Файл: Деятельность Банка России, как национального мегарегулятора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо отметить, что процесс оздоровления банковского сектора потребовал значительных затрат государственных средств, а также сопровождался существенными потерями для реального сектора экономики.

Рисунок 11. Структура отзывов лицензий и соответствующей стра­ховой ответственности за период 2009-2018 гг.[8]

Во-первых, рост отзывов банковских лицензий напрямую по­влиял на динамику объема страховых выплат со стороны АСВ вкладчикам таких банков. За период с начала 2014 года до се­редины 2018 года отзыв лицензий коснулся 345 банков (без учета аннулированных лицензий). За это время страховая от­ветственность АСВ выросла на 1,64 трлн. рублей — 88% всей страховой ответственности организации с момента ее основа­ния в 2004 году.

Наибольшая нагрузка на фонд АСВ была отмечена в 2016 го­ду, когда его страховая ответственность выросла сразу на 539 млрд. рублей. Также необходимо отметить стабильный рост среднего объема страховых возмещений на одну отозванную лицензию: если за 2009-2014 годы этот показатель составил 1,4 млрд. рублей, то в 2017 году он достиг уже 8,3 млрд. руб­лей.

Структурный сдвиг в характере отзывов лицензий наглядно виден на рис. 4 — 49% отзывов пришлось на 2015-2017 годы, которые при этом сформировали 75% объема страховых вы­плат. В первой половине 2018 года наблюдалось существенное смягчение наблюдаемой тенденции: хотя темпы отзыва лицен­зий в целом остались сопоставимыми с 2017 годом, темпы ро­ста страховой ответственности АСВ резко снизились, что мо­жет свидетельствовать о завершении наиболее активного пе­риода «чистки» банковского сектора.

Чтобы оценить чистые потери государства от отзывов лицен­зий, необходимо скорректировать объемы страховых выплат АСВ на величину поступивших за аналогичный период стра­ховых взносов от банков, а также объема фонда АСВ перед началом периода активной «чистки». В частности, за период с начала 2013 года до конца I квартала 2018 года приток страховых взносов составил 458,4 млрд. руб­лей, тогда как страховые выплаты составили 1,62 трлн. рублей. С учетом того, что на 1 января 2013 года Фонд обязательного страхования вкладов составлял 205,8 млрд. рублей, чистые по­тери государства за указанный период от отзывов банковских лицензий составили 954 млрд. рублей.

Чтобы компенсировать опережающий рост расходов на стра­ховые выплаты над поступлениями по страховым взносам и другим доходным статьям, АСВ было вынуждено обратиться за кредитом к Банку России. По состоянию на 31 марта 2018 года в рамках заключенного с Банком России договора о предоставлении кредита с одобренным лимитом 1030 млрд. руб. Агентством получено (за вычетом возвращенных средств) 806 млрд. руб.


Рисунок 12. Структура поступлений страховых взносов в АСВ и расходов на выплату страховых возмещений[9]

Во-вторых, необходимо учесть стоимость процедур санаций банков. С ноября 2013 года до середины 2018 года было запу­щено 35 санаций, наибольшее количество которых произошло в 2015 году. Однако, несмотря на снижение количества запус­ков новых процедур, размер госрасходов на них только вырос. Например, Банк России внес в капитал «ФК Открытие», Бин-банка и Промсвязьбанка 758,3 млрд. рублей и предоставил им в форме депозитов 1,86 трлн. Кроме того, в конце июня 2018 года стало известно о готовности Банка России предоставить банку «Открытие» дополнительную финансовую помощь в размере почти 217 млрд. руб. Таким образом, по последним оценкам, санации этих трех банков обошлась Банку России в 2,8 трлн. рублей, что почти в 3 раза превысило объемы средств, потребовавшихся для оздоровления всех остальных банков (0,94 трлн. рублей).

К третьему компоненту государственных расходов можно от­нести меры, включенные в план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социаль­ной стабильности в 2015 году, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. №98-р.

Рисунок 13. Количество начатых процедур санаций и расходы на них[10]

Помимо перечисленных выше госрасходов на обеспечение стабильности банковской системы, целесообразно оценить косвенные издержки от реализации политики по «оздоровле­нию» банковской системы. Поэтому четвертым направлением финансовых последствий можно назвать потери корпоратив­ных клиентов тех банков, у которых были отозваны лицензии.

Всего за период с ноября 2013 года на счетах банков перед от­зывом лицензий находилось 655,3 млрд. рублей средств пред­приятий и организаций. Учитывая средний процент удовле­творения требований третьей очереди кредиторов в 22,1%, безвозвратные потери бизнеса составили около 510,5 млрд. рублей.

Практика показывает, что оптимистические прогнозы завершения оздоровления банков­ского сектора уже в 2018 г. вряд ли являют­ся обоснованными. С одной стороны, усилия по «расчистке» рынка банковских услуг уже дают положительные результаты. Уменьшилось количество отзываемых ежегодно лицензий и сократилось количество убыточных кредит­ных организаций. С другой стороны, в 2017 г. лицензий лишились 7 банков с активами бо­лее 50 млрд руб., из которых 3 банка облада­ли активами более 100 млрд рублей. Все это свидетельствует о том, что политика по осво­бождению финансового сектора от недобросо­вестных участников выходит на новый уровень. Акцент теперь переносится на профилактику банковских рисков, оценку адекватности фор­мирования РВПС и соответствия применяемых кредитными организациями бизнес-моделей их возможностям.


В 2018 г. делаются новые шаги по развитию про­порционального регулирования финансового сектора Российской Федерации в целом и бан­ковской системы в частности. Федеральным за­коном от 01.05.2017 № 92-ФЗ установлено, что с 1 января 2019 г. для кредитных организаций с капиталом менее 1 млрд руб. вводится базовая лицензия, которая предусматривает упрощён­ный порядок регулирования и устанавливает ограничения на выполнение отдельных банков­ских операций и сделок. Банк России выпустил Указание от 6 декабря 2017 г. № 4635-У «О вне­сении изменений в Инструкцию Банка России от 28 июня 2017 г. № 180-И «Об обязательных нор­мативах банков». Эта инструкция теперь касает­ся только банков с универсальной лицензией, а обязательные нормативы для банков с базо­вой лицензией устанавливаются другими нор­мативными актами.

Применение пропорционального регулирова­ния как одного из направлений оптимизации нагрузки на участников финансового рынка за­фиксировано в Основных направлениях разви­тия финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов. Для крупных банков, которые потенциально являются носителями системных рисков, оправданным является уже­сточение требований к достаточности капитала, уровню ликвидности и управлению рисками. В то же время выделение категории кредитных организаций с базовой лицензией позволяет надеяться на изменение регуляторных требо­ваний и отход от жестких норм базельского стандартизированного подхода, который не в полной мере учитывает особенности таких бан­ков, их клиентов и контрагентов.

Источники

  1. Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа. — URL: http://www.cbr.ru/ 

  2. Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа. — URL: http://www.cbr.ru/ 

  3. Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа. — URL: http://www.cbr.ru/ 

  4. Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2018. № 16 (77). Сентябрь / Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 21 с. URL: http://www.iep.ru/files/text/crisis_ monitoring/2018_16-77_September.pdf

  5. Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2018. № 16 (77). Сентябрь / Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 21 с. URL: http://www.iep.ru/files/text/crisis_ monitoring/2018_16-77_September.pdf

  6. XX Всероссийская банковская конференция «Банковская система России 2018: практические вопросы текущего надзора и регулирования» 29 марта 2018 года Москва// АССОЦИАЦИЯ БАНКОВ РОССИИ // https://arb.ru/

  7. Частные банки: есть ли шансы на выживание?. Аналитический Центр при Правительстве РФ / Специальный обзор, сентябрь 2018.

  8. Частные банки: есть ли шансы на выживание?. Аналитический Центр при Правительстве РФ / Специальный обзор, сентябрь 2018.

  9. Частные банки: есть ли шансы на выживание?. Аналитический Центр при Правительстве РФ / Специальный обзор, сентябрь 2018.

  10. Частные банки: есть ли шансы на выживание?. Аналитический Центр при Правительстве РФ / Специальный обзор, сентябрь 2018.