность Банка России, как национального мегарегулятора.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
Необходимо отметить, что процесс оздоровления банковского сектора потребовал значительных затрат государственных средств, а также сопровождался существенными потерями для реального сектора экономики.
Рисунок 11. Структура отзывов лицензий и соответствующей страховой ответственности за период 2009-2018 гг.[8]
Во-первых, рост отзывов банковских лицензий напрямую повлиял на динамику объема страховых выплат со стороны АСВ вкладчикам таких банков. За период с начала 2014 года до середины 2018 года отзыв лицензий коснулся 345 банков (без учета аннулированных лицензий). За это время страховая ответственность АСВ выросла на 1,64 трлн. рублей — 88% всей страховой ответственности организации с момента ее основания в 2004 году.
Наибольшая нагрузка на фонд АСВ была отмечена в 2016 году, когда его страховая ответственность выросла сразу на 539 млрд. рублей. Также необходимо отметить стабильный рост среднего объема страховых возмещений на одну отозванную лицензию: если за 2009-2014 годы этот показатель составил 1,4 млрд. рублей, то в 2017 году он достиг уже 8,3 млрд. рублей.
Структурный сдвиг в характере отзывов лицензий наглядно виден на рис. 4 — 49% отзывов пришлось на 2015-2017 годы, которые при этом сформировали 75% объема страховых выплат. В первой половине 2018 года наблюдалось существенное смягчение наблюдаемой тенденции: хотя темпы отзыва лицензий в целом остались сопоставимыми с 2017 годом, темпы роста страховой ответственности АСВ резко снизились, что может свидетельствовать о завершении наиболее активного периода «чистки» банковского сектора.
Чтобы оценить чистые потери государства от отзывов лицензий, необходимо скорректировать объемы страховых выплат АСВ на величину поступивших за аналогичный период страховых взносов от банков, а также объема фонда АСВ перед началом периода активной «чистки». В частности, за период с начала 2013 года до конца I квартала 2018 года приток страховых взносов составил 458,4 млрд. рублей, тогда как страховые выплаты составили 1,62 трлн. рублей. С учетом того, что на 1 января 2013 года Фонд обязательного страхования вкладов составлял 205,8 млрд. рублей, чистые потери государства за указанный период от отзывов банковских лицензий составили 954 млрд. рублей.
Чтобы компенсировать опережающий рост расходов на страховые выплаты над поступлениями по страховым взносам и другим доходным статьям, АСВ было вынуждено обратиться за кредитом к Банку России. По состоянию на 31 марта 2018 года в рамках заключенного с Банком России договора о предоставлении кредита с одобренным лимитом 1030 млрд. руб. Агентством получено (за вычетом возвращенных средств) 806 млрд. руб.
Рисунок 12. Структура поступлений страховых взносов в АСВ и расходов на выплату страховых возмещений[9]
Во-вторых, необходимо учесть стоимость процедур санаций банков. С ноября 2013 года до середины 2018 года было запущено 35 санаций, наибольшее количество которых произошло в 2015 году. Однако, несмотря на снижение количества запусков новых процедур, размер госрасходов на них только вырос. Например, Банк России внес в капитал «ФК Открытие», Бин-банка и Промсвязьбанка 758,3 млрд. рублей и предоставил им в форме депозитов 1,86 трлн. Кроме того, в конце июня 2018 года стало известно о готовности Банка России предоставить банку «Открытие» дополнительную финансовую помощь в размере почти 217 млрд. руб. Таким образом, по последним оценкам, санации этих трех банков обошлась Банку России в 2,8 трлн. рублей, что почти в 3 раза превысило объемы средств, потребовавшихся для оздоровления всех остальных банков (0,94 трлн. рублей).
К третьему компоненту государственных расходов можно отнести меры, включенные в план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. №98-р.
Рисунок 13. Количество начатых процедур санаций и расходы на них[10]
Помимо перечисленных выше госрасходов на обеспечение стабильности банковской системы, целесообразно оценить косвенные издержки от реализации политики по «оздоровлению» банковской системы. Поэтому четвертым направлением финансовых последствий можно назвать потери корпоративных клиентов тех банков, у которых были отозваны лицензии.
Всего за период с ноября 2013 года на счетах банков перед отзывом лицензий находилось 655,3 млрд. рублей средств предприятий и организаций. Учитывая средний процент удовлетворения требований третьей очереди кредиторов в 22,1%, безвозвратные потери бизнеса составили около 510,5 млрд. рублей.
Практика показывает, что оптимистические прогнозы завершения оздоровления банковского сектора уже в 2018 г. вряд ли являются обоснованными. С одной стороны, усилия по «расчистке» рынка банковских услуг уже дают положительные результаты. Уменьшилось количество отзываемых ежегодно лицензий и сократилось количество убыточных кредитных организаций. С другой стороны, в 2017 г. лицензий лишились 7 банков с активами более 50 млрд руб., из которых 3 банка обладали активами более 100 млрд рублей. Все это свидетельствует о том, что политика по освобождению финансового сектора от недобросовестных участников выходит на новый уровень. Акцент теперь переносится на профилактику банковских рисков, оценку адекватности формирования РВПС и соответствия применяемых кредитными организациями бизнес-моделей их возможностям.
В 2018 г. делаются новые шаги по развитию пропорционального регулирования финансового сектора Российской Федерации в целом и банковской системы в частности. Федеральным законом от 01.05.2017 № 92-ФЗ установлено, что с 1 января 2019 г. для кредитных организаций с капиталом менее 1 млрд руб. вводится базовая лицензия, которая предусматривает упрощённый порядок регулирования и устанавливает ограничения на выполнение отдельных банковских операций и сделок. Банк России выпустил Указание от 6 декабря 2017 г. № 4635-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 28 июня 2017 г. № 180-И «Об обязательных нормативах банков». Эта инструкция теперь касается только банков с универсальной лицензией, а обязательные нормативы для банков с базовой лицензией устанавливаются другими нормативными актами.
Применение пропорционального регулирования как одного из направлений оптимизации нагрузки на участников финансового рынка зафиксировано в Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов. Для крупных банков, которые потенциально являются носителями системных рисков, оправданным является ужесточение требований к достаточности капитала, уровню ликвидности и управлению рисками. В то же время выделение категории кредитных организаций с базовой лицензией позволяет надеяться на изменение регуляторных требований и отход от жестких норм базельского стандартизированного подхода, который не в полной мере учитывает особенности таких банков, их клиентов и контрагентов.
Источники
-
Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа. — URL: http://www.cbr.ru/ ↑
-
Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа. — URL: http://www.cbr.ru/ ↑
-
Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа. — URL: http://www.cbr.ru/ ↑
-
Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2018. № 16 (77). Сентябрь / Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 21 с. URL: http://www.iep.ru/files/text/crisis_ monitoring/2018_16-77_September.pdf ↑
-
Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2018. № 16 (77). Сентябрь / Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 21 с. URL: http://www.iep.ru/files/text/crisis_ monitoring/2018_16-77_September.pdf ↑
-
XX Всероссийская банковская конференция «Банковская система России 2018: практические вопросы текущего надзора и регулирования» 29 марта 2018 года Москва// АССОЦИАЦИЯ БАНКОВ РОССИИ // https://arb.ru/ ↑
-
Частные банки: есть ли шансы на выживание?. Аналитический Центр при Правительстве РФ / Специальный обзор, сентябрь 2018. ↑
-
Частные банки: есть ли шансы на выживание?. Аналитический Центр при Правительстве РФ / Специальный обзор, сентябрь 2018. ↑
-
Частные банки: есть ли шансы на выживание?. Аналитический Центр при Правительстве РФ / Специальный обзор, сентябрь 2018. ↑
-
Частные банки: есть ли шансы на выживание?. Аналитический Центр при Правительстве РФ / Специальный обзор, сентябрь 2018. ↑