Файл: Финансовое состояние: анализ и оценка (на примере ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика»).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Технология и методика анализа финансового состояния предприятия
1.1 Понятие, значение и виды анализа финансового состояния предприятия
1.2 Методика анализа финансового состояния предприятия
Глава 2. Анализ финансового состояния ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика»
2.3 Рекомендации по улучшению финансового состояния ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика»
Из данных таблицы следует, что на ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика» наблюдается замедление оборачиваемости всех оборотных активов (за исключением активов, находящихся в незавершенном производстве) – явление, оцениваемое отрицательно. В анализируемом периоде было зарегистрировано замедление темпов роста выручки над темпами роста средней стоимости оборотных активов, что и привело к замедлению оборачиваемости почти всех составных элементов оборотных активов и росту продолжительности одного их оборота на 64,2 дня. Положительное влияние на продолжительность одного оборота оборотных активов оказало снижение средних остатков их составных элементов: материалов, товаров, готовой продукции, незавершенного производства, дебиторской задолженности. Под влиянием данного фактора продолжительность одного оборота оборотных активов предприятия сократилась на 37,06 дня
Таким образом, в будущем ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика» может ускорить оборачиваемость оборотных активов при условии роста дохода от продаж.
Влияние оборачиваемости активов на финансовый результат определяется прежде всего тем, что при условии замедления оборачиваемости активов у предприятия возникает потребность в дополнительных средствах, которые формируются прежде всего за счет его долгосрочных и краткосрочных обязательств, что в свою очередь может привести к ухудшению финансового состояния предприятия. Кроме того, замедление оборачиваемости активов приводит к снижению прибыли предприятия, которая является важнейшим источником формирования собственного капитала предприятия.
Для оценки потребности предприятия в дополнительных ресурсах вследствие замедления оборачиваемости активов были выполнены следующие расчеты:
(148,76 – 121,62)*359250/360 = 27083
Из расчетов видно, что в результате замедления оборачиваемости оборотных активов для обеспечения фактической выручки в размере 359250 тыс. руб. предприятию необходимо привлечь дополнительно в обороте оборотные средства в сумме 27083 тыс. руб.
Для оценки влияния изменения оборачиваемости активов на прибыль были выполнены следующие расчеты:
(2,42 – 2,96)*0,081*141541,5 = -6187
Результаты расчетов указывают на то, что замедление оборачиваемости оборотных активов предприятия привело к тому, что его валовая прибыль сократилась на 6187 тыс. руб. Снижение валовой прибыли может в свою очередь негативно повлиять на величину чистой прибыли, которая является важнейшим источником роста собственного капитала предприятия
Таким образом, замедление оборачиваемости активов ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика» в 2017 г. также способно оказать негативное влияние на финансовое состояние предприятия.
Важным этапом в процессе анализа финансового состояния предприятия является также анализ его прибыли и рентабельности. Анализ динамики прибыли ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика» выполнен в таблице 12
Таблица 12
Анализ динамики прибыли ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика»
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Темпы роста, % |
||
2016-2015 |
2017-2016 |
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
||||
Валовая прибыль (убыток) |
106903 |
36267 |
29122 |
-70636 |
-7145 |
33,92 |
80,29 |
Прибыль (убыток) от продаж |
20041 |
-30378 |
-9967 |
-50419 |
20411 |
-151,58 |
32,81 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
2219 |
-63757 |
-27357 |
-65976 |
36400 |
-2877 |
42,91 |
Чистая прибыль (убыток) |
14 |
-54400 |
-22231 |
-54414 |
32169 |
-388571 |
40,86 |
Из таблицы видно, что положительные финансовый результат в виде чистой прибыли в сумме 14 тыс. руб. был получен ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика» только в 2015 г. В остальных отчетных периодах конечный финансовый результат, сформировавшийся в результате осуществления как основных, так и не основных для предприятия видов деятельности, имел форму убытка. Анализируя динамику основных показателей прибыли ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика» в 2015-2017 гг. необходимо отметить следующее. Валовая прибыль в 2016 и 2017 гг. устойчиво сокращалась, результатом чего стало ее снижение за весь исследуемый период на 77781 тыс. руб.
В 2016 и 2017 г. предприятием был получен убыток от продаж, что указывает на снижение результативности основной деятельности предприятия. Максимальный убыток был получен ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика» в 2016. В 2017 г. убыток от продаж сократился на 20411 тыс. руб., однако финансовый результат от основной деятельности все еще оставался отрицательным. В 2017 г. можно также отметить сокращение убытка до налогообложения на 36400 тыс. руб. и чистого убытка – на 32169 тыс. руб.
В целом наметившуюся тенденцию к снижению убытков ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика» можно оценить положительно, однако сам факт их получения оценивается отрицательно с точки зрения их влияния на финансовое состояние предприятия.
В процессе оценки финансового состояния предприятия необходимо также выполнить расчет и анализ трех основных групп показателей рентабельности:
1. Рентабельности продаж;
2. Рентабельности активов;
3. Рентабельности собственного и перманентного капитала.
Рентабельность продаж – показатель финансовой результативности деятельности организации, показывающий какую часть выручки организации составляет прибыль. При этом в качестве финансового результата в расчете могут использоваться различные показатели прибыли: валовая, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистая прибыли. Значения основных показателей рентабельности продаж ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика» рассчитаны в таблице 13
Данные таблицы указывают на снижение коэффициентов рентабельности продаж ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика», рассчитанных на базе различных показателей прибыли. Так, в сравнении с 2015 г., рентабельность продаж, рассчитанная на базе валовой прибыли сократилась в 2017 г. на 9,64 процентных пунктов. В 2016 и 2017 г. значения показателей рентабельности по другим основаниям были отрицательными. Так, в 2017 г. ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика» получило на рубль продаж 2,77 коп. убытка от продаж, 7,61 коп. убытка до налогообложения и 6,19 коп. чистого убытка. В сравнении с 2016 г. это более низкие показатели. Однако в сравнении с 2015 г., когда были получены невысокие, но тем не менее положительные значения коэффициентов рентабельности, можно отметить ухудшение ситуации.
Таблица 13
Показатели рентабельности продаж ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика»
Наименование показателя |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Абсолютное отклонение |
|
2016- 2015 |
2017 - 2016 |
||||
Рентабельность продаж на базе валовой прибыли, % |
17,74 |
8,57 |
8,10 |
-9,17 |
-0,47 |
Рентабельность продаж на базе прибыли от продаж, % |
3,32 |
-7,18 |
-2,77 |
-10,5 |
4,41 |
Рентабельность продаж на базе прибыли до налогообложения, % |
0,37 |
-15,06 |
-7,61 |
-15,43 |
7,45 |
Рентабельность продаж на базе чистой прибыли, % |
0,002 |
-12,85 |
-6,19 |
-12,852 |
6,66 |
Рентабельность активов рассчитывается, как правило, по чистой прибыли. Значение данных коэффициентов для ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика» составило:
В 2015 году: 14/ 341004*100 =0,004%
В 2016 году: (-54400)/ 315168 = -17,26%
В 2017 году; (-22231)/306330,5 = -7,26%
Как показывают результаты расчетов, рентабельность активов ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика» в 2015 г. находилась на крайне низком уровне, т.к. на 1 вложенный в активы предприятия рубль приходилось всего 0,004 коп. чистой прибыли. В 2016 г. ситуация еще более ухудшилась, в результате чего на 1 рубль вложенный в активы, предприятие получило уже 17,26 коп. чистого убытка. Даже не смотря на рост коэффициента рентабельности активов в 2017 г. на 10 процентных пункта по сравнению с предыдущим отчетным периодом, его значение все еще осталось отрицательным. А это значит, что активы предприятия, используемые в процессе осуществления им как основной, так и не основной деятельности, прибыли ему не приносили.
Расчет и анализ рентабельности собственного и перманентного капитала ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика» на базе чистой прибыли выполнен в таблице 14
Таблица 14
Рентабельность собственного и перманентного капитала ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика»
Наименование показателя |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Абсолютное отклонение |
|
2016- 2015 |
2017 - 2016 |
||||
Рентабельность собственного капитала, % |
0,007 |
-29,68 |
-15,33 |
-29,687 |
14,35 |
Рентабельность перманентного капитала, % |
0,006 |
-27,99 |
-14,25 |
-27,996 |
13,74 |
Полученные в таблице 13 значения коэффициентов рентабельности собственного капитала с точки зрения собственников предприятия могут быть оценены негативно. Так, несмотря на положительное значение коэффициента в 2015 г., оно оставалась крайне низким. В 2016 г. на 1 рубль вложенных собственниками средств приходилось 29,68 коп. чистого убытка. В 2017 г. данный показатель сократился до 15,33 коп. чистого убытка. Отрицательные значения коэффициентов рентабельности опасны для предприятия с точки зрения его инвестиционной привлекательности, которая в этом случае становится крайне низкой. Такая ситуация приводит к дефициту собственных средств, используемых для финансирования деятельности предприятия, что опять же негативно влияет на финансовое состояние предприятия.
Также в 2016-2017 г. на предприятии сформировались отрицательные значения коэффициентов рентабельности перманентного капитала, указывающие на то, что ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика» неэффективно использует не только собственные, но и долгосрочные заемные средства.
Таким образом, анализ оборачиваемости активов, прибыли и рентабельности ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика» также позволяют сделать вывод об ухудшении финансового состояния предприятия.
2.3 Рекомендации по улучшению финансового состояния ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика»
Для улучшения финансового состояния ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика» были даны группы рекомендаций:
- рекомендации, направленные на обеспечение роста денежных поступлений от продажи продукции от продажи продукции и дохода от продаж;
- рекомендации, направленные на снижение себестоимости продукции.
Для обеспечения роста денежных поступлений от продажи продукции и дохода от продаж ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика» было рекомендовано создание собственного интернет – магазина. Создание интернет – магазина позволит увеличить объем продаж продукции, сократить накладные расходы, расширить регион сбыта продукции предприятия.
Расходы на создание интернет – магазина будут складываться из следующих составляющих:
- Подготовка контента Интернет-магазина (текст сайта, таблицы и графика сайта) – 150 тыс. руб..
- Разработка и отладка собственно Интернет-магазина – 50 тыс. руб.;
- Подготовка рекламных материалов для передачи покупателям в печатном и электронном виде – 50 тыс. руб..
- Реклама Интернет-магазина в Интернете – 30 тыс. руб. в месяц или 360 тыс. руб. в год.
- Сопровождение, поддержка и обновление Интернет-магазина в течение года- 75 тыс. руб.
- Приобретение орг. техники – 90 тыс. руб.
- Расходы на оплату хостинга – 6,7 тыс. руб.
- Расходы по оплате выделенной линии – 45 тыс. руб.
- Заработная плата менеджеров интернет – магазина 648 тыс. руб. в год
Таким образом, расходы на создание и обеспечение работы интернет – магазина в течение первого года его работы составят: 1474,7 тыс. руб., из которых единовременные затраты – 500 тыс. р. Так как предприятие не получало в предыдущих отчетных периодах чистой прибыли, то финансирование мероприятий по созданию интернет – магазина будет осуществляться за счет привлечения кредита. Для покрытия единовременных затрат по созданию интернет – магазина предприятию необходим кредит на сумму 600 тыс. руб. сроком на 1 год и процентной ставкой 17,1% годовых. Предположим, что ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика» начнет реализацию мероприятий по созданию интернет – магазина в июне 2017 г. С учетом данного факта был составлен график выплат по кредиту, который показан в таблице 15