Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1.Понятие, причины и симптомы профессионального выгорания
Причины и симптомы возникновения синдрома профессионального выгорания
Глава 2. Эмпирическое исследование профессиональных стрессов и профессионального выгорания учителей
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
После подсчета результатов по каждому испытуемому совершается подсчет всей выборки по каждой из трех шкал в отдельности и делится на количество человек в выборке. Таким образом вычисляется средний показатель по каждой шкале. В таком же алгоритме находим средний показатель общего выгорания по выборке.
Первой исследовалась шкала «Эмоциональное истощение» (максимальный балл для каждого испытуемого 54). В данном признаке самым низким результатом, который набрали 4 человека из 30, что составляет 13% от всей выборки, стал результат в 38 баллов (из 54 максимальных). Еще 11 человек (36% всей выборки) набрали более 43 баллов. Оставшиеся 15 учителей, что соответствует 50% от всей выборки, перешагнули отметку в 50 баллов. Средним баллом по шкале «Эмоциональное напряжение» стала отметка в 47 баллов из 54 возможных. Это очень высокий показатель. По результатам анализа по данной шкале все учителя испытывают эмоциональное истощение из-за тяжелых эмоциональных перегрузок.
Следующей изучалась шкала «Деперсонализация» (максимальная сумма баллов 30). В данном признаке самым низким показателем у 1 человека ( 3% от всей выборки) стала оценка в 19 баллов. Еще у 7 человек, что составляет 23% всех исследуемых, баллы перешагнули за отметку 20; у остальных 22 педагогов (73% всей выборки) сумма баллов по данной категории составила более 25 (из 30 максимальных). Средним баллом в данной группе по всей выборке стала отметка в 27 баллов, что является очень высоким показателем. По результатам анализа по шкале «Деперсонализация» все педагоги испытывают чувство потерянности, им не хочется заниматься своей работой, они плохо контролируют свои действия из-за сильной усталости и напряжения.
Далее изучалась шкала «Редукция личных достижений» (максимальный балл 48). Самый маленький балл по этой шкале получил 1(3% всей выборки) педагог- 31 балл. Из всех испытуемых 15 человек, что составляет 50% от всей выборки, перешагнули отметку в 33 балла. Остальные 14 человек, что соответствует 47% от всех участвующих, получили баллы в диапазоне от 35 до 40. Средним баллом по шкале «Редукция личных достижений» по всей выборке стала отметка в 37 баллов, что является несомненно довольно высоким показателем. Проанализировав данный признак можно сделать вывод что большинство педагогов из-за сложившихся обстоятельств негативно оценивают свои достижения. Занижают свои служебные возможности и достоинства, что плохо сказывается на их работе.
Средним баллом по всей выборке по общему выгоранию стала отметка в 114 баллов (из 132 максимальных).
Проанализировав все результаты по данному испытанию можно сделать вывод, что больше половины учителей. Принимавших участие в исследовании находятся в профессиональном выгорании, а остальные учителя близки к состоянию профессионального выгорания.
Анализ результатов исследования методики по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто. В работе была использована печатная версия данной методики, на которой отмечаются сразу ответы исследуемого. Для большей достоверности испытуемых попросили оценивать отношения между всеми педагогами в школе, а не только тех, кто участвует в исследовании, так как все учителя средней и старшей школы являются взаимосвязаны и работают в одном коллективе.
Во избежание проблем у исследуемых педагогов со стороны начальства и других коллег, а также для большей точности результатов, анкетирование проводилось анонимно, чтобы на ответы не помог повлиять страх и скованность.
Главным предположением, на который был сделан упор во время исследования- при профессиональном выгорании педагогов в коллективе будет отрицательная энергия, следовательно- негативный социально-психологический климат в трудовом коллективе способствует эмоциональному выгоранию.
Для исследования и анализа результатов по данной методике сначала каждый из участвующих в исследовании учителей прошел данное анкетирование. Далее у каждого участника по каждому из трех компонентов (эмоциональный компонент, когнитивный компонент, поведенческий компонент) высчитывалась оценка: положительная (со знаком «+), отрицательная (со знаком «-«) или противоречивая (с нейтральным знаком «0»).
Полученные результаты по всей выборке были сведены в общую таблицу (таблица представлена в приложении 1).
На следующем этапе обработки для каждого компонента была выведена средняя оценка по выборке, которая высчитывается следующим образом: из суммы всех положительных ответов по данному компоненту вычитается сумма всех отрицательных ответов по данному компоненту, далее полученная разность делится на количество людей в выборке.
Далее определяется итоговая оценка по каждому компоненту для всей выборки.
Результаты получились следующие:
-«Эмоциональный компонент» =0,1- значение попадает в промежуток от -0,33 до +0,33-следовательно противоречивый результат;
-«Когнитивный компонент» =0,2-значение попадает в промежуток от -0,33 до +0,33- следовательно результат неопределенный, противоречивый;
- «Поведенческий компонент» = -0,13- значение попадает в промежуток от -0,33 до +0,33- результата неопределенный.
Все три компонента являются неопределенными, следовательно- тенденции в коллективе неопределенные, противоречивые. Но самую низкую оценку получил поведенческий компонент, что означает, что люди в данном коллективе не хотели бы проводить вместе время на досуге. При этом нет ни одного положительного компонента.
Такой результат указывает на то, что сотрудники в данном коллективе мало общаются друг с другом, мало проводят вместе времени, они плохо знают друг друга, поэтому не могут попросить взаимной помощи друг у друга, посоветоваться по поводу дел и обстановки на работе. В коллективе царит атмосфера прохлады и недоверия, люди в такой обстановке чувствуют себя неуверенно, неуютно. А на работе они проводят большую часть времени. Такая обстановка со временем приводит в уныние, вызывает чувство одиночества, что в итоге приводит к профессиональным стрессам и способствует развитию профессионального выгорания[21].
Анализ и интерпретация результатов по данной методике подтверждают, что у сотрудников с профессиональным выгоранием есть проблемы с общением и отношениями в коллективе, нет сплоченности и взаимопомощи. Для улучшения обстановки и налаживания коллективного климата необходимо проводить коррекционные работы с сотрудниками, организовывать для них занятия на досуге, корпоративы, что бы они лучше узнавали друг друга.
Анализ результатов исследования по методике определения стиля руководства трудовым коллективом В.П. Захарова и А.Л. Журавлева. Данная методика была использована для определения стиля директора школы, в которой работают учителя, принимающие участие в исследовании.
В работе была использована печатная версия данной методики с бланками для ответов. Для предупреждения возникновения проблем с руководством и для получения более точного результата тестирование проводилось анонимно, чтобы при ответах испытуемые не ощущали чувство страха и тревоги и давали более искренние ответы.
Основное предположение при проведении методики- у работников с профессиональным выгоранием жесткое руководство, что способствует профессиональному выгоранию.
Для проведения анализа по методике определения стиля руководителя каждый из участников анонимно прошел анкетирование. Затем с помощью ключа к ответам каждый бланк был обработан и для каждого испытуемого был определен один из трех стилей руководства директора данной школы по его ответам: директивный, попустительский, коллегиальный.
Получились следующие результаты: все 30 испытуемых, что составляет 100% выборки, оценили стиль руководства коллективом директора школы «Директивным». На втором месте у всех 30 педагогов стоит коллегиальный стиль руководства. Попустительский компонент практически не присутствует ни у кого.
По результатам исследования по методике определения стиля руководства у всех учителей единогласно ведущим является «Директивный» компонент, который характеризует поведение руководителя следующим образом: обычно ориентируется на свое личное мнение и оценки; в нем ярко выражены стремление к единогласной власти, уверенность в своих силах и правах, склонность к жесткой формальной дисциплине; присутствует большая дистанция с подчиненными; не умеет признавать свои ошибки; в большинстве случаев игнорирует инициативу и творческую активность сотрудников, любит единолично принимать решения; любит контролировать все действия подчиненных, часто такого руководителя сотрудники просто боятся, при общении с ним чувствуют себя некомфортно, что приводит к психоэмоциональному напряжению и нервной обстановке. В этой ситуации руководителю следует провести коррекционную работу над собой, чтобы изменить свое поведение и отношение к коллегам.
По результатам анализа и исследования по данной методике можно сделать вывод, что жесткий стиль руководителя, слишком строгое отношение к подчиненным, способствуют появлению лишней психоэмоциональной напряженности у коллектива и развитию профессионального выгорания.
Анализ результатов исследования диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности. В работе использовалась печатная версия опросника для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности с бланками для ответов.
Основным предположением при проведении данной методики- учителя при наличии эмоционального выгорания будут испытывать негативные эмоции, такие как: гнев, страх, печаль.
Для анализа результатов каждый из испытуемых ответил на все вопросы методики. Затем с помощью ключа к ответам для каждого участника подсчитываются баллы по каждой из четырех эмоциональных групп (радость, гнев, страх, печаль). Проводится анализ результатов всей выборки, выявляются ведущие чувства, испытываемые педагогами, для этого находится средняя величина для всей выборки по каждой из шкал.
По результатам анализа и подсчетов голосов получилось:
- шкала «радость» расположилась у учителей в баллах в диапазоне от 6 до 18 баллов. Средний балл по всей выборке составил 10 баллов;
-в шкале «гнев» баллы расположены в диапазоне от 19 до 41 балла. Средний балл по всей выборке составил 36 баллов;
-в шкале «страх» баллы по всей выборке расположились в диапазоне от 8 до 21 балла. Средний балл по всей выборке здесь составил 14 баллов;
-в шкале «печаль» баллы расположены в диапазоне от 7 до 20 баллов. Средний балл по всей выборке в данном критерии составил 13 баллов[22].
По полученным результатам, используя средние значения по всей выборке по каждому критерию можно разместить все чувства, испытываемые педагогами, по убыванию ( приложение 2):
- Гнев
- Страх
- Печаль
- Радость
Как видно из данной иерархии первое место занимает гнев, а самое последнее радость. Это означает, что люди, находясь в состоянии профессионального выгорания, испытывают негативные эмоции, которые им мешают работать, приводят к апатии. Такая отрицательная эмоция как гнев может привести к неприятностям на работе.
После проведения данной методики предположение, что люди, находящиеся в состоянии профессионального выгорания, испытывают отрицательные эмоции, подтвердилась. А та же можно провести обратную взаимосвязь: сотрудники, испытывающие по каким-либо причинам отрицательные эмоции, связанные с работой, могут оказаться в состоянии профессионального выгорания. Поэтому важно сделать вывод, что в обоих педагогам нужно уметь бороться со страхом, стрессовыми ситуациями, негативными эмоциями, уметь сохранять самообладание.
2.3. Методы предупреждения профессионального выгорания.
Профессиональное выгорание сотрудников мешает организации добиться высокого положения среди конкурентов, работать активно и слажено, поэтому каждому руководителю и обычному сотруднику важно знать меры предупреждения профессионального выгорания.
Для этого каждому руководителю коллективом необходимо время от времени проводить среди сотрудников различные методики по определению его стиля руководства. Изучение результатов таких опросников и анкетирований необходимо, чтобы понять, как ты руководишь сотрудниками, бояться ли они тебя, строгий ты руководитель, справедливый или нет. Конечно такие опросы нужно проводить анонимно, чтобы получить достоверные результаты, и ни в коем случае не стоит злиться и срывать зло на подчиненных, если результаты не удовлетворят. Такие сведения необходимы, чтобы вовремя провести коррекционную работу с психологом. Ведь диктаторское жесткое отношение со стороны руководства приводит к лишним стрессам у подчиненных и еще больше способствует профессиональному выгоранию сотрудников. Попустительское отношение со стороны руководства способствует развитию конфликтов между подчиненными, излишняя работа и ответственность, которую они будут выполнять вместо начальника приводит к лишним психоэмоциональным, физическим нагрузкам, стрессам, страхам.