Файл: "Финансовые ресурсы фондов и ассоциаций".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2 Перечень услуг и планирование финансов некоммерческих организаций

2.1 Услуги, оказываемые некоммерческими организациями

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций играют роль денежных средств, которые привлекаются из некоторых источников на формирование и совершенствование своей деятельности. Сами источники формирования имеют два фактора, от которых, собственно, и зависят. Это вид и порядок оказываемых услуг. Одни услуги могут представляться на началах бесплатного характера, иные – исключительно на платной основе, третьи - на объединении первых двух.

Например, в сфере государственного управления или в области обороноспособности страны, безопасности на национальном уровне, защите окружающей среды, где говорится о защите жизнедеятельности общества в целом, каждый индивид и любое юридическое лицо, может получить услуги на бесплатной основе, а единственным источником привлечения финансов выступают средства, которые принимает данная организация из бюджета страны. Некоторые виды услуг, например, в области зрелищных мероприятий, предоставляются только на платной основе. Конечно, бюджетные средства выделяются, но только в виде дотаций целевого назначения и далеко не всегда, когда это нужно.

Оказание платных услуг, прежде всего необходимо изучить спрос на них и определить предполагаемый контингент (целевые группы). Для этого следует организовать мониторинг уже существующих на рынке платных услуг, а также предложить новые виды услуг с целью выявления потребностей и предпочтений населения.[4]

Предоставление платных услуг осуществляется на основании договоров, заключаемых порядке, предусмотренном ГК РФ, с организациями различных форм собственности или непосредственно с гражданами. В договоре регламентируются условия и сроки предоставления услуг, их стоимость, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон и т. д. Если услуги предоставляются немедленно, договор может быть заключен в устной форме (п. 2 ст. 159 ГК РФ).

Письменные договоры на оказание платных услуг должны быть завизированы должностными лицами, имеющими соответствующие полномочия. Перечень этих лиц утверждается приказом руководителя учреждения. Руководитель несет ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора по ок
Чтобы начать приносящую доход деятельность, необходимо должным образом оформить все документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, в числе которых:


-перечень платных услуг для данного учреждения в соответствии с его уставной деятельностью (при расширении или ином изменении видов платных услуг, оказываемых учреждением, в этот перечень могут быть внесены изменения в установленном порядке);

-разрешение на осуществление приносящей доход деятельности;
положение "О порядке и условиях предоставления платных услуг";
приказ директора учреждения об организации работы по оказанию платных услуг;

-положение "О порядке оплаты труда работников, занятых оказанием платных услуг".

- сведения о местонахождении учреждения (месте государственной регистрации);

- режим работы;

- перечень услуг, оказываемых бесплатно;

- перечень основных видов платных услуг, условия их предоставления и получения;

- образцы типовых договоров, квитанций, билетов и других документов, удостоверяющих исполнение и оплату услуг;

-прейскуранты на платные услуги;

- порядок и формы оплаты потребителем услуг;

- сведения о льготах, предусмотренных для отдельных категорий потребителей;

- сведения об органе по защите прав потребителей.

Потребители, пользующиеся платными услугами, также имеют обязанности, которые включают:

- оплату стоимости предоставляемой услуги (согласно расценкам, утвержденным в Перечне платных услуг);

-выполнение требований, предусмотренных договором.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору учреждение и потребитель услуг несут ответственность, предусмотренную договором и действующим законодательством. Претензии и споры, возникающие между потребителем и учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за организацией и качеством платных услуг, а также за соблюдением дисциплины цен осуществляют в пределах своей компетенции подразделения администрации муниципального образования и другие государственные органы власти и организации, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления возложены данные функции.
сведения о местонахождении учреждения (месте государственной регистрации);

2.2 Финансово-хозяйственная деятельность некоммерческих организаций


Некоммерче­ская организация ведет финансово-хозяй­ственную деятельность. Под финансово-хо­зяйственной деятельностью некоммерческих организаций следует понимать деятельность, направленную на создание общественных благ, не приносящих доходов от реализации, не обеспеченную доходами от собственной деятельности и поэтому связанную с внеш­ним финансированием, не имеющую сво­ей целью присвоение прибыли в результате функционирования капитала.

В самом общем виде движение фондов не­коммерческой организации, создающей чи­стые общественные блага, имеет вид:[5]

Ф - Р П ОБ,

где Ф - фонды некоммерческой организации, используемые для создания общественных благ;

Р - ресурсы для создания общественных благ;

П - процесс производства общественных благ;

ОБ - предоставление общественных благ без реализации.

На первой стадии (Ф - Р) происходит акку­мулирование доходов и определяется объем ре­сурсов в денежной, вещественной и трудовой формах (включая волонтеров) для создания общественных благ. Отметим, что распределе­ние ресурсов в некоммерческом секторе - про­явление социальной политики государства и гражданской позиции членов общества. На второй стадии (Р П ОБ) осуществляется расходование, трансформация ресурсов в об­щественные блага без реализации, без рыноч­ной конкуренции. Таким образом, движение фондов некоммерческой организации каче­ственно отличается от кругооборота капитала, включает только две стадии, не имеет стадии реализации общественных благ.

Так, например, деятельность образователь­ного учреждения по реализации предусмо­тренных уставом этого учреждения произ­водимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредствен­но в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспе­чения, развития и совершенствования об­разовательного процесса (в том числе на за­работную плату) в данном образовательном учреждении.

В случае предпринимательской деятельно­сти, направленной на получение прибыли, НКО приравнивается к коммерческому пред­приятию и подпадает под действие законода­тельства РФ в области предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 251 НК РФ некоммерческие ор­ганизации, ведущие предпринимательскую деятельность и получившие целевые средства, обязаны вести раздельный учет доходов (рас­ходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (целевых поступле­ний). При отсутствии раздельного учета ука­занные средства облагаются налогом на при­быль с даты их получения. Что понимается под ведением раздельного учета, в нормативных документах не указано. Как правило, под орга­низацией раздельного учета подразумевается любой метод, позволяющий (рис.1):


Тип собственности

частная

общественная (государственная и муниципальная)

Типы предприятий

частные

государственные

Принципы экономической деятельности

коммерческие

Секторы экономики

коммерческий

Частный коммерческий сектор: применяются МСФО

Общественный коммерческий сектор: применяются МСФО

некоммерческие

некоммерческий

Частный некоммерческий сектор:

стандарты не разрабатываются

Общественный некоммерческий сектор: разрабатываются к применению МСФООС

Рисунок 1 - Сферы применения МСФО[6]

-достоверно определить показатели, не­обходимые для полноты исчисления какого- либо налога;

-отразить на счетах бухгалтерского учета данные, характеризующие доходы и расходы по различным видам деятельности организации, либо выпуск различных видов продукции. Из­бранный метод налогоплательщику следует за­крепить в своей учетной политике.

Некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность, кроме прямых расходов, непосредственно связан­ных с ее осуществлением, практически всегда несут общие расходы, связанные как с пред­принимательской, так и с основной уставной деятельностью (расходы по оплате труда адми­нистративно-управленческого персонала, по содержанию зданий, автомобилей, по услугам связи и т. п.). Поэтому главная проблема при организации раздельного учета заключается именно в их распределении в целях налогоо­бложения. При распределении общих наклад­ных расходов НКО вправе самостоятельно выбрать метод их учета, который следует обя­зательно отразить в учетной политике.[7]

В рамках общественного сектора могут действовать как государственные и муници­пальные коммерческие предприятия, так и государственные и муниципальные неком­мерческие предприятия (рис. 1). Частный коммерческий сектор занимается производ­ством частных благ, товаров. Общественный некоммерческий сектор осуществляет произ­водство общественных благ. Вследствие зна­чительных особенностей в хозяйственной деятельности для каждого из них разрабаты­ваются свои специфические международные стандарты финансовой отчетности. В зави­симости от того, к какому сектору относит­ся экономический субъект, к нему применя­ются МСФО или МСФООС. На сегодняшний день сформировано более 20 международных стандартов финансовой отчетности для об­щественного сектора.


Специфика функционирования основных и оборотных средств некоммерческой организа­ции. Специфика функционирования активов НКО предопределяется как принятыми реше­ниями об их структуре, так и особенностями общественных благ, для воспроизводства ко­торых они используются. Структура активов определяется следующими факторами:

- статусом, организационно-правовой формой;

- уставом;

- решениями учредителей;

условиями использования пожертвова­ний, выставляемыми спонсорами.

Поскольку активы НКО не предназначе­ны для извлечения прибыли и их нельзя рас­сматривать в качестве капитала, постольку имеется существенное отличие в обращении средств, что способно оказать влияние на финансовое управление ими. Так, НКО, за­нимающаяся благотворительностью, не рас­считывает на эквивалентность отношений благотворителя (донора) и благополучателя.

В результате трансферты (расходы) НКО могут превышать поступления (доходы), а цены производства общественных благ быть ниже рыночных. Целевые вложения средств некоммерческими организациями часто не могут рассматриваться как инвестиции, на­копление капитала. Проблемы выгодных ин­вестиционных решений прямо и непосред­ственно стоят, пожалуй, только перед их ограниченным кругом, а именно потреби­тельской кооперацией и негосударственными пенсионными фондами.

В случае если благотворителем или благо­творительной программой не установлено иное, не менее 80% благотворительного по­жертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотво­рительной организацией этого пожертвова­ния. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благо­творительные цели в течение одного года с мо­мента их получения, если иное не установле­но благотворителем или благотворительной программой. Имущество благотворительной организации не может быть передано (в фор­мах продажи, оплаты товаров, работ, услуг и др.) учредителям (членам) этой организации на более выгодных для них условиях, чем для других лиц.

На финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материаль­но-техническое, организационное и иное обе­спечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80% поступивших за финансовый год доходов от внереализаци­онных операций, поступлений от учрежден­ных благотворительной организацией хозяй­ственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотвори­тельных программ поступившие средства ис­пользуются в сроки, установленные этими программами.