Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для позитивной эмоциональной атмосферы в коллективе, необходимо сближать сотрудников. Ведь тогда они смогут помочь в трудную минуту друг другу, дать совет, или наоборот обратиться за помощью к коллеге. Когда ты знаешь, что рядом есть надежный товарищ на работе, то ты более уверен в своих силах, не испытываешь чувство сильного страха.[23] Для этого нужно проводить тренинги для сплочения коллектива. Их существует множество. Пример одного из них:

Целью данного тренинга является снятие напряжения при взаимодействии, научить понимать и чувствовать друг друга. Все участники должны вести счет по количеству людей. Счет должен идти поочередно, но не сговариваясь при этом. Разговаривать запрещается. Если кто-то два человека называют цифру вместе, то игра начинается сначала. После правильного результата правила усложняются: счет необходимо вести с закрытыми глазами. После тренинга участники обсуждают результат и причины ошибок. Таких тренингов существует очень много. Их используют в зависимости от цели: для установления контакта, построения коммуникативных связей между коллегами, повышения доверия и т.д[24].

Конечно перед такими тренингами нужно проводить методики, чтобы выявить конкретные проблемы взаимодействия в коллективе.

Также для борьбы со стрессами и различными негативными эмоциями (страх, гнев, печаль), которые способствуют развитию профессионального выгорания, каждый сотрудник должен уметь пользоваться различными методиками.

Одним из таких методов являются релаксационные техники, к которым относятся медитация, аутогенная тренировка, прогрессивная релаксация, биологическая обратная связь. Все эти методики применяются при высоком психоэмоциональном возбуждении. Обусловленным действием стрессоров, способствуют предотвращению развития последующего заболевания. Рассмотрим подробнее каждую из них.

1)Медитация-это упражнение для мозга, влияющее на телесные процессы. Ее целью является овладение собственным вниманием, чтобы концентрироваться на определенном предмете, а не быть пассивным участником. При данной технике можно контролировать частоту сердцебиения, снижать электрическую активность кожи, усиливать альфа-активность мозга, нормализовать артериальное давление, предотвратить психическое перенапряжение, устранить болевые ощущения, снизить уровень кортизола (гормон стресса). Плюс данной методики в том, что ее легко освоить.


2)Аутогенная тренировка и визуализация. Основным релаксирующим методом аутогенной тренировки является самогипноз. Ощущение тепла и тяжести, возникающее при самогипнозе, нужно, чтобы расслабить тело, а затем передать это состояние расслабленности в сознание путем визуализации. Недостаток данной методики в том, что ей тяжело овладеть.

3)Прогрессивная релаксация-техника снижения нервно-мышечного напряжения. В отличие от медитации и аутогенной тренировки при выполнении данной методики человек не впадает в гипнотическое состояние.

4)Биологическая обратная связь изначально создана для саморегуляции человека в экстремальных условиях трудовой деятельности; но в сочетании с другими релаксационными способами его можно использовать для снижения стрессового состояния .

Так же методами преодоления стресса и восстановления сил и эмоционального равновесия является профессиональная психогигиена и психопрофилактика[25].

Важными рекомендациями для всех сотрудников так же будут:

-выработать в себе психологически правильный стиль общения (воспитывать внимательность, доброжелательность, спокойное уважительное отношение к другим людям);

-вырабатывать рациональные подходы отношения к происходящей ситуации (анализировать свое поведение, все произошедшее и искать положительные стороны) ;

-нужно отказаться от мысли оправдать свои неудачи только внешними обстоятельствами. Соответственно для этого придется пересмотреть свои внутренние установки, систему взглядов и убеждений;

-стараться найти человека, с которым ты можешь поделиться своими чувствами, обсудить произошедшее. Ведь разговор с другим человеком помогает выйти негативной энергии;

-значительную помощь могут оказать такие техники, как самопрощение, активное забывание, переключение чувств на положительные эмоции, для этого можно найти для себя какое-то хобби, заняться творчеством, ведь все это помогает создать конкурентное положительное переживание.

Одним из способов поддержания хорошего настроения и самочувствия является соблюдение здорового образа жизни, а именно:

-при высоких умственных нагрузках, как у учителей, нужно насыщать головной мозг кислородом, поэтому полезно чаще бывать на свежем воздухе;

-для поддержания водно-солевого баланса в организме пить простую воду;

-для снятия психоэмоционального напряжения полезны физические нагрузки, поэтому если есть возможность лучше посещать бассейн (плавание тренирует все группы мышц, а вода снимает напряжение и расслабляет)


-стараться правильно питаться;

-для укрепления нервной системы пить соответствующие комплексы витаминов, богатых группой B и магнием;

-стараться соблюдать режим дня (это регулирует биоритмы в организме);

-ухаживать за собой, следить за своим внешним видом, ведь когда ты хорошо выглядишь, ты более уверен в себе и настроение повышается.

Вывод по главе 2

Существует множество факторов, которые оказывают негативное воздействие на сотрудников и коллектив в целом и приводят к развитию профессионального выгорания. В проведенном исследовании было доказано, что развитию профессионального выгорания способствуют напряженные отношения между сотрудниками, отсутствие доверия и нежелание общаться, помочь друг другу; слишком жесткое или попустительское отношение со стороны руководства; а также личные качества и эмоции сотрудников.

Для преодоления предупреждения профессионального выгорания сотрудников и решения проблем коллектива существуют различные методики, направленные на коррекционную работу с начальством, коллективом и каждым сотрудником в отдельности.

Заключение

В данной курсовой работе «Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание» был изучен основной теоретический материал и литература по теме.

Во второй главе было проведено эмпирическое исследование, посвященное изучению взаимосвязи негативного психологического климата в коллективе, стилю поведения руководства и личных качеств самих работников на развитие профессионального стресса.

После проведения анализа результатов было доказано:

  1. Все исследуемые сотрудники действительно находятся в состоянии профессионального выгорания;
  2. Негативный социально-психологический климат в коллективе способствует развитию профессионального выгорания;
  3. Директивный жесткий стиль руководства негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии сотрудников и способствует развитию профессионального выгорания у подчиненных;
  4. Структура эмоциональности в деятельности педагогов и их личные качества могут способствовать профессиональному выгоранию, также существует и обратная тенденция: профессиональное выгорание нарушает эмоциональную структуру.

Вовремя распознать и преодолеть профессиональное выгорание сотрудников помогут:


-знание симптомов проявления профессионального выгорания;

-создание дружного рабочего коллектива;

- корректирование управленческих качеств руководителя;

- корректирование личностных качеств сотрудников.

Для преодоления этого необходимо время от времени проводить с помощью методик тестирование сотрудников, чтобы выявить проблемы в коллективе, и при обнаружении таких проблем пользоваться различными тренингами на сплочение сотрудников; проводить тестирования среди подчиненных, чтобы узнать, какой ты руководитель, и исправить свое отношение к работникам; необходимо, чтобы каждый из сотрудников учился различным техниками и методикам по преодолению стрессов.

Сохранение дружного коллектива и позитивной атмосферы на работе помогает организации повысить производительность, конкурировать с другими компаниями и преодолевать кризисы.

Список используемой литературы

  1. Александров Ю.И. Психофизиология/Ю.И. Александров. –СПб.: Питер, 2017. – 464 с.
  2. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения ФГОС. / О.И. Бабич. – М.: Учитель,2017. -122 с.
  3. Валиев И.Н. Стереотипы социального взаимодействия. Монография. / И.Н. Валиев. – М.: Прометей, 2016. – 126 с.
  4. Василенко М.А. Основы социально-психологического тренинга. / М.А. Василенко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 125с.
  5. Данилова Н.Н. Психофизиология. / Н.Н. Данилова. – М.:Аспект Пресс, 2012. – 603 с.
  6. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. / А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – 512 с.
  7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2017. – 784 с.
  8. Капустин С.А. Общий психологический практикум. / С.А. Капустин. – СПб.: Питер, 2017. – 460 с.
  9. Кибанов А.Я., Каштанова Е.В. Управление персоналом. Теория и практика. Организация профориентации и адаптации персонала. / А.Я. Кибанов, Е.В. Каштанова. – М.: Проспект, 2017. – 56 с.
  10. Логинова А.В. Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности // Молодой ученый. – 2015. - №11. – С. 1123-125.
  11. Лукьянова Т.В. Психофизиология профессиональной деятельности и безопасность труда персонала. / Т.В. Лукьянова. – М.: Проспект. 2015. – 73 с.
  12. Лучинин А.С. Психофизиология. Конспект лекций. / А.С. Лучинин. –Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 263 с.
  13. Майерс Д. Социальная психология. / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2015. – 800 с.
  14. Орел В.Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. / В.Е. Орел. – М.: Гуманитарный центр, 2014. – 296 с.
  15. Почебут Л.Г. Социальная психология. / Л.Г. Почебут. – СПб.: Питер, 2017. – 400 с.
  16. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Д.Я. Райгородский. – Самара: «БАХРАХ-М», 2015. – 672 с.
  17. Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика взрослых. / Д.Я. Райгородский. – Саратов: «БАХРАХ-М», 2015. – 704 с.
  18. Реан А.А. Психология личности. / А.А. Реан. – СПб.: Питер,2016. – 288 с.
  19. Руденко А.М. Социальная психология для бакалавров. / А.М. Руденко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 332 с.
  20. Руденко А.М., Самыгин С.И., Жилкина Е.Л. психология социальной работы для бакалавров. / А.М. Руденко, С.И. Самыгин, Е.Л. Жилкина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 447с.
  21. Солдатов А.В., Семин А.В., Василенко Т.Д. Менеджмент организации: взгляд социального психолога. / А.В. Солдатов, А.В. Семин, Т.Д. Василенко. – М.: Книговек, 2014. – 256 с.
  22. Столяренко Л.Д., СамыгинС.И. Психология общения. / Л.Д. Столяренко. С.И. Самыгин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 328 с.
  23. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Групповая психокоррекция: тренинги и ролевые игры для личностного и профессионального развития. / Т.В. Эксакусто, О.Н. Истратова. – Ростов н/д.:Феникс, 2014. – 254 с.
  24. Юматов Е.А. Психофизиология эмоций и эмоционального напряжения студентов. / Е.А. Юматов. – М.: ИТРК, 2017. – 201 с.
  25. Юревич А.В. психологические исследования личности6 история, современное состояние, перспективы. / А.В. Юревич. – М.: Институт психологии РАН, 2016. – 448 с.

№ уч.

Эмоц.

Когнит.

Повед.

№ уч.

Эмоц.

Когнит.

Повед.

1

+

0

+

16

-

0

-

2

-

+

0

17

+

+

0

3

-

+

+

18

+

-

0

4

0

0

0

19

0

+

-

5

+

+

-

20

+

+

0

6

+

-

+

21

-

0

+

7

0

0

0

22

0

-

0

8

+

+

0

23

+

+

-

9

0

0

+

24

+

0

0

10

-

+

0

25

-

+

0

11

+

-

-

26

-

-

-

12

-

0

0

27

+

-

-

13

+

0

-

28

0

+

0

14

0

+

0

29

-

0

0

15

+

0

-

30

-

0

0

Приложение 1.

Таблица 1. Результаты оценок всей выборки по каждому компоненту.

Приложение 2.

Рис.1. Соотношение эмоций педагогов

  1. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Стресс. Выгорание, совладание в современном контексте. / А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко .- М.: Институт психологии РАН, 2011.- С. 312.

  2. Юматов Е.А. Психофизиология эмоций и эмоционального напряжения студентов. / Е.А. Юматов. – М.: ИТРК, 2017. – С.105.

  3. Лукьянова Т.В. Психофизиология профессиональной деятельности и безопасность труда персонала. / Т.В.Лукьянова. – М.: Проспект, 2015. – С.34.

  4. Лучинин А.С. Психофизиология. Конспект лекций. / А.С. Лучинин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – С. 158.

  5. Данилова Н.Н. Психофизиология. / Н.Н. Данилова. – М.: Аспект Пресс, 2012. – С. 453.

  6. Александров Ю.И. Психофизиология. / Ю.И. Александров. – СПб.: Питер, 2017. – С. 365.

  7. Солдатов А.В., Семин А.В., Василенко Т.Д. Менеджмент организации: взгляд социального психолога. / А.В. Солдатов, А.В. Семин, Т.Д. Василенко. – М.: Книговек, 2014. – С.98.

  8. Валиев И.Н. Стереотипы социального взаимодействия. Монография. / И.Н. Валиев. – М.: Прометей, 2016. – с.47.

  9. Логинова А. В. Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1408-1410.

  10. Руденко А.М., Самыгин С.И., Жилкина Е.Л. Психология социальной работы для бакалавров. / А.М. Руденко, С.И. Самыгин, Е.Л. Жилкина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – С. 233.

  11. Орел В.С. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. / В.С. Орел. – М.: Гуманитарный центр, 2014. – С.135.

  12. Юревич А.В. Психологические исследования личности: история, современное состояние, перспективы. / А.В. Юревич. – М.: «Институт психологии РАН», 2016. – С. 356.

  13. Реан А.А. Психология личности. / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2016. – С.189.

  14. Руденко А.М. Социальная психология для бакалавров. / А.М. Руденко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – С. 125.

  15. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения. / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – С. 93.

  16. Почебут Л.Г. Социальная психология. / Л.Г.Почебут. – СПб.: Питер, 2017. – С. 423.

  17. Майерс Д. Социальная психология. / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2015. – С.567.

  18. Ильин Е.Н. Эмоции и чувства / Е.Н. Ильин. – СПб.: Питер, 2017. – С. 452.

  19. Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика взрослых. / Д.Я. Райгородский. – Саратов: «БАХРАХ-М», 2015. – С.533.

  20. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2015. – С.645.

  21. Кибанов А.Я., Каштанова Е.В. Управление персоналом. Теория и практика. Организация профориентации и адаптации персонала. / А.Я Кибанов, Е.В. Каштанов. – М.: Проспект, 2017. – С. 31.

  22. Капустин С.А. Общий психологический практикум. / С.А. Капустин. – СПб.: Питер. 2017. – С.350.

  23. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Групповая психокоррекция: тренинги и ролевые игры для личностного и профессионального развития. / Т.В. Эксакусто, О.Н. Истратова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016.-С.257.

  24. Василенко М.А. основы социально-психологического тренинга. / М.А.Василенко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – С.62.

  25. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения ФГОС. / О.И. Бабич. – М.: Учитель, 2017. – С.53.