Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические и методологические оценки бизнес проектов в сфере ИТ
1.1 Общие положения оценки стоимости проекта
1.3 Методы оценки стоимости бизнес проектов в сфере ИТ-стартапов
Глава 2. Виды оценки стоимости проектов в сфере ИТ
2.1. Анализ используемых методов оценки
2.2. Разработка рекомендаций по оценке ИТ-стартапа
Глава 3 Расчет экономической эффективности внедрения проекта
При выходе на рынок с новым продуктом/услугой важно учитывать сложившуюся ситуацию на рынке. Необходимо проанализировать имеющиеся товары и услуги и рассчитать потребность в предлагаемом продукте. Отсутствие нужды в новом продукте изначально приведет проект к провалу.
Команда играет большое значение в будущей работе стартапа. Специалисты считают, что около 70% успеха нового бизнеса на ранней стадии зависит от команды компании. Обоснование простое: все может пойти не так, и только отличная команда сможет эффективно реагировать на изменяющуюся ситуацию на рынке, «происки» конкурентов, проблемы финансирования и другие неожиданности.
Команда ИТ-стартапа должна основываться на технических кадрах, но также обладать сильными управленческими кадрами. Менеджеры являются жизненно важной частью технологического стартапа. Если без технической части команды невозможно создать новый продукт, то без сильного менеджмента невозможно вывести его на рынок и успешно продвигать к потребителям.
Не имеет смысла нанимать слишком много сотрудников одной специализации. Команда ИТ-стартапа должна обладать набором разнообразных навыков и опытом, необходимым для реализации идеи.
На раннем этапе не стоит брать в команду высококвалифицированных, дорогих сотрудников. Во-первых, это может потребовать слишком много средств и усилий. Во-вторых, слишком раннее появление в команде профессионалов может привести к катастрофе - их авторитет может стать тормозом в работе всей команды. Лучше опираться на специалистов среднего класса, стремящихся добиться успеха. Это будет залогом их активности и инициативности.
При создании управленческого аппарата главной задачей становится распределение функциональных ролей между членами команды, обеспечение управления на каждом участке.
Маркетинг в период запуска нового проекта предполагает гибкость, адекватную и оперативную реакцию на условия рынка. Очень важно ставить измеримые цели и фокусировать все свои усилия на их достижении.
Ключевую роль в маркетинге играет понимание интересов аудитории. В современной жизни имеется много каналов достижения аудитории - поисковые системы, журналы и блоги, социальные сети, форумы - миллионы людей. Остается только предложить то, что потребителю интересно.
Интересы аудитории лежат в основе продвижения в поисковых системах, оптимизации конверсий сайта, рекламы и работы с сообществами. Это называется inbound-marketing - пользователи сами находят необходимый продукт/услугу, заходят и оставляют свои контактные данные, потому что видят что-то классное и хотят это получить.
Определение бюджета является критически важным шагом. Если средства на развитие закончатся раньше, чем будут достигнуты цели, это, скорее всего, станет концом проекта. [15, С.11]
При определении бюджета важно учесть все направления расходов реализации ИТ-стартапа. Практика показывает, что порядка 80% бюджета уходит на заработную плату разработчиков. При этом нужно рассчитать сумму на личные расходы автора стартапа, которая будет работать вне данного проекта. Бюджет на продвижение должен составить не более 20% от общей суммы.
Затраты на офисное помещение не являются обязательными, но считается, что лучше всей команде трудиться под оной крышей. Следует также помнить об оплате связи и услуг Интернет, затраты на инфраструктуру (хостинг, домены и т. д.), бухгалтерию и отчетность.
1.3 Методы оценки стоимости бизнес проектов в сфере ИТ-стартапов
Стартап - понятие популярное не только в ИТ-среде. Уже в течении 10 лет наблюдается бум стартапов, который не снижается, не смотря на высокие риски. Очень часто авторы проектов не владеют элементарными экономическими и управленческими знаниями, отсутствие которых приводят к неблагоприятным последствиям. Знание методов и средств оценки поможет провести качественный анализ экономической стоимости и потенциала стртапа.
Стартап - это только что созданная компания, находящаяся на стадии развития и строящая свой бизнес либо на основе новых инновационных идей, либо на основе только что появившихся технологий [4].
Вопрос денежной оценки является одним из основных при запуске нового проекта. Важно оценить не только ожидаемую рыночную цену и капитализацию проекта, но и его текущую стоимость.
Стоимость самой идеи, если она не является оформленной интеллектуальной собственностью в виде авторского свидетельства, патента или лицензии, принимается равной нулю. Оценивается лишь творческий потенциал разработчика и предпринимательская инициатива. Таким образом, важно оценить конечную стоимость проекта для того, чтобы затраты на реализацию в будущем окупились.
Все методы оценки стартапов можно разделить на несколько групп:
методы оценки традиционного бизнеса;
оценка стратпа с точки зрения венчурного инвестора;
затратный метод;
метод Беркуса;
методы нормы прибыли;
метод оценки потенциальной аудитории;
метод оценки перспективной стоимости;
метод расчета по модели Ave Maria;
метод скоринга;
метод PVN.
К методам оценки традиционного бизнеса относят несколько подходов. Общим способом определения стоимости предприятия и его собственного капитала является рыночный подход. В рамках него используется один или более методов, основанных на сравнении данного предприятия с аналогичными уже реализованными капиталовложениями.
При доходном подходе используются методы, которые основаны на пересчете ожидаемых доходов.
В рамках подхода на основе активов используются методы, базирующихся на исчислении стоимости активов предприятия, с учетом вычета обязательств.
Ни один из этих подходов не дает объективную оценку эффективности инвестиций в стартап. Принципиальное отличие стабильного бизнеса от стартапа заключается в том, что доходность стабильного бизнеса стремится к конечной доходности, а доходность стартапа стремится к величинам фантастическим для стабильного бизнеса, при наличии рисков «провала» проекта. При оценке стартапа важно оценить не столько текущее финансовое состояние проекта, сколько его будущее состояние, с учетом рисков развития проекта.
Оценка стртапа с точки зрения венчурного инвестора происходит на этапе зарождения стартапа и рассчитывается по восстановительному методу. Так как задача любой инвестиционной деятельности - получение дохода на вложенные средства, любой инвестор хочет получить доходность на свои вложения как можно выше. Любое повышение доходности сопровождается повышением риска инвестиций, но при этом здесь нет линейной зависимости, что и привлекает инвесторов в область рискованных (венчурных) инвестиций.
При принятии решения об участии в проекте инвестор оценивает его по следующим параметрам [6]:
Разумность и востребованность проекта;
Риски проекта и возможность их минимизации;
Предполагаемая норма прибыли проекта;
Стабильность роста области бизнеса, в которой реализован проект;
Возможность выхода из проекта.
Затратный метод позволяет оценить финансовые затраты на создание аналогичного проекта, исходя из:
текущей рыночной стоимости специалистов, работающих над проектом;
затрат на юридические и официальные формальности, лицензирование, патентование и т. д.;
имеющихся в проекте активов, основных фондов и т. д.;
затрат на услуги третьих лиц, связанных с проектом;
текущих затрат на рекламу, продвижение, набор аудитории проекта.
Положительной стороной данного метода является то, что он позволяет оценить эффективность расходования денежных средств командой стартапа. Отрицательная сторона заключается в том, что метод не учитывает стоимость интеллектуальной собственности, оценку личной инициативы стартапера и прочие нематериальные ценности. Метод не является самостоятельным методом для оценки стартапа, но может служить основой для оценки проектов по нескольким разным методикам.
Метод Беркуса впервые был опубликован в 2001 году в книге «Winning Angels» by Harvard’s Amis and Stevenson. Основная идея, заложенная в метод Беркуса: учет потенциала стартапа при помощи неких эмпирических коэффициентов к восстановительному методу. Среди коэффициентов можно выделить следующие:
надбавка за привлекательную идею: 20% - 40%;
надбавка за грамотный и профессиональный менеджмент проекта: 20% - 80%;
профессиональный совет директоров: 10% - 40 %;
надбавка за уникальность рыночной позиции (участие гос. структур, крупный стратегический партнер, высокий порог входа на рынок конкурентов и т. д.): 10% - 20%;
реализованный прототип: 20% - 40%.
Не смотря на кажущуюся простоту метода, как любая эмпирическая оценка, метод страдает личностной необъективностью и попыткой подстроиться под текущий рыночный момент.
Метод нормы прибыли (метод венчурного капитала) можно использовать для расчёта будущей или конечной стоимости стартапа.
Вычисление будущей стоимости (forward value) планируемой инвестиции рассчитывается по формуле:
FV = PV . (1 + г) • N (1)
где FV - forward value, будущая стоимость инвестиций,
PV - present value, стоимость инвестиций на данный момент, r - целевая норма доходности,
N - период, в течение которого деньги инвестора работают в проекте (количество лет до выхода инвестора из стартапа).
Вычислить конечную стоимость (terminal value) компании можно простым, но не самый верным способом: подсмотреть состояние компании конкурента, или компании аналога. Затем по ключевому показателю, или их комбинации (количество клиентов, объем продаж, доля рынка и т.д.) определить.
Другой способ определяет необходимую долю в акционерном капитале компании (т.е. доли собственности). Для того, чтобы определить необходимую инвестору долю в акционерном капитале, следует разделить будущую стоимость инвестиций (первый этап) на прогнозируемую конечную стоимость компании при выходе из инвестиции.
Оба варианта расчета методом нормы прибыли оценивают не столько стоимость самого стартапа, сколько эффективность инвестиций в проект. Но для разговора с инвестором эта информация будет актуальна.
Метод оценки потенциальной аудитории по стоимости клиента может использоваться для оценки будущей стоимости стартапа, успех которого тесно связан с набранной аудиторией клиентов. При этом важно, чтобы «цена» отдельного клиента не имела большого разброса у реализованных компаний в данном секторе бизнеса. Данный метод похож на метод аналогий, но имеет более объективные результаты, так как при правильном подходе можно усреднить недооцененные и переоцененные проекты.
На поздних тапах финансирования целесообразно выбрать метод оценки перспективной стоимости, основанный на коэффициентах. В этом случае коэффициенты (мультипликаторы) сравниваются с мультипликаторами компаний, торгующих на бирже.
Название модели Ave Maria получилось от вольного сокращения слов асдшзШоп, value, engagement, monetization, retention, intellectual property.
Acquisition - получение новых клиентов или пользователей. Анализируется аудитория проекта, ее размер, происходит описание и характеристика. Рассматриваются каналы и пртнеры, с помощью которых можно привлечь описанную аудиторию, определяется сколько человек в итоге можно привлечь в качестве пользователей (клиентов).
Value - ценность, но считается, что правильнее было бы использовать Cost - затраты. Оценивается стоимость посетителя, пользователя (клиента).
Определяется стоимость привлечения пользователя (клиента) в разных каналах и предельная стоимость привлечения.
Engagement - вовлечение пользователя (клиента). Описание предпочтительных действий для активного и пассивного пользователя, а также второстепенных, побочных действий. Сюда же относится взаимодействие пользователей (клиентов) между собой.
Monetization - монетизация проекта. Изучается каким образом количество и активность пользователей будут конвертированы в выручку проекта. Дополнительно возможно описание разных способов
монетизации для разных сегментов пользователей. Рассчитывается
момент, когда пользователь себя окупит.
Retention - удержание клиентов. Описание того, как заставить вернуться клиента, превратить его в постоянного пользователя. Всё это относится к удержанию клиентов. Описывается как будет распределяться бюджет между привлечением новых клиентов и удержанием старых. Происходит сопоставление количества денег, принесенного клиентом, стоимости привлечения клиента и стоимости удержания.
Intellectual Property - интеллектуальная собственность. Анализ способов защиты компании от происков конкурентов и от того, что недовольный сотрудник уходит и открывает конкурирующую компанию.