Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Зная и умея распознать признаки стресса и профессионального выгорания нужно принять меры по его преодолению.






 

Вывод по главе 1

Стрессовые ситуации на работе, чрезмерные физические, умственные и психоэмоциональные нагрузки могут привести человека к профессиональному выгоранию. Профессиональное выгорание-это синдром, который развивается из-за постоянных стрессовых ситуаций и ведет к психоэмоциональному и энергетическому истощению ресурсов организма.

Синдром профессионального выгорания может развиться абсолютно у любого человека. Для того, чтобы избежать этого. Важно знать симптомы, которыми проявляется профессиональное выгорание, тогда можно будет вовремя принять меры для его преодоления.

Глава 2. Эмпирическое исследование профессиональных стрессов и профессионального выгорания учителей

2.1. Организация и методики исследования

Исследование проблемы профессиональных стрессов и профессионального выгорания и их взаимосвязи с социально-психологическим климатом в коллективе, стилем руководства и структурой эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности было проведено на базе МОУ «Лицей № 26» города Подольска. Всего в эксперименте приняли участие 30 учителей-предметников: 3 учителя биологии, 4 учителя математики, 4 учителя русского языка и литературы, 3 учителя истории и обществознания, 4 учителя информатики, 2 учителя физики. 2 учителя химии, 3 учителя географии, 4 учителя иностранного языка и 1 учитель мировой художественной культуры. Все участвующие-27 женщин и 3 мужчины- семейные люди в возрасте от 35 до 55 лет, у которых есть собственные дети. Стаж работы данных сотрудников не менее пяти лет.

У всех учителей полный рабочий день: 6-7 уроков, которые начинаются в 8-30 и заканчиваются и заканчиваются соответственно в 13-40 или14-30; далее они выполняют работы с неуспевающими детьми, проверку тетрадей, подготовку к следующим занятиям.


У многих из них так же есть дополнительная рабочая нагрузка, так как они являются классными руководителями, завучами, организаторами научных кружков, помогают детям с исследовательскими работами для конференций, проводят родительские собрания. Таким образом рабочий день учителей заканчивается около 18-00. Дополнительные нагрузки на учителей связаны так же с электронизацией отчетов, введением компьютеризации всей деятельности. В данном лицее шестидневная рабочая неделя: в субботу проводится 4 урока, различные научные олимпиады, а некоторые учителя едут с группой детей на научные конференции и возвращаются домой только вечером.

Каждый из этих учителей обучает выпускные девятые и одиннадцатые классы, у которых впереди предстоят Государственная Итоговая Аттестация и Единый Государственный Экзамен. В связи с этим у педагогов есть дополнительные факультативы, так же часто по всем предметам для этих классов проводятся пробные экзамены; и если есть неудовлетворительные результаты, педагог обязан отчитаться перед директором и выступить на родительским собраниях.

Цель исследования: провести эмпирическое исследование, выявляющее взаимосвязь профессиональных стрессов и профессионального выгорания с социально-психологическим климатом в коллективе, стилем руководства и структурой эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности.

Гипотеза исследования: негативные социально-психологический климат в коллективе, стиль руководства и структура эмоциональности в профессиональной деятельности педагогов способствуют возникновению профессиональных стрессов и приводят к профессиональному выгоранию.

Задачи исследования:

-подобрать диагностический инструментарий

-провести эмпирическое исследование

-провести анализ полученных результатов

-сделать выводы на основе полученных результатов.

В исследовании были использованы следующие методики:

  1. Опросник на выгорание MBI (адаптирован Н.Е. Водопьяновой);
  2. Экспресс- методика по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто;
  3. Методика определения стиля руководства коллективом В.П. Захарова и А.Л. Журавлева;
  4. Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности.

Описание опросника на выгорание MBI. Изобретателями данной методики (опросника) являются американские психологи С. Джексон и К. Маслач. В практике психологов и управляющих компаний эта методика используется для измерения степени профессионального выгорания в профессиях типа «человек-человек». Вариант, используемый в данной работе адаптирован Н.Е. Водопьяновой. Опросник состоит из 22 утверждений, в которых описаны различные чувства. Испытуемым предлагается определить, как часто они испытывают данные чувства. Для этого по каждому пункту испытуемый выбирает позицию, которая соответствует его мыслям и переживаниям, а именно: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».


Все утверждения разделены на три группы:

-«Эмоциональное истощение» (содержит 9 утверждений);

-«Деперсонализация» (содержит 5 утверждений);

-«Редукция личных достижений» (содержит 8 утверждений).

Количество баллов по каждой группе подсчитывается отдельно.

Каждый ответ испытуемого оценивается определенным количеством баллов:

-«никогда»-0 баллов;

-«очень редко»-1 балл;

-«иногда»-3 балла;

-«часто»-4 балла;

-«очень часто»-5 баллов;

-«каждый день»- 6 баллов.

Таким образом максимальная сумма баллов по шкале «Эмоциональное истощение»-54 балла; по шкале «Деперсонализация»-30 баллов; по шкале «Редукция личных достижений»- 48 баллов.

Подсчитав баллы испытуемого по каждой группе в отдельности можно сделать вывод какие стороны профессионального выгорания наиболее выявлены. Затем подсчитывается общая сумма баллов по всем трем шкалам (максимальный балл 132), по которой можно судить об общей тяжести выгорания.

Описание экспресс методики по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто. Данная методика позволяет изучить и проанализировать психологический климат трудового коллектива исходя из утверждения, что он является социально обусловленной и относительно устойчивой системой отношений всех членов коллектива к коллективу как целому[19].

Каждому испытуемому предлагается 8 вопросов и утверждений, на каждый из которых он должен отметить свое мнение по шкале от отрицательного (негативного) до положительного (позитивного) ответа. Соответственно на каждое утверждение есть три ответа[20]:

-отрицательный (со знаком «-«)

-неопределенный (нейтральный)

-положительный (со знаком «+»)

Все утверждения делятся на три группы:

  1. Эмоциональный компонент- главным признаком данного компонента является критерий привлекательности («нравится или не нравится», «приятный или не приятный»);
  2. Когнитивный компонент- основной характеристикой данной группы является переменная «знание или незнание особенностей членов коллектива»;
  3. Поведенческий компонент- главными критериями этой группы являются переменные «желание или нежелание работать в данном коллективе» и «желание или нежелание общаться с сотрудниками на досуге».

Каждый из данных компонентов содержит три утверждения, причем ответ на каждое из них может принять одну из трех возможных форм (-1; 0; +1). Далее при сочетании всех трех ответов выводится общая характеристика для каждого из компонентов следующим образом:


-ставится оценка со знаком «+», если в категории даны положительные ответы на все три вопроса, или же два ответа являются положительными, а третий с любым знаком;

-ставится отрицательная оценка, если все три ответа в критерии отрицательные, или же два ответа являются отрицательными, а третий с любым знаком;

-ставится противоречивая оценка (неопределенная), если на все три вопроса в критерии дан неопределенный ответ, или ответы на два вопроса являются неопределенными, а третий с любым знаком, или же один ответ является неопределенным, а два других с разными знаками.

Для точного общего результата всех испытуемых все полученные результаты можно объединить в таблицу.

Следующим шагом является выведение средней оценки по выборке для каждого компонента: из суммы всех положительных ответов вычитается сумма отрицательных ответов и результат делится на количество испытуемых.

Соответственно все результаты делят на три группы6

- отрицательная, входит в интервал -1 до -0,33

- противоречивая, входит в интервал от -0,33 до +0,33

- положительная, входит в интервал +0,33 до +1

Выделяют три результата тестирования:

  1. Полностью положительный психологический климат коллектива- благоприятный;
  2. Положительный климат- в целом благоприятный;
  3. Полностью отрицательный климат- совершенно неудовлетворительный;
  4. Отрицательный климат- в целом неудовлетворительный;
  5. Противоречивый- тенденции противоречивы и неопределенны.

Описание методики определения стиля руководства трудовым коллективом В.П. Захарова и А.Л. Журавлева. Данная методика состоит из 16 групп утверждений, в которых отражены различные характеристики и нюансы взаимодействия коллектива и руководителя. В каждую группу входит три разных утверждения. Каждому испытуемому нужно выбрать одно из трех утверждений в каждой группе, которое по его мнению наиболее подходит и характеризует его руководителя.

Все варианты ответов делятся на три компонента:

  1. Директивный компонент- руководитель, который набрал большее количество баллов по этому критерию обычно ориентируется на свое личное мнение и оценки; в нем ярко выражены стремление к единогласной власти, уверенность в своих силах и правах, склонность к жесткой формальной дисциплине; присутствует большая дистанция с подчиненными; не умеет признавать свои ошибки; в большинстве случаев игнорирует инициативу и творческую активность сотрудников, любит единолично принимать решения; любит контролировать все действия подсиненных, часто такого руководителя сотрудники просто боятся, при общении с ним чувствуют себя некомфортно, что приводит к психоэмоциональному напряжению и нервной обстановке;
  2. Попустительский компонент (компонент пассивного невмешательства)- руководитель, набравший большое количество баллов по данному компоненту имеет большую снисходительность к подчиненным, у него мало требовательности, нет строгой дисциплины в коллективе, он не контролирует действия коллег, слишком либерален, присутствует панибратство с подчиненными; сотрудникам часто нравится такое руководство, но с течением времени это приводит к тому, что руководитель перекладывает ответственность за принятые решения на плечи подчиненных, и на этой почве возникают конфликты; сотрудники могут не прислушиваться к мнению и указаниям директора, опаздывать на работу, уходить раньше, что приводит к попустительству при выполнении своей работы и в целом такая организация отстает от других;
  3. Коллегиальный компонент- руководитель, набравший большое количество баллов по данному критерию, умеет сочетать требовательность и контроль с инициативным и творческим подходом к выполнению работы; сознательно и корректно соблюдает дисциплину; такой тип руководства стремиться делегировать полномочия в разумных пределах и разделять ответственность; обычно демократичен в принятии решений, считается с мнением подчиненных, но не дает им попустительства; данный тип руководства является самым подходящим для управления организаций. Обычно такого руководителя любят и уважают за его тактичность, доброжелательность. Честность и справедливость.

Далее, используя ключ к ответам, подсчитывается количество баллов по каждому критерию. Критерий, набравший наибольшее количество баллов, является ведущим.

Данная методика удобна тем, что может проводиться анонимно. В случае анонимности сотрудники не будут бояться отвечать честно.

Описание опросника для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности. Данный опросник был разработан Т.Г. Сырицо на основе методики Л.А. Рабинович для определения наиболее выраженных чувств у педагогов.

Данная методика включает в себя 42 вопроса, на которые испытуемый может дать следующие ответы: «безусловно, да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «безусловно, нет».

Естественно в разные периоды жизни, испытуемый может ответить по-разному на одни и те же вопросы, поэтому испытуемого просят дать ответ наиболее характерный для него на время проведения данного тестирования в настоящее время.

Все вопросы и ответы разделены на четыре группы:

-Радость

-Гнев

-Страх

-Печаль

После проведения опроса, пользуясь ключом к методике, подсчитывается количество баллов по каждой группе. За определенный ответ дается определенное количество баллов:

-«Безусловно, да»-4 балла;

-«Пожалуй, да»- 3 балла;

-«Пожалуй, нет»- 1балл;

-«Безусловно, нет»- 0 баллов.

После подсчета баллов, при сравнении результатов по группам, можно определить какое чувство является доминантным.

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

Анализ результатов исследования по опроснику на выгорание MBI. В работе использовалась печатная версия опросника на выгорание MBI, с приложенным к нему бланком для ответов.

Для получения более достоверного результата исследование проводилось в конце второй четверти в конце рабочей недели в пятницу. Когда педагоги уже отработали большой промежуток времени с начала учебного года, и им предстоит выставлять оценки в полугодии, заниматься с неуспевающими учениками и организовывать праздничные мероприятия, связанные с предстоящими праздниками.

Основной задачей при проведении данного опроса было выявить для дальнейших исследований, находятся ли сотрудники данной школы в профессиональном выгорании или близком к нему состоянии.

Для анализа результатов по данной методике сначала у каждого испытуемого подсчитывались в соответствии с ключом баллы по каждой из трех шкал: «эмоциональное истощение», «деперсонализация», «редукция личных достижений». Затем у каждого педагога посчитывает сумма общего выгорания.