Файл: Виды оценки стоимости проекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Затратные методы оценки проектов включают [5]:

  • Совокупная стоимость владения (Total Cost of Ownership, TCO). Методика TCO предусматривает оценку затрат на реализацию ИТ-проекта и на отдельные его компоненты;

Совокупный экономический эффект (TEI). Данная методика позволяет оценить проект внедрения того или иного компонента информационной системы предприятия с точки зрения трех показателей - «Стоимость», «Преимущества» и «Гибкость». «Стоимость» вычисляется по методике «Совокупная стоимость владения» (TCO) и является единственной количественной оценкой данной методики. «Преимущества» и «Гибкость» представляют собой качественные оценки.

Глава 2. Виды оценки стоимости проектов в сфере ИТ

2.1. Анализ используемых методов оценки

Общество с ограниченной ответственностью «Комплекс АйТи» на рынке программного обеспечения с 13 июня 2013 года. Основная деятельность компании направлена на создание информационных систем управления предприятия с использованием современных инструментов разработки приложений и баз данных.

Сегодня деятельность компании концентрируется на четырех направлениях:

  • разработка сайтов, продвижение их в поисковых системах и социальных сетях;
  • разработка, продажа и внедрение программного обеспечения для комплексной автоматизации внутренних бизнес-процессов предприятия;
  • IT-аутсорсинг: обслуживание ПК и серверов, настройка сетей и программного обеспечения, удаленное обслуживание ПК;
  • аудит соответствия 152 ФЗ: определение уровня защищенности ИСПДн, разработка актуальных моделей угроз ИСПДн, разработка рекомендаций по преодолению выявленных несоответствий 152 ФЗ.

Клиентами «Комплекс АйТи» являются такие предприятия, как агентство недвижимости «Актив» (г. Екатеринбург), клининговая компания «Аврора», интернет портал «Бизнес предложения», Центр семейной медицины и здоровья г. Магнитогорска, агентство недвижимости «Эксперт», инвестиционная компания «Профит» и многие другие. Число клиентов компании постоянно растёт.

Главной задачей является не только создание программных продуктов, но и формирование особых отношений между компанией и заказчиками, тесного взаимодействия с каждым клиентом на всех этапах


сотрудничества.

Стержень компании составляют её сотрудники - опытные высококвалифицированные специалисты в области разработки и внедрения программных продуктов. Компания постоянно вкладывает средства в совершенствование профессиональных знаний и навыков своих сотрудников.

На сегодняшний день ООО «Комплекс АйТи» разработало несколько программных продуктов на заказ. Кроме того, постоянно ведется работа над новыми проектами, которые направлены на автоматизацию системы управления бизнесом. Подобные проекты не были никем заказаны и являются стартапами в сфере информационных технологий.

При оценке заказанных проектов трудностей не возникает, потому что расчет производится исходя из требований клиента, описанных в техническом задании, и структуры выполняемых работ.

Оценка стартапа выполняется по аналогичному принципу, но трудность состоит в отсутствии четкого списка требований. Возможности и функционал продукта постоянно изменяется, появляются непредвиденные риски и факторы, что приводит не только к увеличению срока реализации, но и к дополнительным затратам.

Рассмотрим планирование бюджета и реализации одного из стартапов ООО «Комплекс АйТи», при демонстрации финансовых показателей используются измененные с постоянным коэффициентом данные. Продукт является автоматизированной системой управления предприятием (АСУП) малого или среднего бизнеса, реализованной в формате веб-приложения.

При планировании бюджета был использован проектно-сметный метод. Сущность метод заключается в составлении сметы проекта.

Смета - расчёт (план) будущих доходов и расходов на исполнение какой-либо деятельности. Существуют сметы на финансирование деятельности какого-либо предприятия, учреждения, на выполнение проектных работ.

Для отражения полной стоимости всех работ и затрат, предусмотренных проектом, включая сметную стоимость затрат на приобретение оборудования, оплату работы сотрудников, а также всех

сопутствующих затрат, составляется сводный сметный расчет стоимости стартапа.

Проектно-сметный подход игнорирует график работ. Сметы для больших и сложных проектов отличаются сильной неточностью оценки себестоимости проекта, изначально закладывая риск качеству проектов. При этом риску подвержены содержание проекта, стоимость проекта и своевременности исполнения проекта.

Для системы управления предприятием была разработана смета проекта в соответствии с ресурсным подходом. Ресурсный подход подразумевает калькулирование в прогнозных ценах ресурсов, необходимых для осуществления проектных решений, на основе сформулированной в натуральных измерителях потребности в материалах, ресурсах, вычислительных машинах и механизмах, затратах труда рабочих.


При составлении сметы проекта СУП были учтены следующие трудовые ресурсы: работа программиста, дизайнера, тестировщика и менеджера проекта. С учетом заработной платы персонала, налогов, отчислений и процента неопределенности, в результате была получена следующая смета (табл. 3):

Таблица 3 - Смета затрат проекта

Статья затрат

Зар. плата (д. е.)

Итого (д. е.)

%

Программист

1 800

1 800

Дизайнер

1 800

1 800

Тестировщик

1 500

1 500

Менеджер проекта

2 000

2 000

ИТОГО ЗП

7 100

НДФЛ

475

ЕСН

2 367

30

ИТОГО ФОТ + отчисления

9 942

Коэф. неопределенности

1 988

20

Накладные

3 314

30

Рентабельность

1 988

5

Итого затрат

17 233

Прибыль

4308,25

25

ИТОГО

21 541,25

Таким образом, по предварительным расчетам, себестоимость проекта составила 21 541,25 д.е. С учетом новизны проекта и того, что он является стартапом в сфере информационных технологий, был добавлен резерв к получившейся сумме. В итоге, с учетом рисков, было принято решение об определении стоимости проекта в размере 2 5 000 д.е.

По завершению проекта были проанализированы состав работ, сроки и затраты на реализацию. Полученные результаты показали, что проект был реализован за 76 рабочих дней, затраты составили 35 172 д.е.

Таким образом, по окончанию проекта видно, что фактические затраты намного превысили ожидаемый результат. Эта разница напрямую связана с неверным планированием и оценкой стоимости запланированных работ.

Проблемы оценки проектно-сметным методом возникают в связи со значительным многообразием факторов, которые влияют на состав и содержание разделов проектно-сметной документации. Высокая погрешность в расчетах присутствует также и потому, что данный метод считается наиболее подходящим в строительстве. Существующие ГОСТы и нормативные документы позволяют производить детальную и точную оценку затрат при строительстве. Но так как ИТ-стартап представляет собой создание нового продукта/технологии/услуги, нет возможности использовать готовую документацию, регламентирующую оценку. Таким образом, оценка производится с большой погрешностью, что приводит к неверным результатам.


Выход за рамки бюджета привел к тому, что была упущена выгода. Так как команда «Комплекс АйТи» занимается не одним, а несколькими проектами, весь бюджет компании распределен на несколько проектов. Из-за того, что разработка СУП вышла за рамки бюджета, дополнительные средства были направлены на этот проект. Это привело к тому, что другие проекты остались без необходимого финансирования и

были приостановлены.

Замороженные и прекращенные проекты увеличивают статистику неуспешных ИТ-проектов. Общеизвестным является тот факт, что высокая доля проектов в области ИТ являются неудачными в части соответствия целям, бюджету или срокам - в среднем в мире этот показатель превышает 50%, а в государственном секторе даже 70%. Эти цифры показывают, что рисками в ИТ-проектах необходимо обязательно управлять: идентифицировать, классифицировать, оценивать, составлять план реагирования, постоянно мониторить.

Причиной возникновения рисков являются неопределенности, существующие в каждом ИТ-стартапе. Риски могут быть «известные» - те, которые определены, оценены, для которых возможно планирование. Риски «неизвестные» - те, которые не идентифицированы и не могут быть спрогнозированы. И хотя специфические риски и условия их возникновения не определены, менеджеры ИТ-стартапов знают, что большую часть рисков можно предвидеть, а значит и управлять ими.

Во избежание подобных ошибок при расчете стоимости стартапа можно ориентироваться на нормативы и стандарты в области управления проектами. Не смотря на то, что четкое следование нормам невозможно, по причине уникальности проекта, возможно максимально приблизиться к стандартам.

В области управления проектами в России используются национальные стандарты других стран. Особенно популярен стандарт PMBOK американского Института управления проектами (Project Management Institute).

Свод знаний по управлению проектами PMBOK представляет собой сумму профессиональных знаний по управлению проектами. Институт управления проектами использует этот документ в качестве основного справочного материала для своих программ по профессиональному

развитию.

В этом стандарте описываются суть процессов управления проектами в терминах интеграции между процессами и взаимодействий между ними, а также цели, которым они служат. Эти процессы разделены на пять групп, называемых «группы процессов управления проектом»:

  • процессы инициирования;
  • процессы планирования;
  • процессы исполнения;
  • процессы мониторинга и управления;
  • завершающие процессы.

Группа процессов инициирования состоит из процессов, способствующих формальной авторизации начала нового проекта. Г руппа процессов планирования определяет и уточняет цели и планирует действия, необходимые для достижения целей и содержания, ради которых был предпринят проект. В группу процессов планирования входят процессы планирования сроков, бюджета проекта, а также идентификация рисков.

Группа процессов исполнения объединяет человеческие и другие ресурсы для выполнения плана управления проектом данного проекта. Регулярная оценка прогресса проекта и мониторинг происходят на этапах мониторинга и управления. Процессы необходимы чтобы обнаружить отклонения от плана управления проектом, и, в случае необходимости, провести корректирующие действия для достижения целей проекта.

Группа завершающих процессов формализует приемку продукта/услуги или результата и подводит проект или фазу проекта к правильному завершению. Группа завершающих процессов включает в себя процессы закрытия проекта и контрактов.

Многие развитые страны имеют собственные национальные стандарты управления проектами. Несмотря на то, что в России функционирует Российская Ассоциация Управления проектами (СОВНЕТ), входящая в Международную ассоциацию управления проектами International Project Management Association (IPMA), на сегодня в России отсутствуют национальные стандарты управления проектами. Как отмечают специалисты, отсутствие стандартов вносит хаос во взаимоотношения инициаторов проектов с инвесторами, что, как следствие, ведет к замедлению реализации.

2.2. Разработка рекомендаций по оценке ИТ-стартапа

Перед началом проекта от руководителя проекта обычно требуется ответить на два вопроса:

  1. Сколько проект займет времени;
  2. Сколько проект будет стоить.

При этом важно понимать, что никого не интересует ответ вида «не раньше, чем через полгода». Требуется как раз оценка сверху.

В условиях упомянутых ограничений, основной задачей руководителя проекта является обеспечить выполнение проекта в заявленный срок, а это непосредственно влияет на его стоимость.

Проведя анализ методов оценки стартапов в области информационных технологий и придя к выводу, что наиболее подходящим является метод «сверху-вниз», было принято решение о разработке и внедрении данной методики.