Файл: "Финансовые ресурсы фондов и ассоциаций".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Гражданское общество - это совокупность отдельных субъектов и образуемых ими сообществ, удовлетворяющих свои потребности и связанных взаимными интересами. Наличие гражданского общества - это основное условие существования правового государ­ства, а некоммерческие организации - одна из главных составляю­щих гражданского общества. Именно некоммерческие организации обуславливают конструктивное взаимодействие между тремя сила­ми: государственными структурами, бизнесом и обществом, представ­ляя в этом взаимодействии общество и отражая интересы различ­ных, в том числе незащищенных, групп населения.

В России имеют государственную регистрацию около 200 тысяч некоммерческих организаций. Некоммерческие организации - это организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятель­ности извлечение прибыли. Общественный характер деятельности - главная особенность некоммерческих организаций, отличающая их от других хозяйствующих субъектам. Некоммерческие органи­зации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей для охраны здоровья, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разре­шения споров и конфликтов, оказания гражданам юридической по­мощи. При достижении этих целей некоммерческие организации выполняют свою социальную функцию, являясь каналом коммуни­кации, связью между обществом, бизнесом и государством.

Некоммерческий сектор гражданского общества может быть представлен различными организационно-правовыми формами: общественными объединениями, учреждениями, фондами, ассоци­ациями, некоммерческими партнерствами, религиозными органи­зациями, союзами, товариществами собственников жилья и т.д. Эти организации являются юридическими лицами, имеющими счета в банках и обладающие иными атрибутами хозяйствующих субъектов.

Деятельность некоммерческих организаций сопровождается формированием и расходованием финансовых ресурсов, что обус­лавливает наличие финансов. Финансы некоммерческих организа­ций - это социально-экономические отношения, возникающие по поводу формирования, распределения и использования финансо­вых ресурсов, необходимых для достижения целей, ради которых некоммерческие организации создаются.

Особое место финансов некоммерческих организаций в финан­совой системе определяется тем положением, которое они занима­ют в системе: государство - бизнес - общество. Именно за счет неком­мерческого сектора создается и поддерживается социальное рав­новесие, формируется ответственное гражданское общество и ока­зывается широкий спектр социальных услуг. Вместе с государствен­ными финансами финансы некоммерческих организаций образуют сферу публичных финансов, то есть финансов, открытых для обще­ственного контроля.


Целью курсовой работы является рассмотрение процесса формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций – фондов и ассоциаций. Курсовая работа состоит из введения, заключения, списка литературы и 3 глав.

Глава 1 Некоммерческие организации, методы их хозяйствования и финансы в современных условиях

1.1 Методы хозяйствования некоммерческих организаций

Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, оказывают разнообразные услуги: социального характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и т.п.

Некоммерческие организации обладают рядом характерных признаков:

- прибыль не является основной целью деятельности организации;

- прибыль не может быть распределена между участниками организации;

- некоммерческая организация может существовать в следующих организационно-правовых формах: потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и других формах, разрешенных законодательством.

Согласно законодательству, регулирующей деятельность такого элемента правового института, как некоммерческие организации как юридические лица, следует отметить, что к ним приравниваются организации, которые не имеют в качестве основной цели извлечение дохода в результате своего функционирования и не распределяющие этот доход между членами этого юридического лица. Таким образом, существует главный признак, на основании которого очень легко разделить коммерческие и некоммерческие организации. Следует уяснить, что нет запрета на осуществление такого рода организациями хозяйственной деятельности, но только в том случае, если названная деятельность ориентирована на достижение тех целей, ради которых эта организация была сформирована.


Основными целями и задачами создания такой составляющей, как некоммерческие организации как юридические лица, служат благотворительные, культурные, образовательные, благотворительные и иные цели. Определяющим моментом формирования цели создания такой организации выступает достижение общественного блага. Уже указывалось, что некоммерческие организации как юридические лица, формируются в различных видах. Это могут быть религиозные объединения, союзы и ассоциации, фонды и учреждения, партнерства некоммерческого характера, некоммерческая организация автономной формы. Порядок действий членов таких организаций разнообразен, исходя из форм их создания. Любая некоммерческая организация занимается таким вопросом, как учетная политика некоммерческой организации. Кроме того, если данный вид юридического лица не имеет прибыли, то возникает основной вопрос  о том, откуда берутся финансовые ресурсы некоммерческих организаций. Политика организаций учетного назначения для задач бухгалтерского учета определяет внутреннюю документацию организации, которая формируется должностным лицом и утверждается ее руководителем. Если организация создана вновь, то рассматриваемая политика должна быть ратифицирована до первой публикации отчетности бухгалтера, но не позднее трех месяцев со дня регистрации организации в специально уполномоченных органах. Она считается используемой в организации со дня ее формирования. В целом, следует отметить, что политика учетного свойства выступает соединением методов ведения бухгалтерского учета, которые выбраны самой организацией. Такие способы должны иметь методологическую и организационно-техническую определенность, входящую в принципы деятельности некоммерческой организации.

1.2 Финансы некоммерческих организаций

Финансы некоммерческих организаций как экономическая категория представляют со­бой систему денежных отношений, возника­ющих в процессе формирования, накопления и использования потоков и фондов денежных средств у субъектов, создающих обществен­ные блага, финансирующих благотворитель­ные акции, коллективное потребление. Следу­ет отметить, что некоммерческие организации, взятые сами по себе, могут быть определены как финансовые, т. е. такие, которые не только не генерируют внутри себя источники дохо­дов для осуществления своей целевой деятель­ности, а напротив, нуждаются в привлечении внешних экономических средств.


Характерными признаками финансов не­коммерческих организаций являются:[1]

- однонаправленность движения денеж­ных средств, т. е. движение мобилизуемых де­нег не зависит от товарных потоков;

- перераспределительный характер отно­шений, обусловленный вторичным распреде­лением уже распределенного валового нацио­нального дохода;

-формирование централизованных и де­централизованных фондов денежных средств для создания общественных благ, благотво­рительности, коллективного потребления.

Источниками финансовых ресурсов для создания общенациональных, региональных и местных общественных благ выступают:

- на уровне неправительственных не­коммерческих организаций: вступительные, членские, паевые взносы, благотворительные пожертвования, целевые субсидии, гранты и др., идущие на реализацию уставных целей;

- на уровне коммерческих организаций: налоговые платежи, часть доходов, которая может быть отвлечена от кругооборота инди­видуальных капиталов в благотворительные фонды, на коллективное потребление и др.;

- на уровне домашних хозяйств: часть иму­щества, которая может быть израсходована на софинансирование производства общественных благ, индивидуальную благотворительность, взносы на коллективное потребление и др.;

- на уровне государства, органов мест­ного самоуправления: основная часть денеж­ных средств, поступающих в виде налоговых доходов, доходов от государственных и му­ниципальных коммерческих организаций, доходов от приватизации государственно­го и муниципального имущества, доходов от внешнеэкономической деятельности, от госу­дарственного и муниципального кредита, до­ходов от эмиссии денег и ценных бумаг, до­таций, субсидий, субвенций, которая идет на создание общественных благ и содержание публичной власти;

- на международном уровне: средств меж­дународных некоммерческих организаций в виде трансакций, пожертвований, грантов и др. на реализацию медицинских, образова­тельных, благотворительных программ.

Материальными носителями финансовых отношений в некоммерческих организациях выступают финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы учреждений и организаций некоммерческого сектора экономики – это денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности.

Источники формирования финансовых ресурсов зависят от двух факторов – вида оказываемых услуг и характера (платного или бесплатного) их предоставления. Одни из услуг могут предоставляться потребителям только на бесплатных началах, другие – только на платных, а третьи – на сочетании тех и других.[2]


Так, в сферах государственного управления, обороны страны, национальной безопасности, защите экологии, санитарно-эпидемиологических мероприятиях, где речь идет об оказании услуг обществу в целом, каждый гражданин и любое юридическое лицо получает их бесплатно, а единственным источником их финансирования выступают бюджетные средства.

Некоторые виды услуг в области культуры, искусства, юриспруденции предоставляются их потребителям только на платных началах. Это – услуги зрелищных предприятий (театров, кинотеатров, киноконцертных залов), работа выставок, нотариата, адвокатуры и др. Даже если этим предприятиям и организациям выделяются бюджетные средства, то предоставляются они эпизодически и в виде целевых дотаций.

Преобладающую массу услуг составляют услуги, имеющие индивидуальную форму. Это услуги социально-культурного характера (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура, искусство, средств массовой информации). Они исключительно разнообразны и имеют различные источники финансирования. Конкретный состав финансовых ресурсов, направляемых на удовлетворение социально-культурных потребностей, зависит, прежде всего, от характера самих потребностей. Здесь можно выделить три группы:

    1. потребности, имеющие огромное значение для всего общества, а потому их удовлетворение не должно зависеть от уровня получаемого каждым гражданином дохода и должно гарантироваться Конституцией страны (например, потребность граждан в начальном и среднем образовании).

Источником финансирования этих потребностей выступают общегосударственные финансовые ресурсы, выделяемые из бюджетных и внебюджетных (социального назначения) фондов;

2) потребности, имеющие общественно значимый характер, но в силу ограниченности общегосударственных ресурсов обеспечивающиеся лишь в пределах необходимого минимума за счет средств государственного бюджета. Примером таких потребностей может служить минимальный уровень медицинского обслуживания населения, средний уровень образования, установленная норма социального обеспечения граждан и т.п.;

3) индивидуальные потребности граждан, связанные с их отдыхом и охраной здоровья, обеспеченностью жильем и др.[3]