Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Некоммерческие организации, методы их хозяйствования и финансы в современных условиях
1.1 Методы хозяйствования некоммерческих организаций
1.2 Финансы некоммерческих организаций
Глава 2 Перечень услуг и планирование финансов некоммерческих организаций
2.1 Услуги, оказываемые некоммерческими организациями
2.2 Финансово-хозяйственная деятельность некоммерческих организаций
2.3 Планирование доходов и расходов некоммерческих организаций
Глава 3 Анализ финансов благотворительных фондов России
3.2 Анализ финансовых ресурсов благотворительного фонда «Урал»
Глава 2 Перечень услуг и планирование финансов некоммерческих организаций
2.1 Услуги, оказываемые некоммерческими организациями
Финансовые ресурсы некоммерческих организаций играют роль денежных средств, которые привлекаются из некоторых источников на формирование и совершенствование своей деятельности. Сами источники формирования имеют два фактора, от которых, собственно, и зависят. Это вид и порядок оказываемых услуг. Одни услуги могут представляться на началах бесплатного характера, иные – исключительно на платной основе, третьи - на объединении первых двух.
Например, в сфере государственного управления или в области обороноспособности страны, безопасности на национальном уровне, защите окружающей среды, где говорится о защите жизнедеятельности общества в целом, каждый индивид и любое юридическое лицо, может получить услуги на бесплатной основе, а единственным источником привлечения финансов выступают средства, которые принимает данная организация из бюджета страны. Некоторые виды услуг, например, в области зрелищных мероприятий, предоставляются только на платной основе. Конечно, бюджетные средства выделяются, но только в виде дотаций целевого назначения и далеко не всегда, когда это нужно.
Оказание платных услуг, прежде всего необходимо изучить спрос на них и определить предполагаемый контингент (целевые группы). Для этого следует организовать мониторинг уже существующих на рынке платных услуг, а также предложить новые виды услуг с целью выявления потребностей и предпочтений населения.[4]
Предоставление платных услуг осуществляется на основании договоров, заключаемых порядке, предусмотренном ГК РФ, с организациями различных форм собственности или непосредственно с гражданами. В договоре регламентируются условия и сроки предоставления услуг, их стоимость, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон и т. д. Если услуги предоставляются немедленно, договор может быть заключен в устной форме (п. 2 ст. 159 ГК РФ).
Письменные договоры на оказание платных услуг должны быть завизированы должностными лицами, имеющими соответствующие полномочия. Перечень этих лиц утверждается приказом руководителя учреждения. Руководитель несет ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора по ок
Чтобы начать приносящую доход деятельность, необходимо должным образом оформить все документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, в числе которых:
-перечень платных услуг для данного учреждения в соответствии с его уставной деятельностью (при расширении или ином изменении видов платных услуг, оказываемых учреждением, в этот перечень могут быть внесены изменения в установленном порядке);
-разрешение на осуществление приносящей доход деятельности;
положение "О порядке и условиях предоставления платных услуг";
приказ директора учреждения об организации работы по оказанию платных услуг;
-положение "О порядке оплаты труда работников, занятых оказанием платных услуг".
- сведения о местонахождении учреждения (месте государственной регистрации);
- режим работы;
- перечень услуг, оказываемых бесплатно;
- перечень основных видов платных услуг, условия их предоставления и получения;
- образцы типовых договоров, квитанций, билетов и других документов, удостоверяющих исполнение и оплату услуг;
-прейскуранты на платные услуги;
- порядок и формы оплаты потребителем услуг;
- сведения о льготах, предусмотренных для отдельных категорий потребителей;
- сведения об органе по защите прав потребителей.
Потребители, пользующиеся платными услугами, также имеют обязанности, которые включают:
- оплату стоимости предоставляемой услуги (согласно расценкам, утвержденным в Перечне платных услуг);
-выполнение требований, предусмотренных договором.
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору учреждение и потребитель услуг несут ответственность, предусмотренную договором и действующим законодательством. Претензии и споры, возникающие между потребителем и учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за организацией и качеством платных услуг, а также за соблюдением дисциплины цен осуществляют в пределах своей компетенции подразделения администрации муниципального образования и другие государственные органы власти и организации, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления возложены данные функции.
сведения о местонахождении учреждения (месте государственной регистрации);
2.2 Финансово-хозяйственная деятельность некоммерческих организаций
Некоммерческая организация ведет финансово-хозяйственную деятельность. Под финансово-хозяйственной деятельностью некоммерческих организаций следует понимать деятельность, направленную на создание общественных благ, не приносящих доходов от реализации, не обеспеченную доходами от собственной деятельности и поэтому связанную с внешним финансированием, не имеющую своей целью присвоение прибыли в результате функционирования капитала.
В самом общем виде движение фондов некоммерческой организации, создающей чистые общественные блага, имеет вид:[5]
Ф - Р П ОБ,
где Ф - фонды некоммерческой организации, используемые для создания общественных благ;
Р - ресурсы для создания общественных благ;
П - процесс производства общественных благ;
ОБ - предоставление общественных благ без реализации.
На первой стадии (Ф - Р) происходит аккумулирование доходов и определяется объем ресурсов в денежной, вещественной и трудовой формах (включая волонтеров) для создания общественных благ. Отметим, что распределение ресурсов в некоммерческом секторе - проявление социальной политики государства и гражданской позиции членов общества. На второй стадии (Р П ОБ) осуществляется расходование, трансформация ресурсов в общественные блага без реализации, без рыночной конкуренции. Таким образом, движение фондов некоммерческой организации качественно отличается от кругооборота капитала, включает только две стадии, не имеет стадии реализации общественных благ.
Так, например, деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.
В случае предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли, НКО приравнивается к коммерческому предприятию и подпадает под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 251 НК РФ некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность и получившие целевые средства, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (целевых поступлений). При отсутствии раздельного учета указанные средства облагаются налогом на прибыль с даты их получения. Что понимается под ведением раздельного учета, в нормативных документах не указано. Как правило, под организацией раздельного учета подразумевается любой метод, позволяющий (рис.1):
Тип собственности |
|||||
частная |
общественная (государственная и муниципальная) |
||||
Типы предприятий |
|||||
частные |
государственные |
||||
Принципы экономической деятельности |
коммерческие |
Секторы экономики |
коммерческий |
Частный коммерческий сектор: применяются МСФО |
Общественный коммерческий сектор: применяются МСФО |
некоммерческие |
некоммерческий |
Частный некоммерческий сектор: стандарты не разрабатываются |
Общественный некоммерческий сектор: разрабатываются к применению МСФООС |
Рисунок 1 - Сферы применения МСФО[6]
-достоверно определить показатели, необходимые для полноты исчисления какого- либо налога;
-отразить на счетах бухгалтерского учета данные, характеризующие доходы и расходы по различным видам деятельности организации, либо выпуск различных видов продукции. Избранный метод налогоплательщику следует закрепить в своей учетной политике.
Некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность, кроме прямых расходов, непосредственно связанных с ее осуществлением, практически всегда несут общие расходы, связанные как с предпринимательской, так и с основной уставной деятельностью (расходы по оплате труда административно-управленческого персонала, по содержанию зданий, автомобилей, по услугам связи и т. п.). Поэтому главная проблема при организации раздельного учета заключается именно в их распределении в целях налогообложения. При распределении общих накладных расходов НКО вправе самостоятельно выбрать метод их учета, который следует обязательно отразить в учетной политике.[7]
В рамках общественного сектора могут действовать как государственные и муниципальные коммерческие предприятия, так и государственные и муниципальные некоммерческие предприятия (рис. 1). Частный коммерческий сектор занимается производством частных благ, товаров. Общественный некоммерческий сектор осуществляет производство общественных благ. Вследствие значительных особенностей в хозяйственной деятельности для каждого из них разрабатываются свои специфические международные стандарты финансовой отчетности. В зависимости от того, к какому сектору относится экономический субъект, к нему применяются МСФО или МСФООС. На сегодняшний день сформировано более 20 международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора.
Специфика функционирования основных и оборотных средств некоммерческой организации. Специфика функционирования активов НКО предопределяется как принятыми решениями об их структуре, так и особенностями общественных благ, для воспроизводства которых они используются. Структура активов определяется следующими факторами:
- статусом, организационно-правовой формой;
- уставом;
- решениями учредителей;
условиями использования пожертвований, выставляемыми спонсорами.
Поскольку активы НКО не предназначены для извлечения прибыли и их нельзя рассматривать в качестве капитала, постольку имеется существенное отличие в обращении средств, что способно оказать влияние на финансовое управление ими. Так, НКО, занимающаяся благотворительностью, не рассчитывает на эквивалентность отношений благотворителя (донора) и благополучателя.
В результате трансферты (расходы) НКО могут превышать поступления (доходы), а цены производства общественных благ быть ниже рыночных. Целевые вложения средств некоммерческими организациями часто не могут рассматриваться как инвестиции, накопление капитала. Проблемы выгодных инвестиционных решений прямо и непосредственно стоят, пожалуй, только перед их ограниченным кругом, а именно потребительской кооперацией и негосударственными пенсионными фондами.
В случае если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой. Имущество благотворительной организации не может быть передано (в формах продажи, оплаты товаров, работ, услуг и др.) учредителям (членам) этой организации на более выгодных для них условиях, чем для других лиц.
На финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80% поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.