Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Теоретические аспекты добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции
1.1. Сущность ценовой конкуренции
1.2. Недобросовестная ценовая конкуренция
Глава 2. Исследование ценовой конкуренции на примере пассажирских авиаперевозок
2.1. Опыт развития бюджетных авиаперевозчиков (на примере США)
2.2. Особенности ценовой конкуренции на рынке пассажирских авиаперевозок в России
Введение
Актуальность. Конкурентная среда - это совокупность качественных и количественных показателей, характеризующих состояние развития конкуренции. Конкуренция определяется множеством факторов, важнейшим из которых является цена. Ценовая конкуренция — это конкурентная борьба за счет снижения цен до более низкого относительно конкурентов уровня. Однако, такая конкуренция далеко не всегда является добросовестной. На рынке имеют место такие проблемы, как демпинг, ценовая дискриминация.
Цель курсовой работы – исследование проблемы добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции.
Задачи работы:
- исследовать сущность ценовой конкуренции;
- рассмотреть особенности недобросовестной ценовой конкуренции;
- проанализировать опыт развития бюджетных авиаперевозчиков (на примере США);
- выявить особенности ценовой конкуренции на рынке пассажирских авиаперевозок в России;
- исследовать регулирование ценовой конкуренции на рынке продовольственных товаров зарубежных стран;
- определить пути развития добросовестной ценовой конкуренции на рынке пассажирских авиаперевозок в России.
Предмет исследования – добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция.
Объект исследования – ценовая конкуренция на рынке пассажирских авиаперевозок России.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области государственного регулирования экономики, отраслевых рынков.
Информационной базой исследования послужили действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, информация периодических изданий, сети Интернет.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции
1.1. Сущность ценовой конкуренции
Ценовая конкуренция - это есть такое соперничество продавцов, когда каждый стремится выиграть за счет более приемлемой для покупателя цены. Проще говоря, продавец старается предложить товар по цене, ниже конкурентной.
Через ценовую конкуренцию продавцы влияют на спрос главным образом посредством изменения в цене. Чем уникальнее предложение продукции с точки зрения потребителей, тем больше у предприятия свободы в установлении цен выше, чем у конкурирующих товаров[1].
При ценовой конкуренции продавцы двигаются по кривой спроса, повышая или понижая свою цену. Это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и легко изменить, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции. Однако из всех контролируемых переменных маркетинга конкурентами легче всего дублировать именно эту, что может привести к стратегии копирования или даже ценовой войне. Более того,
правительство следит за ценовыми стратегиями[2].
Основное условие успешной конкурентной борьбы с помощью цен - это постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости продукции. Выигрывает тот производитель, у которого есть реальные шансы снизить себестоимость продукции.
Механизм ценовой конкуренции следующий. Фирма-производитель устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных цен[3]. Конкуренты не могут последовать за ней, они не могут удержаться на рынке и уходят с него
или разоряются[4]. В случае, когда экономическая мощь конкурентов одинаковая, применяется маневрирование ценами. Оно заключается в предоставлении покупателям различных скидок, снижении цен на продукцию,
установление на товары разного качества одинаковой цены или их сближении[5].
Добросовестная конкуренция – это соблюдение всех «правил игры» на рынке, действующего законодательства по охране прав потребителей, по контролю за монополиями, гражданского и уголовного кодексов. Такая конкуренция ведет к выигрышу потребителя, так как он получает больше продукции, более высокого качества, по более низким ценам. Недобросовестная конкуренция — это нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила. Кроме того нарушается Конституция РФ, где в статье 34, пункт 2 сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»[6].
В условиях совершенной конкуренции условием конкурентного равновесия является равенство рыночной цены и предельных издержек производителя, на основе чего производитель формирует уровень производства своей продукции. Эффективность такого конкурентного равновесия проявляется в том, что оно обеспечивает оптимальное по Парето распределение ресурсов в экономической системе. Возможность эффективного распределения ресурсов является следствием того, что потребители максимизируют степень удовлетворения своих потребностей, если предельная полезность равна цене. Производители выбирают такой уровень производства, при котором предельные издержки равны цене[7]. Таким образом, предельные общественные издержки производства продукции равны предельной полезности этой продукции. Для этого необходимо, чтобы все производители были совершенными конкурентами и отсутствовали внешние эффекты[8].
На рынках несовершенной конкуренции набор стратегий производителей в области ценообразования намного шире. Так, на монопольном рынке цена устанавливается на уровне средних издержек производителей. В условиях изменения средних издержек в зависимости от объемов производства могут использоваться ценовая дискриминация и установление двухчастных тарифов[9]. Монопольный рынок невыгоден для потребителя, так как при низкой эластичности спроса по цене монополисту выгодно увеличивать цену.
На олигополистическом рынке в зависимости от однородности или неоднородности продукции, типа ограничения на производственные мощности, наличия сговора конкурентов, наличия фирмы-лидера по издержкам, наличия барьеров входа на рынок, возможны разные типы стратегического взаимодействия предприятий-конкурентов и, соответственно, разные модели, описывающие такое поведение. Это модели Бертрана, модель «лидер–последователь», модель Эджворта, модель картеля[10].
Добросовестная ценовая конкуренция – это соблюдение всех «правил игры» на рынке, действующего законодательства по охране прав потребителей, по контролю за монополиями, гражданского и уголовного кодексов. Такая конкуренция ведет к выигрышу потребителя, так как он получает больше продукции, более высокого качества, по более низким ценам. Недобросовестная конкуренция — это нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила[11].
1.2. Недобросовестная ценовая конкуренция
Наиболее ярким проявлением недобросовестной ценовой конкуренции является ценовая дискриминация.
В современной экономической литературе не до конца раскрыто понятие «ценовая дискриминация». В теории монополий данному понятию посвящено недостаточно внимания, ценовая дискриминация там не отделена от иных форм манипулирования ценами корпораций, которые связаны с маркетинговыми и даже политическими целями[12].
Обычно в экономической теории под «ценовой дискриминацией» понимается такая рыночная ситуация, когда на один и тот же товар или услугу для различных покупателей устанавливаются различные цены.
Первыми понятие ценовой дискриминации использовал ещё в XIX в. Ж. Дюпюи. Он представил данную концепцию, описав в ней тот основной момент, что компанией продаётся один и тот же товар по разным ценам. Им были разделены покупатели на богатых, зажиточных, бедных, поскольку в данных группах имеется разная эластичность спроса, что и вынуждает компании для целей увеличения прибыли идти на применение ценовой дискриминации[13].
Также в XIX в. вопрос о ценовой дискриминации поднимался ещё одним британским инженером-экономистом Д. Ларднером, анализ и выводы которого были изложены в его труде «Экономика железных дорог: трактат о новом виде транспорта, управлении им перспективах и отношениях коммерческих, финансовых и социальных», где рассмотрены экономические проблемы этой, ещё относительно новой для Европы того времени, отрасли. При этом
подход Ларднера отличался от подхода Дюпюи, поскольку первый анализировал ценовую дискриминацию с позиции «теории фирмы». Он утверждал, что дискриминацию можно использовать как средство максимизации прибыли фирмой. На основе анализа железнодорожных тарифов им была обобщена практика дифференциации тарифов в зависимости от расстояния, а также от характера перевозимых грузов. Дифференциация им объяснялась различием
эластичности спроса на транспортные железнодорожные услуги и на сами перевозимые грузы. Реальным вкладом Ларднера в изучение вопроса ценовой дискриминации признаётся выявление роли эластичности спроса в практике её применения.
Уже в XX в. развитие теории ценовой дискриминации продолжилось, и основоположником современной теории ценовой дискриминации стал британский экономист, ученик и последователь Л. Маршалла, Л. Пигу которым в работе «Экономическая теория благосостояния» дан глубокий анализ данного явления[14]. Им были постулированы общие условия ценовой дискриминации, выделены три вида (степени) ценовой дискриминации[15].
Л. Пигу выделил условие, благоприятствующее в полной мере применению ценовой дискриминации, — цена спроса на любую единицу товара не зависит от цены продажи любой другой единицы данного товара[16]. Возможно
это только тогда, когда никакая единица товара не может заменять другую единицу такого же товара. То есть, во-первых, ни одну из продаваемых на одном рынке единиц товаров невозможно передать на другой рынок и, во-вторых, ни одну единицу спроса, который предъявляется на одном рынке, нельзя переводить на другой рынок. Тогда на рынке и возникают условия максимизации прибыли монополиста посредством дискриминации. Эти условия, названные условиями «идеальной (совершенной) дискриминации»
были развиты в работе Дж. Робинсон[17]. При этом нужно отметить, что теория ценовой дискриминации именно в интерпретации Л. Пигу с учётом последующих незначительных дополнений, и стала основной в современной экономической теории.
Таким образом, одно из условий монополии — несовершенная конкуренция на рынке. То есть вполне очевидно, что реализация политики ценовой дискриминации возможна лишь на рынке с несовершенной конкуренцией, поскольку монополист имеет власть над ценой. Г. С. и Е. Р. Вечкановы также оценивают ценовую дискриминацию как монополистическую практику «продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям» [18]. То есть приписывают возможность осуществления этой дискриминации только монопольным структурам, которые тем самым пытаются увеличить свою прибыль. В статье Ф. И. Хусаинова условия применения ценовой дискриминации сформулированы как возможность контроля продавца за ценами, ограниченность рынка (невозможность покупателям купить тот же товар дешевле на другом рынке) и превышение выгод от ценовой дискриминации над издержками, связанными с её осуществлением[19].
То есть, он достаточно понятно систематизировал данные условия[20].С точки зрения современной теории ценовой дискриминации, как уже было сказано, основанной на концепции Л. Пигу; можно выделить разновидности ценовой дискриминации.
Так, ценовая дискриминация первого рода (или «совершенная ценовая дискриминация») представляет собою практику взимания с каждого покупателя платы, которая равна его «субъективной цене» — максимальной цене, которую данный покупатель может и готов уплатить за товар ил и услугу продавцу. Такая разновидность, однако, является скорее идеальным случаем, поскольку продавцу абсолютно точно не известна субъективная цена каждого покупателя. Но в ряде случаев продавцом может осуществляться и не совершенная (на практике) ценовая дискриминация такого рода. И возможно это в том случае, если продавцами являются такие специалисты, как врач юрист, бухгалтер, архитектор — то есть те, которые могут оценить, насколько клиент готов максимально оплатить их услуги, исходя из чего и выставить соответствующий счет. В целом же при совершенной ценовой дискриминации производителем (продавцом) забирается весь потребительский излишек.
К ценовой дискриминации второго рода относится изменение цены, связанное с зависимостью от объёмов потребления[21]. Такая разновидность может применяться в случае, если производитель не имеет информации о каждом конкретном потребителе, но имеет информацию о группах потребителей. Продавцом в данном случае устанавливается сразу несколько тарифов, покупатель же должен сделать выбор подходящего ему тарифа. Устанавливая тарифы, продавец имеет цель заполучить максимальную часть потребительского излишка[22].