Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1.Понятие, причины и симптомы профессионального выгорания
Причины и симптомы возникновения синдрома профессионального выгорания
Глава 2. Эмпирическое исследование профессиональных стрессов и профессионального выгорания учителей
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Введение
Данная курсовая работа посвящена изучению профессиональных стрессов и профессионального выгорания. Эта тема является актуальной в наши дни, когда каждый хочет добиться высоких достижений на работе, и в итоге действия стрессов сказываются на психологическом и физическом здоровье людей. Изучить проблему профессиональных стрессов и профессионального выгорания важно всем работникам и управляющим организациями, чтобы наладить отношения в коллективе и повысить работоспособность.
Предметом курсовой работы являются профессиональные стрессы и связанное с ними профессиональное выгорание.
Целью курсовой работы является изучение влияния профессиональных стрессов и профессионального выгорания на сотрудников.
Для написания работы была изучена литература: учебник «Психофизиология» под редакцией Ю.И. Александрова, «Психофизиология» Н.Н. Даниловой, «Общий психологический практикум» под редакцией С.А. Капустина, «Практическая психодиагностика» Д.Я. Райгородского и т.д. Литературные источники являются надежными, так как это учебные пособия и научные труды, изданные при различных университетах профессорами и выпущенные известными издательствами.
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе освящены теоретические положения по теме. Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию и методам коррекции.
Гипотезой исследования является утверждение: негативный социально-психологический климат в коллективе, стиль руководства и структура эмоциональности в профессиональной деятельности педагогов способствуют возникновению профессиональных стрессов и приводят к профессиональному выгоранию.
Объектом исследования являются социально-психологический климат в коллективе, стиль руководства организации и эмоциональная структура профессиональной деятельности педагогов.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу
2.Подобрать диагностический инструментарий
3.Провести эмпирическое исследование
4.Провести анализ полученных результатов
5.Сделать выводы на основе полученных результатов.
В исследовании были использованы следующие методики:
- Опросник на выгорание MBI (адаптирован Н.Е. Водопьяновой);
- Экспресс- методика по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто;
- Методика определения стиля руководства коллективом В.П. Захарова и А.Л. Журавлева;
- Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности.
Экспериментальная база исследования: в исследовании приняли участие 30 учителей МОУ «Лицей №26» г. Подольска.
Глава1.Понятие, причины и симптомы профессионального выгорания
Каждый из работников любой сферы хочет достичь высоких результатов в своей трудовой деятельности. Для этого необходимо много трудиться, находится на работе большую часть времени, и даже вечером после окончания рабочего дня или на выходных выполнять дополнительные задания, связанные с должностью.
Для того, чтобы успеть выполнить все свои обязанности, человек меньше спит, у него почти не остается времени на отдых, его режим дня значительно нарушается. Дополнительные психоэмоциональные нагрузки, связанные с обстановкой на работе, нервное перенапряжение, конфликтные ситуации приводят организм к стрессу. В итоге появляется чувство постоянной усталости, когда нет желания что-либо делать, а хочется просто лежать и отдыхать. Далее развивается профессиональное выгорание[1].
Основоположником появления и развития теории стресса является У.Б. Кеннон, который ввел термин «гомеостаз». В основе исследований стрессовых явлений лежит теория И.П. Павлова об идеях целостности и непрерывности адаптации организмов к новой среде и новым воздействиям[2].
Также значимый вклад в изучение проблемы стресса внес физиолог и основатель Международного Института Стресса Ганс Селье[3]. Г. Селье сформировал основные положения теории стресса:
- Каждый живой организм обладает запасом адаптационной энергии; данный запас ограничен;
- Адаптационная энергия может быть использована в любой момент; она может концентрироваться на одном направлении или распределена между различными направлениями ответа. Результатом истощения адаптационной энергии являются болезнь старение и смерть[4];
- Существует два уровня активации адаптационной энергии:
-первичный- требует больших затрат энергии и является ответом на высокую интенсивность действия, оказываемого стрессором
-вторичный- требует меньшей затраты энергии и является реакцией на стрессор с меньшей интенсивностью;
4. Стрессором может быть любое предъявленное какому-либо организму действие, характер стрессора не имеет позитивного или негативного значения; в данном случае важна только интенсивность стрессора. Следовательно: стрессор- неспецифическое требование к изменениям (перестройка)[5];
5. В перестройке есть несколько стадий, у каждой из которых свое определенное время течения, а переход на следующую стадию зависит от резистентности организма, силы интенсивности и времени воздействия стрессора[6].
Существует три основных фазы стресса:
-Нервное напряжение – возникновение ситуации, которая провоцирует возникновение стресса; на организм оказывает воздействие стрессор, который создает психоэмоциональное перенапряжение;
- Сопротивление – в ответ на действие стрессора организм включает защитные силы, оказывает сопротивление, старается восстановить психоэмоциональный баланс;
-Истощение- на организм продолжительное время оказывается действие стрессора, высокое нервное напряжение, с которым он не в силах справиться, в следствие чего наступает психоэмоциональное нервное истощение, когда организм в целях собственной экономии сил и защиты перестает реагировать на окружающие изменения и события[7].
После того, как организм включает «режим экономии энергии и сил», у человека развивается профессиональное выгорание[8].
Впервые сведения о «выгорании» были получены в 70-х годах 20 века из-за кризиса работников социальной сферы. Но природа синдрома изменилась с эволюцией природы профессий в этой сфере. Современная ситуация выгорания связана с более сложными социальными условиями и с тем, что работники социальной сферы активнее борются за материальное благополучие и гарантии трудовой занятости. Например, из-за более высоких требований к времени и энергии, многие учителя вынуждены выполнять больше работы меньшими ресурсами, получая меньше поощрений и меньше признания их усилий[9].
Термин «профессиональное выгорание» был введен американским психиатром Х. Фрейденбергом в 1974 году и использовался для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые находятся в тесном интенсивном взаимодействии с клиентами или пациентами в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональных услуг (врачи, работники социальных служб, учителя, воспитатели и т.д.)[10].
Таким образом профессиональное выгорание- это синдром, который имеет тенденцию развиваться при регулярных стрессах и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работника[11].
Причины и симптомы возникновения синдрома профессионального выгорания
Многим людям знакома ситуация, когда они ходят на работу с удовольствием, любят свою профессию и гордятся ею, поэтому проводят много времени, исполняя рабочие обязанности, но по прошествии времени с тяжелыми нагрузками, несбалансированным образом жизни, они вдруг теряют интерес к любимой работе[12].
Бывает, что такой период затягивается довольно на долго, и работа начинает тяготить. Человеку становиться тяжело просыпаться по утрам, нет былой энергии и удовольствия от того, что ты идешь на работу. В такой ситуации не трудно понять, что развивается профессиональное выгорание.
Это классический пример выгорания: многочисленные, хронические стрессовые факторы на протяжении длительного периода времени сделали сотрудника полностью опустошенными и больше не стремящимся выполнить работу высокого качества. Через несколько лет, такой работник превратится из активного человека с горящими глазами в полностью выгоревшего[13].
Существует две группы факторов, оказывающие воздействие на развитие профессионального выгорания. Это личностные факторы человека и внешние факторы (внешняя среда).
Личностные факторы человека:
- Трудоголизм;
- Накопленный профессиональный опыт;
- Ориентация на высокий результат;
- Желание полного контроля;
- Идеализация работы и жизни в целом;
- Личные особенности характера (эмоциональность, ригидность, тревожность, стрессоустойчивость).[14]
Факторы внешней среды:
- Монотонная трудовая деятельность;
- Чрезмерная информационная нагрузка;
- Большой объем работы;
- Высокая ответственность за итоги работы;
- Ненормированный рабочий график;
- Отсутствие соответствующего морального и денежного вознаграждения;
- Рабочие конфликты;
- Работа с тяжелым контингентом людей;
- Вовлеченность в проблемы клиентов;
- Низкое положение в коллективе;
- Высокая конкуренция между сотрудниками;
- Отсутствие времени на отдых
- Критика со стороны коллег, руководства и окружающих.[15]
Синдром профессионального выгорания распространяется очень быстро, он напрямую связан с резким ускорением ритма жизни, а также увеличением умственной и психоэмоциональной нагрузки на организм человека.[16]
Профессиональное выгорание появляется на фоне внутреннего накапливания негативной энергии и отрицательных эмоций, которые не выпускают на волю[17].
Для того, чтобы вовремя принять меры по предупреждению синдрома профессионального выгорания., важно знать его симптомы. Из них можно выделить 10 главных признаков:
-Усталость- главным признаком выгорания является то, что вы все время чувствуете усталость, она может быть эмоциональной, умственной или физической; испытываете чувство, когда вы не имеете никакой энергии, вы полностью опустошены;
-Отсутствие мотивации- вы больше не чувствуете энтузиазма или у вас больше нет внутренней мотивации к вашей работе, вероятнее всего вы испытываете выгорание; стало трудно собираться утром и трудно идти на работу каждый день;
-Отрицательные эмоции- испытываете чувство, что то, что вы делаете не так уж важно или вы можете испытывать разочарование во всем; можно заметить, что вы чувствуете себя более пессимистично, чем обычно;
- Проблемы с познанием окружающего- хронический стрессовые ситуации могут повлиять на вашу внимательность и способность концентрироваться, ведь, когда мы испытываем стресс, наше внимание сужается, чтобы сосредоточиться на негативном элементе, который мы воспринимаем как угрозу;
- Ухудшение производительности труда- сделайте сравнение своей производительности в настоящее время и производительности в предыдущие годы. Так как выгорание, как правило, происходит в течение длительного периода времени, этот долгосрочный взгляд может определить, переживаете ли вы временной спад или испытываете хроническое выгорание;
- Межличностные конфликты дома и на работе- проявляются излишней вспыльчивостью и желанием меньше общаться с окружающими;
- Отсутствие заботы и ухода за собой- вы реже обращаете внимание на то, как вы выглядите, на свою внешность;
-Выполнение рабочих заданий даже дома- вы часто берете дополнительную работу на дом. И ваши домашние отдых и внимание близким заменят эта работа;
- Снижение удовлетворенности- тенденция чувствовать себя более несчастным, не довольным всем вокруг: работой, домом, людьми;
- появление проблем со здоровьем- ухудшение физического здоровья, психовегетативные расстройства, нарушения сна, резкое прибавление в весе или похудение[18].