Файл: Управление кадровой безопасностью на примере ФГУП «Почта России».pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Управление кадровой безопасности современной организации
1.1 Понятие управления кадровой безопасности. Ее место в корпоративной безопасности
1.2 Мотивационно-стимулирующий аспект в управлении кадровой безопасностью
Глава 2 Анализ управления кадровой безопасностью работников ФГУП "Почта России"
2.1 Общая характеристика ФГУП «Почта России»
Должности могут влиять результаты оценки каждого сотрудника.
Например, если в ФГУП «Почта России» цель системы оплаты труда - удержать ключевых эффективных работников, то изменения вилки, должности, разряда можно предусмотреть для тех сотрудников, которые во время оценки эффективности работы персонала получат 4 и 5 баллов по пятибалльной шкале оценок.
К фиксированной части оплаты труда также относятся надбавки и доплаты (регулярные или разовые), которыми учитываются такие факторы, как:
- высокая интенсивность труда;
- ненормированный рабочий день;
- работа в выходные и праздничные дни;
- разъездной характер труда;
- частые длительные командировки.
Подход к формированию переменных выплат. Формируется структура премиального фонда, например: ежемесячные выплаты, квартальные выплаты, годовые выплаты. Базой для начисления премиального фонда может быть избран, например, процент от фонда оплаты труда. Ниже приведен пример формирования списка (виды и периодичность переменных выплат) для каждой категории сотрудников ФГУП «Почта России»:
- руководство - годовой бонус - до 80% фонда оплаты труда данной категории персонала;
- средний менеджмент - квартальные премии - до 50% фонда оплаты труда данной категории персонала;
- сотрудники - ежемесячные премии - до 40% фонда оплаты труда данной категории персонала.
Чтобы построить систему эффективного премирования полезно определить 3-5 показателей по каждой должности или подразделению на определенный период (от 1 года до 5 лет). Такие показатели называются ключевыми показателями эффективности (или KPI) и являются ключевыми характеристиками деятельности в количественном выражении. Система KPI - система показателей, которой измеряется эффективность (результативность) сотрудников, команды или процесса (функции) по заранее заданным критериям. Для того, чтобы сформировать оценочные листы сотрудников с применением KPI, необходимо установить веса показателей, сформировать их плановые значения. Тогда некоторые KPI ФГУП «Почта России» могут быть, например, следующими (см. таблицу 9).
Таблица 9
Некоторые KPI ФГУП «Почта России»
Начальник отделения почтовой связи |
||||||
KPI (целевые показатели) |
||||||
Выполнение установленного плана |
30% |
|||||
Снижение издержек производства работ |
20% |
|||||
Начальник отделения почтовой связи |
||||||
Соблюдение норматива по браку |
30% |
|||||
Соблюдение качества обслуживания (количество претензий) |
20% |
|||||
Оператор почтовой связи |
||||||
Выполнение норм труда и нормированных заданий |
40% |
|||||
Качество работы (отсутствие претензий со стороны контролирующих служб и потребителей) |
30% |
|||||
Потери рабочего времени, связанные с болезнью |
30% |
Выбор и определение ключевых показателей чаще всего является прерогативой высшего руководства организации.
На целевые показатели деятельности прямым образом влияет утвержденная стратегия развития ФГУП «Почта России».
Удельный вес KPI в структуре премии определяется руководством Предприятия. Наибольший процент присваивается наиболее приоритетному показателю.
На премию сотрудника влияет его участие в достижении целей, которые:
- поставлены перед самим сотрудником;
- поставлены перед подразделением или проектной командой, к которым он относится;
- поставлены перед всей организацией в определенном временном периоде. Пример шкалы премирования приведен в таблице 10.
Таблица 10
Шкала премирования
Процент выполнения плана |
Процент начисления переменной части (премия) |
50 |
0 |
60 |
20 |
65 |
30 |
70 |
50 |
80 |
70 |
85 |
80 |
90 |
90 |
100 |
100 |
105 |
120 |
110 |
140 |
Следует помнить, что продуктивность системы KPI в значительной степени зависит от общей эффективности менеджмента, от понимания руководством Предприятия того, как данная концепция может влиять на развитие ФГУП «Почта России» и его отдельных сотрудников.
Вот несколько типичных ошибок, снижающих эффективность системы:
- размытость целей, поставленных сотруднику;
- несоответствие целей принципу SMART. Зачастую в организациях ставятся цели, не соответствующие одному или нескольким условиям SMART: они недостижимые, нерелевантные (сотрудник не влияет на их выполнение), эти цели невозможно измерить, для выполнения целей ставятся нереальные сроки;
- отсутствие статистики или динамики измеряемых показателей;
- отсутствие поддержки руководителя при достижении сотрудником целей, выполнении задач;
- отсутствие диалога с сотрудником в процессе выполнения целей и обсуждения выполненных целей и KPI;
- формальное проведение оценки по результатам либо субъективизм руководителя;
- невыполнение руководством своих обязательств по вознаграждению;
- разработка целей и KPI без их дальнейшего пересмотра.
Также, например, можно рассмотреть предложение по выплате работникам Предприятия премии за повышение квалификации. Однако, автор настоящей работы считает, что повышение квалификации, в первую очередь, должно сказаться на качестве и объеме выполняемых работ, соответственно будет учтено, как при регулярном пересмотре базовых ставок, так и при подведении итогов для осуществления переменных выплат.
Для наглядности старый и новый подходы к материальному стимулированию персонала приведены в таблице 11.
Таблица 11
Существующий в ФГУП «Почта России» и предлагаемый подходы к оплате труда персонала
Категории занятых |
Существующая система |
Предлагаемая система |
Производственный персонал |
Оклад + премия (выплачивается редко и бессистемно), стабильно в конце года выплачивается 13 зарплата (не более одного месячного оклада) |
«Вилка» окладов (50-70% от общего дохода) + премия (50-30% от общего дохода, формируется на основе KPI) |
Категории занятых |
Существующая система |
Предлагаемая система |
Непроизводственный персонал |
Оклад + премия (выплачивается редко и бессистемно), стабильно в конце года выплачивается 13 зарплата (не более одного месячного оклада) |
«Вилка» окладов (50-70% от общего дохода) + премия (50-30% от общего дохода, формируется на основе KPI) |
Административный персонал |
Оклад + премия (выплачивается редко и бессистемно), стабильно в конце года выплачивается 13 зарплата (1-2 месячных оклада) |
«Вилка» окладов (порядка 60% общего дохода) + премия (порядка 40% от общего дохода, формируется на основе KPI) |
Пример формирования дохода начальника отделения почтовой связи при существующей и предлагаемой системе материального стимулирования приведен ниже.
Существующая система оплаты труда.
Должностной оклад - 30000 руб., редкие, бессистемно выплачиваемые премии, 13-я зарплата - 30000 руб., выплачивается в конце года.
Предлагаемая система материального стимулирования.
ОД=БО*КР + БП*КВП,
где ОД - общий доход сотрудника ФГУП «Почта России»;
БО - базовый оклад;
Кр - коэффициент к базовому окладу, выставляемый по результатам аттестации;
БП - базовая премия (процентное соотношение базового оклада и базовой премии в доходе определяется в соответствии с подходами);
Квп - коэффициент выполнения плана
КВП = Р*ПН,
где Р - результативность. Подсчитывается по результатам выполнения KPI;
Пн - процент начисления премии. Зависит от результативности.
В соответствии с «вилкой» должностных окладов базовая ставка (среднее значение) - 30000 руб. Предположим, что в ходе очередной аттестации начальник отделения почтовой связи показал высокую компетентность и получил рейтинг 4. В таком случае его должностной оклад будет составлять 110% базового, т.е. 30000*1,1 = ЗЗООО руб. Напомним, что в соответствии с подходами, представленными в таблицах 5 и 10, должностной оклад начальника отделения почтовой связи составляет порядка 60% его общего дохода. Соответственно, базовый размер премии будет составлять 22000 руб.
Далее рассмотрим расчет результативности начальника отделения почтовой связи в одном из месяцев с учетом разработанных для него KPI (см. таблицу 12).
Таблица 12
Расчет результативности начальника отделения почтовой связи
№ |
KPI |
Ед. изм. |
Вес,% |
План |
Факт |
Результат,% |
1 |
Выполнение установленного плана |
Тыс. руб. |
30 |
3000 |
3000 |
30 |
2 |
Снижение издержек производства работ |
Тыс. руб. |
20 |
50 |
55 |
22 |
3 |
Соблюдение норматива по браку |
% от произведенных работ |
30 |
5 |
4 |
36 |
4 |
Соблюдение качества обслуживания (количество претензий) |
Шт. |
20 |
1 |
1 |
20 |
Итого |
108 |
Таким образом, результативность начальника отделения почтовой связи в отчетном месяце составила 108%. В соответствии со шкалой премирования, премия начальника отделения почтовой связи должна составить 120% базовой, т.е. 22000*1,2 = 26400 руб. Таким образом общий доход начальника отделения почтовой связи в отчетном месяце в соответствии с формулой 1 составит 30000*1,1 + 22000* 1,2 = 33000+26400 =59400 руб., что представляется весьма мотивирующим (в сравнении с окладом 30000 руб.).
Аналогично можно рассчитать возможный доход любого сотрудника ФГУП «Почта России».
После того как решение в части базовых выплат, переменной части оплаты труда, дополнительных льгот и нематериальной мотивации для всех категорий и должностей будет принято, следует приступить к формированию компенсационных пакетов для каждой категории или должности, которая имеется в ФГУП «Почта России». Компенсационные пакеты утверждаются руководством и могут формироваться из следующих составляющих:
- оклад согласно должности и категории;
- вилка оклада;
- система дополнительных льгот;
- минимальный и максимальный размер переменной части;
- различные виды премий и периодичность выплат;
- список полагающихся льгот (фиксированных или на выбор).
До того, как новая система оплаты труца буцет окончательного утверждена и внедрена, необходимо чтобы был точно рассчитан бюджет на персонал при новой системе оплаты труда. Этот бюджет должен включать следующие планируемые показатели:
- фонд оплаты труда (базовые выплаты);
- премиальный фонд оплаты труда (переменные выплаты);
- фонд расходов на дополнительные льготы;
- фонд расходов на программы нематериальной мотивации;
- расчеты процента роста расходов на персонал (инвестиций в персонал) в соответствии со структурой бюджета: на момент внедрения; через полгода; через год и т. д.
Окончательное решение только тогда, если очевидно, что организация имеет (и в дальнейшем будет иметь) достаточные финансовые ресурсы для увеличения размеров расходов на персонал. Проводится анализ возможных результатов внедрения новой системы оплаты труда с точки зрения повышения производительности труда и повышения эффективности Предприятия. В случае, если ресурсы оказываются недостаточными, систему необходимо пересмотреть.
После того, как бюджет на оплату труда будет утвержден, необходимо также разработать и утвердить локальные нормативные акты (ЛНА) по оплате труда, например, Положение об оплате труда. Возможна разработка и утверждение отдельных Положений о премировании, программах нематериальной мотивации, социальных льготах.
Новые нормативные документы вводятся в действие приказами Генерального директора Предприятия.
Кроме широкой PR-программы внутри ФГУП «Почта России» необходимо осуществлять пробное начисление заработной платы сотрудникам по новой системе в течение нескольких месяцев (при этом сохраняется ее выплата по старой системе).