Файл: Трудовые конфликты в организации: типовые причины и методы профилактики ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Конфликт в системе управления

2. Анализ эффективности управления конфликтами на предприятии

2.1 Характеристика предприятия

Заключение

Список использованных источников

Приведение параметров федерального бюджета в соответствие с новыми реалиями требует масштабной бюджетной консолидации. К 2020 году первичный ненефтегазовый дефицит федерального бюджета должен снизиться на 3 п.п. ВВП по сравнению с уровнем 2016 года.

Приведение параметров федерального бюджета в соответствие с новыми реалиями требует масштабной бюджетной консолидации. К 2020 году первичный ненефтегазовый дефицит федерального бюджета должен снизиться на 3 п.п. ВВП по сравнению с уровнем 2016 года.

Приведение параметров федерального бюджета в соответствие с новыми реалиями требует масштабной бюджетной консолидации. К 2020 году первичный ненефтегазовый дефицит федерального бюджета должен снизиться на 3 п.п. ВВП по сравнению с уровнем 2016 года.

Приведение параметров федерального бюджета в соответствие с новыми реалиями требует масштабной бюджетной консолидации. К 2020 году первичный ненефтегазовый дефицит федерального бюджета должен снизиться на 3 п.п. ВВП по сравнению с уровнем 2016 года.

В результате проведенного исследования администрация, специалисты предприятия получили много полезной информации — есть о чем подумать. На ее основании мы планируем разработать меры по совершенствованию работы первичных коллективов, подбору и повышению квалификации кадров, дальнейшему улучшению социально-бытовых условий работников хозяйства, а также внести дополнения в коллективный договор.

Материалом для анализа управления конфликтами на предприятии в данной работе выступили первичные данные исследования предприятия. В анкетировании приняли участие респонденты, принадлежащие к разным уровням управления: высшему, среднему, низовому, а также работники и служащие предприятия, всего 49 человек.

Основными причинами возникновения конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представленных ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации, несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация и т. д. В организации ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, информацию, людские ресурсы и финансы между разными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации.

Не случайно наибольший процент сотрудников присваивают этим факторам наивысший ранг значимости (рис 1.).

Рисунок 1. Степень значимости факторов для сотрудников организации.

Эта же группа факторов вызывает наибольшее недовольство:

Справедливость морального и материального стимулирования – 74,3%

Размер заработной платы – 84,5%

Отношение коллег к выполнению своих обязанностей – 64%

Причем последний фактор выделяют в основном сотрудники старшего возраста и имеющие больший стаж работы, а по размеру заработной платы больше «возмущаются» молодые сотрудники с непродолжительным стажем работы. По нашему мнению это может быть связано с завышенными претензиями на заработную плату и недостаточный уровень компетенций молодежи. Возможные варианты профилактики конфликтных ситуаций – тщательная работа на этапе подбора персонала, повышение квалификации и обучение.

Специализированные подразделения организации и даже подгруппы формируют свои цели, несут ответственность за их достижение, получают плату за конечный результат. Поэтому подразделения и рабочие группы могут уделять больше внимания их достижению, чем целям всей организации. Причиной конфликта, как правило, является и то, что ни функции, ни средства, ни обязанности, ни власть, ни ответственность не распределены четко по подразделениям и рабочим местам (Приложение 1).


По нашему мнению, имеется три основных способа управления конфликтами: воспитательные, межличностные, организационно-структурные, административно-силовые. Однако воспитательные межличностные способы не могут быть не связанными с административной стороной деятельности, с администрацией. Именно на администрации лежит обязанность воспитательной работы в трудовом коллективе, зачастую между администрацией и коллективом приходится урегулировать возникающие конфликтные ситуации, выбирая оптимальную для каждого случая стратегию поведения.

  1. Анализ эффективности профилактики конфликтов на предприятии

Исходя из проведенного исследования, рекомендуется алгоритм управления конфликтами представленный в Приложении 2.

Руководители и менеджеры могут использовать уточненную нами классификацию видов трудовых конфликтов в организации с включением форм регулирования. Данная классификация позволяет руководителям и менеджерам целенаправленно решать вопросы урегулирования трудовых конфликтов в зависимости от их вида и степени обострения. Ожидаемые последствия являются результатом последовательного выполнения рекомендаций по урегулированию трудовых конфликтов в зависимости от их вида наибольший эффект может быть достигнут при комплексном подходе к решению проблемы урегулирования трудовых конфликтов. [22]

Исключительно важным в процессе обучения менеджеров принципам и методам конфликтменеджмента является формирование у них таких качеств, как системность, гибкость мышления, способность диагностировать и формулировать конфликтологические проблемы в коллективе. Очевидно, что методы формирования компетентности должны способствовать развитию у руководителя и работников общеуправленческих и специальных конфликтологических умений.

В управлении организационными конфликтами актуальным является своевременное прогнозирование потенциальных копинг-стратегий работников в стрессовых ситуациях. Выделяют три основные модели поведения индивида в конфликтном столкновении: конструктивную, деструктивную и конформистскую. В организационной конфликтологии используется такое понятие, как стратегии совладания, или копинг-стратегии. Р.С. Лазарус определяет его следующим образом: «Копинг – это когнитивные и поведенческие усилия по управлению специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются как превышающие ресурсы личности». По мнению А. Маслоу, под копингом понимают когнитивные, эмоциональные и поведенческие навыки, помогающие справиться с требованиями социума на основе внутренних ресурсов и возможностей. Рассматривая копинг-стратегии в зависимости от модальности, Э. Хайм предлагал выделять поведенческие, когнитивные и эмоциональные стратегии.


Кохен и Лазарус выделили следующие основные задачи копинг-стратегий:

– минимизация негативных воздействий обстоятельств;

– преобразование жизненных ситуаций;

– поддержание положительного «образа Я»;

– поддержание эмоционального равновесия;

– поддержание достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми.

Копинг-стратегии поведения в конфликте успешно осуществляются при соблюдении трех условий: полное осознание возникшего конфликта; знание способов эффективного совладания; умение своевременно применять их на практике.

Управление организационными конфликтами может состоять из следующих этапов. На первом этапе определяют экономические и социально-психологические цели и формируют методологическую основу технологии управления конфликтами. На втором этапе выявляют потребности в управлении конфликтами в организации; формируют принципы и направления конфликтологической деятельности; определяют основные направления работы по реализации технологии управления организационными конфликтами.

На третьем этапе реализуют технологию управления конфликтами; проводят анализ существующих форм технологии управления конфликтами.

На четвертом этапе выявляют ресурсы технологии управления конфликтами; определяют формы организации технологии управления профессиональным стрессом; создают модель конфликтологической компетентности и карты профессионального стресса работника; разрабатывают программы профилактики и коррекции профессионального стресса; осуществляют мониторинг результатов. На пятом этапе разрабатывают способы стимулирования персонала к применению технологии управления конфликтами. Шестой этап – анализ результатов действия технологии; выявление проблемных зон; проектирование новых кадровых стратегий, форм и социально-психологических методов управления. Седьмой этап – мониторинг технологии управления конфликтами; оценка социально-экономической эффективности технологии управления конфликтами. [23]

Профилактика профессионального стресса – это система согласованных мероприятий, направленная не только на стресс-мониторинг персонала, но и на разработку и внедрение программы профилактики профессионального стресса работников организации, а также на последующий мониторинг результатов. Многие стрессогенные факторы можно минимизировать с помощью переорганизации рабочего времени. Минимизировать стрессы помогает подробное планирование рабочего дня сотрудников на уровне рядового персонала. Для создания благоприятного морально-психологического климата необходимо реальное привлечение персонала к участию в принятии решений, связанных с модернизацией структуры или технологического процесса. С целью снижения возможности возникновения профессионального стресса, связанного с ролевой неопределенностью, необходимо определить должностные обязанности работников и сферу их функциональной ответственности.


Наличие и интенсивность проявления стресс-факторов можно выявить с помощью проведения стресс-мониторинга, который включает в себя систематический опрос персонала, аудит и анализ полученных данных, и составления комплекса мероприятий по решению выявленных проблем.

Модель управления профессиональным стрессом работника организации может состоять из следующих этапов. На этапе диагностики необходимо определить группу источников стресса исследуемой категории работников. Результаты исследования могут быть обобщены в виде комплексной информационной карты стресса. Банк комплексных информационных карт для различных категорий сотрудников является основой для разработки программы профилактики профессионального стресса сотрудников.

Упростить процесс выяснения потребностей и интересов участников конфликта помогает проведение социометрии. С помощью этого распространенного в практике работы с персоналом метода можно количественно измерить степень дружеских отношений в малых социальных группах. Проще говоря, выяснить симпатии и антипатии. Членам таких групп ставятся вопросы типа: «С кем из коллег вы бы согласились сходить в поход, съездить на отдых или пойти в разведку? Кого, напротив, не взяли бы с собой ни при каких обстоятельствах?». Социометрия проводится письменно.

Исследование природы конфликта предполагает выяснение его типа. Случаются межличностные конфликты (коллеги, будучи сильными личностями, никак не могут найти общий язык), противоречия между отдельным человеком и группой (например, кто-то из менеджеров стабильно показывает высокие результаты, тогда как эффективность других, которые работают на тех же условиях, желает лучшего), межгрупповые конфликты (борьба за ресурсы между структурными отделами организации, например маркетинга и рекламы). Конфликты могут разворачиваться по горизонтали, когда противоречия возникают между линейным персоналом и вертикали – в конфликт вовлечены разные уровни иерархической структуры компании.

Проще урегулировать горизонтальный конфликт. Решение руководства типа выговоров, лишение премий или расформирование отдела могут оказаться в таких условиях очень результативными. Когда противоречия разворачивается по вертикали, без увольнений не обойтись.

Анализ конфликта завершается составлением его описательной модели. В этом документе представлены его участники, природа возникновения, тип, структура, динамика, а также микро- и макросреда, в которых стало возможным зарождение противоречий. На первый взгляд, составление описательной модели может показаться ненужной писаниной. Однако без проведения этой работы трудно правильно определить причины конфликта, мотивацию сторон, их цели и, собственно, предмет конфликта.


Таким образом, трудовые конфликты, протекающие в организации, определяются множеством взаимозависимых факторов. Происходит смена ценностей и целей в организациях, смена механизмов поведения работников и схем поведения руководителей, как следствие, меняются и формы протекания конфликтов в организациях и механизмы их решения. Однако ряд причинных условий возникновения конфликта остаются с течением времени неизменными: конфликт из-за ресурсов, из-за нехватки-недостаточности-искажения информации, межличностный конфликт. [24]

Конфликт в организациях может привести как к улучшению функционирования организации в целом (ее отделов в частности), так и к распаду организационной структуры, прекращению деятельности организации (в соответствии с ее целями и задачами). Учитывая, что механизм зарождения и протекания конфликтных ситуаций в организациях достаточно хорошо изучен, можно предположить, что руководство организации может влиять на механизм протекания конфликтной ситуации в организации и управлять им.

Заключение

Несмотря на то, что проблема стресса разрабатывается достаточно давно, учеными и практиками признается недостаточность раскрытия многих ее аспектов. Это относится и к диагностике многообразных проявлений психологического стресса. В настоящее время отмечаются методологические и методические трудности диагностики и измерения психологического стресса. Дискутируются возможности и ограничения психологических тестов и опросников, построенных на субъективных оценках. Безусловно, опросники имеют свои ограничения, и их возможности – предмет дискуссии и критики. Разработка надежных и валидных методик – сложный и длительный процесс.

Разобраться в конфликте, пренебрегая наблюдениями, очень проблематично. Присматривайтесь к людям, ситуациям, обстоятельствам и т.п. В ходе наблюдения следует акцентировать внимание не только на вербальных источниках информации (речи участников конфликта), но и невербальных. Мимика, жесты, позы иногда могут быть гораздо красноречивее, чем сказанное. Они раскрывают истинную сущность человека, ведь невербальные коммуникации невозможно контролировать.

Специалисты советуют практиковать как систематические, так и выборочные наблюдения. Первые пригодятся для контроля ситуации в отделах сбыта, дистрибуции, маркетинга и рекламы, другие - непосредственно в торговых или операционных залах.